Урок русского языка в 6-м классе по теме "Диалектные слова". Диалектизмы упражнения 6 класс


"Диалектизмы,их употребление.Местные диалектизмы." (6 класс)

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы;

  • развивать умение наблюдать лингвистический материал;

  • самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;

  • развивать творческую интуицию; умение работать в паре;

  • формировать исследовательские навыки работы с лингвистическими словарями и научно-популярной литературой;

  • учить лингвистическому анализу художественного текста;

  • обогащать словарный запас учащихся.

Задачи:

  • обучающие – ознакомление учащихся с особенностями диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся;

  • развивающие – формирование умения находить в художественных текстах диалектные слова, определять их роль;

  • воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам.

Поприветствовать и представиться :) ОТМЕТИТЬ ОТСУТСТВУЮЩИХ

УЧИТЕЛЬ:Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересными и необычными словами,чтобы узнать что это за слова,обратимся к раздаточному материалу.

У вас на столе лежит раздаточный материал. Возьмите карточку № 1. Перед вами отрывок из повести Виктора Астафьева “Последний поклон”.

В повести Виктора Астафьева “Последний поклон” есть такие строчки:

(ЧИТАЮ САМА)

“Мы проходили середину реки, самую стремнИну. Называют её стрЕжнем, сЕлезнем, зЕрлом, стрелкой, струной и еще как-то, не вспомню. Но слова – это все какие – одно другого звучнее.”

УЧИТЕЛЬ:Нельзя не соглашаться с писателем. Слова действительно звучные и – более того – яркие, образные, точные.

Перед вами словарные статьи, объясняющие значение этих слов.

СПРОСИТЬ ПО ОДНОМУ УЧЕНИКУ ЗАЧИТАТЬ ИХ

СТЕРЖЕНЬ м. ось, вкруг которой что-либо вращается; сердечник, шворень, вообще копыл, торчок, на который что-либо надевается, насаживается; чем-либо отличная сквозная нутренность, средина вещи.

СЕЛЕЗЕНЬ м. селех ниж.-сем. утиный самец.

СТРЕЛКА

стрелки, ж. 1. Тонкая и узкая вращающаяся на оси пластинка, служащая указателем меры, направления, времени в измерительных приборах, на циферблате часов и др. Часовая стрелка. Минутная стрелка. Стрелка компаса.

СТРУНА ж. тянутая или витая нитка, тонкая вервь, сутуга, сутужина, на музыкальные инструменты; такая же сутуга, натяжная нить, бечевка, на ином орудии, тетива. Струны гусличные, скрыпичные. Струна шерстобитного смычка, - лука, дрели.

УЧИТЕЛЬ: Слова селезень, стрелка, струна в словарях есть, но то значение, с которым использует их писатель – “середина реки, стремнина”, в них не указано. Слово зерло вообще отсутствует => Почему слово зерло отсутствует в распространенных толковых словарях русского языка? Почему в них не указано то значение слов селезень, стрелка, струна, с которым в приведенном тексте употребляет их писатель? (ПОТОМУ ЧТО ЭТИ СЛОВА ОСОБЕННЫЕ)

Возьмите карточку № 2 и прочитайте еще один отрывок писателя Астафьева “Последний поклон”. Какие слова вам не совсем понятны?(ПОПРОСИТЬ ПОЧИТАТЬ УЧЕНИКА)

“Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскОтиной слышалось грубое бряканье бОтал и тиликанье колокольцев. За заплОтом нашего двора, над навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я курицу в стайку, пробЕгал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жАлице снесут.”

Учитель. Найдите незнакомые слова и подчеркните.

Дети. Поскотина, ботало, заплот, стайка, жалица.

Учитель. Попробуем их объяснить, что нам в этом поможет?

Дети. Мы можем догадываться лишь по общему содержанию текста.

Поскотина – это “место, где пасется скот”; ботало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”; заплот – “забор возле дома”; стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”; жалица – “крапива”.

УЧИТЕЛЬ:Нам пришлось догадываться о значении таких слов потому, что слова эти не являются общеупотребительными, их употребляют жители той или иной местности. Они называются местными или диалектными. Запишите в тетрадях ЧИСЛО,КЛАССНАЯ РАБОТА и тему урока: “ДИАЛЕКТИЗМЫ”(ДИАЛЕКТ + ИЗМ).

