Войта терапия — современный метод реабилитации. Гимнастика войта для младенцев упражнения


упражнения для быстрого восстановления больного

Войта терапия - современный метод реабилитации

Войта терапия — современный метод реабилитации

Известный доктор невропатолог из Чехословакии – Вацлав Войт, работавший в послевоенные годы с трудными детьми, заметил улучшения в мышечном тонусе после определенных манипуляций и занятий.

Постепенно изучая особенности детей с проблемами развития и взрослых, пострадавших в авариях и переживших инсульты и инфаркты, доктор создал свою уникальную методику лечения или восстановления работы опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Несмотря на то, что ее эффективность доказана в любом возрасте, все же лучше начинать заниматься с первых дней выявления нарушений.

Особенно полезно лечение методом Войта в случаях родовых травм, ведь компенсаторные возможности младенцев уникальны. Хотя успешно применяется и для взрослых пациентов.

Изобретение метода Войта

Нежимая и поглаживая определенные мышцы и заставляя человека с ослабленными или спазмированными мышцами совершать правильные движения врач заметил положительный отклик.

Тогда он назвал это открытие – «врожденными образцами движениями». Целью, которую ставит Войта терапия – формирование двигательных навыков у детей с проблемами, у которых они отсутствуют по причине болезни или слабости мышц.

Это те движение которые обычные дети совершают по мере развития – хватания, ползание, сидение и прочее.

Вацлав Войт - изобретатель метода Войта

Вацлав Войт — изобретатель метода Войта

Войт же считал, что даже у тех детей, кто не может еще ничего все движения и рефлексы существуют теоретически, то есть заложены в каждом ребенке.

У взрослых эти рефлексы были утеряны вследствие травмы или болезни. Многократные повторения этих движений, жестов восстанавливает разрушенные связи между нейронами спинного и головного мозга.

Метод Войта терапии заключает в себе курс, рассчитанный минимум на 1 год, с сессиями до получаса и несколькими походами. Применяется курсами по 10-15 занятий с перерывами.

Как проводится Войта терапия

Все начинается с диагностики. Доктор определил семь положений тела и семь нормальных реакций на перемещение в это положение.

Проверять их нужно в строго определенное время, по месяцам в первый год жизни.

Уже при нарушении хотя бы одной реакции врач должен обратить внимание и призвать родителей к более повышенному вниманию, если же выявлено два и более – это срочный повод к началу лечения.

У взрослых рефлекторная гимнастика по методу Войта в первом блоке предназначена для научения переворачиванию. Обычно у здорового ребенка это движение осваивается в период с 4 до 6 месяцев.

Первый этап

Во время первого этапа человек лежит на спине, вытянув руки и ноги.

Опытный врач одновременно воздействует на несколько точек: 1 – на груди, между 7 и 8 ребром, чуть ниже соска и 2 – зона шеи, которая препятствует наклону головы. Результатом становится самостоятельный поворот на бочок.

Второй этап

И здесь начинается второй этап. Врач одновременно надавливает на плечевую зону и тазобедренный сустав. Результатом должно стать переворачивание на живот, и попытка приподняться на обеих или одной ведущей руке.

После того, как переворачивание закрепляется начинается второй блок – обучение ползанию. Вовремя использованный метод Войта при лечении дцп, позволяет делать деткам все новые и новые шаги в овладевании своим телом.

Ведь без него они могли бы так и не начать двигаться. А парализованные взрослые начинают постепенно возвращать контроль над телом.

Занятия начинаются с того положения, которым закончился первый этап – пациент лежит на животе, голова повернула и приподнята на специальной опоре.

Упражнения для восстановления подвижности в методике Войта

Упражнения для восстановления подвижности в методике Войта

Чтобы пробудить спящие мышцы и спровоцировать ползание, врач активно и последовательно активизирует мышцы правой руки и левой ноги, потом наоборот.

Таких активных точек для крестообразных движений на теле человека около 9, а возможных манипуляций с ними насчитывается порядка 30 типов. Именно поэтому важно, чтобы врач был настоящим профессионалом.

Параллельно или отдельно по программе метода Войта упражнения проводятся, пробуждающие сосательные и глотательные рефлексы, мочевыделительной и пищеварительной систем, восстановление мимики и много какие еще.

Занятия проводятся с детьми от рождения и со взрослыми. На них обязательно присутствуют опекающие взрослые, сначала как успокаивающий фактор и зрители, потом как помощники участники. Некоторым упражнениям, обязательным для каждодневных процедур они обучаются тут же.

Воздействие на организм человека

Занятия и гимнастика по методу Войта способна творить чудеса. Хотя это только на первый взгляд чудо.

На самом деле – это тщательно подобранный и научно обоснованный комплекс методик и массажных манипуляций, которые совершаются высококвалифицированными профессионалами.

Надо понимать, что рассчитаны занятия на год, а то и несколько лет и первые хорошие результаты будут получены не мгновенно, а через месяц – два активных упражнений.

Развитие моторики после инсульта с помощью методики Войта

Развитие моторики после инсульта с помощью методики Войта

Все воздействие на организм объясняется просто:

  • грамотными действиями врача – надавливаем, поглаживанием, покачиваем;
  • рефлекторным ответом организма человека.

Итак, реальные результаты, которые обеспечивает техника Войта терапии:

  1. Прокладываются новы или прочищаются утерянные связи между нервными окончаниями, спинным и головным мозгом. Просыпаются выключенные травмой или болезнью рефлексы и навыки.
  2. Пробуждается или восстанавливается способность к глотанию и появляется сосательный рефлекс.
  3. Дыхание становится глубоким и самостоятельным.
  4. Процессы дефекации и мочеиспускания становятся регулируемыми и самостоятельными.
  5. Возникают правильные и произвольные движения челюсти и языка. Он удерживается в закрытом рте, закладываются основы речи.
  6. Мышцы глазных яблок становятся контролируемыми. Человек начинает следить взглядом.
  7. Укрепляются мышцы рук. Что способствует появлению хватательного жеста, а потом и удерживания тела в положении лежа и сидя.
  8. Укрепляются мышцы ног, подготавливая ребенка ходьбе.
  9. Укрепляется позвоночный столб, готовя организм к сидению, стоянию и ходьбе.
  10. Укрепляются мышцы груди, спины, живота. Увеличивая способность управлять телом.
  11. Человек вспоминает или учится держать равновесие и управлять своим центром тяжести, что крайне важно при движении.

Инструкция по шагам

Как уже было сказано один из самым важных первых шагов – своевременная и правильная диагностика человека. Надо не только заметить проблему, но найти ее причину.

Далее нужно в комплексе с лечащим врачом и специалистом разработать программу занятий, в которые включается гимнастика и массаж терапия Войта.

В процессе самих занятий будет видно, как реагирует ребенок, что ему подходит, а что требует замены.

Следующий важный шаг – активное подключение родителей или родственников. В этом процессе они не зрители, а непосредственные участники.

Они помогают ребенку и взрослому на занятиях и дополнительно тренируют его дома, сохраняя и закрепляя восстановленные рефлексы и навыки.

Лечение сколиоза с помощью Войта терапии

Лечение сколиоза с помощью Войта терапии

Не мало важен здесь психологический настрой. Нужно запастись терпением и быть готовым к тому, что результат будет виден далеко не мгновенно.

Еще один шокирующих многих момент – крики и плач ребенка при манипуляциях. Дети кричат не от боли, а скорее от стрессовой нагрузки на мышцы и нервную систему. Активируемые нажатием точки в Войта терапии пробуждают рефлекторную деятельность, а не являются болевыми.

Взрослые же почти никогда не кричат, хотя могут издавать протяжные звуки.

После завершения курса занятий с терапевтом нужно обязательно взять рекомендации и самостоятельно проводить упражнения, рекомендованные специалистом. Ни в коем случае нельзя что-то придумывать или назначать процедуры по своему желанию.

Показания и противопоказания

Показана эта уникальная техника Войта терапии как деткам с трудностями в развитии, так и взрослым.

Список решаемых проблем очень широк:

  • Любая степень церебрального паралича.
  • Нарушения в координации.
  • При эпилепсии, при условии купирования приступов.
  • Устранение последствий инсульта.
  • Терапия при травмах головы.
  • Дисплазия тазобедренных суставов.
  • Кривошея.
  • Нарушения жизненно необходимых рефлексов – сосания, глотания, жевания.
  • Аутизм и расстройства аутистического спектра.
  • Задержки психического, моторного и речевого развития.
  • Травмы и поражения спинного мозга.
  • Синдром Дауна и сопутствующие ему проблемы.
  • Сколиоз и другие проблемы с позвоночником.

