Развитие фонематического восприятия у ребенка. Фонематический слух упражнения для детей 4 лет


Игры для развития фонематического слуха

Small boy talking to his mother

 

Фонематический слух отвечает за способность человека различать звуки. В результате  плохо развитого фонематического слуха дети неправильно воспринимают услышанную речь. Они путают слова близкие по звучанию, что приводит к снижению понимания смысла речи. В дальнейшем у таких детей возникают сложности в овладении чтением и письмом, в произношении звуков родного языка.

Предлагаю вам несколько игр и упражнений для развития не речевого слуха. Эти игры и упражнения помогут в легкой непринужденной форме развитию у ребенка фонематического слуха, а также, в комплексе с артикуляционной гимнастикой и правильным речевым дыханием, формированию правильного произношения.

 Игры для развития фонематического слуха для детей 3-4 лет

Узнай по голосу

Эта игра проводится в группе нескольких детей или в кругу семьи. Ребенок подходит к ведуигры для развития фонематического слухащему, повернувшись спиной к другим детям. Ведущий указывает на любого человека, а тот в свою очередь зовет ребенка по имени. Ребенок на слух должен отгадать, кто его позвал.

На чем играю

Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.

Где звенит

Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий инструмент. Ребенок садится на стул, ему завязывают глаза, а затем издают звук сбоку от него, сзади или впереди. Ребенок должен протянуть руку в ту сторону, откуда по его мнению звучит звук. У ребенка постарше можно спросить, где звенит. Малыш должен ответить: слева, справа, впереди, сзади. Эта игра способствует не только развитию фонематического слуха, но и умению ориентироваться в пространстве.

Найди пару

Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

Кто кричит

Приготовьте картинки с изображением животных и их детенышей. Попросите показать как кричит кошка -громким голосом, а как котенок- тихим голосом; корова и теленок, собака и щенок.

Мышка и мишка

Взрослый играет на металлофоне, синтезаторе или пианино. Низкий звук-мишка, высокий звук-мышка. Малыш должен узнать, кого озвучивает взрослый.

Высокий-низкий — аналогичная игра. Услышав высокий звук, ребенок поднимает руки вверх или поднимается на носочки. Услышав низкий звук-приседает.

Что услышал

Можно использовать два варианта игры. Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка вспомнить, что он слышал.

Второй вариант — просто послушать тишину некоторое время, а потом пусть расскажет, что он слышал. Может быть это будет звук пролетевшей мухи, вой ветра за окном, скрип двери.

Какой звук

Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой-короткая. Взрослый издает звук на каком-либо музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить, какой звук: длинный или короткий и показать соответствующую карточку.

Повтори за мной

Взрослый отстукивает простой ритм ладошками, ребенок должен повторить. В дальнейшем ритм усложняется. Затем ритм задает ребенок, а взрослый повторяет.

Игры для развития фонематического слуха для детей 5-6 лет

Для старших дошкольников игры и упражнения для развития фонематического слуха усложняются, но также используются и игры для младших дошкольников.

Найди звук

Выясните, какие звуки путает ваш малыш: ж-ш; с-ш; л-р; в-л или другие. Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

Придумай слово

Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Поймай звук

В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

Общий звук

Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

stotysyhc.ru

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Не у всех детей к трем годам формируется хороший уровень речевого развития: одни дети, в этом возрасте, уже чисто и правильно произносят слова, другие – говорят ещё недостаточно чётко, неправильно произносят отдельные звуки, и таких детей очень много. Чаще всего встречаются такие ошибки, как пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры слова (сокращение слов «пьяходил» вместо «крокодил»), неправильное ударение в словах и пр. Но уже в 3-4 года дети начинают замечать неправильную речь своих друзей, пытаются их исправить, хотя сами ещё неправильно произносят слова. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Практика показывает, что критика детей по поводу неправильного произношения может вызвать у них и агрессивную реакцию. Дети с кулаками набрасываются на своих обидчиков. Поэтому я провожу работу с воспитанниками не только по формированию правильного звукопроизношения, но и уделяю внимание формированию дружеских взаимоотношений между детьми, объясняя, что замечания надо делать по-доброму, корректно. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В целенаправленной коррекционно-педагогической работе я успешно применяю как традиционные, так и свои, авторские игры. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук). Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).Гремит гром (барабанить кулаками по столу).Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш). Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке – Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц, Чем ты занят? – Кочерыжку Разгрызаю. – А чему ты, заяц Рад? – Рад, что зубы Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами, Сапоги со шторами. Кот плывёт по океану, Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка, полети на небо, Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко.Рошадь жуёт сочную траву.Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке Ой, смотрите, паутинки. Это хитрый паучок Свой развесил гамачок. И позвал наш паучок Всех друзей на гамачок Приходили к паучку Мотыльки, кузнечики, Пчёлки и шмели, Бабочки-красавицы, Мухи и жуки. Наигрались, насмеялись, А потом все разбежались. 1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

