Урок по русскому языку для 7 класса: "Отрицательные частицы НЕ и НИ". Частицы не и ни упражнения 7 класс


Тест по теме "Правописание частиц 7 класс"

infourok.ru

Тест по теме «Частица»

1. Укажите неверное утверждение.

а) Частица — это служебная неизменяемая часть речи.

б) Частицы всегда пишутся раздельно.

в) Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, сомнение, уточнение.

2. Укажите выражение с отрицательной частицей.

а) Служить бы рад — прислуживаться тошно.

б) Только человек украшает жизнь.

в) Не ветер бушует над бором.

3. Укажите предложение с модальной частицей.

а) Закат давно угас.

б) За дождём не видно было ни моря, ни неба.

в) Пусть на всей планете радуются дети.

г) Как прекрасна земля!

4. Укажите случай написания частицы через дефис.

а) (Не)увидел

б) захотел(бы)

в) (пусть)сделал

г) принеси(ка)

5. Укажите случай неверного написания частицы.

а) Кое-где видны облачка.

б) Ты таки слово сдержал.

в) Едва ли удастся увидеться.

г) Взгляните-ка на эту вещь.

6. Укажите, когда не со словом пишется раздельно.

а) постигла (не)удача

б) (не)жалеет

в) (не)ряшливый

г) (не)кого

7. Укажите случай, когда не является частицей и пишется раздельно.

а) (Не)забудем героев

б) (не)ожиданный поворот

в) (ни)с чем

г) стоять (не)подвижно

8. Укажите частицу, которая может употребляться в побудительном предложении.

а) даже

б) только

в) пусть

г) бы

9. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни.

а) Час был ... слишком поздний.

б) Кто … посмотрит на эту работу, всякий залюбуется.

в) ... работа сушит, а забота.

г) Кто только … хотел купить этот сувенир!

10. Из каждой группы слов выпишите указательную частицу.

а) такой, так, вон, около, от;

б) все, вот, под, все, туда;

в) он, ни, это, где, да.

11. Укажите предложение, в котором выделенное слово является частицей.

а) Пускай дежурные вытрут доску.

б) Не пускай козла в огород.

в) Коля хочет яблок? Пускай его в сад!

г) Не пускай в своё сердце кого попало.

12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении формообразующих частиц.

а) Давайте напишем заметку в газету.

б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.

в) Только сейчас я понял причину неудачи.

г) Как бы мне хотелось бы увидеть это своими глазами!

Тест по теме «Частица»

1. Укажите неверное утверждение.

а) Частица — это служебная неизменяемая часть речи.

б) Частицы всегда пишутся раздельно.

в) Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, сомнение, уточнение.

2. Укажите выражение с отрицательной частицей.

а) Служить бы рад — прислуживаться тошно.

б) Только человек украшает жизнь.

в) Не ветер бушует над бором.

3. Укажите предложение с модальной частицей.

а) Закат давно угас.

б) За дождём не видно было ни моря, ни неба.

в) Пусть на всей планете радуются дети.

г) Как прекрасна земля!

4. Укажите случай написания частицы через дефис.

а) (Не)увидел

б) захотел(бы)

в) (пусть)сделал

г) принеси(ка)

5. Укажите случай неверного написания частицы.

а) Кое-где видны облачка.

б) Ты таки слово сдержал.

в) Едва ли удастся увидеться.

г) Взгляните-ка на эту вещь.

6. Укажите, когда не со словом пишется раздельно.

а) постигла (не)удача

б) (не)жалеет

в) (не)ряшливый

г) (не)кого

7. Укажите случай, когда не является частицей и пишется раздельно.

а) (Не)забудем героев

б) (не)ожиданный поворот

в) (ни)с чем

г) стоять (не)подвижно

8. Укажите частицу, которая может употребляться в побудительном предложении.

а) даже

б) только

в) пусть

г) бы

9. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни.

а) Час был ... слишком поздний.

б) Кто … посмотрит на эту работу, всякий залюбуется.

в) ... работа сушит, а забота.

г) Кто только … хотел купить этот сувенир!