К сожалению, есть и противопоказания:

  1. Острые вирусные или бактериальные заболевания.
  2. Лихорадка.
  3. После операции нужно дождаться полного заживления.
  4. Период декомпенсации или обострения хронических заболеваний, в частности гидроцефалии.
  5. Повышенная ломкость костей.
  6. Острые проблемы с сердцем.

Все эти проблемы не позволят полноценно провести занятия и принесут в конечном итоге больше вреда, чем вынужденная пауза.

Заключение

Итак, терапия доктора Войта, взятая на вооружение грамотными неврологами, терапевтами и остеопатами способна приносить реальные и чудесные результаты в восстановлении детей и взрослых, возвращая их к полноценной жизни.

Видео: Войта терапия для реабилитации взрослых

noalone.ru

Войта-терапия, что это такое, показания, противопоказания

vojta-terapiya-1Появление долгожданного малыша, нередко ставит перед родителями совершенно незнакомые проблемы. Одной из таких считается рождение малыша с поражением головного мозга, которое может привести к расстройству двигательных функций через некоторое время. Войта-терапия, что это за понятие и что означает ее загадочное название. Новая восстановительная методика разработана в 50-70 гг. прошлого века. Вацлав Войта предложил качественно новый принцип восстановления двигательной функции у грудничков, детей и взрослых, имеющих патологию центральной нервной системы и скелетно-мышечного комплекса.

Войта терапия: что это и каковы основные характеристики

Почему родители должны знать о войта терапии, что это и как применяется? Объясняется просто. Именно для них разработана эта система. Благодаря участию мамы и папы эффективность ее во много раз превышает другие подобные методы.

  • Основанием войта-терапии служит рефлекторная локомоция, а что же это означает? Базисом служит воздействие на естественные физиологические связи двигательной функции, восстановление и совершенствование последних.
  • С ее помощью врачи восстанавливают основные механические схемы движения.
  • Терапия направлена на стимуляцию всех нервных окончаний, начиная с поперечно-полосатой мускулатуры скелета и заканчивая внутренними системами и органами.
  • Во время применения процедуры человек открывает в себе врожденные двигательные умения.
  • Центральная нервная система новорожденных легко поддается влиянию подобных методик за счет альтернативного подхода и возрастной способности приспосабливаться и вырабатывать новые связи.
  • Благодаря методике происходит активация участков мозга, «заблокированных» патологическим процессом.

Задача метода – сформировать двигательные навыки, соответствующие возрасту человека. Пройдя курс войта-терапии, ребенок сможет научиться хватать предметы и ходить.

Войта-терапия, что это и как совершенствуется моторная функция? Для правильного ее применения задействуют рефлексы поворачивания и ползания у детей, у старщих – удержание равновесия во время проведения упражнений. Взрослый пациент пытается выпрямлять мышцы своего тела наперекор силе тяжести.

Принцип процедуры

Как проводится сеанс войта-терапии, что это и почему позволяет добиться успеха? Рефлекторная локомоция начинает работать за счет рефлексов.

  • Специалист применяет внешние раздражители, чтобы «разбудить» рефлексы человека.
  • За счет рефлексов начинают возобновляться в автоматическом режиме природные стереотипные схемы движения.
  • Терапевт механически воздействует на определенные участки тела больного, находящего в разных положениях: на боку, животе либо спине.
  • Внешние раздражители стимулируют переворот и рефлекторное ползание. Рефлекторное переворачивание происходит из положения либо на боку, либо на спине. Рефлекторное ползание происходит из положения на животе.
  • В процедуре задействована вся мускулатура туловища и все двигательные модели: ползание, вставание, хождение, хватание и переворачивание. Реагирует все уровни ЦНС.
  • Если двигательные реакции будут протекать циклично под давлением внешних раздражителей, то это физиологически зафиксируется не только у взрослого человека, но и у грудного ребенка.

Показания к использованию

Войта-терапия, что это, показания к применению. Как и любое лечебное воздействие эта методика имеет показания и противопоказания.

Показания:

  • мышечная кривошея;
  • нарушения координации в движениях средней и тяжелой степени;
  • повреждения ног и рук травматического характера;
  • ДЦП;
  • нарушения функций позвоночника;
  • рассеянный склероз;
  • дисплазии и подвывихи тазобедренного сустава;
  • параличи и парезы разного происхождения;
  • профессиональные болезни, миозиты
  • наследственные нервно-мышечные заболевания;
  • спинномозговые повреждения.

Войта-терапия, что это и в чем ее уникальность?

Процедуру практического применения ни в коем случае нельзя отнести к методике лечебной физкультуры. Это не физическая тренировка движений, а опосредованное воздействие на центральную нервную систему. В мозге сохраняется программа «нормальных», физиологичных движений, а не заучивание замещающих направлений.

С помощью войта-терапии можно откорректировать рефлекторные движения глазных яблок, тонкие движения мимических мышц и языка, физиологические функции прямой кишки и мочевого пузыря.

Все упражнения хорошо запоминаются, благодаря чему ребенок постарше может повторять их дома самостоятельно. Безусловно, это не исключает родительский контроль.

Войта-терапия для детей

Метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.

Инструктаж в обязательном порядке получают родители малыша. Крики грудных детей вовремя процедуры. Многие родители думают во время сеанса войта-терапии, что их детям больно, но это не так. Груднички криком выражают протест на непривычные манипуляции. После нескольких процедур младенцы перестают плакать, между занятиями они успокаиваются.

Войта-терапия у взрослых

Метод применяется у взрослых в случаях приобретенных повреждений опорно-двигательного аппарата. Терапия используется на различных стадиях заболевания. Войта-терапия способна помочь людям вернуться к нормальному образу жизни, чтобы не осталось последствий после получения травм. Сопутствующие эффекты процедуры – это импульсы, посылающие сигналы в головной мозг, благодаря чему у человека усиливается концентрация, выносливость. После нескольких занятий появляется разнообразие в действиях, улучшается психика и сенсорика. Целью войта-терапии у взрослых является его возвращение к нормальной жизни, полноценной работе, учебе и занятиям спортом.

vojta-terpiya

Противопоказания к использованию

Войта-терапия, что это, противопоказания к проведению занятий:

  • Острая инфекционная патология.
  • Нельзя применять в течение 10 дней после прививки.
  • Беременность.
  • Проблемы с сердечно-сосудистой системой.
  • Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет.
  • Обострение других хронических болезней.
  • Судороги различного происхождения.
  • Нежелание родителей применять данный вид терапии.

Дозировка и интенсивность занятий

Определенного режима для занятий нет. К каждому пациенту нужен индивидуальный подход, с учетом показаний и противопоказаний. Груднички быстро устают, поэтому у них на процедуры будет уходить меньше времени, чем у взрослого человека. Новорожденные занимаются по 5-20 минут в день. Большая ответственность и нагрузка ложится на плечи близких и родных, потому что войта-терапию необходимо проделывать несколько раз в сутки. Детям войта-терапию в домашних условиях делают родители, которые понимают, что это и зачем, взрослым – супруг или родственники. Эффективность контролирует врач, которого следует посещать несколько раз в неделю.

Заключение

  • Основа Войта-терапии – рефлекторная локомоция – коррекция моторных навыков на базе физиологических рефлекторных движений.
  • Она показана к использованию, как детям, так и взрослым.
  • Курс назначает только врач.
  • Обязательно нужно пройти инструктаж у методиста, имеющего сертификат.
  • Результаты лечения будут заметны уже через несколько дней.
  • Нельзя после улучшения прекращать заниматься. Теперь, когда получили представление о том, как работает войта-терапии, что это, на некоторое время она должна стать образом жизни.

После завершения лечения необходимо консультироваться у войта-терапевта раз в месяц. А еще стоит посмотреть видео, где специалист расскажет, как проводится войта-терапия, в каких условиях и что это такое.