Х О Х
Х Х Х
О Х О

Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

Игры по формированию фонематического слуха были представлены на семинаре-практикуме и получили положительную оценку учителей-логопедов.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»

Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемам. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

 

Игры для развития слухового внимания «Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы.)

«Угадай, что делать?»

Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо — держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз. «Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышится звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то угадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, кто сказал»

Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: «АУ» — дети кричат в лесу. Или «ИА» — как кричит ослик. Или «УА» — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? «ОО!» И т.п. сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй. Потом с помощью взрослого выкладывает схему из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

«Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

«Расколдуй слово»

Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы. Например, расколдовываем слово «лиса»: ль, и, с, а.

«Фокусники»

Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово». Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА фонематический слух как развить

Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. 

Родители часто жалуются — у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах — виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. 

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. 

Возрастные нормы развития фонематического слуха:  Первый год жизни — уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частоупотребимые слова. 

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. 

Самое важное достижение третьего года жизни — возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. 

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. 

На пятом году формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. 

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия. 

Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня. 

* Первый уровень — узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. 

1.Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало? 

2.Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. 

3.Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...  Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. 

4.Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. 

5.Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

* Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте

1.Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит. 

2.Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко. 

3.Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

* Третий уровень — различение сходных по звучанию слов

1.Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. 

2.Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. 

* Четвертый уровень — различение слогов

1.Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

2.Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 

* Пятый уровень — различение звуков

1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр...  Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. 

2. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. 

* Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза

1.Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

2.Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. 

3.Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о,.ук, ку.ак). 

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Автор статьи: Беленкова Ксения, логопед

www.baby.ru

Игры для развития фонематического слуха у детей

Развитие фонематического восприятия у ребенка

Любой ребенок с самого рождения обучается. Скорость его развития определяется многими факторами, один из которых – правильный подход родителей к процессу обучения малыша. Чтобы совершенствование навыков происходило быстрей, малыш должен понимать, что ему хотят сказать родители, улавливать основную мысль, суть.

Для ускорения усваивания материала требуется, чтобы дети осознавали звуковую структуру слов, могли различать звуки, анализировать полученные данные.

Фонематический слух помогает ускорить процесс развития, так как дитя понимает, что ему пытаются донести. Проводить занятия следует только в виде игры, ведь в иных случаях обучение может стать скучным, не понравиться детям. Обучение в игровой форме интерес к получению новых знаний, будет прослеживаться явная положительная динамика в развитии. Малыши в случае верного подхода будут подготовлены к дальнейшему развитию, проходящему в школе.

Развитие фонематического слуха

Положительные свойства развитого фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это способность правильно понимать фонемы, улавливать звуки в слове. Хорошим способом улучшения навыков письма и чтения является развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Ребенок будет произносить слова четко, правильно выстраивать предложения, овладеет в раннем возрасте важными принципами построения предложений, освоит чтение и письмо намного быстрей.

Чтобы ребенок произносил слова правильно, то есть имел четкую дикцию, важно правильно развить у него звукопроизношение. Оно напрямую связано со слухом, ведь дитя учится произносить так, как слышит от других. Хорошая дикция появится при нормальном развитии артикуляционного аппарата. Важно ясно и четко произносить каждый отдельный звук, который потом будет сложен в слова.

Умение услышать звуковой строй в языке и понять, как они располагаются – важная составляющая хорошей дикции. Если ребенок не может выговаривать слова правильно, первым делом следует научить его слышать их, осознавать, как правильно они должны произноситься.

