Простые логопедические упражнения на постановку звука Р. Гармошка логопедическое упражнение


Артикуляционная гимнастика гармошка для растяжения уздечки

Доброго времени суток, дорогие друзья блога!Скорее всего многие из вас хорошо помнят слова этой песни: “А я играю на гармошке у прохожих на виду...”. Или другой: “Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке...”. Слышали ли их ваши дети, смотрели эти мультфильмы? Если еще нет, то пришла пора познакомиться. Я сегодня расскажу что такое артикуляционная гимнастика гармошка, как ее правильно делать и для чего она нужна.

Как правильно выполнять

Может возникнуть вопрос, почему это упражнение носит такое название? Скорее всего потому, что движение напоминают игру на гармони, особенно если ее положить на бок и растягивать мехи вверх. Ребенку очень понравится, если занятие будет сопровождаться веселыми песенками про инструмент. И можно выполнять задание под музыку вместе с крокодилом Геной и веселым Антошкой.При выполнении “гармошки” язык присасывается к небу, по сути выполняется упражнение “грибок”, затем, удерживая язык в этом положении и не отрывая его, начинаем растягивать подъязычную связку, двигая нижнюю челюсть вниз. Если грибок отработан и автоматизирован, а связка нормальной длины, достаточно эластична и тянется, то проблем не возникает никаких.

Возможные проблемы

Но если связка короткая, плотная, жесткая, то могут возникнуть затруднения. На связке может даже произойти легкий разрыв, но это не страшно, просто надо побрызгать или сполоснуть рот каким-нибудь средством для обработки ротовой полости, да хоть почистить зубы. Это бывает очень и очень редко, но надо иметь в виду, что если это случилось, то ничего ужасного не произошло, просто связка плохо тянется.

И если очень перестараться с гимнастикой очень долго и усердно щелкать языком, присасывать и растягивать уздечку, то может болеть в районе подбородка или низа рта, в области места, куда связка прикрепляется. Чтобы это не произошло, можно перед началом занятий попить горячего чая, хорошо травяного, подержать его немного во рту, чтоб мышцы согрелись.

Массаж

Можно слегка массировать это место и саму связку осторожно двумя пальцами перетирая пальцами и поглаживая ее. Очень осторожно, так как это слизистая... А так массаж внутри рта делать не рекомендуется. Можно поводить слегка массажными зондами. И очень внимательно спрашивать малыша, больно ему или нет, чтоб не вызвать ощущения страха и стойкой неприязни к занятиям.

Другое название — насос

Еще это упражнение называют “насос”, тоже ритмичные движения вверх-вниз, можно сказать, что будем накачивать колеса машины. Нужно накачать 4 колеса. Малыш “накачивает”, а вы рассказываете в это время рассказываете стихотворение:

Кто ответит на вопросДля чего у нас насос?Для веселой детворыНакачает он шары.Накачает звонкий мячОн умчится сразу вскачь.Накачает ловко шиныУ любой автомашины.

Для чего нужна

Кроме растягивания уздечки гимнастика разрабатывает мышцы языка. Он становится более плоский, широкий, эластичный, его средняя часть перестает провисать вниз. Мышцы, которые толкают язык снизу, помогают удерживать его в верхнем положении при произношении шипящих и сонорных звуков. Воздушная струя проходит по спинке языка строго посередине, а не растекается в щеки.

Поэтому гармошка входит в состав основной артикуляционной гимнастики. Это динамической упражнение, его можно делать в разном темпе, то быстрее, то медленнее. Если ребенок не научился еще делать “грибок”, присасывать язык к небу и удерживать там, то гармошка выполняется пассивно, надо придерживать язык ручкой ложки, зубной щетки или зондом и ритмично “играть на гармошке”.

Если статья показалась вам интересной, вы можете рассказать о ней друзьям в социальных сетях. Оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости, у нас много интересного! Всего доброго!

Гимнастика для щек.Упражнение чашечка.Упражнение лошадка.

marilina.ru

Простые логопедические упражнения на постановку звука Р.

Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук «Р» - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно. Однако помочь им правильно поставить произношение могут не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных упражнений.

http://www.woman.ru/kids/evolution/article/92108/

 

  • Постановка звука «Р» у малыша — дело не быстрое. Нередко на это уходит год ежедневных упражнений.

    Если ребенок не выговаривает звук «Р» к 4-5 годам, необходимо ежедневно заниматься с ним комплексом специальных логопедических упражнений. Обычно это отнимает у родителей не более получаса в день.

Распространенные проблемы с «Р»

Чтобы малыш научился раскатисто рычать, как тигренок, нередко ему требуется помощь специалиста. Даже если вы, полные родительской заботы, решили заниматься с ребенком постановкой произношения самостоятельно, первичная консультация логопеда все равно необходима.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук «Р» объясняется не только слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, но и индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки».

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в частности — и упражнений на постановку звука «Р».

Логопедическим упражнениям — самое время

Серьезно задуматься о постановке звука «Р» стоит, если ребенку минуло 5 лет, а рычать и мурлыкать «чисто», раскатисто, он так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы.

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука «Р» набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться и на год-полтора.

