Тренинговое занятие для подростков "Умеем ли мы общаться". Беседа с подростками по тренинговому упражнению история маши


Тренинговое занятие для подростков «Я среди людей»

Тренинговое занятие для подростков «Я среди людей»

Общение - неотъемлемая часть человеческого в человеке. Потребность в общении есть у всех людей, ее неудовлетворение приводит к переживанию одиночества, неуверенности, низкой самооценке и т. д.

Задачи:

  1. Формирование способности эффективной передачи информации

(установление контакта, навыки передачи невербальной и вербальной информации, работа с коммуникативными барьерами, роль обратной связи).

  1. Развитие способности слушать и понимать другого человека.
  2. Совершенствование навыков эффективного взаимодействия.

1. Игра «Грибы».

Цель: отработка навыков невербальной коммуникации.

По сигналу ведущего называющего определенное число (не более числа участников группы) должно встать столько человек сколько названо. Договариваться друг с другом нельзя.

2. Упражнение «Эффективный контакт».

Цель: навык установления контакта, вербальной коммуникации.

Тайно каждому сообщается цифра и цвет (красный или черный). Таким образом образуется две команды. Либо просто цифра – построение в шеренгу одной командой. Задача выстроиться по порядку в шеренгу от меньшей цифры к большей.  Соблюдать условие – общаться только с глазу на глаз не больше 2-х человек.

3. Упражнение «Интервью».

Цель: установление контакта, развитие навыков позитивного взаимодействия.

Участникам предлагается работа в паре с соседом слева. Задача взять интервью друг у друга по схеме, дополнения приветствуются. Представить на круг своего соседа.

4. Упражнение «Крест – параллель».

Цель: знакомство с «языком жестов».

Три - четыре добровольца за кабинет, остальные на все вопросы водящих отвечают «да» или «нет», «нет» только на вопросы того кто сидит «нога на ногу». Добровольцам необходимо разгадать правило ответов на их вопросы. В обсуждении взаимосвязь ответа «нет» с позой «нога на ногу». Добровольцы с разными позами (руки домиком, нога на ногу,  руки на колени).

5. Упражнение «Минута общения».

Цель: отработка навыков вербальной коммуникации.

Участникам предлагается пообщаться друг с другом по очереди всего минуту на заданную тему. Обсуждение трудностей в общении.

6. Упражнение «Час редактора»

Цель: формирование представлений о вербальной и невербальной информации в общении.

Предлагается текст и нужно дополнить его. В обсуждении выясняется разное понимание одной и той же информации.

Что же нам,  друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей! (оригинал текста Ш. Амонашвили о школьной оценке).

7. Упражнение «На спине».

Цель: совершенствование навыка невербальной коммуникации.

Одному участнику карточку на спину с каким либо словом отвлеченного содержания «патриотизм», «свет», «зима», «выходной». Задача группы по очереди показать без слов что написано у него на спине. Задача хозяина карточки догадаться какое слово.

8. Упражнение «Диктант».

Цель: отработка навыков эффективного приема информации.

Три добровольца получают задание с изображением рисунка из геометрических фигур. Их задача – продиктовать свой рисунок оставшимся так, чтобы получились такие же рисунки. Запрещено чертить в  воздухе и на листе.

Цель оставшихся - первого ни о чем не спрашивать, второго (закрытые вопросы) спрашивать так, чтобы он отвечал «да» или «нет», третьего на полную катушку. Обсуждение эффективного способа.

9. Упражнение «Фотографии».

Цель: формирование навыков конструктивного общения.

Работа в малых группах(2-3человека). Группа получает фотографию и краткую характеристику (возраст, род занятий, семейное положение, социальный статус, успехи). Описать характер человека. «Секрет» упражнения – одинаковая фотография с разными описаниями.

10. Упражнение «Собираемся в поход».

Цель: выработка навыков эффективной подачи информации.

Предлагается двум, трем участникам за дверь. Задача оставшихся купить в магазине все необходимое снаряжение и еду, но только на букву «С». Задача продавцов догадаться по какому принципу покупаются товары. Покупатели могут отвечать только «да» или «нет». Задача продавцов вежливо продать товар.  Обсуждение.

11. Игра «Испорченный телефон».

Цель: исследование информационных барьеров в общении.

Ведущий предлагает сообщение с фразой и вручает листок бумаги. Первый участник должен записать это сообщение на листе бумаги соблюдая правило ни одно слово ведущего не должно повториться. Та же мысль другими словами. Время на обдумывание крайне мало. Передает следующему участнику с той же целью заворачивая предыдущий ответ «гармошкой». Сравнение первого текста с последним. Обсуждение барьеров (барьер своего словаря, барьер внимания, барьер памяти, барьер словаря собеседника).