Давайте обратимся к учебнику.

Прочитаем диалог по ролям (РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ)

Почему мальчик не понял бабушку?

Дети.Она имела ввиду свёклу.

Учитель.СВЕКЛА-общеупотребительное слово (Что такое общеупотребительные слова?Это слова известные всему народу)

А так как слово «БУРАК» мало кому известно, значит оно какое- особенное, т.е. НЕОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЕ ==> ДИАЛЕКТНОЕ

Читаем определение слова ДИАЛЕКТИЗМ (попросить несколько учеников повторить)

Как вы думаете, нужны ли нам диалектизмы?Для чего?

Дети. Они обогащают русский литературный язык. Делают его ярким, самобытным, точным.

Учитель.Как и любое другое слово Большинство ДИАЛЕКТИЗМОВ можно найти в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. (ПОКАЗАТЬ ТОМ ДАЛЯ)

Но мы с вами можем воспользоваться и словарем в учебнике.Чтобы их найти, нужно учесть один момент.Вернемся к учебнику на стр. 64 (в самом низу).

ПОПРОСИТЬ ОДНОГО ПРОЧИТАТЬ

Учитель. Итак, как нам найти такие слова? (благодаря помете ОБЛ.)

Ищем в толковом словаре примеры (стр. 171,175,177,178)

Давайте снова вернемся к учебнику (стр. 117, упр. 64)

Физминутка

Изобразите фразу: Королевич услышал плач, надел плащ и потерял ключ.

Учитель. Итак, мы с вами познакомились с диалектными словами из произведения Астафьева, в учебнике поработали с текстом иузнали диалектные названия ветра,которые используют на севере.Но ведь в каждом городе,деревушке есть свои диалектизмы и наш город не исключение!А какие диалектизмы есть в нашей местности?

обоснулся-проснулся

блАзнится-мерещится

бознать что (бог знает что)

Горюн(о несчастном, попавшем в беду)

отсель (отсюда)

желтушка (лисичка)

волвёнка (волнушка)

берЕзик (подберезовик)

красИк (подосиновик)

Итог урока.

- Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 24 (учить определение с примерами), составить кроссворд

infourok.ru

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Диалектные слова"

Разделы: Русский язык

Цели и задачи:

  1. Познакомить с понятием “Диалектные слова”
  2. Познакомить с употреблением диалектных слов в художественных произведениях.
  3. Учить находить диалектные слова в текстах.
  4. Развить умение пользоваться словарём
  5. Проверить навыки использования диалектных слов в творческих работах
  6. Воспитать чувство любви к своей малой родине.

Оборудование:

  1. Словари: В.И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Дидактические картинки к словам “смородина”, “жеребёнок”, “белый гриб”.
  4. Картина русской избы.
  5. Раздаточный материал: малый словарь, текст из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.

Спросят меня:

- Что похоже на море? - Русский язык, - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою. Дарит прохладу засушливым летом… Русский язык – безграничное море! В глуби морской я дождался улова: Выловил ключ, открывающий радость,- Этим ключом было русское слово.

(М. Геттуев)

Богат и неповторим русский язык. Великим, могучим, правдивым и свободным назвал его Иван Сергеевич Тургенев. Ни один язык мира не может похвастаться многообразием и богатством, точностью выражения звуков, красок, образов и мыслей. И ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке.

Этих слов порой не найдёшь в словаре, сохранились они в живой разговорной речи ваших прабабушек и прадедушек, в особом наречии, которое по - научному называется диалектом, а слова эти называются диалектными.

Это и есть тема нашего урока (Запись на доске: Число. Классная работа. Диалектные слова).

II. Объяснение нового материала.   “Путешествие в русскую деревню”.

1. Вы, ребята, только начинаете свою жизнь. вас ждёт много радостных открытий, но пожалуй, не может быть будущего у человека, который не знает, не помнит своей истории.

- Без прошлого нет будущего.