 

 

neurozone.ru

ВОЙТО-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

Ребенок развивается из двух исходных положений: 1. Лежа на спине 2. Лежа на животе. Сейчас мы подробно, по месяцам, рассмотрим двигательное развитие ребенка. В данной части статьи будут использоваться понятия лицевой и затылочной конечности. Сначала рассмотрим их и дадим им объяснение. Лицевая конечность - рука или нога, в сторону которой повернуто лицо ребенка (как правило, опорная конечность). Затылочная конечность - рука или нога, лежащая со стороны затылка ребенка. Нужно помнить, что при оценке двигательного развития ребёнка первого года жизни есть несколько аксиом: 1.Основная двигательная задача ребенка - это переход из горизонтального в вертикальное положение. 2.Любой координированный навык формируется сверху-вниз: голова-туловище-руки-ноги. Пока не скоординируется голова, ни о какой координации рук и ног не может идти и речи. 3.Внутри организма существует некая система координат, относительно которой оцениваются все движения - это продольная ось туловища. 4.99% информации о двигательном и функциональном состоянии ребенка мы получаем, оценивая позу покоя ребенка. Сначала смотрим на положение головы, потом туловища, потом оцениваем положение головы относительно туловища, затем смотрим на положение конечностей относительно туловища и потом оцениваем целиком. Причем, такую тщательную оценку необходимо проводить из двух положений: лежа на спине и лежа на животе. Для развития ребенка из положения лежа на животе большое значение имеет центр тяжести, точнее, его местоположение. У новорожденного ребенка центр тяжести находится у верхнего края грудины (очень большая голова относительно туловища). У взрослого человека он находится в малом тазу. Что же влияет на постепенное перемещение центра тяжести вниз? Прибавка в весе. По мере того, как ребенок растет, прибавляет в весе, центр тяжести смещается вниз и, соответственно, идет уменьшение площади опоры. 0-1 месяц: И.П. лежа на спине: голова повернута в сторону, туловище компенсаторно изогнуто, лицевая рука полусогнута перед лицом, затылочная рука полусогнута вверх, нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах. Это так называемая поза «полуфехтовальщика». Поза «фехтовальщика» является патологической, поэтому данную, физиологичную для ребенка этого возраста, позу мы называем позой «полуфехтовальщика» (так как она напоминает фехтовальщика в основной стойке). При повороте головы руки меняют свое положение (за счет рефлексов орального автоматизма). Не фиксирует взгляд (0 мес). Захват предмета "взглядом", т.е. взглядом хочет взять предмет, а рукой не может (конец первого месяца). И.П. лежа на животе: голова компенсаторно повернута в сторону, ось туловища компенсаторно изогнута, руки приведены к туловищу и максимально согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в сагитальной плоскости (поджаты под себя). При этом, тазо-бедренные суставы не должны лежать на поверхности опоры. Если ноги в положении «лягушки» (распластаны) - то это считается признаком мышечной гипотонии, следует искать родовую травму шейного отдела позвоночника. 2 месяца: И.П. лежа на спине: голова и туловище уже расположены по продольной оси, руки находятся в начальной фазе рефлекса Моро (в стороны, ладони вперед), ноги - пассивно-активное сгибание (активный компонент только начинает появляться). Если туловище отклонено от продольной оси, мы можем подозревать начальную фазу сколиоза. И.П. лежа на животе: голова и туловище - по продольной оси, центр тяжести смещается на середину грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты в плоскости, промежуточной между фронтальной и сагитальной (так называемое сгибание с отведением в 45 градусов). 3 месяца: И.П. лежа на спине: голова и туловище - по продольной оси, руки тоже «находят» продольную ось, ноги пассивно-активно согнуты (увеличивается активный компонент сгибания). Тянет обе руки в рот и обследует свое тело руками - грудь и живот до пупка. Захват предмета нецеленаправленный. Как же выглядит на практике нахождение руками продольной оси? Ребеночек начинает брать ручки в рот. А причина этому - основной мышечный стереотип движения, также относящийся к рефлексам орального автоматизма. Поэтому мы должны дать рекомендации маме - не «вынимать» руки изо рта, так как это является необходимым этапом его двигательного развития. И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести - середина грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты во фронтальной плоскости (сгибание с отведением), тазобедренные суставы ложатся на поверхность опоры (это так называемое положение Лоуренса 1). Это положение способствует правильному и своевременному формированию головки тазобедренного сустава. 4 месяца: И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, ребенок начинает заводить руку в пространство «противоположной» руки, ноги - в положении пассивно-активного сгибания (активный компонент продолжает нарастать). Ноги согнуты в суставах на 95°, стопы близко друг к другу; ребенок умеет поворачиваться на бок и обратно; обследует свое тело руками ниже пупка Постепенно ребенок начинает осваивать одной рукой пространство противоположной. Опираясь пятками на поверхность, поднимает таз и двигает им в разные стороны; Если заведение руки произошло раньше 4 месяцев (особенно, если данное положение фиксировано), то можно заподозрить какую-то неврологическую патологию. И.П. лежа на животе опора на предплечья, лучезапястные суставы и живот; ребенок может поднимать одну руку и тянуться к игрушке; захват четвертым и пятым пальцем кисти (обезьяний). 5 месяцев: И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, тянет руки в рот, сосет их, активно заводит обе руки в противоположенные стороны, ноги - полностью отсутствует пассивный компонент сгибания, ноги активно согнуты во всех суставах до 90 градусов. Обследует свое тело руками до колен, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую. И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести смещается ближе к пупку. Руки опираются на кисти или лучезапястные суставы, ноги активно согнуты до 90 градусов, опора на голени - ребенок периодически принимает положения стоя а четвереньках. Таз при этом остается свободным. Предметы захватывает 2-5 пальцами кисти. 6 месяцев: И.П. лежа на спине происходит отрывание попы от поверхности стола, ноги находят продольную ось. Каким образом? Ребенок тянет их в рот и сосет. Если ребенок раньше 6 месяцев перекрещивает ножки и фиксирует их в этом положении - признак неврологической патологии. Чем выше уровень перекреста, тем хуже прогноз. И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести находится на уровне пупка. Опора на кисти и голени, таз находит точку опоры - таким образом, ребенок садится. Стоя на четвереньках, может поднять одну руку параллельно полу; захват предмета 2-3-им пальцами. Здоровый ребенок при условии его нормального развития садится из положения стоя на четвереньках, через поворот на бок или поворот на живот. Это считается физиологичным. Если ребенок к этому возрасту еще не сидит, при условии, что он во всем остальном не отстает в двигательном развитии (встает на четвереньки, ползает, встает), то это можно считать вариантом нормы. Ребенок имеет право сесть в самую последнюю очередь (например, шел, упал на попу - сел и научился сидеть). Сажать ребенка насильно, пока он не готов к этому, категорически запрещается. Нагрузка на позвоночник в положении сидя в сто раз сильнее, чем в положении стоя. Примером этому может служить лечение при компрессионных переломах. Допускается принятие положения «полу-лежа» на непродолжительное время (в случае кормления или в прогулочной коляске). Но если ребенка посадить в подушки и делать это регулярно, то в дальнейшем мы будем иметь проблемы с осанкой. 7 месяцев: И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, руки - во рту или заведены в пространство противоположенной руки, ноги - во рту или заведены в пространство противоположенной ноги. Таким образом, рука и нога заводятся в сторону, и ребенок осуществляет координированный (!) поворот на бок (1 фаза поворота) и на живот (2 фаза). Если ребенок раньше 7 месяцев поворачивается на бок и на живот, то такой поворот еще нельзя считать координированным и самостоятельным, и рассматривается как единичный случай (или ему активно помогает мама). Поза "садового гнома" (сидит на боку с опорой на прямую руку) фото 4; умеет поворачиваться с живота на спину; может взять предметы одновременно в две руки. И.П. лежа на животе уверенно стоит на четвереньках, раскачиваясь во все стороны; может ползать по-пластунски (на локтях, ноги при этом пассивно волочатся сзади). Фото 4

vojtosar.ru

Войта-терапия

Рефлекторная локомоция – основа Войта-терапии

За счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции у пациентов с повреждениями центральной нервной системы и двигательного аппарата можно восстановить – по крайне мере в отдельных областях – элементарные двигательные модели, то есть они становятся снова доступными. Рефлекторная локомоция активируется «рефлексогенным» путём. Понятие «рефлекс» в контексте рефлекторной локомоции означает не вид нейронального управления, а относится к применяемым с лечебной целью внешним раздражениям и определённым, всегда «автоматически» возникающим двигательным реакциям на них.

В процессе Войта-терапии терапевт оказывает целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится в положение на животе, на спине или на боку. Подобные раздражения у людей любого возраста автоматически и без их собственной инициативы, то есть без активного намеренного содействия пациента, приводят к двум двигательным комплексам:

рефлекторному ползанию в положении на животе и рефлекторному переворачиванию из положения на спине и боку. Рефлекторное ползание ведёт к своего рода ползущему движению, в то время как рефлекторное переворачивание начинается в положении на спине и, миную положение на боку, переходит в положение на четвереньках.