10. Из каждой группы слов выпишите указательную частицу.

а) такой, так, вон, около, от;

б) все, вот, под, все, туда;

в) он, ни, это, где, да.

11. Укажите предложение, в котором выделенное слово является частицей.

а) Пускай дежурные вытрут доску.

б) Не пускай козла в огород.

в) Коля хочет яблок? Пускай его в сад!

г) Не пускай в своё сердце кого попало.

12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении формообразующих частиц.

а) Давайте напишем заметку в газету.

б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.

в) Только сейчас я понял причину неудачи.

г) Как бы мне хотелось бы увидеть это своими глазами!

Урок русскогоязыка в 7 классе "Правописание частиц НЕ и НИ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВСКАЯ ШКОЛА"

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Составила:

hello_html_72a8df6.jpgучитель русского языка

и литературы МБОУ

"Найдёновская школа"

Великая И.В.

с.Найдёновка,2016г

Конспект урока в 7 классе

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Цели урока: расширить знания учеников о правописании частиц  не и ни; отработать навык различия частиц не и ни; пока­зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ход урока

Ι. Организационный момент.

— Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,доброжелательное отношение друг к другу.Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

ΙΙ. Мотивация к изучению нового материала.

Слово учителя:

Начнём наш урок вот с такой необычной истории:

(Ученики разыгрывают сценку)

В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.

Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.

В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:

- НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие…

Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:

- Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!

Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:

- Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!

На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи?

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1.(Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.

1 вариант 2 вариант

не участвовал негодовать

не слышится шороха неряшливый

не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река

не правда, а ложь говорить неправду

не в чем сомневаться нечем удивить

не за что хвалить нечего хвалиться

ничуть не злой очень недобрый

вовсе не грустный совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя:

-Объясните значения устойчивых выражений:

ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.

- Какая частица пишется в данных выражениях?

- Ставится запятая в выражениях?

- Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях.(Дети приводят примеры)

- А сейчас выполните следующие задание:

на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н…)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.

3.Слово учителя:

Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни, тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при­дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб­ретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.

Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.

На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

-Какую особенность вы заметили в этих предложениях? ( первая частица не находится перед формами гла­гола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола). 

4.Фикульминутка.

5.Слово учителя:

- Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.

(продолжение сценки)

Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.

Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.

- Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?

- Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.

- НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, - сказал НЕВЗНАЧЙ.

- Она сказала, что она важнее, - сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.

- Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.

- Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .

- Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!

Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.

6.Слово учителя:

-Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.

Работа с карточками

А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неиз­веданному.)

В. Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

IV.Стадия рефлексии.

- Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

- А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

- Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V. Домашнее задание. Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»

infourok.ru

"Отрицательные частицы НЕ и НИ"

Урок русского языка в 7 классе

на тему

«Отрицательные частицы не и ни»

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ

Задачи:

  1. научить правильно употреблять частицы в речи;

  2. уметь делать выбор и аргументировать его;

3 уметь анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

4 формирование умения различать частиц НЕ и НИ

ХОД УРОКА

1.Послушайте стихотворение и определите о чем речь?

Как неожиданно и ярко,На влажной неба синевеВоздушная воздвиглась арка,В своем минутном торжестве!Один конец в леса вонзила,Другим за облака ушла –Она полнеба обхватила, И в высоте изнемогла

Что это?

Правильно, это радуга. Смотрим на экран, вот она перед нами. Кто знает, что символизирует радуга? Что означает ее появление? (Ответы детей.) Радуга – добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце, закончился дождь, значит, будет хороший урожай и хорошее настроение. Даже по–старославянски слово “радь” означало “веселый”, а некоторые считали “райский”.

А начнем мы с приятного – проверим ваше творчество: вы же дома сочиняли сказку……………

2.Проверка домашнего задания.

Давайте радовать друг друга. Вам надо было придумать и записать сказку о частицах, используя отрывок Ф. Кривина.

Жили три маленькие частицы :БЫ, ЛИ, ЖЕ. Хотя все они – служебные слова, но у каждого свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:

БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает.