Вот и я сегодня предлагаю вам побывать в прошлом – в конце Х1Х начале ХХ века, а конкретно – в русской деревне. Вы живёте в городе, я – житель сельский. Давайте вместе совершим путешествие в сельскую местность.

- А с чего начинается родное место?

(С дома.)

- И я вместе с русским поэтом с. Есениным приглашаю вас в деревенский дом – в родную хату.

В хате

Пахнет рыхлыми драченами*; У порога в дежке* квас, Над печурками* точёными Тараканы лезут в паз*.

Льётся сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц*, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке* крадется На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи.

А в окне на сени скатые* От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые* Заползают в хомуты*.

- Понятно ли стихотворение Есенина?

(Не совсем) Почему? (Незнакомые слова) Какие? А можно догадаться, что они обозначают?

* Драчёна – кушанье из пшена и яиц. Дежка – деревянная кадка для кваса Печурка – углубления в боковой части русской печи. Паз – щель, дыра Попелица – пепел Махотка – глиняная кринка для молока. Скатый - пологий Кудлатый – лохматый, мохнатый Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.

(Написаны заранее на доске, но сразу не открываются)

2. - Для вас эти слова незнакомые, а для жителей рязанских и других деревень понятные и близкие.

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности, называются диалектными (Учебник Русский язык 6 класс, Аторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва “Просвещение” 2006год, стр.31)

3. – А теперь попробуйте пересказать своими словами, что можно увидеть в русской избе. В своём небольшом сочинении (4 – 5 предложений) постарайтесь употребить как можно больше услышанных вами диалектных слов.

Сочинение можно начать словами: “Я вхожу в русскую избу…”, “Я хочу рассказать о русской избе…”и др..

(Заслушать 3 – 4 сочинения).

4. Ну что ж, продолжим путешествие. Давайте выйдем во двор.

- Что обязательно находится рядом с избой? Где находится с/х инвентарь? (сарай)

Перед вами “Словарики диалектных слов”, они помогут вам окунуться в особенности деревенского быта и деревенской речи.

- Как ещё можно назвать сарай? Посмотрите в “Словарике…” (Повесть, пуня)

- Около деревенского дома огород, а в огороде растёт красная смородина. (открыть картинку – рисунок 1). - Найдите, как по – другому называется эта ягода? (Поречка, лядуница, жостыль, кислица, кисёлка, княжиха, сестрянка). - Пойдём дальше. На пастбище за домом пасётся жеребёнок. (Картинка – рисунок 2).

Назовите его по – деревенски (Другак, селеток).

- Давайте дойдём до берёзовой опушки. Здесь летом растёт очень много вешкарей или коровенников. О чём я говорю? (О белых грибах – рисунок 3).

Оказывается, белые грибы очень любят коровы. С землёй выгрызают каждый гриб. Не случайно в деревнях белые грибы так и принято называть -коровенники.

- Какие ещё диалектные слова есть в вашем словарнике? Что они обозначают?

5. Некоторые наиболее употребительные в разных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка.

При них даётся помета обл. (т.е. областное). (Открывается страничка со словарной статьёй из словаря на доске – рисунок 4).

а) Откройте толковый словарь в ваших учебниках (стр. 227) Найдите диалектные слова. Зачитайте.

Двое учеников одновременно работают индивидуально по карточкам.

Карточка №1

Найти по словарю лексическое значение следующих слов: азям, баранта.

Карточка №2

Выписать из словаря любые две словарные статьи с пометой обл. (Найдите слова, не звучавшие на уроке)

б) Заслушать сообщения учащихся, работающих по карточкам.

6. Существуют также специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров. Самый известный из них – “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля, который 40 лет собирал в разных концах нашей Родины диалектные слова (Показать словарь).

7. Диалектные слова используются иногда в литературных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности. Такие слова встречаются в произведениях В.П. Астафьева, М. Пришвина, М Шолохова, Ф. Абрамова, И.С. Тургенева.

Представьте, что вы оказались вместе с деревенскими ребятами в ночном, у костра, и слушаете “страшные” истории.