При рефлекторной локомоции происходит координированная, ритмичная активация всей скелетной мускулатуры и реагирование различных уровней интеграции центральной нервной системы. Регулярно и циклично протекающие двигательные реакции, вызванные в определенном исходном положении с помощью раздражения надавливанием, могут полностью вызываться и репродуцироваться любое количество раз уже у новорожденных.

Таким образом видимо задействуются все движения, появляющиеся у человека при развитии хватания, переворачивания, ползанья, вставания и хождения. Согласно профессору Войте они имеются в наличии у детей уже в тех стадиях развития, в которых они спонтанно ещё не обладают этими способностями.

За счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции у пациентов активируются необходимые для повседневных спонтанных движений – бессознательно используемые – функции мышц, в первую очередь на позвоночнике, но также на руках и ногах, кистях и ступнях и на лице.

Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.

Цель терапевтического применения рефлекторной локомоции

За счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:

1. Равновесие тела при движениях («постуральное управление»)2. Выпрямление тела против силы тяжести 3. Целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазная подвижность»).

 

Отличие от других физиотерапевтических приёмов и методов

Войта-терапия не состоит в тренировке двигательных функций, таких как хватание, переворачивание со спины на живот и хождение. Активация рефлекторной локомоции скорее способствует доступу через центральную нервную систему к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для определённого движения или действия.

После лечения по методу Войты эти частичные модели становятся спонтанно доступными для пациента. Регулярное повторение сохраненного в мозгу «нормального движения» предотвращает заучивание замещающих движений. Они в любом случае служили бы лишь заменой собственно желаемого «нормального движения».

Активация вегетативных и других автоматических реакций

С помощью рефлекторной локомоции, наряду с «большими» двигательными процессами, также можно активировать определённые реакции, например:

  • отведение взора (глазная моторика)
  • движения языка, челюсти (ротолицевая моторика),

а также вегетативные функции, например:

  • регуляция работы кишечника и мочевого пузыря
  • дыхание
  • сосание и глотание,

и воздействовать на них.

Рефлекторная локомоция и её отношение к нормальному двигательному развитию

Частичные двигательные модели рефлекторной локомоции в совокупности охватывают все элементы двигательного развития человека вплоть до свободного хождения. За счёт регулярной Войта-терапии происходит «прокладка» частичных моделей в центральной нервной системе, так что активированное состояние сохраняется после окончания процедуры и оказывается положительное воздействие на спонтанные движения ребёнка или взрослого.

Согласно клиническому опыту после активации с помощью рефлекторной локомоции пациент (ребёнок / взрослый) располагает более обширным – или даже нормальным – выбором положений тела. Это также ведёт к росту эмоциональной уверенности пациента, позволяющей взаимодействовать с окружающим миром и получать опыт.

 

Войта-терапия в детском возрасте

Войта-терапия может одинаково применяться как для грудных детей, так и детей постарше. Назначение происходит на основании диагноза врача и соответствующе сформулированной цели лечения.

Наилучшие результаты достигаются, если у пациента ещё не развились и не закрепились так называемые замещающие двигательные модели. У пациентов с закрепляющейся «замещающей моторикой» целью лечения является активация  и поддержание физиологичных двигательных моделей, кроме того, возврат незакреплённых анормальных двигательных моделей к нормальному состоянию и их интеграция в нормальные двигательные процессы вплоть до полного владения произвольной моторикой.

Крик грудного ребёнка в Войта-терапии

Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Естественно, это смущает родителей и наводит их на предположение, что они «делают ребёнку больно». Однако крик является важным  и адекватным средством выражения у пациентов в этом возрасте, которые таким образом реагируют на непривычную активацию. Как правило, после короткого периода привыкания крик перестаёт быть таким интенсивным, и в перерывах между упражнениями и после процедуры дети сразу же успокаиваются. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они тоже уже не кричат.

 

О Войта-терапии во взрослом возрасте

У взрослых с приобретёнными нарушениями, затрагивающими управление движением посредством периферийной и центральной нервной системы, Войта-терапия может применяться как в острой фазе заболевания, то есть очень рано, так и при последующей реабилитации.

 

 

 

 

 

 

Применение рефлекторного ползания у взрослого пациента

С помощью Войта-терапии стремятся восстановить доступность ранее здоровых двигательных моделей с целью предотвращения последствий, таких как боли, ограничение функциональности и силы. В качестве желаемых сопутствующих эффектов при каждой процедуре возникают импульсы, которые оказывают активирующее действие на высшие кортикальные функции (мотивация, концентрация, выносливость, становление речи, разнообразие деятельности, сенсорика и психика).

Важнейшей целью Войта-терапии является восстановление у пациента компетенции в повседневной жизни, то есть лечение должно вернуть пациенту способность как можно лучше участвовать во всех видах деятельности, которые от него требуют семья, школа, профессия, досуг и т. п.

 

Спектр действия Войта-терапии

Благодаря широкому спектру действия Войта-терапия приносит пользу пациентам любого возраста и с самыми разнообразными заболеваниями, такими как:

  • церебральные парезы
  • сколиозы позвоночника
  • вывихи и дисплазии тазобедренного сустава

Даже при ярко выраженных церебральных двигательных нарушениях механизмы выпрямления или опорные функции и коммуникационные способности испытывают заметное положительное воздействие и изменяются. Войта-терапия может использоваться в качестве основного лечения в рамках физиотерапии практически при любом двигательном нарушении и при многочисленных заболеваниях, например:

Центральные нарушения координации в грудном возрасте

  • Двигательные нарушения вследствие повреждений центральной нервной системы (церебральные парезы, апоплексия, рассеянный склероз и др.)
  • Периферийные параличи рук и ног (напр., плексус-парезы, расщепление дужек позвонков, поперечный паралич и др.)
  • Различные заболевания мышц
  • Заболевания и ограничения функции позвоночника, например искривление позвоночника (сколиоз)
  • Повреждения плеч и рук, бёдер и ног, носящие ортопедический или травматологический характер
  • Сопутствующее лечение патологического развития бёдер (вывих / дисплазия тазобедренного сустава)
  • Проблемы с дыхательной, глотательной и жевательной функциями
Противопоказания к Войта-терапии

Нельзя применять Войта-терапию в следующих случаях:

  • При острых лихорадочных и воспалительных заболеваниях
  • При прививках живой вакциной в соответствии с предписаниями врача (как правило, в течение 10 дней после прививки)
  • При беременности пациента
  • При определённых заболеваниях, например несовершенном остеогенезе, сердечных заболеваниях и др.

При всех заболеваниях, ухудшающих общее самочувствие, процедуры Войта-терапии нужно сократить в соответствии с толерантностью пациента к нагрузке, но не обязательно отменять.

Воздействие Войта-терапии на развитие и общение пациента

Благодаря Войта-терапии возникают положительные изменения координации движений при хватании, выпрямлении, хождении и речи. Как следствие этого изменения ребёнок или взрослый становится в состоянии легче и разнообразней выражать свои желания и потребности и спонтанно удовлетворять их. Пациенты становятся менее фрустрированными, выглядят более уравновешенными и довольными. Дети старшего возраста и взрослые говорят после Войта-терапии, что при движении они себя чувствуют «легче». Столь позитивные общие эмоции ведут к заметному улучшению коммуникативных способностей. В целом, Войта-терапия предоставляет пациенту заметно улучшенные возможности для двигательного обучения во взаимодействии с окружающим миром.

Вне Войта-терапии не требуется постоянного наблюдения или корректирующего вмешательства со стороны родителей, так что ребёнок грудного или более старшего возраста может свободно и спонтанно двигаться. Согласно принципу Войты не существует «неправильных поз», которые бы могли воспрепятствовать успеху лечения.

Войта-терапия стимулирует «прокладку» в центральной нервной системе ребёнка постуральных и двигательных функций, за счёт чего его улучшенное двигательное состояние при ежедневном проведении нескольких непродолжительных процедур, как правило, может сохраняться в течение всего дня.

В результате это также способствует развитию самостоятельности маленького пациента и его независимости от родителей, что является одной из целей лечения. Одновременно Войта-терапия способствует росту родительской компетентности: при ежедневных процедурах Войта-терапии ребёнок чувствует внимание к себе через телесный контакт и внушающее уверенность руководство со стороны родителей. Таким образом, Войта-терапия укрепляет взаимоотношения между родителями и ребёнком и даёт ему новый, дополнительный опыт.

