Сборник дыхательной гимнастики "Учимся дышать правильно". Дыхательные упражнения для звука с


Звуковая гимнастика для дыхательных путей и легких

Звуковая гимнастика для дыхательных путей и легких

Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом.

 При произношении этих самых специальных звуков, голосовые связки начинают вибрировать, и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.

 С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит.

Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.

 Наибольшие усилия прилагаются, когда используются глухие согласные (п, т, к, ф, с), так как в эти моменты грудная клетка и диафрагма находятся в наибольшем напряжении.

 Если произносить звонкие согласные (б, д, г, в, з), то развивается среднее по силе напряжение, а легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: м, л, р, н.

 Звуковая гимнастика должна делаться по строго определенным правилам, в зависимости от цели, поставленной перед ней.

 При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по–разному, например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

 Каждое занятие начинают со звуков – пффф, которые делают через губы, сложенные трубочкой, так же произношение этих звуков является очистительным выдохом, который следует делать обязательно до и после каждого упражнения.

 Есть еще одно обязательное упражнение, которое напоминает закрытый стон: мммм.

Примите исходное положение — сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно так:

 вдох через нос одну–две секунды, пауза в одну секунду, выдох через рот две – четыре секунды, затем опять пауза, но уже продолжительнее, она уже будет составлять четыре–шесть секунд.

 Как долго продолжать такие занятия, вы должны решить сами, опираясь на свое самочувствие.

 Чаще всего лечебный эффект достигается быстрее, когда приходиться рычать и мычать по два–три раза в день по пятнадцать-двадцать минут.

 Регулярные занятия звуковой гимнастикой дают в лечении очень хороший эффект, а в некоторых случаях, даже способствует снятию приступа бронхиальной астмы.

Полный список лечебных звуков, которые вы должны произносить каждый день:

пффф – три раза;

 ммм – три раза и пффф – один раз;

 бррух – три раза и пффф – один раз;

вррух – три раза и пффф – один раз;

 шррух – три раза и пффф – один раз;

 зррух – три раза и … — пффф – один раз;

 врррт – три раза и пффф – один раз.

 Дыхательные упражнения по классической системе обычно выполняются в сочетании со звуковой гимнастикой.

Количество упражнений будет зависеть от самочувствия больного и в среднем должно составлять 6–12 упражнений с учетом звуковой гимнастики и специальных дыхательных упражнений.

 Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков.

 На начальном этапе тренировок можно произносить гласные у, и, е, о. В дальнейшем следует постепенно использовать такие согласные, как ж, з, р, с, уже натренированным пациентам можно использовать в гимнастике ш и щ.

 В принципе, выбор звуков в большинстве случаев остается за самим человеком, и это скорее дело вкуса, чем обязательная норма. На вдохе можно произносить м-м-м, на выдохе – пфф.

 Произнесение этих звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку. Это хорошо помогает для расслабления спазмированных бронхов и бронхиол.

 При звуках п, т, к, ф развивается наибольшая сила воздушной струи;

при звуках б, г, д, в, з – средняя;

 при звуках м, к, л, р – наименьшая.

На выдохе рекомендуют произносить рычащий звук р, продолжительностью от 5–7 секунд в начале и до 25—30 секунд после длительной тренировки.

 Затем на выдохе можно использовать и такие звуки: бух, бат, бак, бех, бах, бррох, бррух, бррфх, дррох, дррфх и пр. Между дыхательными упражнениями с проговариванием звука нужно обязательно делать небольшую паузу – в 20—30 секунд.

 Очень важно научиться выполнять дыхательные и звуковые упражнения автоматически, чтобы в случае развития приступа, можно было по инерции их повторить, что поможет расслабиться и возможно избежать приступа.

 При выполнении лечебных упражнений нужно обязательно делать паузы для отдыха по 20—60 секунд в зависимости от самочувствия. Очень полезно также делать вдох через нос, а после небольшой паузы выдохнуть воздух через открытый рот и вновь сделать более удлиненную паузу перед новым вздохом.

