Оздоровительная физическая тренировка людей среднего и старшего возраста. Физические упражнения в среднем и пожилом возрасте


Формы и методы занятий физической культурой в среднем и пожилом возрасте.

Признаки старения появляются у разных людей в различные сроки. Это зависит в большей мере от условий труда и быта, образа и режима жизни, а также от индивидуальных особенностей организма. Старение начинается во многих органах и системах, но   протекает неравномерно и выражается по-разному. Прежде всего, понижается уровень процессов обмена веществ. Уже в среднем возрасте могут произойти изменения в артериях: уплотняются стенки сосудов, понижается их эластичность, постепенно уменьшается просвет. После 40-50 лет у многих людей начинает повышаться артериальное давление. Понемногу ухудшается сократительная способность сердечной мышцы, ухудшается приспособляемость сосудистого тонуса к изменениям кровообращения. Постепенно понижается подвижность грудной клетки и дыхательная функция.

Значительные изменения происходят в костно-суставном и мышечном аппарате. Кости становятся более тонкими и хрупкими. Отложение солей в суставах, понижение эластичности связок и мышц, замещение мышечных волокон соединительной и жировой тканью уменьшают подвижность и гибкость позвоночного столба и других сочленений вследствие чего нарушаются осанка, походка, движения становятся замедленными. С возрастом понижаются функции желез внутренней секреции. Наиболее поздно происходят возрастные изменения в центральной нервной системе. Понижается ее возбудимость и подвижность нервных процессов, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды. Изменяется психика, снижается память, внимание, координация движений, уменьшается способность к освоению новых двигательных актов. Все эти изменения наступают главным образом после 60 лет и приводят к понижению работоспособности. Возникает необходимость снижения физических и умственных нагрузок и увеличения продолжительности отдыха.

В борьбе за здоровье и долголетие важную роль играет физическая культура. В пожилом возрасте возможны почти все виды физической культуры с внесением некоторых корректив, связанных с пониженной способностью выполнять силовые и продолжительные физические нагрузки. На первый план должна ставиться не спортивная, а гигиеническая направленность занятий.

Основной формой повышения двигательного режима в пожилом возрасте с помощью физической культуры являются упражнения оздоровительного характера. Одно из первых условий их использования – строгое (в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью) дозирование нагрузок. Для облегчения правильной дозировки физических упражнений при занятиях физической культурой следует разделять пожилых людей на медицинские группы.

К первой группе относят практически здоровых людей с вполне удовлетворительной физической подготовленностью; ко второй – лиц с небольшими отклонениями в состоянии здоровья и малой физической подготовленностью; к третьей – людей с существенными нарушениями здоровья и сниженной адаптацией к мышечной работе.

К числу наиболее распространенных физических упражнений в среднем и пожилом возрасте относятся, прежде всего, гимнастические упражнения, направленные на поддержание гибкости скелета и подвижности в суставах. Очень важны упражнения для позвоночного столба, шеи, спины в виде сгибания и разгибания, приседания, поворотов туловища и шеи для профилактики отложения солей и развития остеохондроза, спондилеза, а также упражнения для укрепления брюшного пресса. Большое значение имеет дыхательная гимнастика с акцентом на усиление выдоха, ослабляющегося с возрастом. Следует избегать упражнений статического характера, а также упражнений, связанных с задержкой дыхания, натуживанием, резких и быстрых движений. Пожилым людям более подходят упражнения в спокойном темпе, обеспечивающие ровное, полное дыхание. Занятия физической культурой должны проводиться под контролем врача при соблюдении всех гигиенических требований к режиму труда и отдыха, питанию, личной гигиене, местам занятий физическими упражнениями.

Утренняя гигиеническая гимнастика.

Эта форма занятий является наиболее доступной для людей среднего и пожилого возраста. Она используется не только для облегчения перехода от сна к бодрствованию, но и как первый вид специальных физических упражнений, рекомендованных для оздоровительных целей.

Утренняя зарядка включает 6-9 упражнений для дыхательного аппарата, нижних и верхних конечностей и туловища. Каждое их них повторяют 5-6 раз с интервалами 5-15 секунд. В пожилом возрасте избегают упражнений, связанных с задержкой дыхания, статическими усилиями, отягощений гирями и гантелями. Рекомендуются упражнения для мышц глаз: движения глаз вверх и вниз, в стороны, сжимание и разжимание век, вращение головы во фронтальной плоскости при фиксированном взгляде, которые важны для профилактики возрастных изменений в органах зрения. Эти упражнения выполняются в положении сидя.

Ходьба

Для лиц пожилого возраста этот вид физической нагрузки, так же как и зарядка, широко доступен, полезен по своему влиянию на организм и его легко дозировать.

Рекомендуется начинать ходьбу в медленном темпе (80-100 шагов в 1 минуту), ровно дышать и через 2-3 км пути делать 5-10-минутный отдых. При хорошем самочувствии можно повторить прогулку и в дальнейшем постепенно увеличивать дистанцию. Следует выбирать для прогулок ровную местность, с чистым воздухом, зелеными насаждениями. Лучшее время – раннее утро или вечер.

Групповые занятия

Эти занятия проводятся под непосредственным руководством методиста по физической культуре и под контролем врача. Для этого организуются группы здоровья. Тренировки должны быть направлены в первую очередь на профилактику и коррекцию нарушений, наиболее часто встречающихся в пожилом возрасте со стороны нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важно стимулировать ослабленную регуляцию дыхательных и вегетативных функций с целью поднятия работоспособности и улучшения функционального состояния внутренних органов. Необходимо строго дозировать упражнения, направленные на развитие силы, а также скорость выполнения упражнений, требующих проявления ловкости и координации движений. При выборе комплексов физических упражнений решающую роль играют медицинские показания, поскольку те или иные упражнения могут оказаться наиболее полезными при различных отклонениях в состоянии здоровья.

На первом этапе занятий в группах здоровья следует широко использовать упражнения, увеличивающие амплитуду и гибкость в суставах и позвоночнике, восстанавливающие координацию движений и утраченные двигательные навыки и повышающие понемногу нагрузку на сердечно-сосудистую систему и мышечные группы. На втором этапе продолжаются упражнения, направленные на восстановление и совершенствование двигательных навыков, укрепление сердечно-сосудистой системы, аппарата дыхания и улучшения обмена веществ. На третьем этапе, кроме этого, сосредотачивают внимание на исправлении дефектов осанки и опорно-двигательного аппарата посредством специальных упражнений. На четвертом, последнем, этапе занятий поддерживается достигнутый уровень физической подготовленности и работоспособности и вводятся более сложные упражнения для координации движений.