Дозировка и интенсивность занятий Войта-терапией

Рефлекторная локомоция является крайне действенной, но для грудных и маленьких детей также непривычной и очень утомительной терапией. Как и многие другие виды физиотерапии, Войта-терапия выдвигает значительные требования к родителям и близким людям.

Для успешности Войта-терапии у детей грудного и младшего возраста, как правило, требуется ежедневное проведение нескольких занятий. Одно занятие длится от пяти до двадцати минут.

Задача родителей / близких людей при Войта-терапии

Так как родители или близкие люди проводят занятия по нескольку раз в день, им выпадает решающая роль в Войта-терапии.

В случае взрослого пациента проведение Войта-терапии может взять на себя супруг, спутник жизни или близкое лицо. При этом занятия, как правило, проводятся несколько раз в неделю.

 

Инструктаж и проведение Войта-терапии

Помимо основного заболевания, эффективность и тем самым успех Войта-терапии определяются интенсивностью и точностью выполнения упражнений. После получения направления от лечащего врача Войта-терапевт составляет индивидуальную программу и определяет вместе с пациентом / родителями цели лечения. Затем программа лечения через регулярные промежутки корректируется в соответствии с развитием пациента.

 

 

Точный инструктаж со стороны Войта-терапевта даёт матери уверенность для лечения ребёнка дома

Инструктаж по проведению Войта-терапии родителями или близкими людьми, как правило, начинается безотлагательно, чтобы позволить начать лечение дома у пациента и обеспечить там необходимую интенсивность занятий.

Потом независимо от возраста пациент должен регулярно показываться в амбулатории Войта-терапевта.

Войта-терапия в междисциплинарном лечении

Профессор Войта видел в улучшении автоматически управляемой позы тела основную предпосылку для стимуляции развития у пациента эмоциональной сферы, восприятия, речи, обучения и т. д. Таким образом, Войта-терапия улучшает предпосылки для терапевтического воздействия лечебной педагогики, логопедии, эрготерапии и др. Поэтому Войта-терапия занимает важное, основополагающее место в междисциплинарном лечении.

 

Что доказывает эффективность Войта-терапии?

Войта-терапия положительно показала себя на многих пациентах от грудного до взрослого возраста по всему миру. Обнаруженные профессором Войтой рефлекторные передвижения, их действие и терапевтический успех были многократно научно исследованы и эмпирически доказаны. Кроме того, существуют отдельные доказательные исследования.

Исследования о психическом воздействии Войта-терапии

Выдвигаемые в особенности психологами предположения об отрицательном воздействии Войта-терапии на чувствительно-двигательное развитие и коммуникативное и социальное поведение пациентов грудного и детского возраста были исследованы многими авторами. При этом особое внимание уделялось сравнению с детьми, не проходившими или проходившими другое лечение, а также воздействию на отношения между матерью и ребёнком. Однако эти исследования показали, что с точки зрения психологии Войта-терапия не несёт с собой никаких отрицательных эффектов и, более того, может оказывать положительное воздействует также на уровне психики.

 

Кто применяет Войта-терапию и Войта-диагностику?

Квалифицированная группа преподающих физиотерапевтов и врачей объединилась в Международное общество Войты (МОВ), имеющее статус зарегистрированного некоммерческого партнёрства. Эта группа, некоторые члены который прошли обучение ещё у самого профессора Войты, более 40 лет подготавливает по всему миру квалифицированных Войта-терапевтов и врачей, которые затем, в свою очередь, могут квалифицированно лечить пациентов по методике Войты. Так как значительная часть Войта-терапии проводится родителями дома, она является очень недорогим лечением.

 

Обучение Войта-терапевтов и врачей

Чтобы получить официальный статус Войта-физиотерапевта для пациентов грудного и детского возраста необходимо пройти 8-недельные, а для взрослых пациентов – 6-недельные курсы профессиональной специализации по Войта-терапии в соответствии со стандартами и руководящими принципами Международного общества Войты (МОВ).

Предпосылкой для данных курсов специализации является законченное образование по специальности физиотерапевт или врач, а также опыт работы не менее двух лет, по возможности с детьми или взрослыми с неврологическими симптомами. Наряду с этими курсами специализации, для врачей также проводятся недельные курсы усовершенствования по неврологическому обследованию новорожденных и грудных детей согласно Войта-диагностике.

Обучение по методике Войты для физиотерапевтов и врачей в соответствии со стандартами и руководящими принципами Международного общества Войты признаётся и рекомендуется основными больничными кассами Германии.

Профессиональное усовершенствование врачей и Войта-физиотерапевтов

Наряду с вышеназванными курсами специализации для физиотерапевтов, для врачей также проводятся недельные курсы усовершенствования по неврологическому обследованию новорожденных и грудных детей согласно Войта-диагностике.

Международное общество Войты (МОВ) в сотрудничестве с различными клиниками и институтами в Германии и других странах регулярно предлагает курсы переподготовки и практические семинары для Войта-терапевтов и врачей по специальным темам Войта-терапии и диагностики.

Кроме того, в Германии Международное общество Войты (МОВ), в сотрудничестве с профессиональными ассоциациями физиотерапевтов (ZVK e.V. и IFK e.V.), несколько раз в году предоставляет в круглым счётом 70 рабочих группах (с приблизительно 1600 квалифицированными Войта-терапевтами) возможность пройти курс усовершенствования с представлением пациентов и под руководством обучающих терапевтов из МОВ.

www.vojta.com

Гимнастика войта упражнения - БэбиБлог

Массаж детям, инструктор ЛФК, врач-реабилитолог.

Инструктор ЛФК, врач-массажист. Опыт 25 лет. При ДЦП, ПЭП научу ребёнка сидеть, стоять, ходить; научу ребёнка работать, используя мелкую моторику пальцев рук; устраним проблему ходьбы на носочках. Коррекция плоскостопия, деформаций конечностей, вирус, вальгус, Х- и О-образная деформация. Подбор супинаторов любой степени сложности. 3D супинаторы. В работе использую активную, пассивную, мотивационную гимнастики, методики Бобат, Войта, Домэн, растяжки, стабилизирую положение тела ребёнка в пространстве, упражнения на моторную координацию, устойчивость, с контрактурами разных типов. Упражнения составляются индивидуально, меняются в зависимости от положительной динамики...

Читать полностью...

Массаж, ЛФК детям при ДТБС.

Инструктор ЛФК, врач-массажист. Опыт 25 лет. При ДЦП, ПЭП научу ребёнка сидеть, стоять, ходить; научу ребёнка работать, используя мелкую моторику пальцев рук; устраним проблему ходьбы на носочках. Коррекция плоскостопия, деформаций конечностей, вирус, вальгус, Х- и О-образная деформация. Подбор супинаторов любой степени сложности. 3D супинаторы. Работаю с ДТБС. Много положительных отзывов. В работе использую активную, пассивную, мотивационную гимнастики, методики Бобат, Войта, Домэн, растяжки, стабилизирую положение тела ребёнка в пространстве, упражнения на моторную координацию, устойчивость, с контрактурами разных типов. Упражнения составляются индивидуально...

Читать полностью...

Не нашли что нужно?

Задайте любой вопрос и получайте ответы от активных пользователей Бэбиблога

Массаж детям, инструктор ЛФК, врач-реабилитолог.

Инструктор ЛФК, врач-массажист. Опыт 25 лет. При ДЦП, ПЭП научу ребёнка сидеть, стоять, ходить; научу ребёнка работать, используя мелкую моторику пальцев рук; устраним проблему ходьбы на носочках. Коррекция плоскостопия, деформаций конечностей, вирус, вальгус, Х- и О-образная деформация. Подбор супинаторов любой степени сложности. 3D супинаторы. В работе использую активную, пассивную, мотивационную гимнастики, методики Бобат, Войта, Домэн, растяжки, стабилизирую положение тела ребёнка в пространстве, упражнения на моторную координацию, устойчивость, с контрактурами разных типов. Упражнения составляются индивидуально, меняются в зависимости от положительной динамики...

Читать полностью...

Инструктор ЛФК, массажист.

Инструктор ЛФК, врач-массажист. Опыт 25 лет. При ДЦП, ПЭП научу ребёнка сидеть, стоять, ходить; научу ребёнка работать, используя мелкую моторику пальцев рук; устраним проблему ходьбы на носочках. Коррекция плоскостопия, деформаций конечностей, вирус, вальгус, Х- и О-образная деформация. Подбор супинаторов любой степени сложности. 3D супинаторы. В работе использую активную, пассивную, мотивационную гимнастики, методики Бобат, Войта, Домэн, растяжки, стабилизирую положение тела ребёнка в пространстве, упражнения на моторную координацию, устойчивость, с контрактурами разных типов. Упражнения составляются индивидуально, меняются в зависимости от положительной динамики...