 При хорошей подготовленности во время проведения дыхательных упражнений целесообразно использовать также и ходьбу, задействуя тем самым нижние конечности. Упражнения для верхних конечностей обязательно надо координировать с дыханием, стараясь особое внимание уделять упражнению на полный выдох.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь со своими друзьями и знакомыми, кликнув по кнопкам. Я буду вам благодарна! Спасибо! 

Поделиться ссылкой:

Похожее

magnitiza.ru

Звуковая гимнастика при заболеваниях органов дыхания

YouTube Instagram

Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.

Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.

Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.

Обучение рациональному дыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.

Гласные звуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.

Глухие согласные звуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.

Звонкие согласные звуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.

Другие звуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Главные звуки

1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.

2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.

3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

1-е занятие:

Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.

2-е занятие:

Упр. 1. ПФФ – 3 раза.

Упр. 2. Закрытый стон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.

Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

3-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.

Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

4-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить.

Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

5-е занятие:

Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз.

Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

6-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 8. ПРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 9. ЖРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 10. КРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 11. ТРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 12. ФРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 13. ЧРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 14. ЦРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 15. ШРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 16. ХРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

10-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 17. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 18. ГРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку. YouTube Instagram

www.sb.by

Звуковая гимнастика поможет при заболеваниях дыхательных путей

. Это цитата

Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом.

При произношении этих самых специальных звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку. 

С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит.

Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.

Наибольшие усилия прилагаются, когда используются глухие согласные  (п, т, к, ф, с),  так как в эти моменты грудная клетка и диафрагма находятся в наибольшем напряжении.

Если произносить звонкие согласные (б, д, г, в, з), то развивается среднее по силе напряжение, а легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: м, л, р, н.

Звуковая гимнастика должна делаться по строго определенным правилам, в зависимости от цели, поставленной перед ней.

При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по–разному, например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Каждое занятие начинают со звуков – пффф, которые делают через губы, сложенные трубочкой, так же произношение этих звуков является очистительным выдохом, который следует делать обязательно до и после каждого упражнения.

Есть еще одно обязательное упражнение, которое напоминает закрытый стон: мммм.

Примите исходное положение - сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно так:

вдох через нос одну–две секунды, пауза в одну секунду,

выдох через рот две – четыре секунды, затем опять пауза, но уже продолжительнее, она уже будет составлять четыре–шесть секунд.

Как долго продолжать такие занятия, вы должны решить сами, опираясь на свое самочувствие.Чаще всего лечебный эффект достигается быстрее, когда приходиться рычать и мычать по два–три раза в день по пятнадцать-двадцать минут.

Регулярные занятия звуковой гимнастикой дают в лечении очень хороший эффект, а в некоторых случаях, даже способствует снятию приступа бронхиальной астмы.

Предлагаем вам полный список лечебных звуков, которые вы должны произносить каждый день: пффф – три раза; ммм – три раза и пфффф – один раз; бррух – три раза и пффф – один раз; вррух – три раза и пффф – один раз; шррух – три раза и пффф – один раз; зррух – три раза и ... - пффф – один раз; вррот – три раза и пффф – один раз. 

Дыхательная гимнастика по классической системе

Дыхательные упражнения по классической системе обычно выполняются в сочетании со звуковой гимнастикой.

Количество упражнений будет зависеть от самочувствия больного и в среднем должно составлять 6–12 упражнений с учетом звуковой гимнастики и специальных дыхательных упражнений.

Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков. 

На начальном этапе тренировок можно произносить гласные у, и, е, о. В дальнейшем следует постепенно использовать такие согласные, как ж, з, р, с, уже натренированным пациентам можно использовать в гимнастике ш и щ.

В принципе, выбор звуков в большинстве случаев остается за самим человеком, и это скорее дело вкуса, чем обязательная норма. На вдохе можно произносить м-м-м, на выдохе – пфф. 

Произнесение этих звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку. Это хорошо помогает для расслабления спазмированных бронхов и бронхиол. 

