ЕГЭ. Русский язык Задание 16. Как легко выполнить? Егэ русский язык задание 16 тренировочные упражнения


1 — 24 / Русский на 5

В этой статье:

Справочную информацию к заданию 16 можно найти в «Справочнике для подготовки к ЕГЭ».

Образец задания 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Тесты для тренировки

Тест 1

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Новые книги М. Булгакова были опубликованы в 1925 году(1) в пору нэпа(2) и сразу нашлись люди(3) обвинившие его в том(4) что он не сумел разглядеть за гримасами нэпа истинного лица своего времени.

Ответ:

1234<или>любая другая последовательность этих цифр 

Тест 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молоко(1) незаменимый продукт питания(2) содержит вещества(3) жизненно необходимые организму человека.

Ответ:

123<или>любая другая последовательность этих цифр

Тест 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Ливерпуле(1) в 1910 году(2) открылась так называемая русская библиотека(3) располагавшая богатым собранием книг на русском языке.

Тест 4

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

П. В. Нащокин жил на широкую ногу(1) принимая многочисленных гостей(2) для которых устраивались(3) забавы(4) стоившие немалых денег.

Ответ:

124<или>любая другая последовательность этих цифр

Тест 5

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мать Н. А. Некрасова(1) тихая и кроткая(2) была прекрасно образованной женщиной(3) владевшей французским языком(4) и прекрасно музицировавшей. 

Ответ:

123<или>любая другая последовательность этих цифр

Тест 6

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Сорренто(1) М. Горький снял виллу(2) просторную, но не роскошную(3) к которой вела дорога(4) шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников.

Ответ:

234<или>любая другая последовательность этих цифр

Тест 7

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огромное(1) увенчанное куполом(2) здание храма(3) было соединено небольшим переходом-притвором с колокольней, над которой возвышался белокаменный шпиль — деталь (4) крайне редкая.

Тест 8

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре(1) минимализм(2) интерпретируемый в широком смысле(3) как экономия художественных средств(4) нашёл применение во всех видах искусства.

Ответ:

124<или>любой другой порядок этих цифр

Тест 9

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Памятник нарышкинского барокко(1) Юсуповский дворец(2) в Большом Харитоньевском переулке(3) хорошо известен в Москве.

Тест 10

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В «Современник»(1) пришёл Н.А. Добролюбов(2) разночинец и бедняк(3) имевший на руках(4) семерых младших братьев и сестёр.

В курсе «ЕГЭ-навигатор» более 100 примеров к заданию 16. Система формирует для вас варианты при каждом новом обращении, проверяет вашу работу, выставляет оценки, показывает вам допущенные ошибки, сохраняет все выполненные вами тесты и отражает всю информацию в вашей личной «Истории тестирования».

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Задание 16 ЕГЭ русский язык - 2016. Тест

В-1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 1. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2 убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

2. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

3. Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

4. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

6. Остап (1) воодушёвлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.

7. Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

8. Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

9. Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

10. Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

В-2.Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.

2. Иван Яковлевич бросил перо (1) и (2) откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4) залитую (5) лунным светом.

3. Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда (1) но (2) сверх Григорьева ожидания (3) орудийный огонь не внёс заметного замешательства (4) в ряды красных.

4. Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.

5. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

6. Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.

7. За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (3) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями.

8. Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

9. Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

10. Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (3) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке. 

В-3.Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Эпоха (1) начавшаяся после открытий Галилео Галилея (2) и (3) завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила важный поворот в истории человечества.

2) У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка (5) и треуголку.

3) Впечатление от этой глубокой тишины (1) было особенно сильно на опустевшем корабле (2) неподвижно стоявшем (3) посреди (4) наполнявшейся редкими льдами (5) бухты.

4) Вокруг меня (1) прижимаясь к самой дороге (2) зеленел лес (3) изредка уступая место поросшим осокой (4) полям.

5) Словарь языка А.С. Пушкина (1) созданный под редакцией академика В.В.Виноградова (2) содержит лексику общенационального языка (3) использованную поэтом в своих произведениях.

6) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком (3) живописью (4) композицией (5) и (6) создающих великолепные полотна.

7) Иван Яковлевич бросил перо (1) и (2) откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4) залитую (5) лунным светом.

8) В прошлом году (1) роясь в домашнем архиве (2) я случайно напал на довольно объемистую связку писем (3) перевязанных голубой тесьмой (4) и решил прочесть их.

9) Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками (5) и подпрыгнул.

10) Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.

В-4 Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Вокруг было только торжественное море (1) посеребренное луной (2) и (3) усеянное звездами (4) небо.

2) Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.

3) Лицо Егора было покрыто мелкими каплями пота (1) и (2) медленно поднимая непослушные руки (3) он отёр ладонью лоб.

4) Неслышно осыпая звёзды (1) ночь над деревнею идёт (2) и месяц (3) выглянувший поздно (4) несмело смотрит в небосвод.