Перед вами текст – отрывок из “Записок охотника” Тургенева – рассказа “Бежин луг”

- А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись* у нас на Варнавицах приключилось? - На плотине – то? – спросил Федя. -Да, да, на плотине, на прорванной.Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое.Кругом всё такие буераки*, овраги, а в оврагах казюли* водятся). - Прочитайте сначала про себя, потом выразительно. - Найдите диалектные слова. Как вы думаете, что они означают? - Внесите их в свой “Словарик”…

* намеднись – недавно буерак – яма, наполненная водой казюля – ядовитая змея (гадюка) 

III. Итоги урока. и заключительное слово учителя.

Вот и заканчивается наше путешествие в мир деревни.

Чтобы не потерять связь со временем, с историей деревни, продолжите “Словарик диалектных слов”. Внесите туда те слова, которые сегодня звучали на уроке, те диалектные слова, которые встретились вам в художественной литературе. Я надеюсь, что работа эта будет вами продолжена и не оставит вас равнодушными.

1. Продолжите предложение, запишите:

“Слова все какие – одно другого звучнее,” - говорил с восхищением В.П. Астафьев о …

*О каких словах, как вы думаете, говорил писатель? (о диалектных) *А что называется диалектными словами? *Вспомните – без подсказок – те слова, которые сегодня звучали.

Молодцы! Я вижу, что ваш словарный запас сегодня пополнился, и надеюсь, что слова, о которых мы говорили, навсегда останутся не только в вашей памяти, но и будут жить в вашем сердце…

2.

Хотя вошли в права И формулы, и термины, Но старые слова Народом не потеряны.

И, верьте, в этом всём Машинам за окном, Экранам телевизора Нет никакого вызова.

3. Выставление оценок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока для 6 класса "Диалектные слова"

Урок русского языка по теме «Диалектные слова»

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Разработала учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Фоменко Эмма Вячеславовна

Сценарный план урока русского языка в 6 классе

(по учебнику Е.А.Быстровой)

Тема урока: Диалектные слова.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока:

организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.

Задачи урока:

в процессе выполнения заданий познакомить обучающихся с диалектными словами, сферой их употребления;

учить видеть диалектизмы в художественных текстах;

научить пользоваться различными толковыми словарями, словарной статьей;

предоставить обучающимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.

развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;

развивать навыки и способности критического мышления;

прививать навыки самостоятельной и групповой работы;

развивать монологическую речь обучающихся, образное мышление, языковое чутье, устную и письменную речь, творческие способности, память, орфографические навыки.

воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, требовательное отношение к себе и своей работе.

Основные понятия: диалектные слова, диалектизмы, диалекты.

Оборудование:

  • Толковый словарь С.И.Ожегова;

  • Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля;

  • портрет В.И. Даля;

  • таблицы;

  • художественные тексты;

  • компьютер, экран.

Этапы урока

1.Настрой на внимание.

2.Мотивация к учебной деятельности.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

6. Реализация проекта.

7.Первичное закрепление во внешней речи.

8. Самостоятельная работа в группах.

9. Включение в систему знаний и повторение.

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание.

doc4web.ru

Деятельность учителя

Выразительное чтение стихотворения А.Яшина «Родные слова».

1) Вопросы:

- О чем грустит поэт?

- Все ли слова вам были понятны?

- Можете ли вы, не пользуясь толковым словарем, объяснить значение непонятных слов?

- Как поэт относится к непонятным для вас словам? Зачем использует?

- Зачем нужно сохранять «милые с детства слова»?

1) Задает вопросы:

- Почему внук не понял бабушку?

- А вам все ли слова из диалога были понятны?

- Почему?

- Назовите и запишите общеупотребительные слова.

- Какие слова использует бабушка? (Записывает).

- Можете ли вы сказать, как они называются и для чего нужны?

- Вам необходимо найти ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке.

1) Вопросы:

- Все ли русские люди живут в одинаковых географических условиях?

- Отражается ли это на их жизни, языке?

2) Сообщает:

- В национальном русском языке имеется два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Помимо общеупотребительных слов (понятных всем людям), употребляются еще, как вам кажется, какие?

3) Задание:

- Найдите в параграфе учебника, как правильно они называются. Сформулируйте тему урока.

1) Запись темы (на экране).

2) Запись терминов (на экране): диалектизмы, диалекты.

