Конспект урока и презентация по теме "Русская фразеология" 10 класс (повышенный уровень). Фразеологизмы 10 класс упражнения


Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Фразеология. Употребления фразеологизмов. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Лексическая и стилистическая синонимия"

Фразеология. Употребления фразеологизмов.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Лексическая и стилистическая синонимия

Цели урока:

  • совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

  • развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

  • воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Ход урока

1. Организационный момент

  1. Сообщение темы и постановка целей урока. 

Учитель: Начну я урок с высказывания видного ученого – русиста В.В.Виноградова, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».

Фразеология -Это раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Ученики: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

Учитель: Правильно. А также мы с вами будем продолжать готовиться к ЕГЭ.

Лингвистическая разминка (ДОСКА). Расставьте ударение в словах. Подберите правильное определение слов (1-архаизм, 2-градация, 3-гипербола, 4-литота) Записать в тетрадь № определения.

!!!АрхаИзм, монолОг, досУг, житиЕ, гипЕрбола, чЕрпать, градАция, красИвее, литота.

1.(Устаревшее и вышедшее из употребления слово. В художественной речи является одним из стилистических средств, изучаемых в особом отделе стилистики. АРХАИЗМ

Примеры архаизмов и слова, которые их заменяют в современном русском языке: ланиты – щеки; выя – шея; очи – глаза; Азъ – я; глас – голос; дщерь – дочь; ежели – если; длань – ладонь; десница – правая рука и т. д. Русский язык очень богат архаизмами.

Примеры историзмов: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун и др. пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др

2. Стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает. ГИПЕРБОЛА

«что взмах – то готова копна» Н. А. Некрасов; - «шириною с Черное море» Н. В. Гоголь о казацких шароварах; - «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки; - «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров; - «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.

3. Расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. ГРАДАЦИЯ

Например у Блока:

«Но чернеют пламенные дали —

Не уйти, не встать и не вздохнуть»

у Белого:

«Все грани чувств, все грани правды стерты:

В мирах, в годах, в часах»

4. Образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. ЛИТОТА)

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!

Я гладил всё его; как шёлковая шерстка! (Молчалин, "Горе от ума) .

К литоте часто обращался Н. В. Гоголь. Например в повести «Невский проспект» : «такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» , «талии, никак не толще бутылочной шейки» .

ОТВЕТ. 1-1, 2-3, 3-2, 4-4

2. Вступительное слово учителя. В начале урока я привела вам в пример слова ученого-русиста о фразеологии. Но, тем не менее, мне хотелось бы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку взять следующие строки:

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

- Как вы считаете, почему именно это изречение я взяла в качестве эпиграфа? Что вы видите в нашем эпиграфе? (фразеологизмы).

Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Ф. выполняют роль одного члена предложения), их можно заменить синонимом.

Например,

(водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть)

Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

-Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)

Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.

Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению

  1. Работа с таблицей (обучающиеся поясняют некоторые фразеологизмы)

№ п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

1

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

2

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

3

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

4

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

5

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

6

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

7

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма

матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

8

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

Найдите в тексте фразеологизмы.

Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?

Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул сказать! »

Расскажите о происхождении фразеологизмов 

Остаться с носом, зарубить на носу

По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм “зарубить на носу” носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.

– ИНОФОНАМ: приведите примеры фразеологизмов, передающие подобный смысл в вашем языке.

Слово учителя.

А теперь давайте поработаем по определению группы фразеологизмов.

У доски

Фольклор

Мифология древнего мира

История

За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).

Слово учителя.

V. Слово учителя.

Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?

Ученики. Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)

– Замените, пожалуйста, фразеологизм одним словом.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. УШИ

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ВЕТЕР

ЛИСТОЧКИ

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль) 

Учитель. Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы продолжим свою тестовую работу, в которой будут использованы задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам.

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а)        Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г)        В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а)        Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б)        Топором не размахивай.

в)        Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г)        Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б)        Комар сел мне на шею.

в)        Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г)        Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

 а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения

Вариант 2.

  1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б)        Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в)        Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г)        Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а)        Не только дом разрушен — двора не осталось.

б)        До постоялого двора осталось три версты.

в)        После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г)        Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а)        А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б)        Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в)        Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г)        Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить        _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а)        Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б)        Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в)        Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г)        Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

VIII. Рефлексия.

-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

-Что  необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

-С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

-Какова их роль в речи?

Обращаясь вновь к высказыванию В.В.Виноградова «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?

Д/З:п.12 ( читать), упр.77,78., подготовиться к контрольной работе по лексике

infourok.ru

Разработка урока русского языка в 10 классе по теме "Русская фразеология"

Русская фразеология

Цели урока:

  • Создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Русская фразеология; путём выполнения практических заданий ннаходить фразеологизмы в тексте и использовать их в своей речи;

  • Способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности обучающихся, развитию устной и письменной речи;

  • Способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения обучающихся на уроке

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Повторение.

А) Слово учителя:

Дорогие ребята, мы с вами завершаем изучение раздела “Лексика”, на мой взгляд, самого интересного и активно изменяющегося, и поэтому сейчас, как обычно в начале урока, повторим, что же мы знаем и умеем. (Вопросы классу):

– Какая лексика русского литературного языка называется активной, а какая пассивной? (Ответы уч-ся)

– На какие две группы делится пассивная лексика? (Историзмы и архаизмы)

– Что такое историзмы и что такое архаизмы? (Ответы уч-ся)

Б) Задание классу №1: найти и выписать историзмы и архаизмы в две колонки; зачитать вслух и проверить.

