Урок русского языка в 5 классе: «Буквы ы—и в корне после приставок». Буквы и ы после приставок на согласные упражнения


Конспект урока русского языка в 5 классе на тему Буквы Ы-И в корнях после приставок на согласный

Конспект урока русского языка. 5 класс.

Дата: 30.11.2016г.

Учитель: Мощенская Т.В., учитель русского языка и литературы.

Тема: Буквы Ы – И после приставок на согласный

Планируемые результаты:

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнении я задания.

Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений

Коммуникативные: рефлексия своих действий

Предметные: владеть орфограммой «Правописание Ы-И после приставок на согласные», графически обозначать ее на письме, знать слова-исключения.

Оборудование урока: раздаточный материал, учебник, рабочие тетради.

Ход урока

I. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение:

  1. Словарный диктант с взаимопроверкой (обучающиеся обмениваются тетрадями, проверяют написание слов, поясняют правильное написание слов.)

Собираю, соберу, отпереть, упираться, удерешь, продираться, застелить, расстилаться, излагать, изложить, коснуться, касательная, растение, вырос, росток, журнальчик, штопальщик, чистильщик, бетонщик

II1. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося:

Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их правописание (запись на доске)

Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.

Учитель: Обратите внимание на подчеркнутое слово

IV. Проблемное объяснение нового знания:

Подберите к нему однокоренные слова ПОДЫСКАТЬ?

( ищет, искать, выискивать…)

Что же происходит с этими словами?

- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)

- Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)

- Какова задача урока? Научиться это делать

Проанализируйте такие пары слов:

Заигрывать – подыгрывать

Выигрывать – разыгрывать

Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Сказать об исключениях ВЗИМАТЬ

IV.Физкультминутка.

V. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

  1. Лексическая работа со слайдами:

  • Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК;

  • Проводить осмотр, чтобы найти что- либо- ОБЫСКАТЬ

  • Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ

  • Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо -ПРЕДЫДУЩИЙ

2) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание

Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный

3) У вас на столах листы со словосочетаниями.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:

Дезинфекция, дезориентация, суперинтересный, контригра

VI. Работа с учебником

- чтение правила стр. 108

- выполнение упражнения 241

VII .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1. Попробуете построить схему или модель правила, которое мы изучили.

Примерная схема правила, изученного учащимися.

Буквы Ы и И в корне после приставок

После русск. ¬ на согл. 1) после ¬ меж- и сверх-

Играть – сыграть, разыграть межинститутский

Искать – подыскать, разыскать сверхинтересный

Исключение: взимать 2) после иноязычных приставок

Правило распространяется: контр-, транс-, пан-, суб-, дез-:

Сыздавна контригра

Сызмальства дезинфекция

3) после приставок на гласный

поиграть

Запомни: взимать произносится и пишется с - И

ЗАДАНИЕ 1.

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б) по…грать, под…скать, без…нтересный

В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

ЗАДАНИЕ 2.

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

VIII. Объявление отметок.

IX. Домашнее задание. § 31 упр. 244

ЗАДАНИЕ 1.

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий Б) по…грать, под…скать, без…нтересный В) сверх…нтересный, дез…информация, не …звестный Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

ЗАДАНИЕ 2.

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

ЗАДАНИЕ 1.

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий Б) по…грать, под…скать, без…нтересный В) сверх…нтересный, дез…информация, не …звестный Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

ЗАДАНИЕ 2.

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра

Литература

1.Новикова Л.И.Поурочные разработки по русскому языку . К учебнику М.М. Разумовской и др.« Русский язык».6 класс Москва, « Экзамен» , 2007.

2.Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Москва, Дрофа,2010г.

3.Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Русский язык для поступающих в вузы. Москва, Айрис-пресс, 2006.

Интернет-ресурсы:

http://fizesharing31.ru/main/skachat_tolkovyiy_slovar_ojegova_na_mobilnyiy.php Толковый словарь Ожегова.

infourok.ru

Буквы Ы и И после приставок на согласные. Видеоурок. Русский язык 5 Класс

На уроке изучается орфограмма «Буквы Ы и И после приставок на согласные». Учащиеся узнают, в каких случаях после приставки на согласную следует писать букву Ы, а в каких пишется буква И.

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть – разыграть – розыгрыш. Итого – подытожить. Идти – предыдущий. При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства.

Особое внимание следует обратить на глагол взимать, в котором исконно русская приставка вз-, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать, в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И – Ы.

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный. Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ – ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант. Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный, контригра, но розыгрыш. Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Презентация (Источник).
  2. Дополнительные задания (Источник).

 

Домашнее задание

Задание №1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание №2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание №3

Вставьте пропущенные буквы.