Чтение 2-3 сказок

К какому разряду частиц они относятся?

Послушайте стихотворение

Выполнение задания

Найдите частицы, укажите разряд: (работа устная через мультимедиа)

  1. – Ты все подготовил?

- Еще бы! (утвердительная)

2) Смотрел ли ты этот фильм? (вопросительная)

3) Как хорошо! Что за прекрасный день сегодня! (восклицательная)

4) Круг – это квадрат без углов (частица)

Люблю я это животное (указательное местоимение)

5) Как это все в сборе: Иванов же еще не пришел (же=то, частица)

Вокруг шел дождь, под деревом же было сухо (же=но, союз)

6) На небе ни облачка (частица)

Не пойду сегодня гулять (частица)

Ни в доме, ни во дворе никого не было (союз – ни, частица – не)

А как различать написание НЕ и НИ

3. Определение темы урока.

НЕ и НИ у нас частицыНам их нужно уважать. И при этом не лениться, И ни часу не терять.

4. Объяснение нового материала – 10 минут.

Отрицательные частицы – это очень интересное явление русского языка. Одни лингвисты относят их к смысловым частицам, другие считают, что роль этих двух маленьких слов такова, что они должны быть выделены в отдельный разряд наряду со смысловыми и формообразующими частицами.

Наша задача познакомиться с правилами употребления в речи частицы не, запомнить их и выбирать в каждом примере нужную частицу.

1.Нечто отрицается или утверждается:

а) Кто не ел это, тот много потерял

б) Кто ни ел это, все были в восторге

(в предложении А речь идет о людях, которые НЕ ЕЛИ, то есть факт еды отрицается. В предложении Б речь о тех, кто как раз ел (иначе от чего бы эти люди были в восторге?), здесь отрицания нет)

2. Вне зависимости от смысла, утвердительного или отрицательного, пишется частица в простом восклицательном предложении: ТОЛЬКО НЕ!

Где он только не бывал!

3. Если в простом предложении встретились две таких частицы или больше, это могут быть ТОЛЬКО НЕ, НЕ и НИ, а могут быть и вовсе не частицы, а повторяющийся союз

А) Он НЕ сказал НИ слова НЕ+НИ=НЕТ В итоге он ничего не сказал

Б) Он НЕ мог НЕ сказать правду НЕ+НЕ=ДА В итоге она сказал правду

Двойное отрицание

Ему не помогли ни слова. ни клятвы, ни цветы и подарки – усиление отрицания играет союз ни…, ни… соединяющий однородные члены

4. Особую опасность представляют собой предложения без сказуемого. В них может заключаться скрытое отрицание, усиленное частицей НИ или союзом НИ…, НИ….

На небе ни облачка (то есть по смыслу: на небе нет ни облачка)

5. В сложных предложениях нужно думать о смысле каждого входящего в него простого предложения:

Что б они ни делали, не идут дела

В 1 части – НИ, так как люди все же что-то делали, то есть тут нет отрицания. Во 2 части – НЕ, так как дела именно не идут, это отрицается

 5. Работа с параграфом из учебника – чтение

О чем я вам не сказала при изучении этого материла? ( про придаточную часть предложения, устойчивые сочетания)

выполнение упр 455(устно)

упражнение 457 (1,2) – письменно)

6. Цифровой диктант. 1 – НЕ, 2 – НИ.

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я ещё не прочитал произведений русских классиков!

6. Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.

7. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой поднимет!

8. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.

9. В поле нет ни души.

10. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая письмо.

Взаимопроверка

7. Подведение итогов урока

Какие разряды частиц вы знаете? (с примерами)

По каким признакам можно правильно написать частицу НЕ и НИ

8 Домашнее задание

Страница 213-214, упр 458

9 Рефлексия ( ребята оценивают + и – свое участие в уроке на высказывания) (примерно такие – еще не до конца сделала……….)

  1. Активны ли вы были сегодня на уроке

  2. Узнал ли что-то новое

  3. Активно принимала участие

И в конце…………..

А сколько дуг в радуге? Бывает и не одна дуга, а больше.

