Книга: С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». Большакова с е формирование мелкой моторики рук игры и упражнения м тц сфера 2006


КРУЖОК ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК.

Рабочая программа

кружка  «Весёлые пальчики».

Развитие мелкой моторики как средство коррекции

общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

 с элементами Су-Джок терапии.

Для детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Составлена на основе методических пособий:

  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Издательство

« Лань», 1996.

  • Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры  и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Бардышева Т.Ю. Серия  книг «Расскажи стихи руками». ООО Издательский дом «Карапуз», Москва 2013.
  • Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
  • Пак Чжэ Ву «Пальцетирапия». – М., «Су Джок Академия», 2001.

                                                                                 

 Подготовила

                                                                                                  воспитатель высшей квалификационной категории:

                                                                                                             Егорова А.В.

г. Лыткарино.

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Руки дают человеку голову,

 затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов.

  1. Направленность программы.

  Содержание данной программы направлено на целенаправленную и систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей с ОНР, которая, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

  К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...» Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

2.     Причины создания программы.

  У детей среднего возраста с ОНР  недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточная сформированность навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

  Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности мы определили развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук и разработали воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении, которые оказывают благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизацию познавательной и речемыслительной деятельности.

  Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

  1. Новизна.

Данная программа состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей с ОНР через внедрение комплексов

нетрадиционных приёмов Су-Джок терапии представляющих собой регулярную систему работы.

  1. Актуальность.

  Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

  В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Проблема развития моторики у детей с ОНР, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.

  1. Педагогическая целесообразность.

   Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

  Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

  Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

  1. Цель.

  Данная методическая программа направлена на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР посредством  самомассажа массажором Су-Джок, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и  упражнений по развитию мелкой моторики рук.

  1. Задачи.

  Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук мы решаем следующие задачи:

  • Развиваем тактильную чувствительность рук детей.
  • Воздействуем на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок  массажёра, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
  • Формируем волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
  • Формируем общее интеллектуальное развитие детей и их положительный эмоциональный подъём.
  • Повышаем  уровень  речевого развития детей;
  • Формируем графические навыки, подготавливаем  руки ребенка к овладению письмом;
  • Развиваем мелкую моторику пальцев рук, точность и координацию движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
  • Учим  действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения заданным;
  • Учим  самостоятельно  выполнять  поставленные  задачи, контролировать собственные  действия;
  • Развиваем психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей, воображение;
  • Формируем сенсорные  понятия, как форма, цвет, размер.
  • Обогащаем словарный запас, закрепляем лексические термины;
  • Создаём предметно – развивающую среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
  1. Возраст детей.

Программа предназначена для детей среднего  и старшего дошкольного возраста с ОНР.

  1.  Сроки реализации программы.

  Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество игровых занятий в учебном году для детей с ОНР – 28 проводятся  с октября по апрель, один раз в неделю продолжительностью  20 минут.

  1.   Формы обучения.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей (самомассаж кистей рук с элементами Су-Джок терапии, пальчиковая гимнастика), подгрупповые и индивидуальные занятия, основанные на игровом взаимодействии (дидактические игры, упражнения, развитие графических навыков)

  1.  Система занятий составлена на базе  методических пособий с использованием интернет ресурсов:
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.:  Издательство

« Лань», 1996.

  • Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры  и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Бардышева Т.Ю. Серия  книг «Расскажи стихи руками». ООО Издательский дом «Карапуз», Москва 2013.
  • Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
  • Пак Чжэ Ву «Пальцетирапия». – М., «Су Джок Академия», 2001.

- (http://lfk-consultant.ru/uprazhneniya-dlya-palcev-ruk).

- (http://mdou67.beluo.ru/SUDJOK.doc)

  1. Прогнозируемые результаты.

  По окончании каждого учебного года у детей должны активизировались  психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширится словарный запас, а также развиться  важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать. Кисти рук постепенно должны приобрести  хорошую подвижность, гибкость, должна исчезнуть  скованность в движении. 