Продолжительность отдельных этапов занятий зависит от состояния здоровья занимающихся и их физической подготовленности. В среднем для лиц первой медицинской группы первый этап длится 2 месяца, второй группы – 3 месяца и третьей – 7 месяцев. С переходом от одного этапа к другому продолжительность занятий изменяется: на первом этапе она равняется 45-60 минут, на втором – 60-75 минут, на третьем и четвертом – 90 минут.

Бег

Бег в пожилом возрасте следует использовать только с разрешения и под контролем врача. Бег требует строгой дозировки в соответствии с состоянием здоровья и физической подготовленности. Его проводят в медленном темпе, с постепенным увеличением дистанции. Бег следует включать в основную часть занятия, когда организм достаточно подготовлен к более или менее значительному напряжению. Начинать или заканчивать занятие бегом нельзя. При появлении во время бега чувства усталости необходимо переходить на ходьбу, которая хорошо восстанавливает дыхание и при чередовании сбегом облегчает развитие выносливости. Бег на скорость, а также участие в соревнованиях по бегу противопоказаны. Лица среднего и пожилого возраста с серьезными нарушениями функции сердечно-сосудистой системы, перенесшие инфаркт, страдающие ишемической болезнью сердца, гипертонией, заниматься бегом не должны. Как правило, бег показан практически здоровым людям.

 

 

ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края.

crbmost.ru

Физическая культура в среднем и пожилом возрасте 4

Люди среднего и пожилого возраста, желающие заниматься в группах здоровья, проходят врачебный осмотр и в соответствии с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, функциональными особенностями организма и его приспособляемостью к мышечной нагрузке определяются в одну из трех следующих групп: I группа — практически здоровые люди с естественным течением процесса старения, обладающие достаточной для своего возраста физической подготовленностью; II группа — люди с возрастными изменениями, сопровождающимися небольшими отклонениями в состоянии здоровья без существенных функциональных расстройств; III группа — люди с выраженными возрастными изменениями на фоне значительных отклонений в состоянии здоровья, со слабой физической подготовленностью и пониженной приспособляемостью к физическим нагрузкам.

Лица, у которых процесс старения отягощается различного рода заболеваниями, ведущими к серьезным сдвигам в состоянии здоровья, в названные группы не зачисляются, а направляются в лечебно-профилактические учреждения для занятий лечебной физической культурой.

Комплектование групп здоровья проводится в соответствии с названными группами, полом и возрастом. Разница в возрасте зачисляемых в одну и ту же группу может составлять 5—10 лет (с учетом уровня физической подготовленности). В I группе может заниматься до 20—25 человек, а во II и III — не более 12— 15 человек, так как в этих группах требуется большая дифференцировка физических нагрузок и более тщательный индивидуальный контроль. Занятия мужчин и женщин лучше проводить раздельно, но допустимы и смешанные группы.

В программу занятий входят те средства физической культуры, которые обеспечивают наибольший оздоровительный эффект: упражнения основной гимнастики, подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, ходьба, бег, прыжки, метания, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, гребля, езда на велосипеде, туризм.

Центральное место в занятиях с людьми среднего и пожилого возраста занимают упражнения основной гимнастики благодаря их всеобъемлющему действию на организм, возможности индивидуальной дозировки, избирательному воздействию на определенные мышечные группы, суставы, позвоночник, отдельные органы. Используются упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и гимнастической скамейке, тренажерах с целью укрепления мускулатуры (особенно сгибателей ног, разгибателей рук, мышц, фиксирующих позвоночник), а также упражнения, направленные на увеличение объема движений в суставах, на расслабление, на координацию.

Для женщин среднего возраста в занятия рекомендуется вводить элементы художественной гимнастики, а для мужчин — некоторые упражнения атлетической гимнастики. В пожилом возрасте можно использовать танцевальные элементы и их комбинации, вольные упражнения (начиная с простых по координации и технике выполнения движений, а затем постепенно усложняя их).

Обязательной составной частью каждого занятия является ходьба. Будучи самым естественным видом движений, она легко дозируется и поэтому должна использоваться самостоятельно как средство постоянной тренировки во всех возрастных группах. Тем, кто отнесен к III группе, показана ежедневная ходьба 3—4 км за 30—50 мин, занимающимся по II группе — 5—7 км за 60— 75 мин, представителям I группы —7—10 км за 70—100 мин.

Бег во II группе рекомендуется пожилым людям в виде коротких пробежек в чередовании с ускоренной ходьбой, а в III группе — в виде кратковременного бега трусцой. Как самостоятельную форму его можно использовать людям среднего и пожилого возраста в I группе, а при дополнительном разрешении врача —I и во II.

В занятия всех возрастных групп вводятся подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Для людей среднего возраста они могут составлять основу содержания занятий. Из спортивных игр используются волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки. У пожилых представителей II и III групп игры носят кратковременный характер в связи с возможностью вызвать слишком большой эмоциональный подъем, перенапряжение, травму. Этой категории занимающихся рекомендуются подвижные игры, различные эстафеты с ходьбой, ускорениями, бегом, передачей мяча.

www.medical-enc.ru

Оздоровительная физическая тренировка людей среднего и старшего возраста

Особое значение для человека во второй половине его жизни приобретает физическая культура, когда адаптация системы кровообращения постепенно снижается. Двигательная активность большинства людей среднего и старшего возраста значительно понижена. Физическая культура в этом случае может явиться важным фактором предупреждения различных нарушений и отклонений функции сердечнососудистой системы. Речь идет не только о взаимоотношении мышечной деятельности и функции сердечно-сосудистой системы, но и о всестороннем влиянии физической культуры и спортивных упражнений на весь организм, на повышение его адаптационной способности к требованиям жизни.

Известно, что развитие приспособительных процессов в большей мере обеспечивается в условиях движения, физической тренировки: при регулярных и длительных занятиях физическими упражнениями повышается устойчивость здорового человека к различным неблагоприятным факторам внеигней среды (гипоксемии, перегреванию и охлаждению, перегрузкам и др.).

Занятия физическими упражнениями с лицами среднего и старшего возраста должны решать следующие задачи: — оказывать тонизирующее воздействие на нервную систему; — постоянно стимулировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; — улучшать процессы обмена веществ; — укреплять мышечную систему, сохранять и улучшать подвижность в суставах; — поддерживать полноценность жизненно важных двигательных навыков и умений.

Повышение двигательной активности должно способствовать замедлению процессов инволюции в организме, уменьшению степени их выраженности.