(Вопросы классу):

– Как называются слова, которые используются представителями какой-то определённой профессии? (Профессионализмами)

– Можем ли мы их назвать общеупотребительными? (Нет)

В) Задание классу №2: распределить данные слова “ по профессиям”, зачитать вслух и проверить.

3. Новая тема.

А) Слово учителя:

Мы хорошо поработали и повторили то, что знали, а теперь новая тема и название её вы мне скажете после того, как я вам произнесу напутственное слово.

Итак, в течение урока мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, точить балясы, валять дурака или считать ворон. И пусть некоторые задания будут сделаны не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезете, поэтому можете свернуть горы. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

Я, надеюсь, вы поняли, что тема нашего урока … (“Русская фразеология”)

Б) Сообщения подготовленных учащихся по теме урока (по ходу сообщений остальные ученики делают краткие записи основных положений в рабочую тетрадь):

Сообщение №1 “Фразеологизм и его признаки”

Сообщение №2 “Происхождение фразеологизмов русского языка”

Сообщение №3 “Источники русских фразеологизмов”

Сообщение №4 “Употребление фразеологизмов в речи”

4. Практическая часть,

1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

А) 1. Белый танец.2. Белый стих.3. Белое вино.4. Белая рубашка.

Б) 1. Золотое дно.2. Золотые серьги.3. Золотые горы.4. Золотая свадьба.

2. В каком предложении нет фразеологического оборота?

а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.б) Сию минуту верните мне сумочку!в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.г) На часах десять минут одиннадцатого.

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?

а) Курить фимиам.б) Петь дифирамбы.в) Терять голову.г) Биться как рыба об лед.

Имеет значение “наиболее уязвимое место”?

а) Авгиевы конюшни.б) Вавилонское столпотворение.в) Ахиллесова пята.г) Филькина грамота.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов.

Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

 Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь?

(^ Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).

 Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Без …в голове. Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … Мерить на свой … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Отольются волку овечьи …Гусь свинье не … 

5. Работа в группах.

Класс поделен на пять групп.

1-я гр. 1. Распределите данные фразеологизмы в 2 столбика

Куда кривая вывезет, ни рыба ни мясо, когда рак на горе свистнет, смотреть сквозь пальцы, бабушка надвое сказала, между двух огней, ни свет ни заря, как корова языком слизала. 

фразеологизмы - словосочетания фразеологизмы – предложения

^ 2. Распределите фразеологизмы с точки зрения стилистической окраски

Путём мирного урегулирования, встреча в верхах; ни кожи ни рожи, морду воротить; компостировать билет, повестка дня; водой не разольёшь, как с гуся вода.

Нейтральные книжные разговорные просторечные

2-я гр. : Составьте фразеологизмы, соединив соответствующие буквы с цифрами.

А. Дрожит 1. до небес

Б. Водить 2. сложа руки

В. Сидеть 3. в собственном соку

Г. Вариться 4. на чистую воду

Д. Делать 5. как сыр в масле

Е. Выводить 6. за нос

Ж. Катается 7. из мухи слона

К. Возносить 8. как осиновый лист

3-я гр. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика.

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

4-я гр. Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары.

Тертый калач –Мурашки по спине ползают –Мороз по коже пробирает –От корки до корки – Только пятки засверкали –Хоть волком вой – Провести на мякине –Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

5-я гр. Подберите фразеологизмы-антонимы к данным.

Мухи не обидит –Курить фимиам –И швец и жнец и в дуду игрец –Душа в душу –Себе на уме –Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся; пальца в рот не клади, лить грязь, ни в дудочку ни в сопелочку, как кошка с собакой, душа нараспашку.

6.Задание «Чёрный ящик» (музыкальная заставка из телепередачи «Что? Где? Когда?»)

-Что объединяет эти слова? ( этот предмет находится в «чёрном ящике»)

1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь (вода).

(седьмая вода на киселе; как две капли воды; как рыба в воде; тише воды, ниже травы; как с гуся вода)

2. Яблоня, Ньютон, раздор (яблоко)

(яблоко от яблони, Ньютоново яблоко, яблоко раздора)

3. Обед, дёготь, час (ложка)

(дорога ложка к обеду, ложка дёгтя в бочке мёда, в час по чайной ложке)

7. Самостоятельная работа.

– Ребята, теперь вы поработаете самостоятельно над заданиями разных уровней сложности, причём свой уровень вы определите сами. Если вы чувствуете, что хорошо разобрались в этой теме, тогда ваше задание под цифрой 5, если есть какие-то затруднения, то ваша цифра – 4, а если не уверены в своих силах, попробуйте поработать над заданиями с цифрой 3. Ваше время ограничено, поэтому, выражаясь языком фразеологизма, не тяните резину. 

8. Зарядка для глаз «Снежинка»

9. Закрепление.

Выполнение упр.194 стр.163учебника

10. Культура речи. Назовите типы ошибок и произнесите фразеологизмы правильно.

Учитель: фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.

2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)

3. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

4. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")

Итог.

Учитель: Итак, вспомните, какова была цель нашего урока?

– Достигли ли мы этой цели?

Ученики: Да, мы систематизировали наши знания по теме “Русская фразеология”. Упражнения выполнялись по определенным темам, и это хорошо укладывалось в голове. Слайды подводили итог наших бесед. Урок прошел интересно.