  Так же должны быть созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых и дидактических игр. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды  детской деятельности. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения). Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики.

  1.  Формы подведения итогов реализации программы.

  В сентябре и в мае проводиться диагностическое обследование детей по формированию мелкой моторики пальцев рук с использованием игровых упражнений, данные фиксируются в таблице, и выводиться общий показатель успешности в данной деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ.

Учебно-тематический план. Первый год обучения.

Месяц,  год.

Количество занятий в месяц.

Количество часов на изучение  темы.

                   Общее количество занятий  и часов в году.

28 занятий

5  часов 60 мин.

Октябрь

2014 г.

Занятие 1

20 мин.

Занятие 2

20 мин.

Занятие 3

20 мин.

Занятие 4

20 мин.

Ноябрь

2014г.

Занятие 1

20 мин.

Занятие 2

20 мин.

Занятие 3

20 мин.

Занятие 4

20 мин.

Декабрь

2014г

Занятие 1

20 мин.

Занятие 2

20 мин.

Занятие 3

20 мин.

Занятие 4

20 мин.

Январь

2015г.

Занятие 1

20 мин.

Занятие 2

20 мин.

Занятие 3

20 мин.

 Занятие 4

20 мин.

Февраль

2015г

Занятие 1

20 мин.

Занятие 2

20 мин.

Занятие 3

20 мин.

Занятие 4

20 мин.

Март

2015г.

Занятие 1

20 мин.

Занятие 2

20 мин.

Занятие 3

20 мин.

Занятие 4

20 мин.

Апрель

2015г.

Занятие 1

20 мин.

Занятие 2

20 мин.

Занятие 3

20 мин.

Занятие 4

20 мин.

Сентябрь и май диагностическое обследование.

Учебно-тематический план.

Первый  год обучения.        

№ занятия.

№ раздела

темы

Месяц.

                                        СОДЕРЖАНИЕ.

Количество часов на изучение раздела, темы.

Групповая раб.

 п./г

Подгрупповая работа

Инд.

раб.

№1

ОКТЯБРЬ.

Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика.

1.

Дидактическая игра «Найди игрушку на ощупь»  - контейнер с фасолью на дне лежат мелкие игрушки.

Раскрашивание  фруктов

(яблоко, банан, слива, вишня).

20мин.

№2

2.

Упражнение «Золушка» - разложить камушки в ячейки контейнера по цвету, а пуговицы по темам.

20мин.

№3

3.

Дидактическая игра «Разбери и собери пирамидку».

20мин.

№4

4.

Дидактическая игра «Разбери и собери матрёшку».

20мин.

№1

НОЯБРЬ.

Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика.

1.

Упражнение «Витаминки» - фасоль, горох.

Раскрашивание  листьев деревьев

(берёза, дуб, клён, рябина).

рас

20мин.

№2

2.

Мазайка-пазлы из 4-5 частей

20мин.

№3

3.

Дидактическая игра «Бусы для мамы» по образцу.

20мин.

№4

4.

Дидактическая игра «Волшебные палочки» Флажок, солнышко, домик, заборчик, грибок.

20мин.

№1

ДЕКАБРЬ.

Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика.

1.

Упражнение

 «Пальчики шагают» - пластиковая решётка.

Раскрашивание овощей

(помидор, огурец, лук, морковь).

20мин.

№2

2.

Дидактическая игра «Поймай мышку или загони машину в гараж».

20мин.

№3

3.

Упражнение «Золушка» - разложи природный материал в ячейки контейнера (семечки подсолнуха, арбуза, тыквы и шляпки жёлудя)

20мин.

№4

4.

Дидактическая игра «Велькрош» - разъедини и соедини полоски липучки по цвету.

20мин.

№1

ЯНВАРЬ.

Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика.

1.

Дидактическая игра «Прищепки» - травка, ёжик, солнышко, платочек.