При организации занятий с людьми среднего и старшего возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и состояние здоровья. Исходя из медицинских показаний и возраста, каждому занимающемуся рекомендуется индивидуальный двигательный режим, включающий гигиеническую гимнастику, прогулки, ходьбу, бег и многое другое.

Режим дня не может быть одинаковым для всех людей, без различия возраста, профессии, состояния здоровья. Однако есть общие гигиенические требования, одинаковые для лиц любого возраста: а) правильное сочетание умственного и физического труда; б) занятия физической культурой; в) регулярное и правильное питание; г) чередование труда и отдыха.

Двигательный режим. Отдельные двигательные режимы, которые могут быть рекомендованы лицам среднего и старшего возраста, различаются по основной направленности, объему используемых нагрузок и выбору средств физической культуры, условиям проведения занятий. Их условно подразделяют на 4 группы.

Реабилитационный двигательный режим, предусматривающий использование средств, направленных на восстановление здоровья после перенесенного заболевания, травмы, хирургического вмешательства, осуществляется в отделениях восстановительного лечения поликлиник, стационаров, санаториев или реабилитационных центров.

Режим общей физической подготовки, направленный на разностороннее развитие физиологических функций и восстановление нарушенных качеств и умений, осуществляется в группах здоровья.

Тренировочный режим, осуществляемый в группах оздоровительного бега, плавания или индивидуальных занятий бегом, проводится по определенной системе, предусматривающей постепенное и рациональное наращивание нагрузок в целях повышения функциональных возможностей организма.

Режим поддержания спортивного долголетия направлен на возможно более длительное сохранение спортивной работоспособности ветеранами спорта благодаря систематической тренировке в конкретном виде спорта и при отсутствии противопоказаний к участию в массовых спортивных мероприятиях.

Гигиеническая гимнастика

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными, исключать статическую нагрузку мышц, вызывающую сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы, с учетом состояния здоровья, физического развития и степени трудовой нагрузки.

При составлении комплекса упражнений следует знать ряд положений.

• Медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения. • Упражнения типа подтягивания углубляют дыхание, увеличивают подвижность грудной клетки, позвоночника, укрепляют мышцы плечевого пояса, корригируют осанку. • Поднимание рук, отведение их в стороны и назад, медленные вращения в плечевых суставах, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и другие подобные движения увеличивают подвижность суставов и укрепляют мышцы рук. • Упражнения для стоп и ног способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок. • Приседания укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетонизирующее влияние. • Ходьба при медленном, глубоком дыхании способствует расслаблению и восстановлению функций организма. • Рывковъте и маховые движения рук развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению объема движений. • Наклоны туловища вперед укрепляют мышцы спины, увеличивают подвижность позвоночника; эти упражнения хорошо сочетаются с глубоким энергичным дыханием. • Прогибание и другие упражнения для мышц спины способствуют увеличению подвижности позвоночника. • Выпады с движением рук и туловища хорошо укрепляют мышцы ног, оказывают тренирующее влияние. • Силовые упражнения для рук увеличивают выносливость и силу мышц. • Повороты, наклоны, вращения туловища способствуют подвижности позвоночника и укрепляют мышцы туловища. • Поднимание прямых ног в исходном положении лежа на спине укрепляют мышцы брюшного пресса. • Бег, прыжки тренируют сердечно-сосудистую систему', повышают ее выносливость. • Ходьба в конце занятия способствует равномерному снижению физической нагрузки, восстановлению дыхания, отдыху.

Существует такая форма занятий физической культурой, как группы здоровья, в которых под руководством специалиста проводятся занятия в гимнастических залах, лечебном бассейне, парках. Вместе с тем оценка всей совокупности возрастных изменений в старшем возрасте позволяет выделить некоторые методические рекомендации.

Любые групповые занятия пожилых людей — гимнастика, ходьба па лыжах, плавание, игры (волейбол и др.) — должны проходить отдельно от молодежи.

Организация, подбор средств, интенсивность, плотность занятий должны быть иными, чем в молодом возрасте.

Учитывая длительность восстановительного периода (отдыха) после занятий, индивидуальные тренировки, групповые занятия необходимо проводить не более 2—3 раз в неделю.

На эффективность и полезность физической нагрузки при выполнении физических упражнений влияют: а) сознательность действий, интерес, активность; б) исходное положение; в) многосторонность и разнообразие упражнений; г) постепенное нарастание трудности; д) количество повторений и темп исполнения; е) амплитуда (размах) движений; ж) продолжительность занятой и дробность физической нагрузки.

Епифанов В.А.

medbe.ru

26.3. Особенности планирования физических нагрузок для лиц среднего и пожилого возраста

Желающие заниматься оздоровительной физической культурой должны пройти врачебный контроль, после чего врач зачисляет их в одну из трех групп:

1-я группа – практически здоровые люди с естественным течением процесса старения, обладающие достаточной для своего возраста физической подготовленностью;

2-я группа – люди с возрастными изменениями, сопровождающимися небольшими отклонениями в состоянии здоровья, без существенных функциональных расстройств;

3-я группа – люди с выраженными возрастными изменениями на фоне значительных отклонений в состоянии здоровья, со слабой физической подготовленностью и пониженной приспособляемостью к физическим нагрузкам.

Люди, у которых процесс старения отягощается различного рода заболеваниями, направляются в группы лечебной физической культуры.

Центральное место в занятиях оздоровительной физической культурой должны занимать занятия по системе ИЗОТОН (два раза в неделю).

Для 1-й группы занятия могут проводиться без каких-либо ограничений. Каждое силовое упражнение для одной мышечной группы выполняется в виде суперсерии с 3 подходами к одной и той же мышечной группе. На одном занятии используются серии упражнений для 10-12 мышечных групп по кругу. В тренировку включаются 2-3 круга. ЧСС составляет 90-120 уд/мин.

Для 2-й группы упражнения системы ИЗОТОН выполняются в виде суперсерии с 2 подходами к одной и той же мышечной группе. На одном занятии используются серии упражнений для 8-10 мышечных групп. В тренировку включаются два круга. ЧСС составляет 90-120 уд/мин. Все упражнения выполняются в и.п. сидя или лежа.

Для 3-й группы упражнения выполняются в виде суперсерии с одним подходом к одной и той же мышечной группе. На одном занятии используются серии упражнений для 6-8 мышечных групп. Такими мышечными группами должны быть, например: сгибатели или разгибатели одной, а затем другой руки; мышцы, выполняющие отведение и приведение, сгибание и разгибание в тазобедренном суставе одной, а затем другой ноги. Упражнения для крупных мышечных групп спины, живота, разгибателей коленных суставов исключаются – до перевода во 2-ю группу. ЧСС и артериальное давление должны быть минимизированы (ЧСС менее 100 уд/мин, САД менее 150 мм рт.ст.). Все силовые упражнения выполняются в и. п. лежа.