Учитель: Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка. Знакомство с фразеологией помогает нам глубже понять историю и характер нашего народа. Таким образом, изучение фразеологии вводит нас в лабораторию народа-языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят во фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, высказывание М.Горького (Слайд 9):

В простоте слова – самая великая мудрость.Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложены в них на целые книгиМ.Горький..

– Надеюсь, что и вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры.

11. Домашнее задание.

– Домашнее задание будет на выбор. Те из вас, которым по душе творческие задания, составят рассказ на свободную тему, используя при этом как можно больше фразеологизмов, напомню, что можно активно использовать Словарь фразеологизмов русского языка. Кому это покажется сложным, я предлагаю выполнить упр. 195 стр.164.

Всем спасибо за работу!

www.metod-kopilka.ru

Урок русского языка в 10 классе на тему" Фразеологизмы"

Танюкевич Р.Р., 273-804-421

Тимофеева О.В., 273-823-256

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

(Урок русского языка в 10 классе)

Цели урока:

  1. образовательная: а)обобщить полученные знания по теме «Фразеология»; б) показать отличительные и общие признаки свободных словосочетаний и фразеологизмов; в) закрепить навыки правописания;

  2. развивающая: а)развивать память, внимание, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, уметь сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике;

  3. воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Языковая разминка

Запишите под диктовку:

Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут – то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно – негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

- Обоснуйте выбор частицы не или ни, слитное или раздельное написание.

- Какая особенность у этих словосочетаний? В какую лексическую группу можно объединить? (Фразеологизмы)

- Какие признаки фразеологизмов вы знаете? (Устойчивые , неделимые словосочетания; лексическое значение имеет все сочетание в целом, а не каждое слово; в предложении является одним членом )

3. Работа по теме урока

Расширение знаний учащихся. Сообщение заранее подготовленных сильными учащимися теоретических сведений по следующим темам:

  1. Фразеология как раздел науки о языке.

  2. Фразеологизм и его признаки.

  3. Происхождение фразеологизмов русского языка.

  4. Источники русских фразеологизмов.

  5. Употребление фразеологизмов в речи.

4 Работа с учебником (с.29 – 30)

5 Закрепление материала.

  1. Выполнение упражнений учебника (упр. 42-44)

  2. Составьте пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя следующие выражения:

В нескольких словах, правая рука, держаться в тени, за обе щеки, со дна моря достать, много воды утекло, с закрытыми глазами.

  1. Запишите фразеологизмы, подберите к ним антонимическую пару:

- кот наплакал –

- слова не вытянешь –

- ходить вокруг да около –

- дать маху –

- мухи не обидит –

- выйти из себя-

Составьте синонимические пары:

- на скорую руку –

- обвести вокруг пальца-

- на всех парах-

- хоть волком вой –

- со всех ног –

- тертый калач –

- ни зги не видно-

  1. «В двух словах». Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно прочитайте их и подберите фразеологизм, который кратко и образно выразит основной смысл описанного.

Вадим немногословен. Говорит он нечасто. Но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (Редко, но метко)

Егор напроказничал, но каким – то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Вышел сухим их воды)

Но вот этого мы так и не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. Что мы сделаем? (Выведем его на чистую воду)

Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришел. Что говорят в таком случае? (Легок на помине)

  1. Попробуйте подобрать русский эквивалент:

infourok.ru

Конспект урока и презентация по теме "Русская фразеология" 10 класс (повышенный уровень)

Фразеологические обороты

Цели:

  • систематизировать и углубить знания по фразеологии как о разделе науки о языке,

  • показать разнообразие и богатство фразеологизмов русского языка.

  • развивать умения различать фразеологизмы по структуре и их стилевой принадлежности, совершенствовать навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи;

  • повышать речевую культуру учащихся, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

ХОД

  1. Организационный момент.

  1. Орфоэпическая минутка СЛАЙД 1

Задания к тексту:

  1. Поставьте ударение в выделенных словах.

  2. Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.

  3. Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водосточному желобу. К коммивояжеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота и он не попадёт во власть Морфея. Всем завидно.

жЕлчный/жЁлчный, столЯр,завсегдАтай, Августовским, мусоропровОд, тУфлю, намЕрение, тЯжба, квартАл, соглядАтай, избалОванный, гастронОмия, жЁлоб, коммивояжЁр, танцОвщица, экспЕрт, доЯр

слИвовый, плодонОсит, вишнЁвой, заморЁнный, сЕтчатый, твОрОг, ломтЯми, пОлитЫй, дрЕмота, завИдно

  1. Объявление темы. СЛАЙД 2, 3

Формулирование целей и задач урока.

- Мы вспомним все вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного, а также научимся находить ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

  1. Обобщение материала по плану.

  1. Общие сведения о фразеологии

  • Что такое фразеологизм? В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы? СЛАЙД 4,5

  • Каковы признаки фразеологизмов, их отличительные особенности? СЛАЙД 6

Задание: Составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. (работа в парах) СЛАЙД 7

Красной нитью, Правая рука, На разных языках, На глаз, Намылить голову

Ожидаемый результат:

1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.

2.На моих часах - без пяти минут одиннадцать.

3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.

4.Он догадывался, откуда ветер дует.

5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.

7.Размер одежды я определяю на глаз.

8.Пострадавшему наложили повязку на глаз.