При звуках п, т, к, ф развивается наибольшая сила воздушной струи; при звуках б, г, д, в, з – средняя; при звуках м, к, л, р – наименьшая. На выдохе рекомендуют произносить рычащий звук р, продолжительностью от 5–7 секунд в начале и до 25—30 секунд после длительной тренировки. 

Затем на выдохе можно использовать и такие звуки: бух, бат, бак, бех, бах, бррох, бррух, бррфх, дррох, дррфх и пр. Между дыхательными упражнениями с проговариванием звука нужно обязательно делать небольшую паузу – в 20—30 секунд.

Очень важно научиться выполнять дыхательные и звуковые упражнения автоматически, чтобы в случае развития приступа, можно было по инерции их повторить, что поможет расслабиться и возможно избежать приступа. 

При выполнении лечебных упражнений нужно обязательно делать паузы для отдыха по 20—60 секунд в зависимости от самочувствия. Очень полезно также делать вдох через нос, а после небольшой паузы выдохнуть воздух через открытый рот и вновь сделать более удлиненную паузу перед новым вздохом.

При хорошей подготовленности во время проведения дыхательных упражнений целесообразно использовать также и ходьбу, задействуя тем самым нижние конечности. Упражнения для верхних конечностей обязательно надо координировать с дыханием, стараясь особое внимание уделять упражнению на полный выдох.

Дыхательная и звуковая гимнастики для детей 

Цель «Дыхательной и звуковой гимнастики» — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр.

Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.

Виды дыхательных упражнений:

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самоё, закрыть левую ноздрю.

5. Энергично произносить «п. — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

7. Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но, и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние.

9. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются готовятся к полету:

10. «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.

11. «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

12. «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

13. «Гудок парохода». Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

14. «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за данном темпе по представлению.

15. «Упрямый ослик». Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».Что же ты хочешь, мой милый «И-а»? Сена, лепешек иль молока?«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом излечиваются.

16. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».Что ты плачешь «ы» да «ы»? Будем мы с тобой играть, слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.

17. «Кто знает больше добрых слов».Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т., Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.

Наиболее пригодным для больных бронхиальной астмой является произнесение при выдохе согласных звуков - р, ж, ш, щ ,з, с и гласных звуков - у, о, а, е, и. Для облегчения воспроизведения целесообразно соединять выговаривание указанных гласных звуков с согласными: бр, ж, к, х, причем последние произносятся быстро, а затем следует длительное звучание выбранной гласной.

Например: бр - у-у-у-у...; бр-о-о-о-о-о...; бр-и-и-и-и-и...; ж-у-у-у-у-у…..; ж-о-о-о-о-о...; ж-и-и-и-и-и. При воспроизведении упражнений с согласными звуками р, ж выдох в самом конце целесообразно заканчивать произношением слога "ох". Например: ж-ж-ж-ох, р-р-р-р-ох.

В начале тренировки можно произносить звуки в течение очень непродолжительного времени - 5-7 секунд, но в дальнейшем время выговаривания постепенно увеличивается и доводится до 30-40 секунд, поскольку в процессе тренировки постепенно возрастает жизненная емкость легких и улучшается функционирование диафрагмы.

В занятия дыхательной гимнастикой необходимо также включать самые простые, легко выполняемые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений, вращений конечностями, упражнения на разгибание туловища, наклоны вперед, в стороны. Упражнения же со значительной нагрузкой, вызывающие учащение дыхания, а также связанные с усилием и задержкой дыхания, непригодны. 

http://gen.su/node/8462http://medicinkoff.ru/lechenie-prostaty/1305-dyhat..._po_klassicheskoi_sisteme.html http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/libra...lnaya-i-zvukovaya-gimnastika-0