Помимо силовых упражнений в комплексы включается стретчинг.

В отдельные дни недели желательно выполнять легкие аэробные упражнения циклического характера, которые будут способствовать улучшению обмена веществ, а значит, и организации нормального питания.

Предпочтение надо отдавать ходьбе, быстрой ходьбе, спортивной ходьбе, езде на велосипеде, плаванию. Бег во всех группах применять не рекомендуется, поскольку это приводит к повреждению сухожилий, связок голеностопного, коленного и тазобедренного суставов и позвоночника. Допустимо лишь использовать бег с постановкой ноги с пятки на всю стопу, а также с несильным выпрямлением ног в коленных суставах – такой бег больше похож на спортивную ходьбу.

Во всех группах продолжительность выполнения аэробных упражнений может составлять 30-60 мин. В 3-й группе при ЧСС 80-100 уд/мин – например, в виде ходьбы. Во 2-й группе при ЧСС 90-110 уд/мин – например, в виде быстрой ходьбы (20-50 м) и очень медленного бега (100-200 м). В 1-й группе ЧСС может достигать 100-120 уд/мин; упражнения выполняются в виде быстрой и медленной ходьбы, с включением медленного бега (по 20-50 м). В данном случае бег рассматривается как средство укрепления мышц ног и спины.

Использование спортивных игр на занятиях оздоровительной физической культурой полностью исключается, поскольку они связаны с выполнением резких движений, которые приводят к травмам мышц, связок и сухожилий, а эмоциональный подъем вызывает повышение ЧСС и САД.

Занятия оздоровительной физической культурой должны сочетаться с закаливающими процедурами: баней, нырянием в холодную воду, обливанием холодной водой.

Благотворное воздействие физических упражнений возможно только в случае использования силовых упражнений, выполняемых до значительных болевых ощущений. Эти упражнения создают стрессовое напряжение, способствующее выбросу гормонов в кровь, а значит, оздоровлению, лечению генетического материала, усилению синтеза органелл в активных тканях тела занимающегося.

Взаимосвязь физических упражнений с питанием

Питание для коррекции фигуры в системе ИЗОТОН рассматривается в тех случаях, когда необходимо: 1) уменьшить массу жира и увеличить силу мышц; 2) уменьшить массу жира и мышц при сохранении силы; 3) увеличить объем и силу мышц одновременно с уменьшением массы жира; 4) увеличить массу жира, силу и объем мышц.

Все изменения в строении тела обеспечиваются не изменением тренировочного процесса, а сменой режима питания. Те, кто хочет уменьшить массу подкожного жира, снижают норму потребления жиров и углеводов до 30% от нормы. Для увеличения мышечной массы к норме потребления добавляют прием полноценных белков (по 1,5-2,0 г на 1 кг массы тела).

Контроль за переносимостью (адекватностью) нагрузок и изменением физического состояния организма

В оздоровительной физической культуре следует использовать лабораторные и педагогически доступные методы контроля.

Для контроля физического развития и функционального состояния занимающихся таковыми являются методы антропометрического обследования, ступенчатый тест и др.

Антропометрические обследования. Для их проведения необходимы следующие инструменты: антропометр, толстотный циркуль, измерительная лента и калипер. Измеряются длина, обхваты, диаметры частей тела и кожно-жировые складки.

По антропометрическим данным выполняют ряд вычислений.

Рассчитать состав тела, т.е. оценить массу жира и мышц в теле человека, без ЭВМ можно, но достаточно трудоемко, поэтому используются компьютеры. Массу жира и мышц рассчитывают косвенно – например, по формулам Матейки.

Контроль функционального состояния. Простым и достаточно точным методом эргометрии является ступенчатый тест (степ-тест). В тесте используют одно-, двух-, трехступенчатые и более высокие лестницы; чаще используют одноступенчатые. Мощность упражнения регулируется изменением высоты ступенек и темпом восхождения. В залах используется ступенька высотой 30-35 см, поэтому нагрузка регулируется только темпом восхождения, который задается метрономом и определяется по специальным таблицам с учетом массы и возраста испытуемого.

Таблица 8

Выбор темпа восхождения на ступеньку (с учетом массы тела и возраста)

Масса тела, кг

Возраст, лет

30

40

50

60

70

40

28

27

24

22

21

50

26

25

23

21

20

60

24

23

21

19

18

70

22

21

19

17

16

80

20

19

17

15

14

90

18

17

16

14

13

100

16

15

14

13

12

Верхняя граница ЧСС, уд/мин

170

160

150

140

130

После подбора темпа испытуемый начинает под метроном восхождение на ступеньку. Через 4-6 мин упражнение заканчивается и определяется пульс в первые 10 с отдыха и через 1 мин. По высоте ступеньки (Н, м), массе тела (М, кг), темпу восхождения (Темп, шаг/мин), значению пульса после нагрузки (ЧСС, уд/мин) и возрасту (В, лет) испытуемого производится расчет максимального потребления кислорода (МПК). Коэффициент 1,33 вводится для оценки затрат энергии при спуске со ступеньки:

После получения значения МПК по таблице 9 определяют уровень физической подготовленности. Заметим, что эта методика эффективна только в случае умеренной величины жировой (10-25%) и мышечной (35-50%) массы тела.

Таблица 9

Оценка физической подготовленности по МПК (мл/мин/кг) (по К.Куперу, 1970)

Физическая подготовленность

Возраст, лет

30

40

50

60

Очень плохая

<25

<25

<25

<25

Плохая

33

30

26

25

Удовлетворительная

42

39

35

33

Хорошая

51

48

45

43

Отличная

>51

>48

>45

>43

Индекс восстановления вычисляется по формуле

ИВ=

ЧСС1 - ЧСС2

ЧСС1 · 100%

где ЧСС1 – пульс после выполнения ступенчатого теста; ЧСС2 – пульс через 1 мин.

В хорошо оснащенных клубах следует определять работоспособность на велоэргометре с регистрацией ЧСС, легочной вентиляции и мощности, которая должна изменяться на 25 Вт через 2 мин. По этим данным можно определить мощность на уровне аэробного и анаэробного порогов и мощность при ЧСС 130-150-170 уд/мин, более точно оценить функциональное состояние мышц и сердечно-сосудистой системы испытуемого.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о причинах низкой эффективности аэробных упражнений.

2. Роль силовой тренировки в оздоровительной физической культуре.