Раскрашивание на тему: Зима

(снежинка, снеговик, дед Мороз, ёлка).

20мин.

№2

2.

Дидактическая игра «Рамки-вкладыши» - домики, яблочки.

20мин.

№3

3.

Шнуровка одинарная.

20мин.

№4

4.

Дидактическая игра «Рисуем по контуру» выкладываем природный материал по контуру сюжетного рисунка.

20мин.

№1

ФЕВРАЛЬ.

Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика.

1.

Дидактическая игра «Волшебные палочки» - ёжик, лопатка, ёлочка, лодка, конверт.

Раскрашивание  диких животных (белка, ёж, лиса, медведь).

20мин.

№2

2.

Мазайка-пазлы

из 11-12 частей.

20мин.

№3

3.

Мазайка кнопочная

«Продолжи узор»

20мин.

№4

4.

Упражнение «Озорной катёнок» наматывание нити на клубок.

20мин.

№1

МАРТ.

Самомассаж массажором Су-Джок,  пальчиковая гимнастика.

1.

Дидактическая игра «Шнуровка».

Раскрашивание домашних животных (лошадь, кошка, собака, корова).

20мин.

№2

2.

Дидактическая игра «Рамки-вкладыши» сюжетные.

20мин.

№3

3.

Дидактическая игра «Геометрическая мазайка»

20мин.

№4

4.

Дидактическая игра «Бусы для мамы» из фломастеров по образцу

20мин.

№1

АПРЕЛЬ.

Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика.

1.

Дидактическая игра мягкая мазайка – транспорт (вертолёт, корабль, паровоз, машина)

Раскрашивание домашних птиц (утка, гусь, курица, петух).

20мин.

№2

2.

Дидактическая игра «Кубики».

20мин.

№3

3.

Упражнение  «Продолжи ряд».

Выкладывание крышек по образцу.

20мин.

№4

4.

Объёмный конструктор, сборка фигур по схемам.

20мин.