Серия сообщений "лёгкие":Часть 1 - Хвойные ванны облегчат дыханиеЧасть 2 - БУДЬ ЗДОРОВ, НЕ КАШЛЯЙ!...Часть 14 - Как очистить легкие от мокроты и слизиЧасть 15 - Как очистить легкиеЧасть 16 - Звуковая гимнастика поможет при заболеваниях дыхательных путей

rogveles.livejournal.com

Сборник дыхательной гимнастики "Учимся дышать правильно"

Дыхательная

и звуковая гимнастика

Введение

Основная цель и назначение дыхательной гимнастики научить ребенка не только правильно дышать, но и обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить двигательную мускулатуру. Дыхание является одним из важнейших элементов, о котором необходимо помнить во время занятий, связанных с физической нагрузкой. Дыхательную гимнастику проводят как со всеми детьми, начиная с 1младшей группы (это занятие по физической культуре, ритмике), так и с подгруппой (на занятиях ЛФК) и индивидуально. В периоды обострения простудных заболеваний дыхательных путей- звуковая гимнастика незаменима, так как разновидность звуков оказывает вибрирующее действие на бронхи и этим способствует облегченному отхождению мокроты. Для звуковой гимнастики характерны особенности дыхания- вдох через нос 1-2 сек. пауза 1сек., активный вдох через рот 2-4сек. пауза 4-бсек. выдох в2раза больше вдоха.

«Домик»

Стоя, ноги врозь. Поднять руки над головой, соединив их «домиком»- вдох. Опустить руки вниз с расслаблением - выдох.

«Вырастем большими»

На счёт «Раз-два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться - глубокий вдох через нос, «три-четыре»- руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперёд - усиленный выдох через рот.

«Маятник»

Сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длинным выдохом на звуке «с-с-с-с-с»

«Трактор»

Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность.

«Фейерверк»

Энергично произнести «п-б,п-б»

Представить, как мы из хлопушки стреляем в новогоднюю ночь, и появляются разноцветные огни фейерверка.

«Заклинатель змей»

Сядьте по - турецко, кисти рук сожмите в кулаки, поднимите руки вверх. Медленно выдыхая, произносите, почти не размыкая губ «п-ф,п-ф» (5-6 раз)

«Петушок»

Встать прямо, ноги врозь, руки опущены вниз и прижаты к бедрам. Поднимите руки, разведя их в стороны и делая при этом вдох через нос. Громко, со звуком выдохните из груди через рот, опустив при этом руки и похлопывая по бёдрам.(5-6 раз)

«Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе, руки поднять вверх. Подняться на носки, сделать глубокий вдох через нос. Выдыхая, произносите «у-х-х-х-х» (4-5 раз)

«Одуванчик»

Подуть на одуванчик, чтобы сдуть с него все пушинки. Стоя, руки опущены. Вдохнуть носом, сложить губы «трубочкой» и сделать углубленный медленный выдох.

«Нанос»

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «с-с-с-с-с», руки вдоль туловища.

«Свеча»

Подуть на свечку, так чтобы она погасла. Вдох носом, слегка наклониться вперёд (выдох)

«Петушок»

Встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бёдрам, и выдыхая произносить «Ку-ка-ре-ку»

«Бабочки»

Стоя, руки внизу. Медленно поднять руки через стороны вверх (вдох), медленно опустить (выдох)

«Гусенок»

Развести руки в стороны вдох, опустить их и шипя, как сердитый гусенок ш-ш, хлопнуть себя 3-4 раза по бёдрам (выдох)

«Поезд»

Руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух»

«Семафор»

И.п. ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произношением «Ту-ту-ту-тух-х»

«Яблоки»

Поднять руки вверх ч\з стороны, встать на носки, потянуться повыше «сорвать яблоко» (вдох), наклониться вперёд, руки опустить- «положить яблоко»

«Трубачи»

И.п.- сесть на гимнастическую скамейку, кисти рук сложить трубочкой и поднести ко рту. Глубокий вдох. Выдох в трубочку «Тру-ту-ту»

«Гуси летят»

Медленно шагайте на месте в течение 1-2 минут. При каждом шаге, поднимайте руки в стороны, делая вдох через нос, при каждом следующем шаге опускайте вниз, громко выдыхая со звуком «гу-у-у-у-у»

«Часы»

И.п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить, Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «Тик - тик-тик-так»

«Косарь»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками, произносить: «ж-у-х! ж-у-х!»

