Обобщающий урок "Гласные в корнях с чередованием"; 6 класс. Чередование корней упражнения 6 класс


Тест по русскому языку "Корни с чередованием" , 6 класс

Тест «Правописание корней с чередованием»

1) Укажите неверное утверждение:

А) При написании слов с чередующейся гласной в корне нужно подобрать проверочное слово.

Б) Росток, отрасль – слова-исключения.

В) В корне -ЛАГ— -ЛОЖ- в безударном положении перед Ж пишется О, перед Г – А.

Г) В корне -РАСТ(-РАЩ-) – -РОС- безударная А пишется перед СТ.

2) В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит:

А) от суффикса, стоящего после корня;

Б) от ударения;

В) от согласной, на которую оканчивается корень;

Г) от проверочного слова

3) Укажите слова, в которых написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения:

А) прикасаться Б) прикоснуться В) пригореть Г) заря

4) Укажите вариант ответа, где на месте пропуска пишется А:

А) З.рница Б) Г.релый В) Р.стислав Г) Выр.щенный

5) В каком слове пропущена буква Е:

А) приб...рать в комнате Б) расст...лать кровать В) заж...гать костер Г) забл...стел на солнце

6) В каком слове пропущена буква А:

А) провели к...сательную Б) зар...сли тростника

В) р...стки картофеля Г) зеленые водор...сли

7) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А) Прил.жение, предпол.жить, сл.гаемое

Б) Пол.жить, ул.жить, изл.жение

В) Прил.гательное, сл.жение, предпол.жение

Г) Подл.жить, изл.гать, сл.жить

8) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А) Р.сток, прор.сти, р.стовщик

Б) Выр.сли, водор.сли,отр.сль

В) Прир.щение, выр.сти, выр.щенный

Г) Р.стов, пор.сль, нар.стание

9) В каком ряду во всех словах пропущена буква О:

А) З...ря, сл...жение, подр...сли

Б) К...саться, р...стовщик, пор...сль

В) Предл...жение, р...стовский, выг...реть

Г) З...ревать, предл...гать, р...стение

10) В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

А)  выр..сший, неприк..сновенный, зап..сной

Б) пор..сль, откл..нение, предл..жение

В) обг..рел, под..рить, оз..ренный

Г) предпол..гать, р..сточек, упл..тнение

11) Укажите ряд слов с чередующимися гласными.

А) П..рила, переж…вания, уг…реть

Б) З…рница, расст..лать, исп…лнение

В) Изл…гать, прик…сновение, разр…статься

Г) Выч…слить, накл…ниться, р…скошный

12) В каком ряду буква О пишется во всех словах?

А) Оз_рение, з_ря, местопол_жение.

Б) Соприк_сновение, предл_жить, р…стовщик.

В) Безотл_гательный, Р..стов, уг..реть.

Г) Подг..реть, р_сток, прик..саться.

13) Выбери строчку, в которой во всех словах орфограмма «Чередующиеся гласные в корнях»

А) Мирный, росток, растирать.

Б) Расстилать, вымирать, разгораться.

В) Очаровательный, полоскать, обежать.

Г) Водоросли, замереть, достижения

14) Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне:

Ещё спят в своих теплых норах и берлогах барсуки и медведи. Но в ясные мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают в берлогах родившиеся зимою медвежата.

15) Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой от наличия /отсутствия суффикса –А-:

Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер.

16) Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне:

И вот, выбившись из сил, а может быть затем, чтобы освободить когти и задать трёпку сороке, сова выпустила из лап мышь. Полёвка камнем полетела вниз. И тотчас, задрав хвост и сложив крылья, за уроненной добычей помчалась сорока, быстро нагнала ее, ловко подхватила на лету и скрылась в кустах.

17) Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса –А-:

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно пробирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

18) Из предложений выпиши все слова с орфограммой «Чередование гласных в корнях слов»

( за каждое правильное слово 1 балл)

Под золотом зари берёзовый лесок. Деревья стоят все белые, без блеску, как только что выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца. А солнце на небе загоралось весёлым насмешливым огнём.

infourok.ru

Чередующиеся корни. 6 класс - Русский язык - Каталог статей

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Повторение пройденного материала.

1) Беседа.

-   Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- - -лож- и -раст- --рос-"?

-   В чем заключается загадочность этих корней?

-   Какие еще корни с чередованием вам известны?

-  Найдите в предложении речевую ошибку.Германия располагала на скорую и легкую победу.

-   Выпишите слово распол..гала. Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.

-   Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.

2) Работа со схемой.

Учитель обращает внимание учащихся на схему (которая может служить наглядным пособием на всех последующих уроках).

От чего зависит написание гласной?

От ударения

От согласной

От суффикса

От значения

Падает ударение?

Есть с/и, и/?

Есть суффикс а?

Имеет значение

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Ровный, гладкий

Одина-ковый, равный

Пиши:

Пиши:

Пиши:

Пиши:

Пиши:

Пиши:

-ровн-

-равн-

-гар-

-клан-

-твар-

-зор-

-гор-

-клон-

-твор-

-зар-

-раст-

-ращ-

-рос-

-лаг-, -кас-

-бир-, -дир-

-блист-,

-тир-, -пир-

-мир-, -стил-

-лож-, -кос-

-бер-, -дер-

-блест-

-тер-, -пер-

-мер-, -стел-

 

 

Исключение:

Исключение:

 

Исключение:

утварь, выгарки, зоревать

Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль

ровесник, уровень, равнина, равняись, равнение

 

 

становится влажным

опускать в жидкость

Пиши: -мок-

Пиши: -мак-

-   Рассмотрите условия выбора гласной в чередующихся корнях. С четвертым столбиком мы будем работать в старших классах.

-   Рассмотрите второй столбик. Как согласные на конце корня влияют на выбор О или А? Назовите исключения.

3) Веселый диктант.

Долго росло растение, выращенное ростовщиком из Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пророс выше, пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли.

-  Проверьте себя, используя схему.

3. Объяснение нового материала.

-   Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним загадочным корнем -кос- -кас-.

-   Найдите его в схеме и определите, от чего зависит его написание. Сформулируйте правило, сравните его с правилом в учебнике (на с. 61).

 

4.   Упражнения 137, 39.

5.   Итог урока.

- Назовите известные вам корни с чередующейся гласной, вы­бор которой зависит от суффикса -а-.

 

Домашнее задание: упражнение 138; придумать «запоминал-ку» о корне -кос- -кас- (по желанию).

 

 

awa.ucoz.ru

Открытый урок 6 класс по теме "Чередование гласных в корне"

kopilkaurokov.ru

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться и говорить— Доброе утро! Солнце и птицы!— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Приём «Поздоровайся локтями»

Учитель предлагает ученикам выбрать ленточку определённого цвета, тем самым деля обучающихся на 3 группы: синюю, зелёную, желтую

- Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу.

Стоят, образуя полукруг

Приветствие обучающихся.

Здороваются локтями

Выбирают ленточки, повязывают их и рассаживаются за столы.

Определяют координатора группы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа с текстом (слайд )

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Просит ученика прочитать текст вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме

-Как надо прожить жизнь.

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5. Подготовка к обобщению понятий, правил

«Мозговой штурм»

Обобщение понятий и правил темы

Создание проекта

- Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием?

Предложите план нашей работы на уроке.

Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

– От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

«Восстанови таблицу»

Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: синяя группа - от ударения, зеленая – от последующей буквы, желтая – от суффикса А)

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

1. От ударения;

1. -кас-, -кос;

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

2. От последующей буквы;

3. -зар-, -зор-;

4. -бер-, -бир- и др.

3. От наличия суффикса А после корня.