nsportal.ru

С. Е. Большакова. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения

dic.academic.ru

Большакова Светлана ЕвгеньевнаФормирование мелкой моторики рук. Игры и упражненияВ книге предлагаются тесты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий… — Сфера, (формат: 84x108/16, 40 стр.) Библиотека логопеда Подробнее...2017111бумажная книга
С. Е. БольшаковаФормирование мелкой моторики рук. Игры и упражненияВ книге предлагаются тесты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий… — Сфера, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Библиотека логопеда Подробнее...201453бумажная книга
Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражненияВ книге предлагаются тесты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий… — Сфера, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Библиотека логопеда Подробнее...2018106бумажная книга
Большакова Светлана ЕвгеньевнаФормирование мелкой моторики рук. Игры и упражненияВ книге предлагаются тесты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий… — СФЕРА, (формат: 208.00mm x 140.00mm x 3.00mm, 64 стр.) Библиотека логопеда Подробнее...201795бумажная книга
Большакова С.Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражненияВ книге предлагаются тесты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий… — ТЦ Сфера, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Подробнее...2018116бумажная книга
Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражненияВ книге предлагаются тесты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий… — (формат: 208.00mm x 140.00mm x 3.00mm, 64 стр.) Подробнее...83бумажная книга
Большакова, Светлана ЕвгеньевнаФормирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. 2-е изд., исправленноеВ книге предлагаются тесты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий… — Сфера, (формат: 208.00mm x 140.00mm x 3.00mm, 64 стр.) библиотека логопеда Подробнее...2018103бумажная книга
Бычкова Елена Николаевна, Перминова Евгения ВитальевнаИгры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с краскамиВ книге представлены игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Доказано, что развитие кисти руки малыша имеет большое значение: двигательные импульсы пальцев рук влияют на… — Литера, (формат: 84x108/16, 40 стр.) От 3 до 5 лет Подробнее...2013105бумажная книга
Бычкова Елена Николаевна, Перминова Евгения ВитальевнаИгры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с краскамиВ книге представлены упражнения и игры на развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Доказано, что развитие кисти малыша имеет большое значение: двигательные импульсыпальцев рук влияют на формирование… — ЛИТЕРА, (формат: 208.00mm x 140.00mm x 3.00mm, 64 стр.) От 3 до 5 Подробнее...2013109бумажная книга
Е. Н. Бычкова, Е. В. ПерминоваИгры и упражнения на развитие мелкой моторикиВ книге представлены упражнения и игры на развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Доказано, что развитие кисти малыша имеет большое значение: двигательные импульсыпальцев рук влияют на формирование… — Литера, (формат: 84x108/16, 40 стр.) От 3 до 5 Подробнее...201381бумажная книга
Бычкова Е., Перминова Е.Игры и упражнения на развитие мелкой моторикиВ книге представлены упражнения и игры на развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет. Доказано, что развитие кисти малыша имеет большое значение: двигательные импульсы пальцев рук влияют на… — Литера ИД, (формат: Мягкая бумажная, 32 стр.) Подробнее...2013124бумажная книга
Борисенко Марина Геннадиевна, Лукина Наталья АндреевнаИгры с грудничком для развития пальчиковВ книге представлены приемы массажа, игры и упражнения для развития мелкой моторики, которые можно использовать уже с первых дней жизни ребенка. Стимулирующее влияние тонких движений пальцев рук на… — Литера, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Мамины ладошки Подробнее...2014210бумажная книга
Борисенко М., Лукина Н.Игры с грудничком для развития пальчиковАвторы предлагают приемы массажа, игры и упражнения для развития мелкой моторики, котоыре можно использовать уже с первых дней жизни малыша. Стимулирующее влияниетонких движений пальцев рук на… — Литера ИД, (формат: Мягкая бумажная, стр.) Подробнее...2014237бумажная книга
Небыкова Ольга НиколаевнаФормирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет. ФГОС ДОВ пособии представлены программа "Точка, линия и штрих", перспективное планирование и конспекты занятий по развитию мелкой моторики и координации тонких движений рук посредством штрихографии у детей… — Учитель, (формат: 60x90/16, 64 стр.) ДОУ компенсирующего вида Подробнее...2017343бумажная книга
Небыкова О.Н.Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет. Программа, планирование, конспекты занятий. ФГОС ДОВ пособии представлены программа "Точка, линия и штрих", перспективное планирование и конспекты занятий по развитию мелкой моторики и координации тонких движений рук посредством штрихографии у детей… — Учитель, (формат: 60x90/16, 64 стр.) ДОО компенсирующего вида Подробнее...2017286бумажная книга

"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

СЕНТЯБРЬ

1-2-я неделя

Изучение методической литературы

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11.. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

3-я неделя

  1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

  2. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.

  3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.

4-я неделя

  1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

  2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).

  3. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

ОКТЯБРЬ

1-2-я недели - Тема: Овощи, фрукты

  1. «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).

  2. «Сложи картинку» из 4-х частей.

  3. «Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере.

  1. «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.

  2. « Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.

  3. «Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на веревке.

3-4-я недели - Тема: Птицы осенью

  1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.

  1. «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.

  2. «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).

  3. «Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками.

  4. «Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.

  5. «3aготовкa корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох.

НОЯБРЬ

1-2-я недели - Тема: Труд людей в природе

1. «Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).

  1. «Нарисуй на песке молоток, лопату »

  2. «Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).

  3. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.

  4. «Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.

  5. «Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.

3-4-я недели - Тема: Одежда и обувь

  1. «Что это?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.

  2. «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.

  3. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют - прищепками).

  4. «Подбери пуговицы по цвету».

  1. «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

  2. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя - Тема: Город

  1. Строим дом из кубиков.

  2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур».

  3. «Кто в домике живет?» - Найти фигурки в «сухом» бассейне.

2-я неделя - Тема: Транспорт

  1. «Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.

  2. «Грузим камушки в грузовик » - камушки рассыпаны по столу, ковру·

  3. «Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.