«Вороны»

Поднять руки- «крылья» через стороны вверх (вдох), опустить руки и произнести «кар…» (выдох)

«Лодка на волнах»

Сидя верхом на скамье, руки в стороны, наклониться вправо (вдох), вернуться в и.п. (выдох)

«Соня»

Несколько раз зевнуть и потянуться.

«Поймай комара»

Хлопнуть в ладоши вверху, сказать «хлоп!», наклониться вперёд и хлопнуть внизу у ног, И.п.

«Пилка дров»

Встать друг к другу лицеем, держась за руки. Тянуть к себе то правую, то левую руку ребёнка, поворачивая ребёнка в сторону согнутой руки (при этом произносить звук «ш-ш-ш»).

«Гудок парохода»

Через нос с шумом набрать воздух, задержав дыхание на 1-2 сек; с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох. удлин.)

«Часики»

Встаньте прямо, ноги врозь, руки опущен. Попеременно размахивайте руками вперёд- назад, часто дыша через нос. (8-10 раз)

«Каша кипит»

И.п.- сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая рука лежит на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь- вдох, опуская грудь и выпячивая живот- выдох. При входе громко произносить звук «ш-ш-ш»

«Семафор»

Сядьте на пол, вытяните ноги вперёд и соедините вместе. Вдохните через рот, поднимая руки в стороны. Медленно опустите руки вниз с долгим выдохом, произнося при этом «с-с-с-с», почти не разжимая губ. (3-4раза)

«Регулировщик»

ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону, вдох. Поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р»

«Полощем бельё»

Имитация полоскания белья, с руками вперёд- назад и произношением звука «с-с-с»

«Дровосек»

И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сплетенные руки вверх- вдох, опустить вниз- выдох. Произнести звук «ух-ух»

«Стрельба»

Представить, что мы в тире стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г».

infourok.ru

Дыхательная гимнастика в системе подготовительных упражнений для постановки звуков у детей

Суть логопедической работы заключается в преодолении речевых нарушений у детей, что позволит обеспечить успешное обучение, полноценное и всестороннее развитие.

Обобщая и применяя на практике опыт многих ведущих педагогов по проблеме « Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки и коррекции звуков», нужно отметить, что при овладении монологической связной речью у многих детей страдает просодика речи (темп, ритм, плавность, интонация, ударение).

В работе с такими детьми необходимо учитывать, что различные факторы могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи: возбуждение, утомление, усложнение содержания. Обратите внимание на то, что эти затруднения у ребенка от поверхностного, неглубокого дыхания, т.е. от неумения ребенка правильно дышать.

Для улучшения функциональных возможностей речи ребенка применяется дыхательная гимнастика.

Используя данные упражнения для дыхания, будет достигнут больший прогресс в работе логопедав трех направлениях:

а) улучшение просодики речи ребенка;

б) ускорения в сроках и сокращения постановочного этапа, как следствие роста результативности в работе над звуко-слоговой структурой;

в) преодоления однообразия тренировочных, коррекционных заданий и как следствие формирования более стойкого интереса к заданиям логопеда.

Система детской дыхательной гимнастики

Правила для ее проведения.

1. Не нужно слишком утомлять ребенка, т.е. количество упражнений и их темп нужно дозировать индивидуально.

2. Следить, за объемом воздуха в грудной клетке.

3. Ребенок не должен напрягать свои плечи и шею,  должен ощущать движение диафрагмы, межреберных мышц нижней части живота.

4. Следить, чтобы дети производили движения дыхательной гимнастики плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Упражнения.

1. Дуть (можно подуть с детьми на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудочке, свирели, губной гармошке, все зависит от вашей фантазии).