1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

3. Пред_стория этого события была почти забыта.

4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», – вздыхает Жорка.

5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.

interneturok.ru

Урок русского языка "Буквы ы-и после приставок"

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог ___ Козлова Марина Александровна_____________________________________________________

Предмет_____ русский язык______________________________Класс__6_________________________________________

Тема урока___ Буквы Ы-И после приставок__________________________________________________________________

Цели:

  1. повторить материал по теме «Морфемика» (названия морфем, умение проводить морфемный разбор, написание слов с чередующимися гласными в корне гор-гар, кос-кас),

изучить правило «Буквы Ы-И после приставок»;

  1. способствовать развитию навыков устной и письменной речи, мышления, исследовательской культуры, критического мышления;

  2. воспитывать познавательный интерес к родному языку, потребность в овладении знаниями, умениями, навыками.

Задачи:

образовательные:

организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»,

формировать навык обоснованного выбора гласных Ы-И в изучаемой орфограмме,

формировать умение составлять слова на данное правило, находить их в художественном тексте;

развивающие:

развивать внимание, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение классифицировать и обобщить изучаемые факты умения слушать других, культуры речи, общения;

воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение,

ответственно относиться к своим произнесенным словам.

Ход:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте!

С каким настроением вы пришли на урок? Перед вами 3 изображения облачка разных цветов (нагляд.) Поднимите белое, если ваше настроение нейтральное, зеленое - настроены на каникулы, оранжевое - с желанием готовы работать на уроке.

-Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте? Поднимите руки, если у кого не хватает какого- либо предмета.

-Пусть за окном пасмурно (в зависимости от ситуации), но пришла пора золотой осени, и мы тоже должны быть ей рады. Даже М. Ю. Лермонтов восхищался осенней природой, говорил:

Люблю я солнце осени…

А другое его стихотворение начинается так:

Блистая пробегают облака

По голубому небу. Холм крутой

Осенним солнцем озарен…(слайд 1)

  1. Проверка домашнего задания.

- Проверим д/з. Какую цель поставим перед собой? (слайд 2)

Дома вы выполняли работу на карточках по теме «Правописание корней гор-гар».

Один ученик идет к доске, вставляет орфограммы в написанные слова(д/з). С другими проведём опрос «Верные и неверные утверждения»:

 Словообразование-раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. +

 Орфография-раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. -

 Чтобы проверить написание слова мы обращаемся к орфографическому словарю. +

 В корне с чередованием –гор –гар- под ударением пишется а. +

-Проверим выполнение задания у доски (оценивание обучающимися)

К какому результату пришли? (повторили ранее пройденный материал, проверили, насколько качественно мы выполнили домашнее задание)

  1. Вызов

А) Приём «Мозговая атака»

- Прочитайте слова на доске:

Играть - поиграть, отыграть.

-Что скажете о написании их? (приходят к выводу о возможности написания после приставок буквы ы или ы)

Выделим морфемы: приставку и корень.

Б) Сообщение темы и целей урока.

-Попробуем назвать тему урока (выдвигают версии)

(слайд 3)

Сформулируем цель урока (выбираются самые удачные версии)

(нагляд.)

Но для того, чтобы её достичь, нам необходимо решить ряд задач (ответы) (нагляд.)

  1. Осмысление.

А) Приём «Кластер»

-Вернемся к записанным словам на доске. Определим, почему в 1 слове после приставки пишется –и-, а во втором –ы- (ответы)

Обратите внимание, мы говорим об однокоренных словах, которые без приставок начинаются с –и-.

Начнём составлять кластер у доски.

После приставок на ← Ы-И→1)после приставок на гласные

согласные ↓

Б) Приём «Инсерт»

- Прочитайте внимательно текст на карточке по нашей теме. Отметьте на полях информацию, которую вы уже знали- , новое- +, есть вопросы- ? (работа в паре) (нагляд.)

-Продолжим составлять кластер

После приставок на ← Ы-И→1)после приставок на гласные

согласные \

2)после русских приставок меж и сверх

Исключение: взимать 3)после иноязычных приставок

контр-, транс-, пан-, суб-, дез

- Найдём лексические значения некоторых слов с иноязычными приставками в словаре.

В помощь я даю вам карточки с написанными значениями некоторых иноязычных приставок (нагляд.)

- Сформулируем правило написания ы-и после приставок (после приставок на согласные…)

Прочитаем правило в учебнике на стр. 67. Сравним его содержание с нашим правилом.

Особое внимание обратите на образец рассуждения. Прочитаем его (нагляд.)