5. -лаг-, -лож-;

6. -гар-, -гор-;

Проверка с доски

Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни: один учащийся приводит примеры, подтверждающие правило, второй – исключения из правила, третий должен обобщить всю информацию и выступить перед классом, четвертый ученик – анализирует (исправляет, дополняет) ответ другой группы ( 1 группа анализирует ответ 2, 2 – 3,3-1)

Работа по карточкам (карточки с заданием у каждого ученика) (см.приложение)

  1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень, вставьте пропущенные буквы.

  2. Определите, являются ли эти слова однокоренными, вспомните лексическое значение корней с чередованием.

  3. Найдите “четвертое лишнее”, обведите нужную букву.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните те слова, для объяснения правописания которых можно применить одно правило: (слайд )

  1. Расст.лался, ум.раю, заг.раю, к.саюсь;

  2. Подг.реть, з.ря, зам.реть, уг.реть;

  3. Предл.жение, р.стение, зар.сли, к.сание.

На интерактивной доске появляется таблица.

– Посмотрите на таблицу, подумайте, что объединяет все эти орфограммы? Как мы должны ее озаглавить?

– Что мы должны записать в правом окне?

Учитель предлагает детям открыть справочники, в которых есть такая же таблица, частично заполненная на предыдущих уроках. Учащиеся должны самостоятельно заполнить (или дописать недостающие сведения) рамки под номерами 1, 4-12.

Каждой группе учитель предлагает создать свой проект по выбранной группе корней с чередованием:

  1. Сочинить лингвистическую сказку (желтая группа)

  2. Придумать текст на тему «Люблю тебя, мой край родной!», используя слова с данной орфограммой (зеленая группа)

  3. Сочинить синквейн о корнях с чередованием

(синяя группа)

Составляют план действий, озвучивают примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием.

3. Проверить устойчивость навыка

Ученики перечисляют группы корней.

Их нельзя проверить ударением

Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения

Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу

Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп

Выполняют задание, данное учителем

Ученики самостоятельно выполняют задание, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.

Взаимопроверка в парах (слайд )

-Правописание гласных в корне слова

-Чередующиеся гласные в корне слова

Дети работают в парах

Самопроверка с доски

Создают проекты

Защищают свои проекты

Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником

Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)

Задает вопросы:

-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

Обобщающий урок "Гласные в корнях с чередованием"; 6 класс - К уроку - Русский язык и литература

Обобщающий урок "Гласные в корнях с чередованием"; 6 класс

Обобщающий урок в 6 классе призван вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по теме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности; создать условия для успешного повторения изученного материала, положительного эмоционального настроя учащихся на работу. 

В уроке применяются различные методы:беседа, сравнение, выполнение упражнения, работа с таблицей, эвристическая беседа, работа по карточкам.

Большой интерес вызывает немой диктант, анимированная презентация, аудиосопровождение.

Материал подойдет для тех педагогов, кто ищет нестандартный подход в обобщении ЗУНов учащихся по данной теме.

Цели:

  • для учителя: вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по теме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности; создать условия для успешного повторения изученного материала, положительного эмоционального настроя учащихся на работу;
  • для учащихся: знать условия выбора орфограммы в корнях с чередующимися гласными; уметь объяснять их правописание; подбирать примеры с изученными чередующимися гласными а – о, е – и в корнях слов, уметь перерабатывать и структурировать материал, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, осуществлять самоконтроль.

Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, проблемно-поисковый, практический.

Приёмы: беседа, сравнение, выполнение упражнения, работа с таблицей, эвристическая беседа, работа по карточкам.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, проверочная работа.

Ход урока:

  • -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас сегодня с вами, как вы видите, не совсем обычный урок. Давайте определим свое настроение, настрой на работу. (Отличное, хорошее, не совсем готовы). А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к уроку. Надеюсь, что мы сегодня на уроке хорошо поработаем. Но сначала  запишите число, классная работа

Слайд 2

(Дата, кл.работа) Оставим место для темы.