Как правило постановка звука «Р», как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа: сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук в отдельных слогах, затем — в словах, и только потом — в поточной речи, предложениях и скороговорках. В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Самое главное - терпение и труд

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, нет.

Запомните одно просто правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда - огромный труд, не комфорт, а иногда даже легкие болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Упражнения для разминки

Постановка звука «Р» - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные из которых:

Упражнение «Малярная кисть».  Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник».  Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка».  Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки».  Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

Упражнение «Комарик».  Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука «Р»

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука «Р» пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и мышечно постепенно запомнить ее.
  • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в упражнении 3. В этом случае идет постановка более мягкого звука «Р», который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук «Р». Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым примером — и он обязательно освоит правильно произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука «Р» может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук «Р» в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» - то есть всевозможные сочетания звука «Р» и гласных (чтобы сам звук «Р» стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук «Р» должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Чтобы проверять и закреплять прогресс, не забывайте время от времени показываться своему логопеду. Любая самостоятельная работа увенчается еще большим успехом, если время от времени она будет оценена профессиональным взглядом опытного специалиста.

sovet.kidstaff.com.ua

Упражнения для губ для детей с дыхательными упражнениями

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!Сегодня я вам расскажу, какие бывают упражнения для губ для детей и какую роль они играют в улучшении дикции. Наверно вы обращали внимание, как трудно бывает понять человека, когда он говорит, почти не открывая рта или линия губ (Г) у него слегка скошена, один уголок рта выше другого. Это может быть либо симптомом какой-либо неврологической патологии либо нарушения прикуса.

Диагностика

С этим надо обращаться к соответствующим специалистам, к неврологу или к ортодонту. Мы же будем говорить о том, как сделать так, чтобы это не мешало нам говорить четко и понятно. Начнем с того, что артикуляционные упражнения для Г тесно связаны с гимнастикой для щек, с различными дыхательными занятиями, а также с массажем мышц рта и прилегающих к нему областей. Если у мышц верхней и нижней Г нарушен тонус и они плохо смыкаются, то ребенку трудно даже сдуть кусочек ватки с ладони.

То есть воздушная струя не участвует в образовании звуков, речь очень бедная и часто спонтанная. Напряжение Г ведет к напряжению остальных мышц: языка и щек. Поэтому при обследовании ребенка логопед придает большое значение навыкам малыша по управлению воздушной струей. Малыша просят подуть как минимум 3 способами:

  • подуть через сомкнутые губы, звук типа “пффф”
  • сложить губы трубочкой “ффф”, дуем как на одуванчик
  • с приоткрытым ртом, как будто хотим согреть руки “ххххх”

При этом наблюдаем, смыкаются ли Г, складываются ли они в трубочку, надуваются ли щеки. Очень часто дети не могут дуть вообще никак, это бывает при неправильном прикусе, когда Г не смыкаются, при дизартрии воздух растекается в щеки и они надуваются, очень слабый выдох при аденоидах. Если нет заднеязычных звуков, Г-К-Х, то получится звук не “ххх”, а что-то типа “тссь”.

Бывает, что ребенок может как-то дунуть, но при этом струя воздуха настолько не целенаправленная, что не получается выдуть мыльный пузырь или сделать Г “тпру”. И кроме того, получается не “трубочка” языком, а нечто, похожее на пятачок поросенка. При попытке малыша улыбнуться наблюдается искривление линии рта, один уголок выше, другой ниже. Если пристальнее присмотреться к носогубным складкам, можно заметить их сглаживание и асимметрию.

Виды артикуляционной гимнастики

Все эти признаки неврологических отклонений. Неврология может быть и совсем легкой, малыш не стоит на учете в поликлинике, но мешать формированию полноценной речи. Исправить это поможет артикуляционная гимнастика, делать ее надо регулярно, сочетая с дыхательной, голосовой и с логопедическим массажем. Гимнастика бывает активная и пассивная, статическая и динамическая. Рассмотрим все эти виды, в сочетании с дыханием и массированием.

При пассивной гимнастике ребенок сам не может выполнить задание, взрослый активно ему помогает, берет пальцами его Г, растягивает их или наоборот собирает в трубочку, смыкает и другие необходимые действия, постепенно приучая ребенка, чтоб он делал это своими пальцами. При этом должна быть опора на зрительный анализатор, чтобы контролировать процесс, желательно все делать рядом с зеркалом.

Сочетание и последовательность разных видов

Последовательность такая: взрослый и малыш сидят перед зеркалом, взрослый показывает на себе, просит повторить, если у ребенка не получается, взрослый своими пальцами делает ему, затем ребенок пытается сделать это сам, а потом пробует сделать без помощи рук. Это уже активная гимнастика, может быть не сразу, периодически помогая пальцами. Главное не торопиться, должна точность и правильность выполнения, чтоб потом не надо было переучиваться.

Пассивная гимнастика тесно связана с массажем, вернее сказать, массаж плавно перетекает в пассивную гимнастику. Надо четко знать, что все упражнения надо выполнять предварительно расслабив Г, нельзя делать на плотно сомкнутых, напряженных, так как, во-первых, толку будет мало, и ребенок будет испытывать дискомфорт и негатив, может вообще отказаться от занятий.