Читать полностью...

Календарь развития ребенка

Мы расскажем вам реальные истории наших мамочек, которые прошли через это или проходят прямо сейчас!

Перейти в календарь

Врач по ЛФК и массажу с ББ.

Инструктор ЛФК, врач-массажист. Опыт 25 лет.Массаж грудничкам, детям до года и страрше. При ДЦП, ПЭП, ЗТМР научу ребёнка сидеть, стоять, ходить;научу ребёнка работать, используя мелкую моторику пальцев рук; устранимпроблемуходьбы на носочках.Коррекция плоскостопия, деформаций конечностей, вирус, вальгус, Х- и О-образнаядеформация. Подбор супинаторов любой степени сложности. 3D супинаторы.В работе использую активную, пассивную, мотивационную гимнастики, методикиБобат,Войта, Домэн, растяжки, стабилизирую положение тела ребёнка впространстве,упражнения на моторную координацию, устойчивость, с контрактурамиразных типов.Упражнения составляются индивидуально, меняются в зависимости отположительнойдинамики ребенка.Обучаю родителей работать с моторными упражнениями.Добиваюсь положительного...

Читать полностью...

Раннее развитие

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

Массаж детям, инструктор ЛФК, врач-реабилитолог.

Врач-массажист, инструктор ЛФК. Стаж 25 лет. Постоянно повышаю квалификацию. Опыт работы в реабилитационном центре ДЦП, за рубежом. При ДЦП, ПЭП научу ребёнка сидеть, стоять, ходить; научу ребёнка работать, используя мелкую моторику пальцев рук; устраним проблему ходьбы на носочках. - гипертонус, гипотонус, мышечная дистония, родовая травма, недоношенность - сколиоз, нарушение осанки, кривошея - врождённая косолапость, без ГИПСА - дисплазии т/б сустава, деформации конечностей (вальгус, варус, эквинус, эквиноварус) - плоскостопие - индивидуальные ортопедические стельки любой степени сложности. В работе использую методики Бобат...

Читать полностью...

Стимулирование нормального развития ребёнка.

Иногда так складываются обстоятельства, что ребёнок отстаёт от развития сверстников. Часто это приводит к ПЭП, ДЦП, Помогу Вашему ребёнку овладеть навыками, которые соответствуют здоровому развитию по возрасту: 3 мес - удержание головы, 4-5 мес повороты, 6 мес - садиться, 9 мес - стоять, 12 мес - ходить. Если ребёнку более года, а он не овладел этими навыками, не переживайте, я могу научить этим навыкам детей от 1 года. Инструктор ЛФК с высшим медицинским образованием. при ДЦП, ПЭП научу ребёнка сидеть...

Читать полностью...

Взялась за себя.

Что-то я жирная стала. Систему толком не держу, все в попыхах и постоянном аврале. Фигура портится. Год уже на противозачаточных и чувствую это мне вредит. Ем мало, откужа жир берется на животе? Когда сижу прямо складки кожи. Решила остановиться и войти в колею по-тихоньку. Уже 3 дня держу систему без срывов (обычно у меня послабления) и занимаюсь своей гимнастикой. Раньше я ходила в цирковую студию, потом бросила это дело из-за трамвы головы (кружилась от упражений). Пересмотрела, что-то вспомнила и создала...

Читать полностью... Анна 12 октября 2012, 21:35

Войта. Не перестаю удивляться.

Войтой мы не занимались несколько недель из-за постоянных истерик и плохого сна. Саша ушел в спастику, руки деревянные, ноги- перехлёст, спина искривилась, ползать перестал, вставать на руки, перекатываться. Дошло до того, что стал плакать сидя на руках... сделали вывод, что болит спина и вообще не удобно и некомфортно из-за спастики. Несколько дней практически всё время лежал... страшно было подойти и дотронуться, взять на руки, начинал капризничать, кричать, плакать. Приняли решение вновь возобновить занятия начиная с самого минимума. Третий день занимаюсь...

Читать полностью... Мама самого замечательного Малыша на свете 29 января 2012, 16:28

ПРОШУ ПОМОЩИ!!!

Недавно прочитала в соц.сети, что недоношенным детям, у которых неразвиты многие рефлекы, эффективно помогает ГИМНАСТИКА по ВОЙТУ. Делать её нужно ежедневно по 4 раза в течении года. Теперь облазила весь Интернет, не могу найти рисунки этих упражнений, а именно точки на которые нужно воздействовать и в каком порядке. Говорят, что очень запущенным детям, а также даже детям с ДЦП эта гимнастика эффективно помогает. ПОМОГИТЕ!!! ОЧЕНЬ НУЖНО!!! Может быть кто-то знает эти упражнения?

Читать полностью... Наталья 25 августа 2015, 16:06

Закаливание детей дошкольного возраста

От трех до шести Этот возраст называется дошкольным - раннее детство уже позади, начинается этап, предшествующий поступлению в школу. Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни, несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много...

Читать полностью... Маша Сидорова (блогер, фотограф, астропсихолог)

Марафон "Правильное питание". Физическая нагрузка

Прошло 2 недели, как вы привыкли к питанию, теперь пора поднять внутренние планки и поговорить :) о физической нагрузке.Всем известно, что физические упражнения очень полезны. Ученые и исследователи во всем мире не прекращают повторять об этом при каждой возможности. Упражнения помогают избавиться от лишнего веса, снять напряжение, стимулируют иммунную систему и уменьшает риск некоторых заболеваний.Это может быть: борьба, спортивная хотьба, езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах.....

Читать полностью... юлия 9 октября 2013, 10:58

Упраженение для развития речи

слямзила вот ТУТУпражнения для занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.Звукоподражание и артикуляционная гимнастикаТренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: -гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т.д.-Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки.-Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал.-Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы.-Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу.-Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.Игры, развивающие речевое дыхание-Как уже упоминалось, очень полезно дуть - тут можно использовать и мыльные пузыри, и...

Читать полностью...

Последний день весны

Я вся такая внезапная :) сегодня с утра мне подумалось, что завтра уже 3 месяца человеку и за сутки вряд ли что сильно изменится в его развитии и что можно было бы сгонять к врачам. Так как в нашу районную поликлинику я не ходок по ряду причин, то поехали мы с ним в клинику, куда ходим к педиатру. Надо сказать, что главный врач этой клиники - умница-разумница (и педиатр наш по совместительству), она пригласила работать врачей из РДКБ и НПЦ и платит...

Читать полностью... Анастасия 29 августа 2013, 17:02

Приглашаем всех деток от 1,5 до 3-х лет и их родителей на самые лучшие развивающие занятия!!!

Студия "Ключик плюс" на Алексеевской - самая лучшая студия для малышей от 1,5 до 3 лет. Самая лучшая - потому что благодаря комплексному подходу сочетает в себе самые разные виды деятельности, так необходимые малышу в этом возрасте для гармоничного развития: - Физическая активность; - Пальчиковая гимнастика; - Пение и танцы, - Лепка; - Рисование и аппликация; - Мозаика; - Конструирование... - И еще много-много всего интересного ждут вас на занятиях студии. Занятия 2 раза в неделю с родителями. Телефон: (495)615-47-67

Читать полностью... Татьяна 19 марта 2013, 15:46

Физическая подготовка к родам. Гимнастика для беременных

Возможно, кому-то пригодится)))  Как готовить свой организм к предстоящим родам?  Основа жизни - движение, поэтому оно нужно беременным в первую очередь. Именно двигательная активность способствует правильному формированию ребенка, готовит организм ребенка и матери к предстоящим родам. Роды - это очень интенсивная работа мышц, вначале только гладких мышечных волокон, которые не управляются сознанием, а потом - и других, скелетных, которые подвластны сознанию. Поэтому мышцы, участвующие в родовой деятельности, а также сердечно-сосудистая система у будущих мам должны быть развиты очень хорошо.  Физическая...

Читать полностью... Ирина 13 февраля 2013, 19:07

Минимальный словарный запас к 3м годам и направления работы над речью.