3. Почему локальные силовые упражнения обладают максимальной оздоровительной эффективностью?

4. С какой целью можно применять аэробные упражнения в сочетании с силовыми локальными упражнениями?

5. Особенности планирования физической нагрузки при занятиях силовыми локальными упражнениями.

6. Использование физических упражнений и режима питания для регулирования жировой массы тела.

7. Как контролировать уровень физической подготовленности в оздоровительной физической культуре?

Приложение 1

Примерный комплекс упражнений при компрессионном переломе позвоночника во втором периоде (по П.В.Юрьеву, 1980)

И. п. – лежа на спине

1. Руки вдоль тела. Руки через стороны поднять вверх, потянуться 5-6 раз.

2. Руки на пояс. Тыльное и подошвенное сгибание в голеностопных суставах (10-15 раз).

3. Хват руками за спинку кровати. Одновременное сгибание ног в коленных суставах, скользя ступнями по постели. При разгибании – тыльное сгибание в голеностопных суставах (8-10 раз).

4. Руки согнуты в локтевых суставах, предплечья и кисти перпендикулярны к плоскости постели. Опираясь на голову, плечи и лопатки, прогнуться в грудном отделе позвоночного столба (таз не поднимать). Удерживать это положение 10-15 с (3-4 раза).

5. Хват руками за края кровати. Имитация ногами езды на велосипеде, ноги поднимать не выше 45° (12-20 раз).

6. Спокойное глубокое дыхание и расслабление мышц. Отдых.

И. п. – лежа на животе

7. Руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на кисти и предплечья, поднять голову и плечи. Удерживать это положение 10-15 с (4-6 раз).

8. Руки вдоль тела. Согнуть ногу в коленном суставе (стопа в положении тыльного сгибания). Выпрямляя ее, приподнять от постели и медленно опустить, поставив стопу на пальцы (каждой ногой 6-8 раз).

9. Руки к плечам. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть туловища, соединить лопатки. Удерживать это положение 10-15 с (4-6 раз).

10. Руками взяться за вертикальные стойки спинки кровати. Приподнять прямые ноги. Движения, имитирующие плавание стилем «кроль» (каждой ногой 10-15 раз).

И. п. – лежа на спине

11. Спокойное глубокое дыхание и расслабление мышц. Отдых.

12. Хват руками за края кровати. Приподнять прямую ногу до угла 45° к плоскости постели (стопа в положении тыльного сгибания). «Написать» в воздухе пяткой цифры от 1 до 6 (каждой ногой 2-4 раза).

13. Руки на пояс, голова приподнята от постели, следить, чтобы таз и ноги оставались неподвижными (6-8 раз).

14. Руки вдоль тела. Одновременно сгибать правую ногу в коленном суставе, отрывая стопу от постели (носок на себя), и левую руку в локтевом суставе (10-12 раз). То же левой ногой и правой рукой.

15. Руки согнуты в локтевых суставах, ноги – в коленных. Опираясь на голову, плечи и стопы ног, приподнять таз и выпрямленную ногу (каждой ногой 3-5 раз).

16. Руки вверх с одновременным отведением прямой ноги (каждой ногой 4-5 раз).

17. Хват руками за спинку кровати с боков. Поднять прямые ноги (носки на себя), развести, свести и медленно опустить, расслабляя мышцы.

18. Спокойное дыхание, расслабление мышц. Отдых.

И. п. – лежа на животе

19. Руки вдоль тела. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть туловища. Задержаться в этом положении, меняя исходное положение рук: к плечам, за голову, вверх и в стороны (4-6 раз).

20. Руки к плечам. Приподнять голову, плечи, верхнюю часть туловища и ногу (каждой ногой 6-8 раз).

21. Хват руками за спинку кровати сбоку, ноги согнуты в коленных суставах, голени перпендикулярны к плоскости постели. Поочередное максимальное приподнимание ног, не разгибая их в коленных суставах (каждой ногой 6-8 раз).

22. Руки согнуты в локтевых суставах. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть туловища. Удерживая это положение, руками производить движения, имитирующие плавание брассом.

23. Руки вверх – в стороны. Приподнять от постели руки, туловище и обе ноги («ласточка»). Удерживать это положение 10-20 с, а в последней попытке – максимальное время. В последующие дни добавлять по 5-10с (6-8 раз).

24. Спокойное дыхание. Расслабить мышцы спины. Отдых.

И. п. – лежа на спине

25. Ноги согнуть в коленных суставах, опираясь стопами о постель. Свободные движения ногами вправо и влево (6-8 раз).

26. Повороты головы в стороны (в каждую – 4-6 раз).

27. Руки вдоль тела ладонями вверх. Упражнение на внимание и координацию движений: 1 – левую кисть к плечу; 2 – то же правой; 3 – левую руку вверх; 4 – то же правой; 5 – левую вниз; 6 – то же правой. Постоянно ускоряя темп, повторить 4-6 раз. После окончания занятий произвести обтирание тела влажным полотенцем.

Приложение 2

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки (по Т.А.Фонаревой, 1980)

1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

2. Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение.

3. Принять правильную осанку у стенки, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

4. Принять правильную осанку у стенки. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, пояса верхних конечностей, рук и туловища. Принять правильную осанку.

5. Принять правильную осанку у стенки, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 с. Вернуться в исходное положение.

6. То же упражнение, но без гимнастической стенки.

7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в исходное положение.

8. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку.

9. То же, что в упражнении 8. Затем расслабить мышцы шеи, «уронить» голову, расслабить плечи, мышцы спины. Вернуться в исходное положение.

10. Лечь на спину. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в исходное положение.

11. Лежа на полу в правильном положении, прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, что и в положении лежа.

12. Принять правильную осанку. Ходьба с остановками.

13. Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Присесть и встать в исходное положение.

14. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки.

15. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку), остановки с проверкой правильной осанки перед зеркалом.

16. Принять правильную осанку с мешочком на голове. Поймать мяч, бросить мяч двумя руками от груди партнеру, сохраняя правильную осанку.

17. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений – в полуприседе, с высоким подниманием коленей и т. п.

18. Игры с сохранением правильной осанки.

Приложение 3

Упражнения для укрепления мышечного корсета (по Т.А.Фонаревой, 1980)

Для мышц спины:

И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга

1. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение по команде инструктора.

2. То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам или за голову.

3. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании брассом).

4. Руки в стороны, назад, в стороны, вверх.

5. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

6. То же, что и упражнение 5, но выполнять прямыми руками круговые движения.