Слайд 3 На слайде текст:

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Учитель просит одного из учеников прочитать текст вслух. Затем учащимся предлагается определить основную мысль текста и объяснить, что хотел сказать автор? (Как надо жизнь прожить.)

  • – Чему учит нас этот текст? (Один из учеников высказывает свое предположение, приводя аргументы).
  • – Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия чтобы, получить знания и применить их на практике.

Учитель обращает внимание детей на пропущенные в тексте орфограммы:

  • – На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Назовите устно пропущенные буквы.
  • – Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. (Тема урока появляется на слайде 4)
  • - Изучали ли  вы эту орфограмму раньше? (Изучали в 5 классе.)
  • - Что осталось вам непонятным?

-Итак, давайте разберемся. Вместе решим эту проблему и изведаем секреты русской орфографии.

Таких корней в рус языке много и распределяются они по нескольким группам.Первая группа связана с ударением. Далее  см. приложение 1.

Слайд 5 Перед вами корни гор-гар, только не путайте их со словами горка или горевать. Слова с такими корнями имеют отношение к огню, освещению.   И корни зар-зор.Давайте подумаем, когда мы пишем о, а когда а?

Правило звучит так: в корнях гор-гар под ударением пишется А, без ударения пишется О. зар-зор тоже подчиняются ударению, но наоборот: под ударение О, без ударения А.

Вот я подготовила примеры, посмотрите на букву О. Она будто загорелась и кричит ООооо. А вот в слове нагар под ударением а.

С корнями зар-зор тоже есть пример, связанный с солнышком.Пример: зОрька-заря́

Следующий корень очень хитрый, это корень клон-клан. А что в нем особенного?

Слайд 6 Взгляните на слова и скажите, почему в них написаны эти буквы? Действительно,  под ударением мы напишем и О, и А, а без ударения только О. Прослушаем 2 строчки из знаменитой песни.

Звучит песня Слайд 7 +_Песня

(http://xmusic.me/q/l_698rXtFaLAltiE2JKPsvKC31C23ajdpeGnxbbXi8OftW2Z5uHEuIWU8Jblp-FVpdG45-fBmOC79rn0/)

 В этой песне встретилось слово склоняясь,(показ листа) с безударным корнем клон, ударение на я.

Слайд 8 упражнение

А теперь выполним упражнение, посмотрите на слайд. Вам нужно подумать, расставить ударения и вставить пропущенные буквы.

Слайд 9 Внимание на доску

Чтобы правильно написать слова со следующими корнями необходимо посмотреть, что с чем дружит. Слова такие: прикоснуться, изложить и др. Сформулируйте правило по эти словам. Буква а дружит с другой а, она, посмотрите, веселая, улыбающаяся. Буква о наоборот грустная, аж позеленела от одиночества. Задание 1 Запишите. К доске ….( примеры по усмотрению учителя)

А вот следующее правило поможет нам запомнить другая дружная парочка Илья и Анечка. Какие же это корни? Слова на доске. Ответ детей. Скажите, почему мы пишем е или и? Видите, если анечка пришла, то и Илюша появился, а нет ее, то приходит буква е.

Внимание: Чем работает буква а? буква а здесь работает суффиксом.

Слайд 10 с видео «Немой диктант» вырезанный фрагмент из видео»

(http://www.youtube.com/watch?t=295&v=IQgiPHyjKUo) минуты 4:40

Запишите

Попробуем с вами теперь написать коротенький «немой диктант». Что это такое? Я молчу, вы смотрите видеоролик с четырьмя действиями и отвечаете на вопрос «что она делает?», запишите получившиеся 4 глагола.

Проверим. Молодцы

Слайд 11 Внимание на доску.остальные правила

Самое простое правило, где почти не делают ошибок, это чередование в корнях, связанных с ростом, какие это корни? раст-ращ, рос. А кто знает это правило? А зависит гласная в корне от последующей согласной,  есть ст или щ, значит пишем а, нет-пишем о.