5) Он (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

6) Первым искусственным материалом (1) изобретенным человеком (2) в каменном веке (3) была огнеупорная глина.

7) В зеленоватом небе (1) чисто вымытом (2) дождем (3) догорало осеннее солнце.

8) Стиль модерн (1) выдвинув на первый план (2) идею создания новых форм(3) и выразительных средств (4) изменил сознание мастеров.

9) Вокруг меня (1) прижимаясь к самой дороге (2) зеленел лес (3) изредка уступая место поросшим осокой (4) полям.

10) Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

Ответы.

В-1

В2

В-3

В-4

1

1,2

2,3,5

1,4

1,2

2

1,3

2,3,4

1,3,4

2,3,4

3

1,3,4

1,2,3

2

2,3

4

1,2,3,4

2,3,4

1,2,3

1,2,3,4

5

1,2,4

1,2,4,5,6

1,2,3

1,4,5

6

1,2,3

1,4

1,3,4

1,3

7

1,2,3,4

3,4

2,3,4

1,3

8

1,2,3

1,2,4,5

1,2,3,4

1,4

9

1,2,3

1,4,5

1,2

1,2,3

10

1,2

2,5

1,2,3,4

1,2,3

infourok.ru

ЕГЭ. Русский язык Задание 16. Как легко выполнить?

 

Задание 16. Как легко выполнить?

 

В задании № 16 дано предложение. Необходимо отметить, на месте каких цифр необходимо поставить в нём запятые.

Данное задание по теме: обособленные члены предложения. Однако чаще всего даются предложения с причастными и деепричастными оборотами.

На данном сайте есть теоретический материал, необходимый для выполнения задания, алгоритм рассуждения. Повторите всё это ещё раз.

Самый простой способ выполнения задания 16

Причастный оборот

  • Найдите причастный оборот в предложении. Как это сделать? Запомните, что причастие отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? что с ним сделали? и имеет суффиксы УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ЕНН, АНН,  ЯНН, Т, ВШ.

Примеры

Читающий (что делающий?)

Прочитавший ( что сделавший?

Построенный ( что с ним сделали?)

Поднятый ( что с ним сделали?)

Ко всем данным словам можно задать и вопрос какой? (Этим причастие похоже на прилагательное)

  • Итак, причастие нашли. Теперь посмотрите, нет ли слева и справа от него зависимых слов, то есть тех, которые зависят от причастия. Если есть, то перед вами причастный оборот.

Пример

Девочка, с интересом читающая книгу.

( Девочка какая? Читающая.

Читающая как? С интересом.

Читающая что? Книгу)

Причастие читающая нашли по суффиксу УЩ и вопросам: какая? что делающая?

Справа и слева от причастия есть слова, к которым можно задать вопрос от причастия, то есть зависимые слова. Это всё вместе будет причастный оборот.

  • Далее находим определяемое слово, то есть то, ОТ КОТОРОГО уже К причастию задаётся вопрос (девочка).

  • Посмотрите, где находится причастный оборот по отношению к этому определяемому слову.

  • Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова, то ставим запятые, выделяем оборот с ОБЕИХ сторон ( не забывайте ставить запятую после причастного оборота).

  • Если же причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом, то нет запятых вообще.

Сравните:

  1. Девочка, читающая книгу.

  2. Читающая книгу девочка.

Как видите, в зависимости от того, где находится определяемое слово девочка, мы либо ставим, либо нет запятые.

Помните, что есть исключения, повторите их все в статьях на данном сайте.

Деепричастный оборот

Отвечает на вопросы КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?

Имеет суффиксы Я, В, А, ВШИ

Не изменяется ( этим оно похоже на наречие, тоже не имеет окончания, а сразу заканчивается суффиксом)

Примеры

Рисуя (что делая?)

Нарисовав (что сделав?)

Рассмеявшись (что сделав?)

  • Нашли деепричастие. Теперь находим деепричастный оборот ( тоже смотрите на слова справа и слева, можно ли к ним задать вопрос от деепричастия)

Пример

         Девушка , мечтая поступить в престижный вуз, усердно занималась самоподготовкой( выделенные слова- деепричастный оборот)

  • Со знаками препинания здесь намного проще. Деепричастный оборот и даже одиночное деепричастие всегда выделяются запятыми, то есть обособляются с обеих сторон.

Имейте в виду, что в данном правиле тоже есть исключения. Прочитайте про них  на данном сайте, вспомните все исключения.

 

Два одинаковых оборота

 

  • Часто предлагаются предложения, в которых сразу два одинаковых оборота, то есть или два причастных, или два деепричастных.
  • Запомните: если два одинаковых оборота соединены союзом И, то они становятся однородными и запятая МЕЖДУ ними не ставится.