Это попытка как то обобщить мой «логопедический» опыт и рассказать об основных направлениях работы по развитию речи и формированию словарного запаса у ребенка от года до трех лет. Чтоб в голове немного по полочкам все разложилось. Артикуляция гласных А и О http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710459   Артикуляция У http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710837 Артикуляция И Э Ы http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1711143 Минимальный словарный запас ребенка в 3 года.  Если попытаться найти в инете тот минимум, который ребенок должен говорить к 3 годам – он вам быстренько ответит кучкой общих фраз...

Читать полностью... Тюньтюлопка 8 декабря 2014, 16:32

Лимфосистема

Лимфатическая система - одна из самых сложных и хитро устроенных систем человека. В нашей стране есть всего около 200-300 знающих лимфологов. Я проходила профессиональную специализацию по лимфологии (я имею специальность врача-лимфолога) - и это было вторым потрясением в моей жизни (за мою врачебную карьеру). Первое потрясение было от японской мануальной терапии (я профессиональный мануальный терапевт), а вот после прохождения курса лимфологии было второе потрясение!

Читать полностью... Деза 7 февраля 2013, 17:45

Занятия по развитию речи.

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника или умницу, следует в первую очередь обратить внимание на занятия по развитию речи. Итак, что нужно знать родителям, желающим заниматься развитием речи своего ребенка с самого его рождения?

Читать полностью... Julia Prokopchuk Doula 21 ноября 2013, 00:46

Гордыня

Текстсэого сайта http://lovedisease.gets.ws/index.phpВозмжн, буедет полезным. Возлюби болезнь своюГОРДЫНЯ, ЭГОИЗМ— Ты слишком серьезно к себе относишься, — медленно проговорил дон Хуан.— И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправераздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволитьсебе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера.Но это же чушь! Ты — слабый, чванливый и самовлюбленный тип!Я попытался было возразить, но дон Хуан...

Читать полностью... Наталья 11 марта 2012, 14:49

игры

игры с 2 месячным малышом Эльмирочка Как играть с детьми от рождения до 2-х месяцев мы уже рассмотрели, чем старше малыш, тем больше игр можно придумать. Надеваем на руку ребенку яркие цветные манжеты или яркие детские носочки, так мы развиваем зрение и привлекаем интерес ребенка к рукам и ногам. Чередуйте одевание манжеты или носка то на правую руку ребенка, то на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в...

Читать полностью... Эльмирочка 14 февраля 2012, 20:12

игры с 2 месячным малышом

 Как играть с детьми от рождения до 2-х месяцев мы уже рассмотрели, чем старше малыш, тем больше игр можно придумать. Надеваем на руку  ребенку яркие цветные манжеты или яркие детские носочки, так мы развиваем зрение и привлекаем интерес ребенка к рукам и ногам. Чередуйте одевание  манжеты или носка то на правую руку ребенка, то на левую или на  обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения. Наденьте куклу себе...

Читать полностью... Eny 11 февраля 2012, 22:30

Занятия по развитию речи

Утащила вот у девушки  ТатьянаРано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника или умницу, следует в первую очередь обратить внимание на занятия по развитию речи...

Читать полностью... Татьяна 13 октября 2012, 17:08

Готовимся к 2 месяцам!!! Интересные идеи для игры.

 Сделаю для нас памятку игр на следующий месяц. Что-то мы уже вовсю делаем, но есть кое-что новенькое 1. Надеваем на руку ребенку яркие цветные манжеты или яркие детские носочки, так мы развиваем зрение и привлекаем интерес ребенка к рукам и ногам. 2.  Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях --вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Пусть кукла разговаривает с малышом разными голосами: высоким, низким, шепотом, поет...

Читать полностью... Людочка 4 сентября 2013, 11:31

ГОРДЫНЯ, ЭГОИЗМ

давно я работаю над этим.. не все мне дается легко.. но я учусь! и жизнь становится лучше! делюсь)))***— Ты слишком серьезно к себе относишься, — медленно проговорил дон Хуан.— И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это...

Читать полностью... Annushka 17 декабря 2012, 18:15

ПАЛЬЧИКОВЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ

1. Пальчиковая гимнастика “Вышла курочка гулять” Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки), Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки), А за ней ребятки - желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук). «Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши), Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки), Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола), Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих...

Читать полностью... Lightowl 21 сентября 2012, 12:07

Пальчиковые игры

ПАЛЬЧИКОВЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ Игры взяла отсюда 1. Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять" Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки), Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки), А за ней ребятки - желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук). «Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши), Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки), Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола), Зернышки ищите» (дети собирают зерна...

Читать полностью... angela-kvitka 27 апреля 2013, 15:43

Читают мамы, читают папы.

Однажды к А. С. Макаренко пришла молодая мать и спросила, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка.- А сколько лет вашему ребенку? – поинтересовался Антон Семенович.- Ему всего три недели.- Ну что ж… Вы опоздали ровно на три недели.А. И. Пантелеев. "Наша Маша. Книга для родителей"

Читать полностью... Юлия 18 апреля 2014, 11:01

Методика Сесиль Лупан

Глава 1. Первый год жизниВ течение первого года жизни вашего ребенка очень важно правильно выработать свое поведение, о чем я писала в главе "Методика поэтапного обучения". Ниже вы найдете советы, как создать обстановку, стимулирующую развитие новорожденного. Это отнюдь не исчерпывающие рекомендации, а скорее ряд подсказок, будоражащих воображение родителей. Ничему не надо следовать буквально, тем более не нужно заставлять себя делать больше, чем хочется вам самим. Но, конечно, существуют такие дисциплины, как плавание и музыка, для занятий которыми ребенка следует готовить...

Читать полностью...

www.babyblog.ru

ЛФК и массаж - Университетская клиника неврологии

В блок двигательной реабилитации в нашей клинике входят:

Лечебная физкультура (ЛФК)

Лечебная физкультура – метод лечения и реабилитации, в основе которого лежит комплекс физических упражнений. Физическая нагрузка, которую подбирает инструктор ЛФК, помогает справиться с так называемым офисным синдромом, который проявляется в болях в шее и спине,  напряжении мышц плечевого пояса. Упражнения ЛФК эффективны в лечении головных болей напряжения, в том числе, хронических. Кроме того, занятия ЛФК помогают скорректировать осанку и улучшить общее самочувствие. В нашей клинике занятия ЛФК проводят опытные инструкторы с многолетним опытом работы.

Гимнастика по Войта

Физиотерапевтический метод, который в 1950-1970 годах разработал чешский невролог Вацлав Войта, успешно применяется для лечения патологий моторных функций, вызванных неврологическими нарушениями, как у младенцев, так и у детей старшего возраста и у взрослых.

Методика Войты заключается в активировании простейших двигательных рефлексов – ползания и поворота — с помощью надавливания пальцами на различные точки на теле. Компоненты этих двигательных комплексов являются ключевыми для отработки управления равновесием и правильных движений при ходьбе.

Таким образом, гимнастика по Войта позволяет «обучить» ребенка с двигательными нарушениями, например при ДЦП, правильными положениям: как сидеть, стоять, опираться. Движения в целом становятся более скоординированными. Поскольку развитие двигательных навыков неразрывно связано с развитием психических функций, то гимнастика по Войта стимулирует также и психо-эмоциональное развитие ребенка.

Двигательные навыки формируются у ребенка наиболее активно при постоянном повторении упражнений, поэтому комплекс войта-терапии предназначен также для использования родителями. В нашей клинике работает инструктор, который поможет вам освоить данную методику.

Различные модификации гимнастики по Войта успешно применяются и для реабилитации людей взрослых — при заболеваниях, сопровождающихся нарушением мышечного тонуса, например, при постинсультной спастичности или при хронической боли.

В нашей клинике в упражнения по методике Войта включены также элементы Бобат-терапии и кинезиотейпирование.

Бобат-терапия

Нейроразвивающая терапия также получила название по имени своих основателей – чешских специалистов Карела и Берты Бобат. Профессор неврологии и психиатрии Карел Бобат и его жена Берта, физиотерапевт, разработали метод, базирующийся на использовании стимулов, которые включают в работу пораженные структуры ЦНС и подавляют патологические двигательные и позные стереотипы.

Стимулы используются таким образом, чтобы повторить естественную последовательность развития ЦНС и моторных навыков ребенка: от удержания головы и переворачивания к сидению и ходьбе.

Во время занятия специалист ЛФК управляет позой и движениями ребенка, провоцируя желаемые рефлексы. Посредством многократного повторения ребенок обучается всем необходимым движениям нормального  двигательного цикла.

Кинезиотейпирование

Кинезиотейпирование – один из методов реабилитации, основанный на улучшении движений с помощью наложения специальных лент. Эту методику в 1973 году разработал японский реабилитолог Кензо Касе.