12. Игра «Комплименты»

Цель: закрепление способов эффективной коммуникации, развитие эмпатии.

У каждого участника листок с его именем. Задача участников передавая по кругу листы написать пожелания каждому участнику. Обсуждение.

Приложение 1

Что же нам,  друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!

Приложение 2

«патриотизм»

«свет»

«зима»

«выходной»

nsportal.ru

Цикл тренинговых занятий с подростками и учащимися, состоящими на ВШУ , по профилактике ассоциальных форм поведения: «Жизнь прожить-не поле перейти!».

Пояснительная записка

Что такое «современная молодежь»? К счастью, она такая разная, что кратко ответить на этот вопрос невозможно. Почему «к счастью»? Да потому, что чем больше разных  групп, образов, интересов, тем больше шансов, что каждый подросток смогут найти и проявить себя, свою индивидуальность, свою неповторимость, и в тоже время найти поддержку у тех ровесников, кому близки их  беспокойства и интересы.  Это очень важно. Важно потому, что старшеклассником быть трудно.

Взрослые часто предъявляют к старшеклассникам требования, которые в 15-17 лет просто невозможно выполнить. Иногда потому, что они слишком «взрослые». В твои годы давно пора знать, чему ты посвятишь свою жизнь! Или наоборот, совершенно недооценивающие взрослости. Ты помыл руки? Пора ложиться спать, уже 10 часов! Тебе еще рано о девочках думать!

Но самое трудное заключается в том, что подростки начинают задавать себе вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. Постоянно живешь в ситуации выбора, постоянно испытываешь напряжение, постоянно проверяешь себя, своих друзей, своих близких. Постоянно испытываешь  разочарование, растерянность, удивление, порой злость. Вроде бы хотел поступить честно, а тебя объявили предателем. Не хочешь хвалиться своими знаниями, уже записали в серость, хотел сообщить всем что-то новое, интересное – выскочка!

Но самое грустное, посоветоваться, оказывается, не с кем. У сверстников те же проблемы, но говорить об этом не всегда удобно, а взрослым, как всегда некогда.  Объяснить им, что ты без ответов на эти вопросы жить  не можешь, тоже оказывается, очень непросто.

Ответы на эти вопросы поможет найти  цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь прожить – не поле перейти». 

Цели занятий:  

  • расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;

  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Условия проведения занятий

Цикл рассчитан на  8 занятий, продолжительность каждого занятия  от 60 до 90 минут, проводятся один раз в неделю. Количество участников от 8 до 14 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: ритуал приветствия, основное содержание,  рефлексию после каждого упражнения, ритуал прощания.На занятиях используются методические средства такие как: беседа, дискуссии, самотестирование, различные варианты психотехнических игр и упражнений, самовыражение в рисунках.Цикл  тренинговых занятий рассчитан на работу с подростками 14-16 лет.

Занятие 1. Семь «Я» человека.

Цель: формирование стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества, стремление к взаимодействию с другими людьми.

I. Психолог сообщает цель предстоящих встреч, кратко рассказывает об этапах занятий.

Здравствуйте! Сегодня мы начинаем цикл занятий – «Жизнь прожить – не поле перейти», на которых мы с вами рассмотрим вопросы, волнующие каждого человека на протяжении всей жизни. Для начала познакомимся с ритуалом приветствия, которым мы будем начинать каждое наше занятие.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Здравствуйте !".

Психолог. На занятиях мы будем выполнять разные интересные задания и упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили успешно нам необходимо обсудить правила, которые необходимо соблюдать на протяжении всех встреч.(Учащиеся предлагают, педагог записывает на ватмане, который будет обязательным атрибутом на каждом занятии).

II. Основная часть

1. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять правила и просит каждого участника дать такое обещание.

2. Упражнение «Назови свое имя». Ребятам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое имя ласково.

3. Дискуссия по упражнению. Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал?

4. Психолог. Наше первое занятие мы посвятим одному очень важному вопросу. Что это за вопрос – предлагаю отгадать самим. (На доске записаны буквы, которые при перестановке превращаются в слово «м о п а н н с а о з и е ») Как вы думаете, что такое самопознание?

5. Тест «Семь «Я» человека» 

Ребятам предлагается выполнить тест «Семь «Я» человека».