- Решили ли мы первую задачу? (ответы)

Б) Физминутка

-Отгадайте загадку (слайд 4)

Безымянные сестрички

Дружно спрятали косички.

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

-Найдите слово на наше правило.

Верно, именно матрёшка поможет нам провести электронную физминутку для глаз. Она важна для снятия усталости с глаз, сохранения зрения. Внимательно следите за движущимися фигурками.

(слайд 5)

В) Закрепление учебного материала

- Продолжаем решать задачи, поставленные в начале урока. Озвучим следующую.

1) Запись слов у доски с проговариванием и последующим выделением орфограммы.

3 ученика по очереди выходят к доске и под запись записывают слова, выделяют орфограмму, остальные – в тетрадях.

Подытожить, сверхинтересный, розыск.

-Я раздаю вам листы самооценки, чтобы при выполнении следующих упражнений вы самостоятельно оценили себя в баллах.

2) Самостоятельная работа «3 лишнее» ( нагляд.)

раз..скать, по..скать, от..скать

сверх..нтересный, без..нтересный, меж..нтеллектуальный

дез..нформация, контр..гра, без.дейный

Проверяет 1 ученик, обосновывая

свой выбор Самооценивание

Обратимся к следующей задаче.

3)«Лексический диктант»

По одному человеку от колонки работают у доски.

Задача: определить слово на новое правило по его лексическому значению.

1) Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей (сыщик) (слайд 6)

2) Проводить осмотр, чтобы найти что-либо (обыскать)

(слайд 7)

3) Подшутить над кем-либо (разыграть) (слайд 8)

4)Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем-либо (предыдущий) (слайд 9)

Самопроверка и взаимопроверка Самооценивание

4)«Отыщи слово» (Работа с художественными текстами)

Работа в паре.

(слайд 10,11)

-Вставьте пропущенные орфограммы в словах.

Подчеркните слова на наше правило, обозначьте орфограмму (нагляд.)

Проверка по образцу (нагляд.) Самооценивание

Назовите, из каких произведений эти отрывки, их авторов.

Выведите общую отметку. Встаньте те, кто получил «5», «4», «3».

Надеюсь, что на многие из вас наследующем уроке подтянуться и повысят свой балл.

- Вновь обратимся к цели нашего урока. Как вы считаете, достигли ли мы её? (обращение к задачам).

-Подведём итог нашей учебной деятельности.

(По очереди подходят и берут карточку с началом фразы)

(нагляд.)

  1. Рефлексия

*оцени свою работу на уроке при помощи фразеологизма

*мне сегодня запомнилось…

*я сегодня познакомился…

*мне понравилось, как работала…

*затруднения возникли при…

*оцени урок с помощью слова на новое правило

*я считаю, что моя работа на уроке…

*материал урока полезен, так как…

  1. Задание на дом

- Почему же я сегодня обращалась к творчеству М. Ю. Лермонтова и в начале урока и при выполнении упражнений? (Отдаем дань памяти в его 200-летие со дня рождения ).

- Я предлагаю вам домашнее задание общее:§ 31

на выбор:

1) Упр. 153 (объясняю задание)

2) Работа на карточке (объясняю задание)

-Сегодня все поработали на славу. С каким настроением заканчиваете урок? Вновь поднимем облачка.

videouroki.net

Буквы Ы и И после приставок на согласные

На уроке изучается орфограмма «Буквы Ы и И после приставок на согласные». Учащиеся узнают, в каких случаях после приставки на согласную следует писать букву Ы, а в каких пишется буква И.

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть – разыграть – розыгрыш. Итого – подытожить. Идти – предыдущий. При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства.

Особое внимание следует обратить на глагол взимать, в котором исконно русская приставка вз-, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать, в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И – Ы.

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный. Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ – ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант. Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный, контригра, но розыгрыш. Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Презентация (Источник).
  2. Дополнительные задания (Источник).

 

Домашнее задание

Задание №1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание №2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание №3

Вставьте пропущенные буквы.

1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

3. Пред_стория этого события была почти забыта.

4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», – вздыхает Жорка.

5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.

mirror.vsibiri.info

«Буквы ы—и в корне после приставок»

Тема урока: «Буквы ы—и в корне после приставок»

Цель урока: Формирование навыка правописания буквы ы—и в корне после приставок.

Задачи: Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, устную и письменную речь учащихся. Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.

Оборудование: учебник русского языка для 5-х классов под редакцией Е.А. Быстровой, индивидуальные карты с заданиями, проектор, мультимедийный экран, презентация к уроку, словари.

Ход урока

  1. Организационный момент.