  1. Лексическое значение фразеологизмов. Фразеологизмы-синонимы, -антонимы, -омонимы СЛАЙД 8

Задание: замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. СЛАЙД 9

Ничего не делать - сидеть сложа руки

Преувеличивать – делать из мухи слона

Внезапно замолчать - язык проглотить

Переусердствовать - перегибать палку

Темно - ни зги не видно

 Бояться – дрожать как осиновый лист

Задание: указать каком ряду все фразеологические обороты являются синонимами, а в каком - антонимами? СЛАЙД 10

  1. два сапога пара, одного поля ягоды.

  2. хоть пруд пруди, кот наплакал.

  3. выжимать соки, драть шкуру.

  4. прощупывать почву, пустить пробный шар.

  5. засучив рукава, спустя рукава.

  6. вставлять палки в колеса, дать зеленый свет.

  7. сорвать маску; вывести на чистую воду.

  8. вставлять палки в колеса; перебегать дорогу.

  9. душа в душу, как кошка с собакой.

  10. Куры не клюют, как кот наплакал.

  11. водить за нос, морочить голову.

  12. сердце кровью обливается, сердце обросло мохом.

Ключ: синонимы – 1, 3, 4, 7, 8, 11

антонимы – 2, 5, 6, 9, 10, 12 СЛАЙД 11

  1. Классификация фразеологизмов по происхождение СЛАЙДЫ 12 - 17

Задание: определить значение фразеологизмов исконно русского происхождения, определить как они образовались СЛАЙД 13

на (во) всю Ивановскую - очень громко

Ивановская - название площади в Московском Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого. Существует несколько версий этимологии фразеологизма: 1) на Ивановской иногда читали указы во всеуслышание, громким голосом, во всю Ивановскую площадь. Отсюда переносный смысл выражения; 2) на Ивановской площади также иногда наказывались дьяки за взятки и лихоимство. Их нещадно били кнутами и батогами, отчего они кричали во всю Ивановскую площадь.

потемкинские деревни - показное благополучие, скрывающего истинное состояние чего-либо

Выражение возникло после того, как князь Г. А. Потёмкин перед посещением Крыма Екатериной II приказал установить на пути следования императрицы декоративные подобия селений, чтобы убедить её в успехах своей деятельности на юге России.

бить челом - просить, кланяться

Чин - это и социальный статус, как замечено в комментарии, но ещё и порядок, способ действия. В этом значении слово сохранилось в церковном обиходе. Чин закладки храма, чин такой-то службы. Учинить - сделать.

чин чином - как положено, по порядку и обычаю

Задание: определить значение старославянских фразеологизмов, определить как они образовались

СЛАЙД 14

блудный сын - человек, отколовшийся от своей семьи и родного дома

В евангелии есть притча, в которой повествуется о сыне, покинувшем отцовский дом и прокутившем все свое состояние. Возвратившись обратно в свою семью ни с чем, он падает на колени перед своим родителем, который, проявив милосердие и доброту, прощает нерадивого отпрыска.

Манна небесная - с нетерпением ожидаемое, крайне необходимое

В Библии сказано, что, когда евреи странствовали по пустыне, наступил голод, и с неба вдруг начала сыпаться «небесная манна», спасшая истощенных странников от неминуемой смерти.

посыпать пеплом голову - испытывать глубочайшее раскаяние в чем-либо

Древнееврейский религиозный обычай гласил - в случае смерти кого-либо из членов семьи или рода в знак глубокой скорби посыпать непокрытую голову пеплом или землей. И, конечно же, как часто происходит в подобных случаях, домочадцы начинали запоздало винить в произошедшем себя: дескать, не досмотрели, не уберегли, вовремя не оказали помощь.

Задание: определить значение фразеологизмов заимствованных из древнегреческой мифологии, определить как они образовались

СЛАЙД 16

Ахиллесова пята - уязвимое место, слабая сторона

Авгиевы конюшни - очень загрязнённое место, запущенность в чем-либо

Ящик Пандоры - источник несчастий, великих бедствий

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

  1. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Упражнение на релаксацию «Задуваю свечу»

При полном объеме легких нужно выдыхать так, словно медленно задуваешь свечу

Упражнение повторяется 3-4 раза

  1. Лингвистический эксперимент

Задание: подберите «отечественный» фразеологический оборот, одинаковый по значению с приведёнными заимствованными.

СЛАЙД 18

Английский: это ещё всё в воздухе

Французский: это ещё не в кармане

Испанский: написано на песке

Немецкий: это пока написано на звёздах

Русский:……………………………………………

Английский: жить в клевере

Французский: как петух в мармеладе

Испанский: плавать в изобилии

Немецкий: как червячок в сале

Русский:……………………………………………

  1. Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов СЛАЙД 19

1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню)

2. Нарушение состава: включение лишних или исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы)

3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми нитками)

4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо «…лукаво»)

Задание: Корректор – исправьте предложения с неправильно употребленными фразеологизмами СЛАЙД 20

Ошибка

Верно

Бабушка на двоих сказала

Бабушка надвое сказала

Перебирать из пустого в порожнее

Переливать из пустого в порожнее

Играть значение

Играть роль и Иметь значение

Ну хоть бейся об стенку!

Ну хоть бейся головой об стенку!

Пора уже тебе взяться за свой ум.

Пора уже тебе взяться за ум.

Хоть кол на голове чеши.

Хоть кол на голове теши.

Язык не поднимается говорить об этом.

Язык не поворачивается и Рука не поднимается.

Это был тяжелый сизифов труд.

Это был сизифов труд.