6. Дискуссия по выполнению теста:

Узнали что-нибудь новое о себе? Согласны ли вы, с результатами теста? Полезна ли полученная информация?

7. Упражнение-разминка «Карлики и великаны»

Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников: приседает на команду «Великаны!»

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия. У учащихся на столе лежат вырезанные из плотной бумаги градусники. Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая: 36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо 38 – сложно, неинтересно, обременительно; 34 – бесперспективно, безразлично.

2. Ритуал прощания. Психолог предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «До-сви-да-ни-я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга

Занятие 2. «Ни печали без радости, ни радости без печали».

Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть

1. Мотивационный блок.

Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о прошлом занятии. Ведущий просит выразить их одним словом, например, любопытно, интересно, поучительно и др.

2. Притча «О трудностях». Ведущий предлагает послушать притчу «О трудностях»

2. Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?

3. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно и сформулироватьпричины жизненных трудностей человека,определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.

4. Обсуждение упражнения

5. Упражнение «Через три года»

Ведущий. Предлагаю вам выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» — так, как будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

  • Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?

  • Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?

  • Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Беседа

Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Учащимся раздаются буклеты «Советы Чарли Чаплина».

2. Рефлексия занятия

Учащиеся делятся впечатлениями о занятии.

3. Ритуал прощания

Занятие 3. «Сказка ложь, да в ней намек»

Цель: формирование навыков преодоления стресса.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть.

1. Психолог предлагает ребятам вспомнить самый запоминающийся фрагмент прошлого занятия. Ребята высказывают свое мнение по цепочке.

2. Сказка «Охотник и его сыновья» 

Психолог знакомит учащихся со сказкой «Охотник и его сыновья», написаннуюА.А.Рухмановым, которая может заставить задуматься о том, готовы ли мы к преодолению трудных жизненных ситуаций.

3. Вопросы для обсуждения. О чем эта история? Чему она учит? Как она может помочь в реальной жизни?

4. Психолог. История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.

5. Упражнение «Воздушные шары»

Психолог. Для того, чтобы легче перенести стресс, психологи разрабатывают советы, различные упражнения.

Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить несколько неприятных ситуаций, приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции. Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Передай мяч, не используя ладони»

Участники встают в круг. Передают друг другу мяч, не прикасаясь к нему ладонями. Так несколько раз. На заключительном круге, передавая мяч обычным образом, заканчивают предложение: «Любая проблема может быть решена, если…»

2. Ритуал прощания

Занятие 4. «Либо в стремя ногой, либо в пень головой»

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Задание «Лилипуты и великаны»

Психолог. Представьте себе, что вам предложили совершить путешествие или в страну лилипутов, или в страну великанов. Куда идти? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми. Сделайте свой выбор и обоснуйте его. У вас на принятие 1 минута.

2.Обсуждение задания

3. Игра «Путешествие в горы» 

Психолог говорит о том, что сегодняшнее занятие будет проходить в форме игры (приложение).Учащимся предлагается совершить путешествие в горы.

III. Заключительная часть

1. Психолог. Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь? Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач? Как к ним относится? Каким образом данная игра относиться к теме нашего разговора?

2. Ритуал прощания

Занятие 5. «Ни один человек не может быть островом»

Цель: помощь в осознании роли общения в жизни человека.

I . Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Расшифруй»

Психолог. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

2. Беседа «Трудности человека, связанные с общением»

Можете ли вы подтвердить или опровергнуть фразу: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпери.) Как отсутствие общения может повлиять на человека, его физическое и психическое состояние? Говорил ли кто-нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой общаться»? Эти слова были справедливо сказаны или нет? Как вы на них реагировали?

3. Упражнение «Умею ли я общаться»

Учащиеся чертят в тетрадях прямую линию и делят ее на 10 равных частей. Знаком «+» они отмечают на прямой линии свое желание общаться. Знаком « – » свое умение общаться.

4. Обсуждение упражнения

Учащиеся обсуждают полученные результаты и определяют, из-за чего чаще всего не складывается общение. Называют возможные причины разлада в общении, которые могут назвать учащиеся самостоятельно или в ходе обсуждения.

5. Игра «Общий язык»

Группа разбивается на тройки, при помощи расчета на 1-2-3. Игроки должны договориться между собой, например, о том, где. Когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого из них ограничены: один неподвижно сидит с завязанными глазами, другой обязан молчать и не двигаться, третий лишается права разговаривать, и у него тоже завязаны глаза. Задача в таком состоянии тройка должна за минимальное время о чем-то договориться. Когда закончит работу последняя тройка в группе ( за этим следит ведущий), можно приступать к обсуждению.