Долго ли длится радуга? Почему? Может ли человек оказаться под радугой? (Ответы учащихся.)

Давайте дослушаем окончание стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, с отрывка из которого начался наш разговор:

О, в этом радужном виденьеКакая нега для очей!Оно дано нам на мгновенье,Лови его – лови скорей!Смотри – оно уж побледнело,-Еще минута, две – и что ж?Ушло, как то уйдет всецело,Чем ты и дышишь и живешь [3].

Как вы понимаете завершающие строчки этого философского произведения?

Радуга, действительно, неуловима и недолговечна. Она даёт ощущение радости, но, увы, ощущение это мимолетно. Радуга дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте “мимолетное виденье” – радуга буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти.

infourok.ru

Конспект урока русского языка 7 класс. Тема "Правописание частиц -не, -ни"

Урок № 111

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ (продолжение)

Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии проблемного обучения

Цель: отработка навыка различия частиц НЕ и НИ.

Задачи: а) воспитательная: воспитание патриотизма к 70-летию Победы;

б) развивающая: развитие языкового чутья, формирование орфографического навыка;

в) образовательная: знание условий выбора частиц НЕ и НИ.

Знать: условия выбора частиц НЕ и НИ в зависимости от смысла высказывания.

Уметь: различать и правильно писать частицы НЕ и НИ

Ход урока

Мне рассказывал смоленскийПаренек:- В нашей школе деревенскойШел урок.

Проходили мы частицы"Не" и "ни".А в селе стояли фрицыВ эти дни.

Обобрали наши школыИ дома.Наша школа стала голой,Как тюрьма.

Из ворот избы соседскойУгловойК нам в окно глядел немецкийЧасовой.

И сказал учитель: "ФразуДайте мне,Чтобы в ней встречались сразу"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдатаУ воротИ сказали: "От расплатыНИ один фашист проклятый

НЕ уйдет!"  С.Я Маршак

1.Организационный момент.

Учитель: Как вы думаете? Почему сегодняшний урок я начала именно со слов С.Я Маршака?

Слово учителя. Календарь событий . Ровно 70 лет назад 6 апреля 1945 года Советская Армия начала освобождение Вены.

Вопросы к беседе:

1.Тема, записанная на доске, новая для нас?

2. Какой частице из тех, что вы видите на доске, мы уделяли особое внимание на прошлом уроке?

3.Мы с вами составили таблицу «4 случая написания частицы НИ». Как думаете, стоит ли ещё потренироваться в выборе написаний?

4.Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока.

5. Какой вы её видите?

Затем сам учитель либо ученик по желанию делает вывод: «Наша цель сегодня – совершенствовать свои знания в области русского языка, конкретнее - закрепить известный материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив при этом особое внимание частице НИ, и проверить уровень наших знаний

Учитель: Совершенно верно, ребята, а какие именно частицы мы изучали?

Учитель: Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами закрепим знания, полученные на прошлом уроке.

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Правописание частиц не и ни».

Блиц- опрос:

-Что такое частица?

-Сколько разрядов частиц мы знаем?

Приведи примеры

для чего служит частица НЕ?

сколько случаев употребления частицы НИ мы запоминали?

2 Проверка д/з.

Упр № 460

3. Актуализация имеющихся знаний и промежуточная диагностика уровня владения учебным материалом:

Формы работы:

1. В тексте (на столе) текст о пленном австрийском мальчике.Задание: подчеркни все частицы и определи разряд

2. Работа в паре : Соедини фразеологизмы

3. Самостоятельная работа с книгой Упр № 458

4. Диагностика уровня усвоения знаний по теме «Правописание частиц НЕ и НИ» - самостоятельная работа):

Работа с тестом

5. Работа по развитию речи.

Исправь грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением слов

Учитель. Сейчас мы попробуем обнаружить и исправить речевые и грамматические ошибки в предложениях. Не забудьте правила разграничения частиц не и ни

Исправьте речевые и грамматические ошибки. Карточки

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному

Проверка

Нельзя не восхититься торжеством красоты.