2. Произнесение отдельно звуков и слогов (прямых, обратных)

а) длительное произнесение гласных:

у-ау-уо-уа и-иу-ио-иа

о-оу-ао-оа э-эу-эо-эа

а __________ э_________

б) глухих щелевых согласных:

ф - уф - ус - уш (с, ш, х)

в) звонких щелевых согласных:

в - ву - зу - жу (з, ж)

г) глухих взрывных согласных:

пу-ту-ку

д) звонких взрывных согласных:

бу-ду-ry

Только в сочетании артикуляционных упражненийи простых дыхательных упражнений формируется правильное речевое дыхание, которое основывается на отработке ритма и длительности выдоха

1. Дыхательные упражнения на время (подражание):

а) вдох через нос, выдох через рот.

вдох

5 сек.

6 сек.

8 сек.

задержка дыхания

3 сек.

5 сек.

6 сек.

выдох

5 сек.

8 сек.

10сек.

б) вдох через нос и выдох через нос.

2. Примерные игры для дыхательных упражнений.

«Цветочный магазин» - тренировка глубокого медленного дыхания:

а) вдох через нос и выдох через нос;

б) вдох через нос, а выдох через рот.

«Свеча» - тренировка ровного медленного выдоха для задувания свечи, стоящей сначала близко от ребенка, а потом постепенно свеча отодвигается все дальше и дальше.

«Упрямая свеча» - тренировка интенсивного, сильного выдоха. Контроль этого выдоха осуществляет ребенок, положив руку на диафрагму. Сила выдоха должна постепенно увеличиваться, а время выдоха сокращаться.

«Погашу свечу» - интенсивный прерывистый выдох с произношением «фу». Постепенно для погашения свечи количество произнесенных восклицаний «фу!» должно сокращаться

«Насос» - тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении «с». Постепенно по времени длительность произнесения «с» должна увеличиваться.

Однако встречаются дети, которым этих упражнений не всегда достаточно. Приходится учить ребенка правильно дышать. Это чаще всего дети с ослабленным здоровьем. Только при правильном дыхании ребенку легче делать звуковые связи, особенно среди согласных. Нормальным считается дыхание, состоящее из 15 вдохов и выдохов в минуту. Ослабленные дети делают частые вдохи и слабые выдохи, что заглушает звук, сдавливает его, не дает ему «вырваться». Цикл правильного дыхания состоит из вдоха (вд), задержки вдоха (з/вд), выдоха (выд) и задержки после выдоха (з/выд).

Поза для выполнения упражнений правильного дыхания, в положении сидя, спина и позвоночник прямые, язык и горло не напряжены, глаза полузакрыты. Длительность упражнений 1-3 минуты. Можно проводить их до начала основного занятия. Упражнения выполняются под счет. Он индивидуален для каждого ребенка. Временные соотношения следующие:

вд.      з/вд. выд.

1         1/4    1

1         1/2    1

1         3/4    1

1         1         1

Научив делать задержку дыхания после вдоха, приступаем к обучению делать ее после выдоха в пропорции:

Вд.    з/вд.    выд.    з/выд.

1        1         1          1/4

1        1         1          1/2

1        1         1          3/4

1        1         1          1

Учим ребенка, делать вдох и выдох, прерывающийся несколькими короткими паузами.

Начинаем обучение делать вдох в 2 приема и в 2 приема выдох, постепенно доходя до 5-6 приемов. Сначала чтобы понять принцип работы, учим делать вдох и выдох через рот, а потом через нос.

Схема упражнений:

а) вд. - пауза - вд. - пауза - выдох;

вд. -п. -вд. -п. -вд. -п. -выдох;

б) вд. - п. - вд. - п. - выд. - п. - выд.;

вд. - п. - вд. - п. - вд. - п. - выд. - п. - выд. - п. - выд.;

В результате этих подготовительных упражнений для постановки звуков, действительно сокращается постановочный этап: более результативной становится работа над звуко-слоговой структурой: легче ребенку даются слова для произношения с несколькими согласными (мостик, солнечный и др.), многосложные слова; просодика: плавность речи, интонация, темп, ритм, ударение.