Поди разберись, кто из них прячет топор под пазу

Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

  1. Задание для учащихся с высоки уровнем подготовки

Расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, объяснить значение фразеологизмов

Он был не лаком шит и пустив пыль в глаза и наши и вашим дал деру куда Макар телят не гонял

  1. Подведение итогов работы СЛАЙД 21

Фразеологические обороты активно используются как в устной, так и в письменной речи,

не только в художественной литературе, но и в публицистической. Иногда в газетах, журналах можно встретить устойчивые словосочетания – фразеологизмы.

  • Как не допустить в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

  • Как вы думаете, для чего нужно изучать фразеологию?

Да, фразеологизмы – одно из наиболее выразительных средств языка, и знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск.

  1. Домашнее задание СЛАЙД 22

Составить связный текст, употребив не менее 10 фразеологизмов.

Ответьте на вопрос. Что даёт человеку использование в речи фразеологизмов?

  1. Рефлексия

Тест по теме «Фразеология».

kopilkaurokov.ru

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ 10 класс - Русский язык и литература - В помощь учителю - Учительские университеты

Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Цель урока:

1) Систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке. Развивать умения правильно употреблять в речи и толковать их значение. 2) Воспитывать в учащихся любовь к слову, умения работать в команде. 3) Развивать речь, образное мышление.

Тип урока: Комбинированный Формы работы: Коллективная, групповая, индивидуальная. Оборудование: Таблица, индивидуальные карточки, фишки (за правильный ответ) План урока: I. Организационный момент, а) Подготовка к уроку II. Повторение домашнего задания а) Беседа по вопросам б) Проверка письменных работ III. Новая тема

Вступительное слово учителя.

Фразеология — особый раздел лингвистической науки. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис - «выражение» и логос - «учение». Фразеологизмы русского языка могут различаться своей грамматической структурой. По грамматической структуре их можно разделить на два основных разряда. Первый разряд составляют фразеологизмы, имеющие грамматическую структуру предложения. Например: Бабушка надвое сказала, след простыл, как корова языком слизала и т. д. Второй разряд - это фразеологизмы со структурой словосочетания: сесть в калошу, плясать под чужую дудку, авгиевы конюшни. IV. Орфографический диктант: Ни рыба, ни мясо, нечиста на руку; по щучьему веленью; за тридевять земель; на широкую ногу; задирать нос; ломать голову; вставлять палки в колёса; играть первую скрипку; тянуть канитель; на два фронта. V. Беседа по теме (расширение знаний учащихся). Следует обратить внимание на признаки фразеологизмов как системных единиц. Признаки фразеологизмов: устойчивость, смысловая целостность, образность, в предложении является одним членом предложения.

Таблица: Фразеологизмы и свободные словосочетания

Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами В их составе нельзя изменять слова по своему желанию Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе, не требуют запоминания Не создаются в речи, а как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить их значение: Кожа да кости - худой; дырявая память - забывчивый. На всех парусах - быстро; перемывать косточки - обсуждать. Хоть кровь из носу - обязательно; рукой подать - близко; Сбить с толку - запутать; как рыба в воде - уверенно; Лететь сломя голову - спешить, из рук валится - не ладится; много воды утекло -давно.

2. Игра - аукцион. В этой игре побеждает та группа, которая последним назовет фразеологический оборот, где встречаются названия животных, птиц, насекомых. - Покупать кота в мешке, волка ноги кормит, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, носиться как курица с яйцом.

3. Индивидуальная работа по карточкам. На доске висят карточки с буквами Б, В, Г, Д, К, О, С. Надо как можно больше вспомнить на эти буквы фразеологизмов: Б - бить баклуши, белая ворона, блоху подковать. В - висеть на волоске, в два счёта. Г - горячая голова. Д - держать ухо востро, душа в душу, держать язык за зубами. К - как с гуся вода, как рыба в воде. О - окунуться с головой, от горшка два вершка. С - сидеть сложа руки, сломя голову.

4. Замени фразеологизм. Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами. Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голову; тесно - яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; опытный - стреляный воробей; хвалить - возносить до небес; обманывать — водить вокруг пальца; молчать - держать язык за зубами; бить - память бока; исчезать – рассеивать, рассеиваться как дым

5. Игра — шутка «Что это?» 1. Её заваривают, заставляя какое-либо неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; Она в голове у путаников (Каша) 2. Её носят решетом, кто занимается пустым делом; её набирают в рот, когда молчат; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из них выходят сухими (Вода) 3. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык) 4. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: Написать сочинение с максимальным использованием фразеологизмов.

[color=red]

collegy.ucoz.ru

открытый урок "Фразеологизмы" 10 класс (1 курс)

ПЛАН УРОКА

Преподаватель Корепанова Ирина Алексеевна

Предмет «Русский язык»

Дата 28.11.2013

Группа Б-3

Урок № 18

Тема «Фразеологизмы»

Цели занятия:

Образовательная:

Создать условия для обобщения, углубления знаний учащихся по теме «Фразеологизмы», умений применять фразеологизмы в речи.

Задачи:

  1. Выявлять значение фразеологизмов.

  2. Находить крылатые выражения в тексте, применять их в устной и письменной речи, отличая их от свободных сочетаний.

  3. Находить речевые ошибки в употреблении фразеологизмов и уметь их исправлять.

  4. Формулировать фразеологизмы, используя образное их восприятие.

  5. Сопоставлять значения иноязычных пословиц и поговорок с русскими.

Воспитательная:

Создать (обеспечить) условия для формирования представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

Развивающая: 

Способствовать развитию аналитических умений, образного и логического мышления, навыков исследовательской работы, повышению уровня речевой культуры.