Запомнили, теперь запомните слова исключения.И их производные однокоренные.

Задание 2 Запишите К доске…(примеры на выбор учителя)

Следующая группа – это корни похожие, но разные по лексическому значению

Корень равн-ровн, как вы думаете, что означает корень –равн-?    Равн означает одинаковый по форме, размеру, значению

Математическое умножение, как нельзя кстати, проиллюстрирует нам отличный пример.

Еще, как я уже сказала,  корень –равн- обозначает сходство по размеру.

Вот мальчик и девочка, что одинаковое у них? Верно-рост.  Сравните их рост, в слове корень равн.

Запомните, есть еще слова со значением другого корня, но тем не менее пишутся через а-равняйсь и равнина.

Разберемся со вторым корнем ровн

Вот улица, а вдоль ее идут дома, они стоят как? ровненько. их выровняли по дорожке. корень ровн.

Устали, но остался еще один корень, это мок и мак. С ними все просто. Что означает корень мак? Да, Мак, значит опустить что-то во что-то - обмакнуть кисть в краску. А мок? Мок – стать мокрым, впитать,  пропустить жидкость.

Задание 3 Запишите К доске…

  • Есть еще очень много корней с чередованием. У вас на партах мини-таблицы, чтобы вы смогли более полно изучить эту тему, привести свои примеры.

Слайд 12 таблица

  • -Теперь, ребята, посмотрим, что удалось усвоить за урок. Проведем небольшую самостоятельную работу по карточкам. У вас уже лежат карточки, расположенные по варантам. Вставьте пропущенные буквы.
  • -Приступайте, у вас 3-5 минут. Время пошло.
  • Кто сделал, можете взять еще карточку 1 или 2

Слайд 13 Подведем итоги Вопросы

Рефлексия, итог урока.

  • -Что мы делали на уроке? Какую тему изучали?
  • Как мы это делали?
  • Зачем нам необходимо знать это правило, пригодится ли оно в жизни?
  • Можно ли обойтись без этой темы в школе?

Слайд 14 Домашнее задание : выучить таблицу, привести свои примеры на каждое из правил. Сделать карточку для соседа.

Слайд 15 Спасибо за внимание! До новых встреч!

Полный текст материала Обобщающий урок "Гласные в корнях с чередованием"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Урок по русскому языку в 6 классе "Корни с чередованием"

multiurok.ru

III. Деятельностный. Работа по теме урока.

  1. Словарный диктант.

2. «Волшебный ларец»

3. Университет

4. Проспект фразеологизмов

(работа в группах)

5. Парк «Ошибочный»

- Сегодня у нас не обычный урок , а урок-путешествие. На острове Орфография есть город Кореньград – столица этого острова. Сегодня мы отправимся в путешествие в этот город. У каждого из вас есть маршрутный лист, в нем указаны задания, которые вам предстоит сегодня выполнить. (см. Приложение №1)

-Итак начнем наше путешествие? Вы готовы?

- Где же мы оказались? Это аллея , как вы думаете, что ожидает нас на этой аллее.

Это для вас не новость, дома вы готовились к словарному диктанту. Даже уже поставили себе прогнозирующую оценку. (см. оценочный лист в Приложении№2) Все поставили? Сейчас посмотрим, совпадет ли она с действительностью.

Словарный диктант:

Разгорается заря, касаться рукой, отрастить ростки, зоревать с удочкой, легкое прикосновение, блистают зори, излагать мысли, выращивать помидоры, загорелые дети, приложение прилагается.

- А теперь проверим.

- У кого оценка совпала?. У кого оказалась выше? Ниже?

- В ваших маршрутных листах есть графа «Планируемая домашняя работа», сделайте для себя пометки те ребята, у кого были ошибки и что нужно повторить.

