Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Чередующиеся гласные в корне слова упражнения 8 класс


Безударные чередующиеся гласные в корне слова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №54 Безударные чередующиеся гласные в корне РУССКИЙ ЯЗЫК Разработчик : учитель русского языка и литературы Никитина А.Ю. Тула, 2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №54

Безударные чередующиеся гласные в корне

РУССКИЙ ЯЗЫК

Разработчик : учитель русского языка и литературы Никитина А.Ю.

Тула, 2015

Введение Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от конечной согласной корня Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от наличия суффикса -а- Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от ударения в слове Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от лексического значения слова Толковый словарик Источники информации Проверь себя! СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от конечной согласной корня

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от наличия суффикса -а-

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от ударения в слове

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от лексического значения слова

Толковый словарик

Источники информации

Проверь себя!

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Безударные чередующиеся гласные в корне» Задачи: повторить орфограммы, изученные на уроках; формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания данных орфограмм. Планируемые результаты: Личностные: формирование любознательности учащихся, их познавательного интереса к изучению русского языка , умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; Метапредметные: развитие умения строить логические рассуждения, делать выводы, формирование навыков самоконтроля, рефлексии. Предметные: развитие мышления через обучение анализировать, рассуждать, объяснять языковые явления; развитие умения применять правила написания безударных чередующихся гласных в корне. Далее Назад в содержание

Введение

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Безударные чередующиеся гласные в корне»

Задачи: повторить орфограммы, изученные на уроках; формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания данных орфограмм.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование любознательности учащихся, их познавательного интереса к изучению русского языка , умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные: развитие умения строить логические рассуждения, делать выводы, формирование навыков самоконтроля, рефлексии.

Предметные: развитие мышления через обучение анализировать, рассуждать, объяснять языковые явления; развитие умения применять правила написания безударных чередующихся гласных в корне.

Далее

Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от конечной согласной корня -р о с- /- р а ст- /-р а щ- - ск а к - /- ск о ч - Пишется - а - перед - к - Пишется – а -   перед ст, щ;   - о - перед -с- - о - перед - ч- Р а ст и,   р о с ли,  вы р а щ ен Ск а к ать,  вы ск о ч ить Исключения: отр а сль, р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик Исключения: ск а чок, ск а чу, ск а чи Далее Назад в содержание 2

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от конечной согласной корня

-р о с- /- р а ст- /-р а щ-

- ск а к - /- ск о ч -

Пишется - а - перед - к -

Пишется – а -   перед ст, щ;

  - о - перед -с-

- о - перед - ч-

Р а ст и,   р о с ли,  вы р а щ ен

Ск а к ать,  вы ск о ч ить

Исключения:

отр а сль, р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик

Исключения:

ск а чок, ск а чу, ск а чи

Далее

Назад в содержание

2

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от наличия суффикса - а - Пишется – а -, если после корня стоит суффикс – а - , если нет - - о - -л о ж-/-л а г- -к о с-/-к а с- При л а г ать, К а с аться, из л о ж ение   к о с нуться Исключение: полог Далее Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от наличия суффикса - а -

Пишется – а -, если после корня стоит суффикс – а - , если нет - - о -

-л о ж-/-л а г-

-к о с-/-к а с-

При л а г ать,

К а с аться,

из л о ж ение

  к о с нуться

Исключение:

полог

Далее

Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от наличия суффикса - а - Пишется – и -, если после корня стоит суффикс – а - , если нет - - е - -б и р-/-б е р- -п и р- /- п е р- -бл и ст-/-бл е ст- -д и р-/-д е р- -ж и г-/-ж е чь- -м и р-/-м е р- -ст и л-/-ст е л- -т и р-/-т е р- -ч и т-/-ч е т- Со б и р а ть, со б е р у; За п и р а ть, за п е р еть; Бл и ст а ть,  бл е ст еть; Раз д и р а ть, раз д е р у; С ж и г а ть, с ж е чь ; У м и р а ть, у м е р еть; Рас ст и л а ть, рас ст е л ить; С т и р а ть,  ст е р еть; Вы ч и т а ть,  ч е т ность Исключения: соч е тать, соч е тание Далее Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от наличия суффикса - а -