3-я неделя - Тема: Зима. Зимний лес

  1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)

  2. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

  3. «Снежная баба» - лепка из пластилина.

4-я неделя - Тема: Дикие животные зимой

  1. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

  2. « Выложи медведя из геометрических фигур».

  3. «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.

ЯНВАРЬ

2-3-я недели - Тема: Дикие животные и их детеныши

  1. «Кто это?» - Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».

  2. «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

  1. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

  2. «Собери семью» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.

  3. «Кто пришел? » - Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).

  4. «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге ».

4-я неделя - Тема: Птицы зимой

  1. « Ворона или воробей? » - Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.

  2. « Угощение для птиц» - сортировка семян.

  3. «Кто спрятался под листочком?» - Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какого предмета находится под бумагой в форме листика.

ФЕВРАЛЬ

1-2-я недели - Тема: Семья

  1. «Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу,

2. «Что купила мама? » - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне»

  1. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».

  2. «Поможем мальчику застегнуть пуговицы на рубашке».

  3. «Учимся шнуровать ботинки».

  4. «Для кого подарок?» - Чудесный мешочек.

З-4-я недели - Тема: Профессии

  1. Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»

  2. Продавец. «Оторви чек» - отрываем клочки бумаги от полоски.

  3. «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина

и складываем в коробочки.

  1. Повар. «Рассортируй фасоль по цвету».

  2. Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».

  3. Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».

МАРТ

1-я неделя. - Тема: Праздник мам.

1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

2-я неделя. - Тема: Начало весны

  1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

  2. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

  3. «Кто скоро проснется после зимней спячки? » - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

З-4-я недели. - Тема: Игрушки

  1. «Собери пирамидку».

  2. «Мячи для котят» - лепка из пластилина.

  3. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.

  4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).

  5. «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; («сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?

  6. «Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.

АПРЕЛЬ

l-я неделя. - Тема: Одежда

  1. «Недошитое» платье. («Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».) Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

  2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.

  3. «Сушка белья » - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

2-я неделя. - Тема: Дикие и домашние животные

  1. «Собери картинку» - разрезанные картинки из 4-х частей.

  2. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.

  3. «Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

3-я неделя. - Тема: Птицы весной

  1. «Червячки для грачей)} - лепка из пластилина.

  2. «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.

  3. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.

4-я неделя. - Тема: Растительный мир

  1. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

  2. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.

  3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

МАЙ

2-3-я недели. - Тема: Труд весной на даче

  1. «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.

  2. «3акрути бутылочку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

  1. «Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра.

  2. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.

  3. « Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор.

  4. «Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.

4-я неделя. - Тема: Мы стали старше на год

1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

  1. Анкетирование для родителей « Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»

  2. Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики руки у дошкольников»

ЯНВАРЬ

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук. Комплекс упражнений»

АПРЕЛЬ

Консультация для родителей. Подробные рецепты теста, песка и пластилина для развития мелкой моторики детей.

Самореализация

МАРТ

Консультация для воспитателей на тему: «Упражнения для дошкольников на развитие мелкой моторики рук».

МАЙ

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»

1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да - Затрудняюсь ответить - Нет

2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую мотрику?

- В младенчестве - 3-7 лет - в школе

3. Есть ли у вас дома игры на развитие мелкой моторики? Укажите какие?

___

___

4. Используете ли Вы нетрадиционный материал для развития мелкой моторики?Выберите из предложенного и добавьте свой.

- Крупа, природный материал - Пуговицы, бусины - Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки.

5. Откуда используете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду - Литература - В интернете - Подсказывает своя интуиция

6. Любит ли ребенок выполнять задания?Как он это делает?

- Пассивно - Активно

7. Какая форма работы Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание - Открытые просмотры - Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

-Консультация

- Материал в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

8. Готовы ли Вы участвовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да - Не знаю - Нет

9. Что нового по этой теме Вы хотели бы узнать?

infourok.ru


Смотрите также