Форма организации учебной деятельности: работа малыми группами (3-4 человека).

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: Техника для презентаций: телевизор, компьютер, презентация «Фразеологизмы» (Power Point 2007), словари по фразеологизмам, бланки заданий.

Ход урока:

  1. Организационная часть: ознакомление с темой урока, постановка цели.

  2. Актуализация знаний.

    • Что такое фразеологизмы?

    • Какими особенностями обладают фразеологизмы?

    • Что относится к фразеологизмам?

    • Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами?

  3. Выдача заданий для фронтальной самостоятельной работы в группах (бланки заданий даны в Приложении 1).

  4. На основании презентации урока учащиеся выполняют задания. Каждое задание имеет максимальное количество баллов. Всего можно набрать 60 баллов.

  5. Критерии оценки:

    Задачи

    Максимальный балл

    Полученный балл

    Итоговая оценка

    Определять значение фразеологизмов

    15

    Применять фразеологизмы и свободные сочетания в письменной речи.

    10

    Формулировать фразеологизмы по образному восприятию.

    10

    Находить лексические ошибок в употреблении фразеологических оборотов.

    5

    Сопоставлять значения иностранных и русских пословиц.

    20

  6. Подведение итогов. Проставление оценок за работу на уроке. Критерии итоговой оценки:

5 — 5460 баллов

4 — 4853 баллов

3 — 3647 баллов

  1. Домашнее задание: Подобрать фразеологизмы, связанные с профессией учащихся. Написать миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов:

Ключевой вопрос, завтрашний день, идти по стопам, иметь вес, закладывать фундамент, человек с большой буквы, ломать голову, откладывать в долгий ящик, не ударить в грязь лицом, путевка в жизнь, служить верой и правдой, смотреть в корень, как свои пять пальцев, как белка в колесе, как зеницу ока, как гора с плеч, как по маслу, до седьмого пота, горы свернуть, от корки до корки, от зари до зари, уйти с головой.

Можно применить и другие, подходящие по смыслу фразеологизмы.

Приложение 1

Задание 1. Подберите фразеологические обороты, синонимичные словам и сочетаниям, определяя их значение. В середине колонки вставьте номер соответствующей пары фразеологизмов.8 мин.

  1. бросаться в глаза

  1. вдоволь, без ограничений

  1. в нескольких шагах

  1. весь день

  1. мертвым сном

  1. вылечивать

  1. не на шутку

  1. главный помощник

  1. ни к селу, ни к городу

  1. искренне

  1. одним духом

  1. моментально появиться

  1. от зари до зари

  1. наедине

  1. от всей души

  1. некстати, невпопад

  1. падать духом

  1. обмануть

  1. поднимать на ноги

  1. сделать предметом насмешки

  1. поднять на смех

  1. отчаиваться

  1. поймать на удочку

  1. очень близко

  1. правая рука

  1. крепко уснуть

  1. с глазу на глаз

  1. привлекать к себе внимание

  1. сколько душе угодно

  1. самым серьезным образом

Максимальное количество баллов — 15баллов.

Задание 2. Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, а затем — фразеологизмом.

Максимальное количество баллов —10 баллов за правильный ответ.10 минут.

Не вытянешь клещами.

Умывать руки.

Закрывать глаза.

Висеть на хвосте.

Каши не сваришь.

Задание 3. На экране показаны картинки. Дать расшифровку фразеологизма. Задание одинаковое для всех команд. Максимальное количество баллов — 10 баллов. Время 5 мин.

Фразеологизм

Его значение

Задание 4. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Сделайте правку. В последней колонке проставьте балл за правильный ответ.

Я думаю, что начальнику кто-то подложил очень скверную медвежью услугу.

Он был скован за руки и за ноги.

Планы огромные, и молодым рукам есть к чему приложить труд.

Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки.

Это просто ни в какие рамки не вяжется.

Максимальное количество баллов — 5 баллов.

Задание 5. Сопоставить иностранные пословицы и поговорки с русскими.

  1. В новом кувшине вода холодная.

  1. Вкусы различны.

  1. Восток ли запад, а дома лучше всего.

  1. Время – лучший доктор.

  1. Две головы лучше одной.

  1. Как постелешь, так и поспишь

  1. Кто смеется последним – смеется лучше всех.

  1. Легко пришло – легко ушло.

  1. Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах.

  1. На море много черного, но не все это тюлени.

  1. Не бывает бесплатных обедов.

  1. Прежде покупай медведя, а потом продавай его шкуру.

  1. Смотри, прежде чем прыгать.

  1. Сначала дело, потом развлечения.

  1. Спешащий таракан в суп попадет.

  1. Спящих собак не буди.

  1. Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

  1. Убийство раскроется.

  1. Ценность колодца узнаем лишь тогда, когда в нем больше нет воды.

  1. Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним.

Приложение 2

Задание 1. Подберите фразеологические обороты, синонимичные словам и сочетаниям, определяя их значение. В середине колонки вставьте номер соответствующей пары фразеологизмов. 8 мин.