Пишется – и -, если после корня стоит суффикс – а - , если нет - - е -

-б и р-/-б е р-

-п и р- /- п е р-

-бл и ст-/-бл е ст-

-д и р-/-д е р-

-ж и г-/-ж е чь-

-м и р-/-м е р-

-ст и л-/-ст е л-

-т и р-/-т е р-

-ч и т-/-ч е т-

Со б и р а ть, со б е р у;

За п и р а ть, за п е р еть;

Бл и ст а ть,  бл е ст еть;

Раз д и р а ть, раз д е р у;

С ж и г а ть, с ж е чь ;

У м и р а ть, у м е р еть;

Рас ст и л а ть, рас ст е л ить;

С т и р а ть,  ст е р еть;

Вы ч и т а ть,  ч е т ность

Исключения: соч е тать, соч е тание

Далее

Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от наличия суффикса - а - Пишется –н и м-, -н и н- при наличии суффикса – а - Обн и м а ть, обн я ть; Нач и н а ть, нач а ть. Далее Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от наличия суффикса - а -

Пишется –н и м-, -н и н- при наличии суффикса – а -

Обн и м а ть, обн я ть;

Нач и н а ть, нач а ть.

Далее

Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от ударения в слове Пишется - о - без ударения, под ударением – то, что слышится. -кл о н- / - кл а н- -тв о р- /- тв а р- -г о р-/-г а р- За г а р , за г о р елый Тв а р ь,  тв о р чество  тв о р ить. По кл о н ,   кл а н яться, по кл о н иться Исключение: утв а рь Исключения: изг а рь, выг а рки , приг а рь Далее Назад в содержание 2

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от ударения в слове

Пишется - о - без ударения, под ударением – то, что слышится.

-кл о н- / - кл а н-

-тв о р- /- тв а р-

-г о р-/-г а р-

За г а р ,

за г о р елый

Тв а р ь,  тв о р чество  тв о р ить.

По кл о н ,

  кл а н яться,

по кл о н иться

Исключение: утв а рь

Исключения:

изг а рь,

выг а рки ,

приг а рь

Далее

Назад в содержание

2

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от ударения в слове Пишется - а - без ударения, под ударением – то, что слышится -з о р-/-з а р- -пл о в-/-пл а в- Пл а в ать, по пл а в ок О з а р ить,  з о р и.  З а р ево. Исключения: пл о в ец, пл о в чиха.  пл ы в ун. Исключения: з о р евать, з о р янка Далее Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от ударения в слове

Пишется - а - без ударения, под ударением – то, что слышится

-з о р-/-з а р-

-пл о в-/-пл а в-

Пл а в ать, по пл а в ок

О з а р ить,  з о р и. 

З а р ево.

Исключения:

пл о в ец, пл о в чиха. 

пл ы в ун.

Исключения:

з о р евать, з о р янка

Далее

Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от лексического значения слова РАЗЛИЧАЙ -м а к- -м о к- «погружать в жидкость» «пропускать, впитывать жидкость». М а к ать в сметану, Про м о к нуть под дождем . Далее Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от лексического значения слова

РАЗЛИЧАЙ

-м а к-

-м о к-

«погружать в жидкость»

«пропускать, впитывать жидкость».

М а к ать в сметану,

Про м о к нуть под дождем

.

Далее

Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от лексического значения слова РАЗЛИЧАЙ -р а вн- -р о вн- «равный, одинаковый» «прямой, гладкий, ровный» С р а вн ить с образцом, у р о в ень воды. Исключения: р а внина, р а внение, р а вняйсь Далее Назад в содержание

Чередующиеся гласные, правописание которых зависит от лексического значения слова

РАЗЛИЧАЙ

-р а вн-

-р о вн-

«равный, одинаковый»

«прямой, гладкий, ровный»

С р а вн ить с образцом,

у р о в ень воды.

Исключения: р а внина, р а внение, р а вняйсь

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! МОЛОДЕЦ! 1. В какой группе слов указаны все слова с чередующейся гласной в корне? а) загорелся вытирать приложил растущих б) наклонился, неизмеримо, скакал, прикосновение Далее Назад в содержание

Проверь себя!

МОЛОДЕЦ!

1. В какой группе слов указаны все слова с чередующейся гласной в корне?

а) загорелся

вытирать

приложил

растущих

б) наклонился,

неизмеримо,

скакал,

прикосновение

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 2. Укажите слово с чередующейся гласной: а) сдержать б) гористый МОЛОДЕЦ! в) склонила Далее Назад в содержание

Проверь себя!