 Пример

 Сергей, серьёзно подумав над последствиями и взвесив все плюсы и минусы от предстоящего путешествия, всё же решил рискнуть и отправиться в путь.

 

Комментарий

 

  • В предложении два деепричастных оборота (они выделены, деепричастия подумав и взвесив)
  • Между одинаковыми оборотами стоит союз И, поэтому МЕЖДУ оборотами запятая НЕ ставится, а перед и после оборотов - ставится.

 

 

Пример задания с  комментариями

 

Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Паровоз (1)сверху освещённый матовыми шарами(2)и (3)оттого походивший на состав из сказки( 4)медленно тронулся(5) оставляя после себя клубы дыма.

 

  • Сначала находим причастия ( по вопросам и суффиксам)- это освещённый и походивший.

  • Определив по словам справа и слева причастий зависимые слова, находим обороты. Здесь их два: 1- сверху освещённый матовыми шарами , 2- оттого походивший на состав из сказки.

  • МЕЖДУ ними союз И, поэтому запятые 2 и 3 НЕ ставятся.

  • Определяемое слово – паровоз. Оно стоит ПЕРЕД причастными оборотами. Поэтому запятые 1( начало первого оборота) и 4( конец второго оборота ) ставим.

  • Далее находим деепричастие. Его мы сразу узнаём по суффиксу Я и вопросам: тронулся как? что делая?- оставляя.

  • Уже известным способом находим деепричастный оборот: оставляя после себя клубы дыма.

 

Ответ: 145

 

Желаю удачи!

 

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru

Задание 16 - материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку

Чтобы выполнить задание 16 на ЕГЭ по русскому языку, надо вспомнить правила обособления определений и обстоятельств, или, что более привычно звучит, расставить запятые при причастных и деепричастных оборотах. Помните, что каждое задание проверяет определенный круг ваших знаний и умений, следовательно,  на месте цифр вы ставите запятые, применяя только правила обособления, о которых говорится ниже. 

 Формулировка задания:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою

неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

 

В задании 16 вы работаете с обособленными членами предложения. Вспомним правила обособления определений и обстоятельств.

 

Обособленные определения представлены причастными оборотами. (Мы уже обращались к причастиям и причастным оборотам, выполняя задания 7, 11, 12, 14, и вы умеете видеть их в предложении.)

 

Знаки препинания при причастном обороте

 

  1. Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после главного (определяемого) слова.

    Книга, написанная известным писателем, вызвала интерес у читающей публики. Гроза звенела по траве, давно ожидавшей влаги и прохлады. Место, обвитое виноградником, было похоже на беседку. Аисты, прилетевшие в поселок, начали вить гнезда.

  2. Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед главным (определяемым) словом.

    Обвитое виноградником место было похоже на уютную беседку. Давно ожидавшая влаги и прохлады трава распрямлялась после дождя. Написанная известным писателем книга вызвали  интерес у читающей публики. Прилетевшие в поселок аисты начали вить гнезда.

  3. Одиночные причастия не обособляются.
  4. Если в роли главного слова выступает личное местоимение, причастие или причастный оборот выделяются запятыми в любом случае.Взволнованный переживаниями минувшего дня, я долго не мог заснуть. Взволнованный, он долго не мог заснуть. Мне, столько раз ошибавшемуся, снова хотелось верить людям. Я, разочарованный, не видел смысла продолжать путешествие.

 

Обособленные обстоятельства представлены деепричастиями и деепричастными оборотами. (Мы уже встречались с ними в задании 7, 10, 12.)

Знаки  препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

 

1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми  независимо от места главного слова (глагола-сказуемого).

Она, смеясь, шла мне навстречу. Замолчав, он несколько минут оставался неподвижным. И звезды слушают меня, лучами радостно играя. Устав от ожидания, мать задремала. Кони подходили к костру и, глядя  умными глазами, вздыхали.

 

2. Не обособляются деепричастные обороты, превратившиеся в устойчивые выражения: спустя рукава, не смыкая глаз, затаив дыхание и т. п. Школьники неслись по коридору сломя голову. Нечего сидеть сложа руки.

 

На что следует обратить внимание?

В предложении могут встретиться однородные обособленные определения (выраженные причастным оборотом) или обстоятельства (выраженные деепричастным оборотом), связанные союзом И.  В таком случае запятая между оборотами (перед И) не ставится.

Все заговорили разом, повышая голос и не слушая друг друга. Наклоняясь и выпрямляясь все чаще, солдаты рыли окоп. Мой взгляд упал на книгу, раскрытую на середине и забытую на столе.

 

Выполним задание:

 

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою

неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

 

Ползали (как?), совершая свою неспешную работу, - деепричастный оборот обособляется;

Лепет (какой?) едва уловимый – причастный оборот не обособляется, так как в предложении стоит перед главным (определяемым) словом.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru


Смотрите также