1)Вопрос:

- Какие вы знаете диалектные слова?

2)Задание по таблице (на экране) (смотри ниже приложение 1).

1) Задание:

- Найдите в «Толковом словаре» С.И.Ожегова диалектные слова, обратив внимание на помету, запишите их в тетрадь, рядом напишите соответствующее общеупотребительное, добавьте помету к диалектному слову.

2) Проверяет.

- Какая помета показывает, что данное слово диалектное?

3) Слово учителя:

- Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: книги, открытки, диски… А можно ли собирать слова? Как вы думаете? Знаете ли вы людей, которые собирают слова?

1) Слово учителя:

- Послушайте рассказ о В.И.Дале, человеке, всю свою жизнь собиравшем слова. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

(На экране показывает портрет В. Даля).

2) Обобщает.

3) Вопросы:

- О каком таком чудесном словаре говорится в стихотворении?

- Хочется ли вам познакомиться с ним поближе?

(Показывает четырехтомный словарь В.Даля).

- Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению в речи диалектных слов, к их сохранению?

4) Задание:

- Найдите в тексте (на экране отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Крестьянские дети») диалектное слово, объясните значение по толковому словарю.

5) Проверка.

6) Задание для самостоятельной работы в группах:

- Найдите в отрывках из стихотворений диалектные слова, выпишите их, рядом напишите общеупотребительное, объясните их значение. С какой целью они употребляются в художественной литературе?

7) Проверяет работу.

8) Обобщает ответы.

1) Задание:

- Дополните начало предложений (на экране):

Я узнал ….

Я понял ….

Я хочу узнать ….

Мне понравилось ….

Меня удивило ….

2) Заключительное слово учителя о важности сохранения диалектных слов.

3) Выставление оценок.

Задание на выбор:

1) Сочинение – миниатюра.

Самое доброе слово.

Загадка слова (например, шаньга).

2) Составить кроссворд по теме урока.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают.

Отвечают.

Инсценирование диалога (индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

- Бабушка, где Люба?

- По батожья ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы!

- По что?

- Ну, по петушки!

- По что, по что?!

- По стебни.

- Не понимаю, бабушка!

- Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.

- Чего принести, бабушка?

- Бураков.

-А это что такое?

- Ну, у нас так свеклу называют.

Отвечают.

- Щавель, свекла.

Запись в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни, бурак. (Самопроверка).

- Старинные, старорусские, немодные, так говорят в деревне и др.

Отвечают, объясняют.

-Те, которые понятны жителям определенной местности.

Выполняют самостоятельно.

Отвечают. (Самопроверка).

Запись темы в тетрадях.

Чтение правила и теоретического материала учебника вслух.

Запись в тетрадях, объяснение значения.

Отвечают.

Самостоятельно анализируют таблицу, делают выводы вслух.

Рассказ учащихся о значении слов туес и кулига (индивидуальное домашнее задание).

Работают в группах:

1, 2 группа – Б

3,4 группа – К

(Например: бирюк, бахилы, колча …..)

Зачитывают слова, объясняют.

Отвечают.

Рассказ учащегося о В.И.Дале (подготовленное задание).

Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Я.Маршака «Словарь» подготовленным учеником.

Отвечают.

Высказывают свое мнение.

Работа с художественными текстами.

Выполняют самостоятельно (вестимо). Отвечают. (Самопроверка).

Самостоятельная работа в группах (исследование).

У каждой группы на листочке текст.

1 группа

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

2 группа

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за заслонкою –

Шелуха сырых яиц.

3 группа

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

4 группа

Кто ловит пиявок на лаве,

Где мамка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску…

Каждая группа работает со словарями, выполняет задание.

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, приводит примеры диалектных слов, объясняя их значение.

(Например:

Дежка – деревянная кадка, в которой месят тесто.

Пожня – луг во время сенокоса.

Махотка – крынка, горшок.

И т. д.)

Думают, отвечают в форме текста.

Приложение 1 (к этапу 7 урока)

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

Дом

Слабый

Свекла

Говорить

Красивый

Изба

Слабый

Свекла

Баить

Баской

Туес

Кулига

Хата

Кволый

Бурак

Гутарить

Личманистый


Смотрите также