- Пока мы с вами выполняли первое задание, на аллее появились ларцы, эти ларцы прислали нам растерянные корни города, которые потеряли свои гласные и просят нашей помощи. Наша задача собрать в ларцы слова с нужными буквами. Ларец с А и ларец с О. Слова все перепутались. Поможем? Работаем индивидуально.

Г..релка, соприк..саться, заг…р, разр…слись, оз…рять, к…снуться, кас..ние, отр…слевой, разг..реться, к..сательная, пог…релец, з…рянка, изл….гать, предл...жить.

- Наше путешествие продолжается, мы идем дальше. Представляете, ребята, в Кореньграде есть университет.

Ребята, а вы хотите поступить в университет? Чтобы удачно поступить нужно сдать экзамен, сначала в 9 классе - ОГЭ, затем в 11 ЕГЭ. Давайте потренируемся, ведь задания связанные с чередующимися корнями есть в тестах по ОГЭ и ЕГЭ.

Задания.

А. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (ОГЭ 9 класс)

1) насл..ждаться

2) препод..вать

3) возг..рание

4) б..гатырь

Б. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова? (ЕГЭ 11 класс)

1) к..снешься, возл..гать, к..жется

2) р..стение, д..машний, поб..лел

3) соб..раю, прик..сновение, сг..рел

4) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый

-Ребята, куда же мы пришли? Посмотрите, кто-то сел в калошу, кого-то ведут за нос, кто-то развесил уши между домами… Где мы?

- А как часто слова с орфограммой чередующиеся гласные в корне могут употребляться в составе фразеологизмов? Давайте это выясним, выполнив следующее задание. (см. Приложение №3)

-Чтобы выполнить задание на этой остановке необходимо объединиться в группы. Повернитесь друг к другу так, чтобы вам удобнее было работать. Необходимо сформировать четыре группы.

Проверка под контролем учителя

- А мы тем временем оказались в каком-то парке, посмотрите, какой-то мальчик что-то высматривает, как вы думаете, что?

-И мы сейчас с вами проверим вашу орфографическую зоркость и постараемся найти ошибки в словах.

Ваша задача найти слова с ошибками и записать их в исправленном виде.

Слова:

Загорелый, вырощенный, расположиться, вырасти, возгорание, косание, зорница, расток, предполагаемая встреча, коснуться друга, разгарались (дрова) .

Проверка по слайду

Выращенный, касание, зарница, росток (искл.), разгорались (дрова) .

- Молодцы! Орфографическая зоркость – очень хорошее умение, нужно ее развивать.

Дети знакомятся с маршрутными листами.

Размышляют, отвечают на вопрос, приходят к выводу, что аллея – словарное слово – значит, их ждет словарный диктант.

Пишут словарный диктант, проверяют.

Обмениваются тетрадями с соседом по парте, выполняют проверку по образцу, выставляют оценки друг другу. Анализ Самоанализ.

Работают с оценочными листами .

Выполняют задание, распределяют слова по колонкам, осуществляют самопроверку по образцу (со слайда), оценивают свою работу, если допущены ошибки вносят пометки в оценочный лист

Выполняют тестовые задания, оценивают свою деятельность, вносят пометки в оценочный лист

Отвечают на вопрос, высказывают предположения (что-то связанное с фразеологизмами)

Делятся на группы. Каждая группа получает карточку-задание (см. приложение), обсуждают, выполняют задания по группам, готовятся к выступлению.

Каждая группа выступает, дает толкование фразеологизмам, объясняет орфограммы.

Высказывают предположения. Узнав о том, как называется парк делают вывод, что мальчик высматривает ошибки

Читают слова, ищут слова с неправильным написанием, исправляют ошибки, записывают слова в тетрадь.

Проверяют выполненное задание по эталону. вносят пометки в оценочный лист

Осуществляют контроль и оценку.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности.

Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопрос.


Смотрите также