Для начала целесообразно научить малыша чувствовать разницу между напряженными и расслабленными Г, говорить ему: “Чувствуешь, как тебе приятно и хорошо, когда губки мягкие, какие они красивые”. Фиксировать его внимание, что когда Г напряжены, они тонкие, бледные, а расслабленные — яркие, “бантиком”. При постановке звуков это очень важно, чтобы ни челюсти ни губы не напрягались, а рот был широко открыт, иначе очень сложно работать над коррекцией фонетики.

При статической гимнастики Г задерживаются в одном положении некоторое время, например, на счет до 10. Например, “трубочка”,  дети держат, а вы считаете и так несколько раз, затем “заборчик” и опять держать в этом положении. При динамической гимнастике, наоборот, происходит активная работа Г, “заборчик — трубочка”, нужно работать Г, то растягивая их и показывать зубы, то вытягивать вперед в трубочку, тоже на счет в несколько приемов.

К динамической гимнастике переходить, когда каждое упражнение уже отработано, автоматизировано и ребенок его делает безупречно. Допускается помощь руками, если вдруг возникнет сбой, можно сочетать с голосовой гимнастикой, произносить при трубочке У, а при заборчике И в разном темпе, то быстро то медленно, то тише, то громче, то тонким голосом, то “толстым”.

Статические упражнения артикуляционной гимнастики

    • трубочка губами, еще называется “хобот” или “слоник”, губы вытягиваются вперед, как при произнесении звука У

  • заборчик, открытая улыбка, показывать зубы, как при произношении звука И
  • улыбка, закрытая, одними губами
  • дом открыт, еще называется “окошко”, широко открыть рот — “открой окошко в домике”
  • дом закрыт — губы вместе, тесно прижаты
  • замок, накрыть верхней губой нижнюю, которую затянуть слегка в рот
  • ключ, наоборот, нижней верхнюю
  • тпру, губы сомкнуть, слегка вытянуть вперед и издать вибрирующий звук
  • покажи верхние зубы, поднять верхнюю губу и показать верхние зубы
  • покажи нижние зубы, верхнюю губу опустить, нижнюю оттянуть
  • пятачок, вытянуть губы вперед, слегка их расширить
  • рупор, еще называется “окошко” или “бублик”, губы как при произношении О

Динамическая гимнастика для детей

    • зарядка для хобота, трубочку крутить по часовой стрелке и против, вверх-вниз, вправо-влево
    • заборчик — дудочка (лягушка — слон)

  • покусывать то верхнюю губу, то нижнюю, “причешем губки”
  • улыбка — трубочка
  • дом открыт — закрыт, смыкать губы, напрягая их, открывать широко рот, расслабляяпоказывать то верхние губы, то нижние, затем все сразу, заборчик
  • корчим рожи — двигать челюстью вправо-влево
  • пятачок — трубочка
  • окошко — домик открыт — трубочка — заборчик — О — А — У — И

Гимнастика в игровой форме

С этими упражнениями хорошо сочетается игры на развитие дыхания. Малыш не хочет заниматься, давайте будем играть. Не хочет смыкать Г, значит сдуваем ватку с ладошки, показываем, как весело делать “пффф”, как будто бабочка вспорхнула с ладошки. Нужно поднять нижнюю Г вверх — кладем ватку на нос и дуем с нижней губы. Скачет лошадка, щелкаем языком и вот она остановилась, “тпррру”, не получается, играем на губах как на балалайке.

Хорошо проходит игра с мыльными пузырями. Очень весело смотреть, как они летят, переливаются радужными разводами. “А теперь дуй сам!” — говорите малышу. Может не получится сразу, ничего страшного, подбадривайте ребенка. Дуйте с ним по очереди, он то ловит их руками, то дует. Можно еще поводить за кольцо рукой и пузырики тоже разлетаются в стороны.

Еще в помощь такие игрушки, как губная гармошка, дудочка, свисток, различные дуделки и свистульки. а также надувание шариков. Конечно, здесь уже требуются более сложные навыки, хорошо отработанные мышцы Г, умение, держать игрушку губами и при этом набирать воздух и выдыхать, не выпуская изо рта предмет. Поэтому ничего страшного, если поначалу дудочка будет выпадать вместе с выдохом, а воздух втягиваться из шарика, это отработается со временем.

Сладкая гимнастика

Можно также использоваться вкусные и сладкие “тренажеры”, различные сладкие палочки, червячки и сосательные конфетки. Дети могут их держать между Г, внутри “трубочки”, а также прижиматься “хоботком” к носу, удерживая палочки, как усы. Выплевывать кусочки печенья и шоколада между губ или брать их с блюдца губами, “кормиться как птенчики”.

На этом заканчиваю писать о гимнастике губ, если остались какие-нибудь вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, пишите в комментариях. Делитесь новым материалом в соцсетях, подписывайтесь на новые статьи блога и вы узнаете много интересного.

Гимнастика для щек.Упражнение чашечка.Упражнение лошадка.

marilina.ru


Смотрите также