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.

6 Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня мы не только потренировались в различении и правописании частиц НЕ и НИ. Но и закрепили полученные знания на практике. Ребята, пожалуйста, обратитесь еще раз к шкале развития и теперь отметьте, достигли ли вы той цели, которую ставили перед собой в начале урока?

7.Домашнее задание.

1.Стр 213 Правило.

2.Параграф №37

3.Упр№ 457

infourok.ru

Урок русского языка. 7 класс. Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Урок русского языка в 7 классе

(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М., «Просвещение»)

Учитель МКОУ Лесковская ООШ Шмигирилова Светлана Ильинична.

Тема урока «Отрицательные частицы НЕ и НИ».

Цель:

-формирование умения различать смысловые значения частиц НЕ и НИ.

Задачи.

1. Образовательные:

- научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

- сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

2. Развивающие:

- развивать зрительную память, наблюдательность, внимательность;

- уметь составлять предложения.

3. Воспитательные:

-прививать чувство любви к Родине, природе, родному краю.

Социализация

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: учебник.

Эпиграф: «Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам». Гёте.

Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята.

Вызов. Наш урок я хочу начать со стихотворения, а вы догадайтесь, какое слово я не прочитала.

Я – часть речи с названием …, /частица/

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья,

Могу помочь я форм образованью,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

- Думаю, вы догадались, о какой части речи пойдёт речь.

Запишем число, классная работа, тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ.»

1.Актуализация знаний: вспоминаем то, что знаем о частице.

Составление таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами) пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ – НИ?

Продолжите предложение. - Частица – это …..

- Как могут писаться частицы? (Вариант: Заполните пропуски в кластере.)

3.Ввод в тему. (Определяем проблему)

Эпиграфом к уроку у нас будут слова немецкого поэта Гёте. Запишите в тетрадь:

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам. Гёте.

- А как вы понимаете смысл этих слов?

- Какие частицы есть в высказывании Гёте?

- Какой оттенок они вносят в предложение?

- К какому разряду они относятся?

- Как вы думаете, о каких частицах мы будем говорить на уроке?

* Запишите в таблицу, что вы хотите узнать об этих частицах.

4. Изучение нового материала. (Решаем проблему)

- Запишем тему урока … «Отрицательные частицы не и ни».

Мотивация. - Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (научиться различать по смыслу частицы не – ни, уметь их правильно писать)

Мы постараемся понять, почему нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания. Многие замечательные слова «приходят и уходят», а НЕ – НИ остаются.

Частицы не - ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц, различать их надо по их значению, опираясь на контекст.

Сегодня постараемся научиться различать не – ни. По ходу урока записывайте в таблицу то, что узнали на уроке.

1- е значение НЕ. Посмотрите на предложения.

1. Вы не были в Воронежском заповеднике.

2. Не вы были в Воронежском заповеднике.

3. Вы были не в Воронежском заповеднике.

- Какой смысл вносит частица не?

-Перед каким членом предложения стоит частица не?

Вывод: в 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. НЕ стоит перед сказуемым;

во 2 и 3 предложениях отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.

- Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение в вашем учебнике.

Задание: Ребята, я прочитаю вам предложения. (Работа с текстом. Один у доски)

Чего не надо делать в лесу.

Не ломайте вершинку у берёзки. Вершинка не вырастает заново.

Не разжигайте без необходимости костёр. Не оставляйте огонь непогашенным. Не погашенный вовремя огонь может принести непоправимое несчастье.

Вопросы. – Можно ли назвать записанные предложения текстом?

- К какому стилю речи принадлежит текст?

- Какова основная мысль текста?

- Выпишите предложения, в которых частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению. Где должна стоять частица не?

2-е значение. Частица НЕ вносит отрицание в предложение. А какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения? Запишите в тетрадь.

Я не могу не думать о сбережении природы моей Родины.

Не могу не говорить об охране природы.

Вывод: здесь два отрицания, каждая частица НЕ употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный.

Давайте обратимся к учебнику и убедимся в правильности нашего вывода. Прочитаем определение.