2. Укажите слово с чередующейся гласной:

а) сдержать

б) гористый

МОЛОДЕЦ!

в) склонила

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 3. Укажите лишнее слово: а) б…рут б) зам…реть МОЛОДЕЦ! в) отд…рать г) зап…реть Далее Назад в содержание

Проверь себя!

3. Укажите лишнее слово:

а) б…рут

б) зам…реть

МОЛОДЕЦ!

в) отд…рать

г) зап…реть

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 4. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?   а) ст…лить   в) соч…тание МОЛОДЕЦ!   г) сд…ру б) заж…гал Далее Назад в содержание

Проверь себя!

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

 

а) ст…лить

  в) соч…тание

МОЛОДЕЦ!

  г) сд…ру

б) заж…гал

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 5) Укажите группу слов-исключений:   МОЛОДЕЦ! а) р…сток б) соч…тание выг…рки р…внина прик…саться ск…чок в) приг…рь г) прил…гать выр..щу з…ря утв…рь пл…вец Далее Назад в содержание

Проверь себя!

5) Укажите группу слов-исключений:

 

МОЛОДЕЦ!

а) р…сток

б) соч…тание

выг…рки

р…внина

прик…саться

ск…чок

в) приг…рь

г) прил…гать

выр..щу

з…ря

утв…рь

пл…вец

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! МОЛОДЕЦ! 6. Укажите неверное утверждение:   а) в корнях –зар-/-зор- в безударном положении пишется буква о б) ) в корнях –зар-/-зор- в безударном положении пишется буква а Далее Назад в содержание

Проверь себя!

МОЛОДЕЦ!

6. Укажите неверное утверждение:

 

а) в корнях –зар-/-зор- в безударном положении пишется буква о

б) ) в корнях –зар-/-зор- в безударном положении пишется буква а

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву о:   МОЛОДЕЦ! а) Р…стислав б) р…сточек изл…гать скл…нить отр…слевой к…саться г) заг…реть в) р…стовщик водор…сли ск…кать изл…жение выл…жить Далее Назад в содержание

Проверь себя!

7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву о:

 

МОЛОДЕЦ!

а) Р…стислав

б) р…сточек

изл…гать

скл…нить

отр…слевой

к…саться

г) заг…реть

в) р…стовщик

водор…сли

ск…кать

изл…жение

выл…жить

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 8. Укажите лишнее слово:   МОЛОДЕЦ!   а) покл…нение в) соск…чить б) сотв…рить г) пол…гать Далее Назад в содержание

Проверь себя!

8. Укажите лишнее слово:

 

МОЛОДЕЦ!

  а) покл…нение

в) соск…чить

б) сотв…рить

г) пол…гать

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 9. Укажите ряд слов, в которых есть чередующаяся гласная   МОЛОДЕЦ! в) к…сательная, а) р…стаял, зар…сти, к…са, перет…реть нап…рали   б) пол…г,   г) сл…гать, обск…кать, обмунд…рование, соч…тание выж…гание Далее Назад в содержание

Проверь себя!

9. Укажите ряд слов, в которых есть чередующаяся гласная

 

МОЛОДЕЦ!

в) к…сательная,

а) р…стаял,

зар…сти,

к…са,

перет…реть

нап…рали

  б) пол…г,

  г) сл…гать,

обск…кать,

обмунд…рование,

соч…тание

выж…гание

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 10. Буква е пишется:   МОЛОДЕЦ! а) выб…раю б) сд…рает в) зам…рать г) б…ру Далее Назад в содержание

Проверь себя!

10. Буква е пишется:

 

МОЛОДЕЦ!

а) выб…раю

б) сд…рает

в) зам…рать

г) б…ру

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 11. Укажите лишнее слово:     б) предлагать а) предложение МОЛОДЕЦ! г) положение в) логичный Далее Назад в содержание

Проверь себя!

11. Укажите лишнее слово:

 

  б) предлагать

а) предложение

МОЛОДЕЦ!

г) положение

в) логичный

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 12. Укажите ряд слов, в котором во всех словах на месте пропуска нужно писать букву и:   МОЛОДЕЦ! в) соч…нение, в…сеть, а) д…рется, нап…рали, словосоч…тание бл…стеть б) уд…вление, выч…тание, ож…релье г) зад…рать, раст…рать, отп…рать Далее Назад в содержание

Проверь себя!