Упражнения 1-6 выполнять с усложнением – задержкой каждого движения до 3-4 счетов. В дальнейшем можно использовать отягощения и сопротивление.

7. Поочередно поднимать прямые ноги, не отрывая таза от пола.

Темп медленный.

8. Приподнимать обе прямые ноги с удержанием их до 3-5 счетов.

9. 1 – поднять правую ногу, 2 – присоединить левую, 3-6 – держать, 7 – опустить правую ногу, 8 – опустить левую ногу.

10. Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить в и.п.

Упражнения 11-13 выполнять в парах, лежа на животе друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание мяча партнеру, ловля мяча с сохранением приподнятого положения головы и плеч.

12. Бросок мяча партнеру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч.

13. В руках гимнастическая палка. Бросить палку партнеру, поймать ее хватом сверху или снизу.

И.п. – лежа на животе на гимнастической скамейке

14. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3-5 счетов.

15. Выполнение руками и ногами движений, как при плавании брассом.

16. Перекатывание набивного мяча партнеру.

Для мышц брюшного пресса:

И. п. для всех упражнений – лежа на спине, поясничная часть позвоночного столба прижата к опоре

1. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах.

2. Согнуть обе ноги, разогнуть их, медленно опустить.

3. Поочередно сгибать и разгибать ноги на весу – «велосипед».

4. Руки за головой, поочередно поднимать прямые ноги вперед.

5. Руки вверх, медленно поднять обе прямые ноги до угла 90° и медленно опустить.

6. Согнуть ноги, разогнуть их под углом 45°, развести в стороны, соединить и медленно опустить.

7. Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть под углом 90°, медленно опустить.

8. То же упражнение, но с удержанием мяча между лодыжками.

9. Круговые движения прямыми и поднятыми под углом 45° ногами.

10. Приподнимать и скрещивать прямые ноги.

11. Перейти в положение сидя, сохраняя правильное положение спины и головы.

12. Руки в стороны, медленно приподнять прямые ноги, махом рук сесть, руки на пояс, принять правильную осанку, вернуться в исходное положение.

13. Руки вверх, приподнять прямые ноги, махом рук сесть, руки на пояс, принять правильную осанку, вернуться в исходное положение.

14. Ноги фиксированы нижней рейкой гимнастической стенки или партнером. Медленно принять положение сидя, вернуться в исходное положение.

14. Лежа на гимнастической скамейке, удерживаясь прямыми ногами, медленно сесть, затем перейти в исходное положение.

16. То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук, либо с использованием предметов.

Для мышц боковой поверхности туловища:

1. И.п. – лежа на правом боку, правая рука вверх, левая вдоль туловища. Удерживать тело в этом положении, приподнимать и опускать левую ногу.

2. То же упражнение, но лежа на левом боку. Приподнимать и опускать правую ногу.

3. И.п. – лежа на правом боку, правая рука вверх, левая согнута, ладонью упирается в пол. Приподнять обе прямые ноги, удерживать их на весу на 3-5 счетов, медленно опустить.

4. То же упражнение, но лежа на левом боку.

5. И.п. – лежа на боку. Приподнимать одну ногу, присоединить к ней другую, опустить ноги.

6. То же упражнение, но лежа на другом боку.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Анохин П.К. Узловые вопросы современной физиологии: Доклад на Всесоюзном семинаре «Структурно-функциональные закономерности системогенеза» (21-25 декабря). - М., 1976.

Архангельская И.А. Функциональная система коры надпочечников у детей, занимающихся физической культурой. - Саратов, 1974.

Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М., 1987.

Бородин Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: Кн. для учителя. – М., 1988.

Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детских церебральных параличах. – Л., 1959.

Бубновсшй С.М. Руководство по кинезитерапии дорсопатий и грыж позвоночника. – М., 2002.

Веселовский В.П. Практическая вертебрология и мануальная терапия. – Рига, 1991.

Виру А.А. Функция коры надпочечников при мышечной деятельности. – М., 1990.

Виру А.А., Кырге П.К. Гормоны и спортивная работоспособность. – М., 1983.

Витензон А.С. Закономерности нормальной и аптологической ходьбы человека. – М., 1998.

Гершбург М.И. Послеоперационная реабилитация спортсменов с разрывами ахиллова сухожилия: Методические рекомендации. – М., 1997.

Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом: Учеб. пособие. – М., 1998.

Добровольский В.К. Лечебная физкультура при травмах военного времени: Пособие для врачей / Под ред. В.А. Зотова. – 2-е изд. – М.; Л., 1942.

Добровольский В.К. Лечебное действие физических упражнений. – Л., 1968.

Древинг Е.Ф. Лечебная физкультура в травматологии. – 3-е изд. – М:, 1954.

Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учеб. для студ. мед. вузов. – М., 1999.

Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство для врачей. – М., 1993.

Иванов С.М. Лечебная физическая культура при хронической пневмонии у детей. – М., 1968.

Казьмин А.И., Кон И.И., Беленький В.С. Сколиоз. – М., 1981.

Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии. – М., 1985.

Карепов Г.В. ЛФК и физиотерапия в системе реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга. – Киев, 1991.

Касванде З.В. Лечебная гимнастика при шейном остеохондрозе. – Рига, 1976.

Коган О.Г., Найдин В.Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. - М., 1988.

Ласская Л.И. Реабилитация спортивной работоспособности после травм опорно-двигательного аппарата. – М., 1971.

Лепорский А.А. Лечебная физическая культура при болезнях системы пищеварения. - М., 1963.

Лечебная гимнастика в грудной хирургии / М.И.Кузин, О.С. Шкроб, Р.А. Капелович, В.И. Янкелевич. – М., 1984.

Лечебная физическая культура в хирургии / Под ред. проф. В. К. Добровольского. – Л., 1976.

Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. проф. В. А. Епифанова. – М., 1988.

Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. ин-тов физ-ры / Под ред. проф. С.Н.Попова. - М., 1988.

Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М., 1985.

Маликов В.Е., Петрунина Л.В. Физическая реабилитация больных ишемической болезнью сердца после операции аортокоронарного шунтирования // Лечебная физическая культура/Под ред. В.А. Епифанова. – 2-е изд. - М., 2002.

Меерсон Ф.З., Пшеничников М.Т. Адаптация и стрессовые ситуации и физические нагрузки. - М., 1988.

Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику: Сб. / Сост. К.П. Бутейко. – М., 1990.

Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М., 2001.

Миронов СП., Цыкунов М.Б. Основы реабилитации спортсменов и артистов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. – М., 1998.

Мовшович И.А., Риц И.А. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза. – М., 1969.

Могендович М.Р., Тёмкин И.Б. Физиологические основы лечебной физической культуры. – Ижевск, 1975.

Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике нервных болезней. – 3-е изд. – М., 1982.

Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней. – 3-е изд. – М., 1977.

Найдин В.Л. ЛФК в клинике нервных болезней и нейрохирургии // Лечебная физическая культура/Под ред. В.А. Епифанова. – 2-е изд. – М., 2002.

Николаева Л.Ф., Аронов ДМ. ЛФК при инфаркте миокарда и хронической ишемической болезни сердца // Лечебная физическая культура / Под ред. В.А. Епифанова. – 2-е изд. – М., 2002.

Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей. – Киев, 1980.

Рейзман А.М., Багиров И.Ф. Лечебная гимнастика при сколиозе. – М., 1963.

Саркизов-Серазини И.М. Лечебная физическая культура. – 2-е изд. – М., 1960.

Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. – М, 2001.

Семенова К. А. Методические рекомендации по лечебной физкультуре, массажу и ортопедическому режиму для детей с церебральными параличами. – М., 1978.

Скворцова В.И., Иванова Т.Е. Реабилитация больных с инсультом. – М., Бюл. РАСМИРБИ, 2001. - Вып. 5.

Степанов В. Л. Лечебная физкультура при опущении органов брюшной полости. – Киев, 1986.

Столярова Л.Г., Ткачева Т.Р. Реабилитация больных с постинсультными двигательными расстройствами. – М., 1978.

Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. – Л., 1991.

Темкин И.Б. Упражнения в изометрическом режиме при болезнях органов кровообращения. – М., 1977.

Транквиллитати А.Н. Восстановить здоровье. – 2-е изд. – М., 1999.

Учебник инструктора по лечебной физкультуре для институтов физкультуры / Под ред. В.П. Правосудова. – М., 1980.

Физическая реабилитация: Учеб. для акад. и ин-тов физ-ры / Под ред. проф. С. Н.Попова. – Ростов н/Д., 1999.

Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре. – Л., 1983.

Хитрик И.И. Лечебная гимнастика в комплексной терапии больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, гипертоническая и гипотоническая болезнь): Автореф. дис.... д-ра мед. наук. – М., 1974.

Хочачка П., Семеро Дж. Биохимическая адаптация / Пер. с англ. – М., 1988.

Чаклин В.Д., Альбамасова Е.А. Сколиоз и кифоз. – М., 1973.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М., 2002.

Ягунов С. А., Старцева Л. А. Спортивная тренировка женщин по данным врачебного контроля. – Л., 1959.

Янкелевич Е. И. Лечебная гимнастика при хирургическом лечении врожденных пороков сердца: Метод, письмо. – М., 1980.

Дополнительная

Волков В.К, Цикулин Л.Е. Лечение и реабилитация больных гипертонической болезнью в условиях поликлиники. – М., 1989.

Героева И.Б., Назаров Г.Ф., Епифанов В.А. Лечебная гимнастика в терапии остеохондроза позвоночника. – М.: Медицина, 1975.

Демиденко Т.Д. Реабилитация при цереброваскулярной патологии. – Л., 1989.

Епифанов В.А., Ролик И. С. Средства физической реабилитации в терапии остеохондроза позвоночника. – М., 1997.

Каптелин А Ф. ЛФК и средства реабилитации больных с повреждением спинного мозга. – М., 1968.

Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989.

Ковалев Н.А. Поясничный остеохондроз. – М., 1996.

Коган О.Г. Реабилитация больных при травмах позвоночника и спинного мозга. – М., 1975.

Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. проф. В.А. Епифанова. – М., 2002.

Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. проф. И.М. Саркизова-Серазини. - М., 1954.

Лечебная физкультура в реабилитации постинсультных больных / В.К. Добровольский, А.М. Вишневская, В.А. Коровицинаи др. – Л., 1986.

Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. – 2-е изд., перераб. – Л., 1988.

Медицинская реабилитация. Т. I–III / Под ред. акад. РАМН, проф. В.М. Богомолова. – М.; Пермь, 1998.

Найдин В.Л. Реабилитация нейрохирургических больных с двигательными нарушениями. – М., 1972.

Николаева Л.Ф., Аронов Д.М. Реабилитация больных с ишемической болезнью сердца. - М., 1988.

Оганов Р.Г. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний: возможности практического здравоохранения // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2002. – № 1. – С. 5.

Пропастин Г.Н. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры при заболеваниях желудка: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. – М., 1970.

Реабилитация больных после аортокоронарного шунтирования: Методические рекомендации / Сост. Г.В. Громова и др. – М., 1991.

Реабилитация больных с некоторыми заболеваниями и повреждениями кисти: Сб. науч. тр. Горьк. НИИ травматологии и ортопедии / Под ред. В.В.Азолова. – Горький, 1987.

Судаков КВ. Общая теория функциональных систем. – М., 1984.

Тёмкин И.Б. Лечебная физкультура при первичной артериальной гипертонии. – М., 1971.

Транквиллитати А.Н. Организация занятий ЛФК для больных с поражением спинного мозга в лечебно-профилактических учреждениях: Методические рекомендации. – М., 1982.

Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 1981.

Шарафанов А.А. Лечебная гимнастика при заболеваниях органов пищеварения, мочеполовой системы и ожирении. – Ставрополь, 1988.

Шорин Г.А., Попова Т.Н., Полякова P.M. Консервативное лечение сколиоза: Учеб. пособие. – Челябинск, 2000.

Юденич В.В., Гришкович В.М. Руководство по реабилитации обожженных. - М., 1986.

Юмашев Г.С. Травматология и ортопедия. – М., 1977.

studfiles.net

Влияние занятий физическими упражнениями в зрелом и пожилом возрасте

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Белорусский государственный университет физической культуры

Факультет Оздоровительной физической культуры и туризма

Кафедра адаптивной физической культуры

Заочное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Минск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений

Введение

Глава 1. Обзор литературных источников

1.1 Появление физиологии упражнений

1.2 Сущность физиологии упражнений

1.3 Возрастная физиология как самостоятельная научная дисциплина

1.3.1 Физическая культура и ее влияние на организм человека

1.4 Особенности физического развития в зрелом и пожилом возрасте

1.4.1 Старение и старость

1.4.2 Физиологические различия людей зрелого и пожилого возраста

1.4.3 Особенности течения заболеваний, лечения и ухода в пожилом и старческом возрасте

1.5 Физическая культура в зрелом возрасте

Глава 2. Основы методики занятий физкультурными упражнениями

2.1 Влияние оздоровительной физической культуры на организм

Глава 3. Изменение физического развития и физической подготовленности женщин 35-50 лет, занимающихся в группах оздоровительного плавания

Выводы

Список литературы

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

МПК -

ЦНС - центральная нервная система

ИБС - ишемическая болезнь

ЧСС - частота сердечных сокращений

ИКС -

ДМПК –

УФС – уровень физического состояния

НЕС –

ЛИП –

АД –артериальное давление

ВВЕДЕНИЕ

Один из демографических признаков на планете Земля- это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в начале XXI века, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет стала вполне очевидна.

Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности и т.п.? Или же напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Сегодня два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода, о котором в свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной работоспособности и творчества демонстрируют люди весьма преклонного возраста. После 70 лет успешно работали многие известные ученые - П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, Им. Кант и др. А. Гумбольт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а « Лекции о работе больших полушарий головного мозга»- в 77 лет (а всего Иван Петрович Павлов прожил 87 лет).

Но жизнь свидетельствует и о том, что в пожилом и позднем возрасте человек может быть глубоко несчастным, одиноким, быть «обузой» для близких, «досадой» для молодых и даже испытывать жестокое к себе обращение как в семье, так и в государственном социальном учреждении.

Как помочь человеку в пожилом возрасте избежать всех этих проблем и постараться прожить более спокойно и радостно - вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы.

Цель данной работы - рассмотрение физиологических особенностей людей зрелого и пожилого возраста.

Задачи работы :

1. Рассмотреть физиологию упражнений.

2. Составить физиологический портрет зрелого и пожилого человека.

3. Обозначить круг возрастных изменений в организме зрелого и пожилого человека.

4. Расписать примерную профилактику старения.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1 Появление физиологии упражнений

Физиология упражнений - относительный новичок в мире науки. До конца XIX ст. главная цель физиологов заключалась в получении информации, имеющей клиническое значение. Проблема реакции организма на физические нагрузки практически не изучалась. Несмотря на общепризнанную значимость регулярной мышечной деятельности уже в середине XIX ст., до конца столетия на физиологию мышечной деятельности внимание почти не обращали.

Первый учебник по физиологии упражнений "Физиология физического упражнения" был написан в 1889 г. Фернандом Ла Гранжем. Принимая во внимание небольшое количество исследований в области физических нагрузок в то время, весьма интересно познакомиться с тем, как автор освещает такие темы, как "Мышечная работа", "Усталость", "Привыкание к работе", "Функция мозга при нагрузке". Эта ранняя попытка объяснить реакции организма на физические нагрузки была во многом ограничена весьма противоречивыми теоретическими аспектами и незначительным количеством фактического материала. Несмотря на появление в то время некоторых основных понятий биохимии физических нагрузок, Ла Гранж, тем не менее, отмечал, что многие детали этой проблемы все еще находятся в стадии становления и изучения [24; 15].

Первым опубликованным учебником по физиологии физических нагрузок была работа Ф.Ла Гранжа "Физиология физической нагрузки" (1889 г.). В конце 1800 г. появилось множество теорий, объясняющих источник энергии, обеспечивающей мышечное сокращение. Как известно, во время физической нагрузки мышцы производят много тепла, поэтому, согласно некоторым теориям, это тепло используется косвенно или непосредственно, чтобы заставить сокращаться мышечные волокна. В следующем столетии Уолтер Флетчер и Фредерик Гоуленд Хопкинс установили тесную взаимосвязь между мышечным сокращением и образованием лактата. Стало ясно, что энергия для выполнения мышечного сокращения образуется вследствие распада мышечного гликогена с образованием молочной кислоты, хотя детали этой реакции оставались невыясненными.

Поскольку для мышечного сокращения требуется достаточно много энергии, мышечная ткань послужила идеальной моделью для раскрытия тайн клеточного метаболизма. В 1921 г. Арчибальд А.В. Хилл получил Нобелевскую премию за исследования энергетического метаболизма. В тот период времени биохимия находилась в колыбели своего развития, однако она быстро завоевывала признание благодаря усилиям таких ученых - лауреатов Нобелевской премии, - как Альберт Сенф-Дьёрди, Отто Мейергоф, Август Крог и Ханс Кребс, активно изучавших проблему выработки энергии живыми клетками.

Большинство своих исследований Хилл провел на изолированных мышцах лягушки, однако он был одним из первых, кто провел физиологические исследования на человеке. Эти исследования стали возможны благодаря технической помощи Джона (Дж.С.) Холдена, разработавшего метод и прибор для измерения потребления кислорода во время физической нагрузки. Этими и другими учеными была заложена основа современного понимания процесса образования энергии, оказавшегося в центре пристального изучения в середине нашего столетия, который в настоящее время исследуется в лабораториях физиологических нагрузок с использованием компьютерных систем для измерения потребления кислорода [25;21].

1.2 Сущность физиологии упражнений

В основе физиологии упражнений лежат анатомия и физиология. Анатомия изучает структуру и форму, или морфологию, организма. Она дает представление о строении различных частей тела и их взаимодействии. Физиология изучает функции организма: как работают системы органов, тканей, клеток, а также как интегрируются их функции с тем, чтобы регулировать среду организма. Поскольку физиология характеризует функции структур, нецелесообразно начинать ее изучение, не имея представления об анатомии.

Физиология упражнений изучает изменения структур и функций организма под воздействием срочных и долговременных физических нагрузок. Спортивная физиология применяет концепции физиологии упражнений в процессе подготовки спортсменов, а также для улучшения их спортивной деятельности. Таким образом, спортивная физиология является производной физиологии упражнений.

Физиология упражнений развилась на базе материнской дисциплины - физиологии. Она изучает физиологическую адаптацию организма к стрессу срочной нагрузки при выполнении упражнения или занятий физической деятельностью и хроническому стрессу долговременной нагрузки при физической тренировке. Спортивная физиология выделилась из физиологии упражнений. Она использует данные физиологии упражнений для решения проблем спорта [11;36].

Рассмотрим пример, который поможет нам отличить друг от друга эти две тесно связанные отрасли физиологии. Благодаря исследованиям в области физиологии упражнений мы имеем четкое представление о том, как наш организм получает энергию из продуктов питания, необходимую нашим мышцам, чтобы начать и поддерживать движение. Мы знаем, что во время отдыха или при выполнении упражнения небольшой интенсивности главным источником энергии являются жиры и по мере увеличения интенсивности упражнения наш организм все больше использует углеводы до тех пор, пока они не становятся главным источником энергии. При продолжительной нагрузке высокой интенсивности запасы углеводов в нашем организме значительно сокращаются, что приводит к их истощению.

mirznanii.com


Смотрите также