Задание. Поработаем в паре. Запишите предложения, ставя частицу НЕ сначала только перед 1-м глаголом, затем только перед 2-м, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательный, а положительный смысл?

  1. Школьный сад может расцвести весной.

  2. Я могу летом поехать в лагерь «Солнышко».

3- значение. - Посмотрите на следующие предложения, которые напечатаны на ваших листках. Прочитаем выразительно.

1) Кто не восхищается необъятными просторами России!

2) Милый товарищ, нам ли не знакома эта горячая жизнь начеку? (В.Луговской)

3) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? (Н. В. Гоголь)

- В чём особенность этих предложений?

- Какие они по цели высказывания?

- Нужны ли ответы на эти вопросы? Как называются такие вопросы?

(Такие вопросы называют риторическими. Особенность риторических вопросов в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.)

- Обратите внимание, что в конце таких предложений ставится вопросительный или восклицательный знаки, отрицательный смысл этих предложений не замечается, это отрицательная конструкция всегда пишется с НЕ.

Творческое задание. - Давайте сами попробуем сочинить предложения с риторическими вопросами.

5. Физкультминутка. Я буду вам читать стихотворение, а вы, ребята, делаете движения и хором называете частицы, которые услышите.

Что за трудный наш урок!

Неужели не устали?

Уж пора бы распрямиться, потянуться.

Как нужна нам физзарядка!

Глазками перемигнемся и

И друг другу улыбнемся!

- Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

4- значение. Задание. А когда же в предложении употребляется частица НИ. Запишите предложения.

1.На небе ни облачка.

2. Нет ни ветра, ни дождя.

- Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

-Есть ли подлежащее в предложении?

1. Сказуемые нет, не видно в 1-м предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых.

2. - Какое значение у предложений?

Частица НИ усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.

5- значение. Запишем такие предложения.

1. Кто не бывал в Дивногорье, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Дивногорье, всем очень понравилось.

– Ребята, простые или сложные предложения мы записали?

- Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?

- Если опустить частицу НИ, изменится ли смысл? А НЕ?

- Какое значение вносит частица НЕ в 1-е предложение? НИ во 2- е предложение?

Чтобы убедиться в правильном выводе, прочитаем правило в учебнике.

Потренируемся, выполняя упражнение 388.

6. Закрепление.

Задание. Ребята, у вас на листочках напечатаны предложения. Прочитайте. Объясните написание НЕ и НИ, опираясь на алгоритм

Ни метель, ни мороз не остановили путников.

За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.

Как ни трудно было взбираться на гору, никто не пожаловался на усталость.

Где мы ни бывали, нас встречали с радостью.

Где мы не бывали, туда нам и предстоит поехать.

 Учитель: Прочитайте предложения и объясните употребление в нем частиц     «не» и «ни».

  1. Итоги. Вернёмся к таблице. Что же вы узнали сегодня?

Вывод:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами) пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ - НИ

1.В отрицательном предложении – не.

2.В утвердительном предложении при двойном не – не.

3.В предложении с риторическим вопросом и восклицанием – не.

4.В СПП с отрицанием – не.

5.В односоставном безличном предложении усиливает отрицание - ни.

6. В СПП с утвердительным значением – ни.

- Когда пишется частица не? Какое значение она придаёт предложению?

- Что такое риторический вопрос и какая частица в нём пишется?

Когда пишется частица ни?

Обратимся к эпиграфу. Теперь мы понимаем значение частиц НЕ и НИ, а значит, эти знания теперь принадлежат нам.

Домашнее задание (на выбор)

  1. П. 67, упр.387

  2. Выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 6 - 10 предложений с частицами НЕ – НИ.

  3. Написать сочинение-миниатюру, обязательно используя частицы НЕ - НИ, на тему «Чего не надо делать в лесу».

Рефлексия.

Проверим, что вы запомнили из сегодняшней темы. Продолжите фразы:

На уроке я хорошо понял …

Я научился …

Открытием для меня было …

Мне удалось …

Спасибо за урок.

multiurok.ru


Смотрите также