12. Укажите ряд слов, в котором во всех словах на месте пропуска нужно писать букву и:

 

МОЛОДЕЦ!

в) соч…нение,

в…сеть,

а) д…рется,

нап…рали,

словосоч…тание

бл…стеть

б) уд…вление,

выч…тание,

ож…релье

г) зад…рать,

раст…рать,

отп…рать

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 13. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву а:   б) зап..х, препод…вател, а) з…ря, пол…г непром…каемый, к…заться МОЛОДЕЦ! в) насл…ждение, утр…мбовать, отр…сль   г) выр…стать, ярм…рка, к…бинет Далее Назад в содержание

Проверь себя!

13. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву а:

 

б) зап..х,

препод…вател,

а) з…ря,

пол…г

непром…каемый,

к…заться

МОЛОДЕЦ!

в) насл…ждение,

утр…мбовать,

отр…сль

  г) выр…стать,

ярм…рка,

к…бинет

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 14. В каком ряду во всех словах пишется буква о? а)р…скошный, в) р…стовщик, прик…сновение, ост…новка, сл…жение выр…сли МОЛОДЕЦ! г) ур…внение, иде…логия, погл…щать б) ук…ризна, дек…рация, прик…зать Далее Назад в содержание

Проверь себя!

14. В каком ряду во всех словах пишется буква о?

а)р…скошный,

в) р…стовщик, прик…сновение,

ост…новка,

сл…жение

выр…сли

МОЛОДЕЦ!

г) ур…внение,

иде…логия,

погл…щать

б) ук…ризна,

дек…рация,

прик…зать

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! 15. В каком ряду во всех словах пишется буква е ? б) р…ферат, комб…незон, выт…реть а) с…док, вин…грет, разб…русь МОЛОДЕЦ! в) сн…гирь, г) соб…ру, ед…ница, заст…лить, зам…реть д…ктант Далее Назад в содержание

Проверь себя!

15. В каком ряду во всех словах пишется буква е ?

б) р…ферат,

комб…незон,

выт…реть

а) с…док,

вин…грет,

разб…русь

МОЛОДЕЦ!

в) сн…гирь,

г) соб…ру,

ед…ница,

заст…лить,

зам…реть

д…ктант

Далее

Назад в содержание

Проверь себя! Если тебе удалось правильно ответить на 13-15 вопросов, ты молодец! Если верных ответов 10-12, необходимо повторить теоретический материал. Если правильно удалось ответить лишь 7-9 раз, требуется серьёзно заняться повторением! Назад в содержание

Проверь себя!

Если тебе удалось правильно ответить на 13-15

вопросов, ты молодец!

Если верных ответов 10-12, необходимо

повторить теоретический материал.

Если правильно удалось ответить лишь 7-9 раз,

требуется серьёзно заняться повторением!

Назад в содержание

Толковый словарик 1. Выгарки – остатки от сгорания, перегонки, перетопки чего-нибудь. 2. Зоревать -встречать рассвет, не ложиться спать до рассвета. 3. Зорянка  — птица. 4. Изгарь -что-либо горелое, гарь. 5. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый полог. Полог тумана (перен.) 6. Плывун – илистый, песчаный или суглинистый слой подпочвы, обильный водой. Подвижный от воды грунт. Зыбучие плывуны. 7. Ростовщик – человек, который дает деньги в долг под большие проценты. Назад в содержание 2

Толковый словарик

1. Выгарки – остатки от сгорания, перегонки, перетопки чего-нибудь.

2. Зоревать -встречать рассвет, не ложиться спать до рассвета.

3. Зорянка  — птица.

4. Изгарь -что-либо горелое, гарь.

5. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый полог. Полог тумана (перен.)

6. Плывун – илистый, песчаный или суглинистый слой подпочвы, обильный водой. Подвижный от воды грунт. Зыбучие плывуны.

7. Ростовщик – человек, который дает деньги в долг под большие проценты.

Назад в содержание

2

Источники информации Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ // www.gramota.ru / Ожегов С. И.,  Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. // ozhegov-shvedova.ru Поникарова Л. А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. с. 190 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. 368 с. Назад в содержание

Источники информации

  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ // www.gramota.ru /
  • Ожегов С. И.,  Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. // ozhegov-shvedova.ru
  • Поникарова Л. А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. с. 190
  • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. 368 с.