  1. вдоволь, без ограничений

  2. весь день

  3. вылечивать

  4. главный помощник

  5. искренне

  6. моментально появиться

  7. наедине

  8. некстати, невпопад

  9. обмануть

  10. сделать предметом насмешки

  11. отчаиваться

  12. очень близко

  13. крепко уснуть

  14. привлекать к себе внимание

  15. самым серьезным образом

  1. — 15

  1. бросаться в глаза;

  2. в нескольких шагах;

  3. мертвым сном;

  4. не на шутку;

  5. ни к селу, ни к городу;

  6. одним духом;

  7. от зари до зари;

  8. от всей души;

  9. падать духом;

  10. поднимать на ноги;

  11. поднять на смех

  12. поймать на удочку;

  13. правая рука;

  14. с глазу на глаз,

  15. сколько душе угодно.

  1. — 7

  1. — 10

  1. — 13

  1. — 8

  1. — 6

  1. — 14

  1. — 5

  1. — 12

  1. — 11

  1. — 9

  1. — 2

  1. — 3

  1. — 1

  1. — 4

Максимальное количество баллов — 15 баллов.

Задание 2. Составьте предложения, в которых каждое из приведенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, а затем — фразеологизмом.

Максимальное количество баллов —10 баллов за правильный ответ.10 минут.

Не вытянешь клещами.

Умывать руки.

Закрывать глаза.

Висеть на хвосте.

Каши не сваришь.

Задание 3. На экране показаны картинки. Дать расшифровку фразеологизма. Задание одинаковое для всех команд. Максимальное количество баллов — 10 баллов. Время 5 мин.

  1. Сесть в калошу. — Попасть в неудобное положение.

  2. Спать без задних ног. — Крепко спать.

  3. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. — Хорошо два дела не сделаешь.

  4. Белая ворона. — Особенный, не похожий на других.

  5. Комар носа не подточит. — Сделать безукоризненно.

  6. Мелочь пузатая. — Маленький.

  7. Волосы дыбом. — Испугаться.

  8. Вот где собака зарыта. — Вот, где истина.

  9. Дело в шляпе. — Дело сделано.

  10. Зарубить на носу. — Запомнить.

Задание 4. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Сделайте правку. В последней колонке проставьте балл за правильный ответ. Время 5 мин.

Я думаю, что начальнику кто-то подложил очень скверную медвежью услугу.

Я думаю, что начальнику кто-то оказал медвежью услугу.

Он был скован за руки и за ноги.

Он был скован порукам и ногам.

Планы огромные, и молодым рукам есть к чему приложить труд.

Планы огромные, и молодым есть к чему приложить руки.

Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки.

Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на голову.

Это просто ни в какие рамки не вяжется.

Это просто ни в какие рамки не входит.

Максимальное количество баллов — 5 баллов.

Задание 5. Подобрать для иностранной пословицы синонимичную русскую. Примерные тветы.

  1. В новом кувшине вода холодная.

Новая метла по-новому метет.

  1. Вкусы различны.

О вкусах не спорят.

На вкус и цвет товарищей нет.

  1. Восток ли запад, а дома лучше всего.

В гостях хорошо, а дома лучше.

  1. Время – лучший доктор.

Время лечит.

  1. Две головы лучше одной.

Одна голова хорошо, а две лучше.

  1. Как постелешь, так и поспишь

Что посеешь, то и пожнешь.

  1. Кто смеется последним – смеется лучше всех.

Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

  1. Легко пришло – легко ушло.

Бог дал – бог и взял.

  1. Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

  1. На море много черного, но не все это тюлени.

Не все то золото, что блестит.

  1. Не бывает бесплатных обедов.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

  1. Прежде покупай медведя, а потом продавай его шкуру.

Не дели шкуру неубитого медведя.

  1. Смотри, прежде чем прыгать.

Не говорит «гоп», пока не перепрыгнешь

  1. Сначала дело, потом развлечения.

Делу – время, потехе – час.

  1. Спешащий таракан в суп попадет.

Поспешишь – людей насмешишь.

  1. Спящих собак не буди.

Не буди лихо, пока оно тихо.

  1. Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

Хорошо там, где нас нет.

  1. Убийство раскроется.

Сколько веревочке не виться, а конец найдется.

  1. Ценность колодца узнаем лишь тогда, когда в нем больше нет воды.

Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

  1. Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Максимальное количество баллов — 20 баллов

Критерии итоговой оценки:

5 — 5460 баллов

4 — 4853 баллов

3 — 3647 баллов

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока "Фразеологизмы" - Русский язык

МБОУ СОМШ № 44 им. В.Кудзоева

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС

ТЕМА:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

УЧИТЕЛЬ

ГИОЕВА ЭЛЬВИРА ХАРИТОНОВНА

Владикавказ 2017 г.

ТЕМА. Фразеологизмы.

ЦЕЛИ:

образовательная:

- систематизировать и углубить знания по фразеологии как о разделе науки о языке; формировать умения находит фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения;

развивающая:

- способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;

воспитательная:

- способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, сборник тестов Цыбулько И.П., учебник ГрековаВ.Ф.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и постановка целей урока (слайд 1-2)

Учитель: начну урок с эпиграфов (слайд 3):

« Фразеология исследует наиболее

живой, подвижный и разнообразный

отряд языковых явлении».

В.В.Виноградов

«Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной».

П.А. Вяземский

1. Учитель. Ребята! Тема нашего урока – фразеология и фразеологизмы. Вы учитесь в 10 классе и уже очень скоро венцом всех ваших праведных трудов станет итоговая аттестация и сдача ЕГЭ по русскому языку. А задание 22 непосредственно связано с лексикологией.

- Что изучает лексикология?

- Что такое синонимы? Омонимы? Антонимы?