Кинезиотейпы представляют собой эластичные хлопковые ленты с гипоаллергенным клеящим слоем, которые специалист по ЛФК в определенных местах фиксирует на теле ребенка.  Качество материала, из которого изготовлены тейпы, позволяет оставлять их на коже на несколько дней. В течение этого времени ленты оказывают воздействие на мышечный тонус, обеспечивают его правильное перераспределение и способствуют выстраиванию физиологически правильных движений.

В нашей клинике кинезиотейпирование входит в комплекс ЛФК вместе с гимнастикой по Войта и Бобат-терапией.

Подробности и запись на прием – у администраторов. Звоните!

neurologyclinic.ru

Рефлекторная гимнастика по Войта (Voita-терапия) - Медицинский Центр "Lotus Albus", Москва - Куркино - Химки - Левобережный

Профессор Вацлав Войта, чешский невролог, разработал метод лечения двигательных нарушений у младенцев, детей и взрослых, а так же диагностику двигательных нарушений в младенческом возрасте. Войта терапия применяется уже несколько десятилетий и является одним из основных методов лечения патологии центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. 

Войта терапия основана на рефлексолокомоциях, явлениях, когда при определенной исходной позиции и активизации зон на теле происходят движения, которые отсутствовали врожденно, по причине болезни или травмы. Такое воздействие у людей любого возраста автоматически приводит к двум двигательным процессам: рефлекторному ползанию из положения на животе и рефлекторному переворачиванию из позы «на спине» и на «боку». При рефлексолокомоции происходит координированная, ритмическая активация всей скелетной мускулатуры и реагирование различных уровней интеграции центральной нервной системы. Так активизируются все движения, проявляющиеся у человека при развитии хватания, переворачивания, ползания, вставания и хождения. Профессор Войта определил, что благодаря многократному вызыванию у пациентов этих рефлексообразных движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных связей между спинным и головным мозгом. Метод работает с уже существующими нервными связями в мышцах и внутренних органах. Так же с помощью рефлексолокомоций, вместе с двигательными комплексами, можно активировать отдельные реакции : движение языка, челюсти (ротолицевая моторика), отведение взгляда (глазная моторика), вегетативные функции (дыхание, регуляция работы кишечника , мочевого пузыря , сосание и глотание). 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОЙТА ТЕРАПИИ. 

Благодаря Войта терапии возникают положительные изменения координации движений при хватании, выпрямлении, хождении и речи. При Войта терапии активация рефлексолокомоции способствует доступу через центральную нервную систему к отдельным двигательным моделям, необходимым для действия и движения. Двигательные модели рефлекторной локомоции в совокупности охватывают все элементы двигательного развития человека до момента свободного хождения. За счет регулярной Войта терапии происходит «прокладка» частичных моделей в центральной нервной системе, и активированное состояние сохраняется после окончания процедуры и оказывает положительное воздействие на спонтанные движения ребенка или взрослого. При ежедневном применении нескольких непродолжительных процедур улучшенное двигательное состояние, как правило, может сохранятся в течение всего дня. После лечения по методу Войта эти модели становятся спонтанно доступными для пациента, регулярное повторение «нормального движения» предотвращает формирование «патологических, замещающих движений». Войта терапия способствует активизации центральной нервной системы, преобразовывает врожденные образцы движений мышц туловища и конечностей в скоординированные двигательные комплексы. В целом терапия предоставляет пациенту заметно улучшенные возможности для двигательного обучения во взаимодействии с окружающим миром. 

 

ЦЕЛИ ВОЙТА ТЕРАПИИ 

- Регуляция мышечного тонуса 

-Уменьшение аномальных двигательных стереотипов 

- Улучшение крупной и мелкой моторики 

- Развитие физической и тем самым и ментальной активности 

- предотвращение вторичных повреждений, либо терапия вторичных нарушений 

- Работа с родителями 

 

ПОКАЗАНИЯ К ВОЙТА ТЕРАПИИ 

Благодаря широкому спектру действия терапия приносит пользу пациентам любого возраста и с самыми разнообразными заболеваниями, может использоваться в качестве основного лечения в рамках физиотерапии практически при любых двигательных нарушениях, например: 

- Двигательные нарушения в следствие повреждений центральной нервной системы (церебральные парезы, неполные параличи, апоплексия, ДЦП и др.) 

- Различные заболевания мышц (врожденные миопатии, мышечная кривошея) 

- Периферийные параличи верхних и нижних конечностей (плексус- парезы, поперечный паралич, расщепление душек позвонков и др.) 

-Координационные нарушения 

-Заболевания и ограничения функции позвоночника (сколиоз) 

-Сопутствующее лечение патологического развития тазобедренного сустава (дисплазия, вывих) 

- Проблемы с дыхательной, глотательной и жевательной функциями. 

- Показания для детей в раннем возрасте: задержка двигательного и психического развития, гипотонический синдром. 

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВОЙТА ТЕРАПИИ 

Нельзя применять терапию в случаях: 

- При острых респираторных и воспалительных заболеваниях 

- При прививках живой вакциной (как правило, в течение 10 дней после прививки) 

- При определенных заболеваниях (эпилепсия в период отсутствия адекватной медикаментозной терапии, сердечных заболеваниях и др.) 

При всех заболеваниях, ухудшающих общее самочувствие, процедуры войта терапии нужно сократить в соответствии с толерантностью пациента к нагрузке, но не обязательно отменять. 

 

ВОЙТА ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 

Войта терапия может одинаково применятся как для грудных детей, так и детей постарше. Назначение происходит на основании диагноза врача. Наилучшие результаты достигаются, если у пациента еще не развились и не закрепились так называемые замещающие двигательные модели. У пациентов с закрепляющейся «замещающей моторикой» целью лечения является активация и поддержание физиологичных двигательных моделей, кроме того, возврат незакрепленных аномальных двигательных моделей к нормальному состоянию и их интеграция в нормальные двигательные процессы вплоть до полного владения произвольной моторикой. 

 

КРИК ГРУДНОГО РЕБЕНКА В ВОЙТА ТЕРАПИИ 

У грудных детей во время проведения процедуры, активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, выражается в виде крика. Это часто смущает родителей. Однако, крик является важным адекватным средством выражения у пациентов в этом возрасте, которые таким образом реагируют на непривычную активацию. После короткого периода привыкания крик перестает быть интенсивным и после процедуры ребенок быстро успокаивается. 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ВОЙТА ТЕРАПИИ 

При использовании в лечение Войта терапии, специалист сначала обследует ребенка методом Войта диагностики, а затем подбирает комплекс упражнений, интенсивность, количество занятий, последовательно обучает родителей для самостоятельной работы дома с ребенком. Эти упражнения выглядят так: ребенка удерживают в определенном положение с одновременным воздействием на активные зоны. Критерием правильности выполнения упражнения является вызывание определенной ответной реакции у ребенка. Таким образом, родители могут сами контролировать эффективность своей работы. Необходимо заниматься 2-4 раза в день по 15-30 минут, причем важнее регулярность занятий, а не длительность процедуры. Далее программа лечения через регулярные промежутки времени корректируется в соответствии с развитием пациента. Лучших результатов достигают дети с которыми занимаются регулярно, без перерывов

 

PNF-метод проприоцептивного нервно-мышечного проторения

Данный метод является одним из видов терапии, основанной на функциональной анатомии и нейрофизиологии. Методика помогает укрепить силу в мышце, увеличивает выносливость и улучшает координацию движения. Способствует исправлению осанки, мышечного дисбаланса. Устраняет хронические боли в мышцах, улучшает подвижность в суставах.

Фитбол-терапия (Fitball)

Данная методика представляет собой комплекс упражнений с мячом больших размеров, используемого в качестве тренажера. Это одна из форм лечебной физкультуры, когда выполнением активных и пассивных движений достигается терапевтический результат.

Основными задачами методики являются:

  1. улучшение эмоционального состояния;
  2. профилактика застойных явлений, локализующихся во внутренних органах;
  3. улучшение кровообращения;
  4. восстановление тонуса периферических нервов.

В зависимости от индивидуальных особенностей пациента, комплекс упражнений имеет несколько направлений:

  1. укрепление мышц плечевого пояса и рук, таза и спины, брюшного пресса, свода стопы и ног;
  2. увеличение подвижности и гибкости в суставах;
  3. восстановление функции вестибулярного аппарата, координации движений и ловкости;
  4. исправление осанки.

lotusalbus.ru


Смотрите также