Назад в содержание

kopilkaurokov.ru

"Чередующиеся гласные в корне слова" проверочный тест по русскому языку (8 класс)

ТЕСТ

Чередующиеся гласные в корне слова

1 вариант

1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) сохранился, задрожал

2) залив, заметка

3) движение, обращение

4) запереть, озарение

2. Найдите лишнее слово.

1) окрасить

2) отрастить

3) замереть

4) собирать

3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) вспомнить

2) касание

3) броситься

4) откликнуться

4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) перег..родка

2) заг..родный

3) заг..рать

4) г..рный

5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) к..сить

2) к..стный

3) прик..сновение

4) к..силка

6. В каком слове пишется буква А?

1) отр..сль

2) подр..сли

3) к..снуться

4) разг..реться

7. В каком слове пишется буква И?

1) расст..лить

2) зат..реть

3) отп..реть

4) разб..рать

8. В каком слове пишется буква О?

1) з..рница

2) г..рящий

3) прик..саться

4) оз..рение

9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.)

10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)

11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Тогда моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.)

12. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса, стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на которую оканчивается корень;

4) от проверочного слова

ТЕСТ

Чередующиеся гласные в корне слова

2 вариант

1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) загораживать, носились

2) выращивать, собирать

3) перемигивались, испекутся

4) пробивался, удивиться

2. Найдите лишнее слово.

1) зарастать

2) приложение

3) постелить

4) умножение

3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) тянулись

2) остановиться

3) затирать

4) прибрежные

4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) г..рсточка

2) подг..ревший

3) г..ревать

4) предг..рье

5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) к..смический

2) к..солапый

3) прик..снуться

4) к..стрище

6. В каком слове пишется буква А?

1) г..рение

2) р..сток

3) пор..сль

4) к..сание

7. В каком слове пишется буква И?

1) раст..рание

2) ст..литься

3) зам..реть

4) отт..реть

8. В каком слове пишется буква О?

1) к..сательная

2) оз..рять

3) перег..реть

4) соприк..саться

9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Над замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звёзды. (В.Г.Короленко.)

10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Когда же она заметила меня, в её глазах блеснула живая искорка. (В.Г.Короленко.)

11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

infourok.ru

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Стр 1 из 18Следующая ⇒

Очень часто пишущий путает слова с чередованием в корнях с созвучными корнями и проверяет их, подбирая проверочное слово. Поэтому, прежде чем написать слово, необходимо вначале определить смысл этих корней.

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

 

Корни с чередованием Чем проверяем Что пишем в корне Примеры Исключения
-бер- -бир- -мер- -мир- -пер- -пир- -стел- -стил- -чет- -чит- -тер- -тир-     наличием или отсутствием суффикса есть суффикс – а –   И   нет суффикса   Е убирâть – уберу запирâть- запереть умирâть – умереть вытирâть- вытереть вычитâть – вычесть застилâть - застелить     сочетâть
-гар- -гор- -твар- -твор- -клан- -клон-   ударением безударное положение   О горéние загорáть наклоняться творéние   выгарки утварь
-лаг- -лож- -кас- -кос- наличием или отсутствием суффикса есть суффикс ▼ А предлагâть предложить касâться коснуться   полог
  -зар- -зор-   ударением безударное положение ▼ А заря зарнúца зорянка зоревать
-раст- -рос- -ращ- наличием ст / щ есть ст / щ ▼ А вырастить выращенный повзрослеть   росток Ростов ростовщик отрасль Ростислав
-плав- -плов- запомнить А на плаву выплавлять пловец пловчиха

 

Упражнение 8.Найдите слова с чередующимися гласными, объясните их написание.

1. Солнце склонялось к закату, везде в саду покой, сонная лень, всё пахуче, истомлено, смолкли разморенные за день птицы, протянулись тени на траве под яблонями. (Б.) 2. На листьях, на стеблях трав ещё блестит роса. (М.Г.) 3. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза. (Чех.) 4. Поплавок неподвижно лежал на поверхности воды. 5. Некоторые морские водоросли употребляются в пищу. 6. Под самым окном, наклоняясь над водой, росла развесистая берёза. (Ак.) 7. В этой заглохшей мгле распускался веером папоротник, носился крепкий запах зари. (Гр.) 8. Бор на противоположном берегу реки, ещё час назад освещённый майским солнцем, помутнел, размазался и растворился. (Буг.)