- А что изучает фразеология? А что такое фразеологизмы? (слайд 4)

Фразеология – это раздел науки о языке, которая занимается изучением фразеологизмов.

Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.

Особенности фразеологизмов (слайд 5)

А как они появляются в нашей речи? (слайд 6, привести примеры)

2. Лексика и орфография.

Учитель. Выполните задание (слайд 7): из рассыпанных слов составьте фразеологизмы, запишите и дайте их толкование.

(Работа выполняется в группах и на время)

Руки (Р. п.), (не)покладая, грязь, работать, спина (Р. п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в, (не)ударить.

Учитель: Ребята, давайте проверим как вы справились с этим заданием (слайд 8)

Работать не_покладая рук – очень старательно, не переставая;

Трудиться не_разгибая спины – с большим усердием;

Не ударить лицом в грязи – успешно справиться с чем-либо, не оплошать.

Учитель:

- Какая орфограмма встречается в этих фразеологизмах? «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

- Какие это части речи?

- Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?

3. Учитель. В некоторых из вас я открыла артистический талант. Посмотрите видеоролики и дайте толкование этих фразеологизмов.

(слайд 9, 10, 11)

(Работа выполняется в группах и на время)

1 видеоролик – работать засучив рукава – энергично, усердно и со старанием;

работать спустя рукава – работать небрежно, плохо, кое-как;

2 видеоролик – водить за нос – обманывать, не сдержать обещанного слова.

3 видеоролик – филькина грамота – невежественный, юридический неграмотно созданный документ.

(Учащиеся должны увидеть четыре фразеологизма и дать их толкование)

  1. Заполните таблицу (работа выполняется группами и на время)

(слайд 12)

фразеологизмы

Их значение

Как корова языком слизала

Наиболее уязвимое место у кого-либо

Козел отпущения

Придавать чему-нибудь незначительному большое значение

Сжечь корабли

Нить Ариадны

Хоть трава не расти

Учитель. Давайте посмотрим на слайд и проверим как вы выполнили работу.

4. Учитель. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок. Какие ошибки мы можем сделать при употреблении фразеологизмов?

Внимание на слайд (Слайд 13)

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.

2. Неправильное толкование

Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.

3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)

4. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

5.Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")

6. Учитель. Чтобы лучше вас узнать, хочу предложить вам игру «Что люблю (или не люблю)» (слайд 14).

В каждую графу запишите по три фразеологизма из представленных вам. Объясните, почему именно этот фразеологизм вы вписали первым в графу «Что люблю». Если у вас возникнут затруднения в их толковании, то можете обратиться к словарям.

Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.

Что люблю

Что не люблю

Учитель. Ребята, те, кто из вас в графу «Что люблю» записал фразеологизм – работать засучив, правы. (Так как эта работа индивидуальная, то отметить тех учащихся, которые в графе «Что люблю» записали фразеологизмы: работать засучив рукава, играть первую скрипку, держать язык за зубами, ломать голову)

Вы должны понимать, что в основе человеческой жизни и успеха лежит труд.

Помните, как в стихотворении Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь

Душа обязана трудиться

И день, и ночь

И день и ночь.

- А какой фразеологизм употребил поэт в этом четверостишии?

Воду в ступе не толочь – как вы это понимаете?

Заниматься чем-то явно бессмысленным, бесполезным.

Ребята, подберите или вспомните синонимичные фразеологизмы!

Носить воду решетом, в лес дрова возить, Сизифов труд.

7. Учитель. Итак, мы переходим к следующему этапу нашего урока – нахождение фразеологизмов в текстах.

(Работа выполняется в группах)

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм (слайд15).

Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм (слайд 16).

- Доча, доча? Не заболел кто? Ты на меня ,доча, не держи сердце. Я знаю, дорогой телефон, деньги большие.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данного(-ых) предложения(-й) фразеологизм(-ы)

(слайд17)

Первый раз со мной такое приключилось. Обычно я спокойно и несколько иронично отношусь к действительности. Но если действительность откалывает такие номера, я умываю руки…

Но как ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался.

8. Практическое задание: откройте сборник Цыбулько И.П. и выполним задание 22, варианты 1-5. (учащиеся решают задания коллективно)

9. Рефлексия. Учитель. Давайте вернемся к целям, которые мы ставили в начале урока. Кому не удалось достичь их? С какими заданиями не справились?

Что мы должны помнить и знать, выполняя задание ЕГЭ? С какой целью используют фразеологизмы в художественной литературе?

10. Домашнее задание (слайд 18): § 12, упражнение 77; выполнить задание № 22: вариант 1-5, сборник И.П. Цыбулько; написать сочинение с использованием фразеологизма (на выбор) «Моя хата с краю…», «Делать из мухи слона», «Ахиллесова пята…».

Литература:

1. Бирих А.К., Мокиенко В.М. Словарь фразеологических синонимов русского языка, Москва, « Астраль»-«АСТ»,2001г.

2. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. Учреждений / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. -5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 368 с.

3. Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. / Д.Э.Розенталь – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 1008 с.

Ссылки:

1. Виноградов В.В. ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. http://philology.ru/linguistics2/vinogradov-77d.htm

2.https://www.metod- kopilka.ru/razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse_po_teme_russkaya_frazeologiya-58032.htm

3. http://www.rvsn2.narod.ru/doc567.htm

4. http://vyazemskiy.lit-info.ru/vyazemskiy/stihi/stih-208.htm

5. https://yandex.ru/images/search?img_url

6. http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html

7. http://nenuda.ru

multiurok.ru


Смотрите также