В древнем русском городе Ростове родился в поповской семье сын. Назвали его родители Алёшей. А когда он вырос и стал богатырём, то совершил такие подвиги, что стал героем русских былин Алексеем Поповичем. Только подвиги его начались с конфуза: и золото упустил, и полгорода разрушил. После чего поклялся Тугарина Змея изловить и золото вернуть… Учился Алёша, но ничего у него не получилось… Зато он был сильным… А как вы думаете, чтобы победить врага нужна только сила? Конечно, нет. Без знаний и ума и в давние времена было сложно, а уж в современном мире тем более. Недаром говорят: «Сила хорошо, а ум лучше». Есть и пословица: «Сила да ум – счастье». Так давайте набираться ума, чтобы приумножить нашу силу.

  1. Проверка домашнего задания. ( Цель: проверить степень усвоения материала и умение применять его на практике)

  1. Работа по новой теме.

1. Создание проблемной ситуации. Самостоятельная формулировка детьми темы и цели урока.

  1. Сравните слова первого и второго столбика. Как вы думаете, что стало причиной изменения буквы и в корне слов?

имя

безымянный

искать

отыскать

играть

подыграть

  1. На согласную или гласную оканчивается приставка?

  2. А теперь сравните следующие слова и сделайте выводы.

искать

поискать

играть

доиграть, заиграть

  1. О каких буквах мы будем говорить сегодня на занятии?

  2. Где и после какой морфемы стоят эти буквы? Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило.

  3. А как, на ваш взгляд, будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Запишите в тетрадях тему урока.

  4. Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Сформулируйте цель урока.

Вы, ребята, сами сформулировали правило, а вдруг вы ошиблись? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр. 46). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы. Правы ли мы с вами?

2. Обращение к теоретическому материалу § 8.

3. Составление схемы-подсказки.

Буквы Ы и И в корне после приставок 

Ы

И

После русск. ¬   на  согласную

Играть – сыграть, разыграть  

Искать – подыскать, разыскать           Исключение: взимать                  

1) после приставок на гласную                              поиграть  

2) после  ¬ меж- и сверх-

межинститутский

сверхинтересный

2) после иноязычных приставок     контр-, транс-, пан-, суб-, дез-:                          контригра

дезинфекция

4.  Лексическая работа: что обозначают иноязычные приставки?

Можно предложить задание детям самим определить значение иноязычных приставок и привести примеры.

  • КОНТР–  лат. ПРОТИВ (контрудар,   контрразведка)

  • ТРАНС –  лат. ЧЕРЕЗ (трансформер, трансатлантический) 

  • ПАН –  лат. ВСЁ (пандемия гриппа)

  • СУБ – лат. ПОД (субарктический) 

  • ДЕЗ – лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)

Физминутка   

Чижик спал и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

  1. Закрепление темы.

1. Выполнение упр.72 (задание 1)

2.Диктант с взаимопроверкой. Проверка в парах, при затруднении можно пользоваться схемой и материалом § 8 учебника

До..сторический, сверх..скусный, без..скусный; на..менование, про..грыш, пере..меновать, меж..нститутский, от..мённый, пред..юльский, вз..мать, пред..стория, супер..гра, об..скать, небез..звестный, пред..дущий, пред..нфарктный, роз..ск, за..граться, не..звестный, сверх..нтересный, без..нтересный, без..мянный, контр..гра, с..мпровизировать.

3. Лексическая работа в форме игры.

Предлагаются загадки, детям также необходимо объяснить орфограмму:

  • Проводить осмотр, чтобы найти что-либо – ОБЫСКАТЬ;

  • Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ;

  • Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо – ПРЕДЫДУЩИЙ.

  1. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

Выполнение теста по теме.

1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А)  под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б)  по…грать, под…скать, без…нтересный

В)  сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г)  роз…ск, небез…звестный, на…игранный

2. В каком ряду  во всех словах после приставки пишется буква И?

А)  с…грать, пере…грать, про…грать

Б)  контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В)  до…грать, без…нтересно, от…граться

Г)  до…сторический, пред…дущий, пред…стория

V. Подведение итогов (рефлексия деятельности).

Учитель: Что было интересно на уроке? Кому из вас было трудно? В чём заключалась трудность? Что посоветовали бы вы товарищам, чтобы преодолеть затруднения?   

Индивидуальная (на выбор):

  1. Пустого чемодана.

Попросить ребят представить, что до занятия он был пуст. А что же в нём появилось после занятия? Какой багаж они собрали?

  1. Недорисованного лица.

Пусть ребята дорисуют улыбку, если им занятие понравилось, или оскал, если очень не понравилось.

VI. Домашнее задание. § 8, упр. 72 (задание 2).

  

infourok.ru


Смотрите также