Упражнение 9.Вставьте пропущенные буквы, составьте с каждым словом словосочетание.

З_ря, оз_рило, к_сательная, к_снуться, накл_няться, предпол_гать, изл_жение, сл_гаемое, вым_кнуть, пром_кать, выр_внять, пл_вучесть, подск_чить, натв_рить, р_стение, уг_реть, разг_раться, выт_рать, выж_гать, расст_лить, бл_стать, сн_мать, словосоч_тание, ср_вняться, выр_щенный.

Упражнение 10.Распределите слова по группам: 1) слова с чередующимися гласными, 2) слова с проверяемыми гласными в корне, 3) слова с непроверяемыми гласными в корне.

Горнист, горбушка, горелка, загорелый, гористый, предположение, ложноножка, отложной, запираться, перочинный, пирожное, перина, замирать, примирять (ребят), вытерпеть, вытереть, застелить, стеллаж, озарённый, озорной, вымочить, макулатура, равнина, равномерный, родство, горевать, взволнованный.

Тесты

1. Буква а пишется в словах:

а) благораспол_жение изл_гать

н_стальгия предпол_жение

дисл_кация к_сматый

м_кать (перо) г_рнист

б) прил_жение оз_рение

накл_няться прик_сновение

скл_нение заг_рать

спл_влять з_ря

в) выр_сти заск_чить

возр_ст скл_нение

р_внозначный вым_кнуть

пор_вняться р_сточек

Упражнение 11. Вставьте пропущенные буквы.

1. Я пол_жу в твои родные руки все сказки мира, все его науки. (См.) 2. Любви все возр_сты покорны. (П.) 3. Над чёрною далью безлюдной р_внины клубится прозрачный туман. (Ник.) 4. Да отсюда хоть три года ск_чи, ни до какого государства не доедешь. (Гриб.) 5. Вся комната янтарным блеском оз_рена. (П.) 6. Земля живая зеленела, всё в рост гнала, чему р_сти. (Тв.) 7. Лучше всего уехать из города на ночь, и если подняться с з_рёю, то как раз услышишь, как совершается майское колдовство. (Песк.) 8. Белка забавно ск_чет по веткам, зам_рает, накл_няет голову вниз и – прыг, зарывается в снег. (Песк.) 9. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, уб_рать за собой. Всё, что можно сжечь, мы в последнюю минуту сж_гали. (Г.)

Упражнение 12. Напишите небольшой рассказ на тему: ”В походе”, используя слова:

располагаться, собираться, выбирать, вынимать, зажигать, вытирать, загорать, блистать, заблестеть, предположить, расстилать, равнина, убирать.

Упражнение 13.Перепишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, устно объясните правописание слов.

Ямщик поск_кал но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело поднималась р_сла и постепе_о обл_гала небо. Пош_л мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение тёмное небо см_шалось со снежным морем. Ну барин закричал ямщик беда буран!... Я выгл_нул из к_битки всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой св_репой выр_зительностью что к_зался одушевлё_ым снег засыпал меня и Савельича лошади шли шагом и скоро стали. Что же ты (не) ед_шь спросил я ямщика с (не) т_рпением. Да что ехать? Отвечал он сл_зая с облучка (не) весть и так куда заехали дороги нет и мгла кругом. Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. И охота было (не) слушаться говорил он сердито в_р_тился бы на п_ст_ялый двор накушался бы чаю поч_вал бы себе до утра буря утихла отправились бы далее. И куда сп_шим? Добро бы на свадьбу! Савельич был прав. Лошади стояли понуря голову и (из) редка вздрагивая. Савельич в_рчал и гл_дел во все стороны надеясь увидеть хоть признак жилья или дороги но (ни) чего (не) мог различить кроме мутного кружения метели… Вдруг увидел я что (то) ч_рное. Эй ямщик закричал я смотри что там такое чернеется? Ямщик стал всматриваться. А бог знает барин сказал он садясь на своё место воз не (воз) дерево (не) дерево а кажется что (то) ш_вел_тся. Должно быть волк или человек. Я пр_казал ехать на (не) знакомый предмет который (тот) час и стал подвигаться нам (на) встречу. Через две минуты мы пор_внялись с человеком.

(По А.С. Пушкину)

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также