Это позволяет ребенку лучше осваивать устную речь, а на ее базе чтение и письмо. Сглаживается и отрицательное влияние на психическое развитие ребенка (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности). Преодоление этих отрицательных качеств ведет к успешному обучению ученика и подготовке к будущей жизни, как всесторонне развитой гармоничной личности.

infourok.ru

Дыхательная и звуковая гимнастика 

Дыхательная и звуковая гимнастика(средний и старший дошкольный возраст)

     

      1.«Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:а) «Полет на Луну» - на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают;б) «Полет на Солнце» - также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся;в) «Полет к инопланетянам» - на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно всплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной энергии».

 

     2. «Гудок парохода». Через нос с шумом набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

 

       3. «Полет самолета». Дети – самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется в голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

 

         4. «Упрямый ослик». Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать И-А.             Что же ты хочешь, мой милый ИА?              Сена, лепешек иль молока?«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки, люди, страдающие храпом – излечиваются.

 

 

 

 

Дыхательная и звуковая гимнастика(младший дошкольный возраст)

 

  1. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».   Что ты плачешь «ы» да «ы»?   Слезы поскорей утри.   Будем мы с тобой играть.   Песни петь и танцевать.       «Плакса» перестает плакать, все дети пляшут.       Звук «Ы» снимает усталость головного мозга.

 

    2.Учим детей дышать через нос.

     Сделать 8-10 вдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая    отдыхающую ноздрю указательным пальцем. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

   

              Уважаемые родители! Как вы сами замечали, дети часто болеют простудными заболеваниями. Часто страдают верхние дыхательные пути.

    Для предупреждения и профилактики таких заболеваний, как                              ОРВИ, ОРЗ, а также бронхита, проводится в детском саду дыхательная гимнастика. Она        проводится на физкультурных занятиях (дыхательные упражнения)         и при индивидуальной работе (игры на дыхание).           Для большего эффекта можно некоторые игры проводить в домашних условиях, которые будут полезны и интересны для ребенка и для вас.

1.«У кого дальше улетит шарик».                                                                      

 

2.«Бульканье» - надо как можно дольше дуть в соломку.

 

3.«Кораблики» - в тазу играть в кораблики.                                         

 

4.«Собери горох» - на столе, перевернутая кружка, в нее нужно задувать все рассыпанные на столе горошины.

 

5. «Парашютисты» - надо над головой как можно дольше удерживать полиэтиленовый пакет, дуя на него.

Картотека дыхательной гимнастики для старшей и подготовительной группы

ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

 

      Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.

      Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Также дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.

       Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте направлена на повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

     При составлении комплексов дыхательной гимнастики необходимо учитывать:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.

     Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.

Техника выполнения дыхательных упражнений.

     

 В основу методики проведения занятий положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений.  Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных (ж и ш) и сочетаний звуков (ах, ух ,фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.).

       Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

       Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20 градусов. Продолжительность занятий от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Занятия могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения. Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

 

«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

«Наклоны» 

Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение - лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1, 2, 3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре упражнения. Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.

«Наклоны в сторону»(«Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

 

 

Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

 

Комплекс 1.

 

  1. «Качалка».И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.
  2. «Ёлочка растёт». И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.
  3. «Зайчик».И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.
  4. «Как гуси шипят».И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.
  5. «Прижми колени».И. п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.
  6. «Гребцы».И. п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.
  7. «Скрещивание рук внизу».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская, прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.
  8. «Достань пол».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.
  9. «Постучи кулачками».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.
  10. «Прыжки».Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

 

Комплекс 2 «На улице».

 

  1. «Погрейся».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
  2. «Конькобежец».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны(подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.
  3. «Заблудился».И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.
  4. «Снежный ком».И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.
  5. «Снеговик веселится».И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.
  6. «Вырасти большим».И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

 

 

 

nebenzyala-shat-dou28.edumsko.ru


Смотрите также