Раннее развитие детей

Игра как способ развития

Основная методика получения навыков для дошкольников является игра. Важно создать ситуацию, чтобы в итоге проанализировать имеющиеся и полученные знания, дать понять малышу правила, сформировать в процессе обучения условия для усиления требуемых навыков.

Суть игр на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет – простимулировать речевую активность, создать условия, при которых познания в требуемой области усилятся, появится дополнительный интерес к процессу обучения. Чтобы определить, в каком направлении развивать ребенка, следует обследовать фонематические процессы. Так можно существенно повысить эффективность обучения.

Развивают маленьких учеников практически любые игры, но можно построить игровые занятия таким образом, чтобы время было проведено с максимальной пользой.

Основные сложности у детей 7 лет и старше при развитии фонематического слуха:

  1. Малышам трудно повторять ряды из нескольких рядов, где присутствуют согласные звуки, различающиеся по звонкости.
  2. Замещение звуков, смещение, изменение и перенос слогов из одного ряда слов в другой.
  3. Узнавание звука среди прочих в ряду иных слогов.

Обучение малыша

Проводя работу по развитию фонематического слуха у дошкольников, профессионалами сделаны определенные выводы:

  • у малышей изначально плохо развито фонематическое восприятие. Им сложно на начальном этапе произносить отдельные звуки, правильно понимать слова в целом. Если не заниматься с детьми, нарушение фонематического слуха исправить будет с каждым годом сложней;
  • самая большая сложность возникает при узнавании определенных звуков в словах. Детям сложно определить, правильно ли произнесено слово, то есть выявить ошибки в произношении;
  • важно развивать речевое внимание, чтобы улучшить фонематическое восприятие.

Чтобы ускорить развитие малышей в заданном направлении, нужно акцентировать внимание на слабых сторонах, которые были указаны выше. Взрослый исправляет, подсказывает до тех пор, пока не будет получаться правильно.

Игры для развития фонематического слуха

Для повышения верных качеств были придуманы игры, помогающие в развитии. Проходят игровые занятия в несколько этапов. Игр для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет много, важно заниматься с малышом регулярно, чтобы не потерять достигнутые результаты.

Восприятие произнесенных звуков

Для детей с нарушением слуха можно придумать игры полегче или проводить с ним занятия упрощенным способом. Обучение проходит в игровой форме, чтобы не утомлять его. На данном этапе развития слуха у детей 3 лет и старше, подходят следующие игры:

  1. «Определи откуда звук». Требуется несколько звонких игрушек: погремушка, колокольчик, свисток, барабан и др. Взрослый говорит малышу, чтобы тот послушал и запомнил звуки от каждого предмета. После все предметы закрываются от ребенка, чтобы он не смог видеть, от чего исходит звук. Нужно попытаться понять только с помощью слуха, какой предмет из тех, что он слушал, издает сейчас звук. Со временем можно расширять количество применяемых игрушек.
  2. «Угадай действие». Раскладываются определенные предметы, знакомые ему. Далее за ширмой взрослый проделывает любые действия с предметами: режет или мнет бумагу, переливает воду из стакана в стакан, бросает ключи на столик и т.д. После каждого действия взрослого, нужно рассказать, что он услышал и что понял о предмете, с которым было произведено действие. Можно для разнообразия поменяться ролями с ребенком и попытаться узнать, что делает сейчас дитя с имеющимися вещами.

Игра на развитие фонематического слуха

Различие звуков

Можно много узнать о том, как развить фонематический слух у ребенка 4 лет и старше, но делать все нужно правильно, постепенно. Смысл игр на данном этапе состоит в том, чтобы обучить малышей различать голосовой тембр. Произносятся одинаковые слова, звуки, словосочетания, но с разной интонацией. Подходящие для этого игры и упражнения для развития:

  1. «Пойми, кто». Игра может проходить с участием всех членов семьи. Ребенок должен понять по произнесенной фразе, кто его позвал. Во время произнесения, он, естественно, оборачивается. Сначала произносятся длинные фразы, затем они укорачиваются, чтобы в итоге получились простые возгласы типа «Ау» или «Эй» и т. д. Дальше, чтобы игра немного усложнилась, меняется громкость голоса. Сначала взрослые говорят высоким голосом, затем низким, измененным.
  2. «Повторяшка». Детям или взрослым, среди которых проходит игра, требуется произнести звук, подражающий возгласу какого-либо животного (помяукать, как кот, или полаять, как пес). Нужно понять, насколько громко были произнесены звуки и повторить их с той же силой.
  3. «Эхо». Требуется произнести один звук или фразу с разной силой в голосе, разным эмоциональным оттенком. Ребенок должен повторить за произносящим все в такой же манере.

Упражнения для развития восприятия

Различие похожих слов

Чтобы у малыша нормально развивалась фонетическая ритмика, подходят следующие игры, способствующие формированию новых умений:

  1. «Правильно – неправильно». Малышу дается 2 одинаковых предмета с разным окрасом. Подойдет, например, кружок с красным и зеленым цветом. Взрослый произносит слово в правильной его форме, например «стол», а ребенок должен понять, верно ли произнесено слово и поднять, если верно, зеленый круг. Если слово произнесено, по мнению малыша, неверно, поднимается красный круг. Требуется целая линия похожих слов: штол-столь-спол-стол-шлол, чтобы ребенок научился определять, как правильно произносятся слова и понимал их структуру.
  2. «Хлопать-топать». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если произносимые взрослым пары слов похожи между собой: майка-пайка, кубик-тюбик… При произнесении непохожих словесных пар, нужно топнуть: майка-домик, слово-ковер и т. д.
  3. «Определи ошибку». Ребенок должен прослушать простое стихотворение, где заменено одно слово, которое рифмуется, на слово без рифмы. Требуется определить это слово.
  4. «Найди слово». Ребенок должен прослушать ряд похожих между собой слов и определить, какое из них лишнее. Пример: стог-рог-человек-сапог, каток-сток-поток-рог-моток.
  5. «Придумай слово». Здесь требуется дать возможность малышу самому пофантазировать. Взрослый зачитывает стихотворение без одного рифмуемого слова и дает возможность малышу самому подобрать то, что должно быть в стихе. Например: белый снег, вокруг дома, в гости к нам пришла… (зима). Можно самостоятельно придумать похожие упражнения на развитие ребенка.

Повторение слогов

Различие слогов

Для развития навыков подойдет следующий список игр:

  1. «Повторялки». От учащихся детей требуется повторение слогов, в которых меняется ударение. Произносится несколько одинаковых сочетаний, например «та-та-та», три раза. Но в каждой попытке ударение ставится на разное сочетание. Ребенок должен понять и попытаться повторить это. Усложнение задачи: произносятся разные сочетания букв.
  2. Ребенок должен дать знать, когда взрослый произносит слог, который в ряду лишний: па-ба-да-не-ха, оп-ап-бы-уп и т. д.
  3. Чтобы выполнить упражнения из этого ряда, требуется понять, из скольких частей состоит слово. Для этого он может похлопать в ладоши такое же количество раз или ударить по столу ладошкой. Например: че-ло-век – 3 удара в ладошки, ме-шок – 2 удара по столу и т. д. важно произносить слово вначале с четким разделением на слоги, помогать разобраться, после этого усложнять задачу, проговаривать его без замедления.

Различие в фонемах

Ребенок должен определить фонему среди ряда других звуков. Взрослый произносит один звук, например «Ф». Далее, когда он запомнил его, произносится ряд звуков, среди которых присутствует тот самый звук: «п-р-х-ш-т-ф-с». Важно произносить не «Пэ», а «П», не «Эр», а «Р», чтобы можно было определить первичный звук.

Другой пример игры, при которой развивается фонетическая ритмика: взрослый произносит звуки, которые издают живые существа, насекомые. Ребенок пытается запомнить, какой звук относится к какому существу. Далее произносится звук, а дитя определяет, кто его произносит. Можно придумать еще много подобных игр на развитие фонематического слуха для детей, главное – давать регулярные уроки, которые будут постепенно развивать его восприятие.

lorgid.ru


Смотрите также