6. Обсуждение упражнения. Что способствовало нахождению общего языка? Что препятствовало нахождению общего языка?

7. Прослушивание фрагмента из жизни Авраама Линкольна 

8. Обсуждение ошибок оценивания людей в общении.

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия

Учащиеся составляют график эмоционального воздействия урока на их ощущения и эмоции. Для этого на доске написан план урока. Пункты плана наносятся на график и определяются самые главные, по их мнению, моменты урока.

2. Ритуал прощания

Занятие 6. «С кем поведешься от того и наберешься»

Цель: осознание подростками необходимости и важности объединения людей в группы по интересам; формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Ассоциации»

Психолог. Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим слово «компания». Слова, которые называют учащиеся, записываются на доске: «друг», «не бросят», «гуляем», «разговариваем», «не скучно» и др.

Вывод: в основном слово «компания» вызывает у нас позитивные чувства.

2. Беседа о причинах объединения в группы

Психолог обращает внимание учащихся на то полезное, что может принести то или иное объединение ( «научился играть на гитаре», «ездить на мотоцикле», «стал сильнее», «стал увереннее в себе»…), затем интересуется, всегда ли это влияние является положительным.

3. Упражнение «Различия»

Психолог предлагает учащимся подумать и назвать отличия отрицательной компании от положительной. Ответы записываются на доске:

4. Упражнение «Алгоритм двух «О»

Психолог. Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планам, интересами? Как?

Учащимся предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Например, друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие планы. Психолог сообщает алгоритм двух «О» (алгоритм «Оптимального Отказа»): Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино»). Алгоритм записывается на доске. Далее учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого ( за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

Обсуждение упражнения

Кому удалось отказаться? За счет чего это удалось? Кому не удалось? Почему? Какие чувства испытывали, играя разную роль? Что было проще, уговаривать или отказываться? Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?

5. Тест «Ваша компания» 

Психолог. Вам нужно выбрать наиболее подходящий вариант ответа.

Обсуждение результатов теста. Согласны ли с полученными результатами? Какие выводы для себя сделали?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Комплименты»

Психолог. Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, вот что необходимо для приятного продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.Учащимся предлагается сесть в круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделали комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем установив контакт с партнером слева от него, сделать свой комплимент так по кругу до тех пор, пока все учащиеся не скажут комплимент своему соседу.

2. Ритуал прощания

Занятие 7. «Семья в куче, не страшна и туча»

Цель: осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.

Задачи: развивать представления о роли близких в жизни человека; формировать убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни;

Оборудование: бумага для записей, карандаши.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Генеалогическое древо»

Психолог. Откуда мы родом? Где наши корни? И что такое корни? Корни – это то, что дает нам поддержку. Учащимся предлагается изобразить генеалогическое древо своей семьи, представив себя стволом дерева, а родителей, бабушек дедушек – корнями. Сколько уровней корней (поколений семьи) может нарисовать каждый из присутствующих? Нужно написать мена тех родственников, которых учащиеся вспомнят.В ходе обсуждения упражнения делается вывод, почему семья – это наши корни. Оказывается, это именно она дает нам поддержку уверенность в том, что мы кому-то нужны.

2. Анкета «Моя семья» 

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы анкеты.

3. Упражнение «Копилка семейных трудностей»

Психолог предлагает обсудить вопрос: каковы наиболее распространенные трудности в отношениях подростков и родителей? По результатам обсуждения составляется «Копилка семейных трудностей», которая фиксируется на доске. Желательно, чтобы трудности формулировались детально: «непонимание» со стороны родителей может оказаться и запретами смотреть телевизор до ночи, и отсутствием у родителей времени поговорить о делах.

4. Упражнение «Советы»

Учащимся предлагается подготовить советы родителям по преодолению жизненных трудностей их детьми. Учащимся раздаются листочки бумаги. Учащиеся эти листочки не подписывают. На каждом листочке – один совет. Все листочки собираются в корзину, перемешиваются. Психолог вытягивает советы, зачитывает учащимся.

5. Обсуждение упражнения

6. Упражнение «Фразы»

Учащимся предлагается порассуждать над некоторыми фразами великих людей.

  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. (П. Буаст.)

  • Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства. (Эбнер-Эшенбах.)

  • Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все. (Жан Поль.)

Вопрос: Могут ли такие отношения, которые заключены в словах великих людей, привести к жизненным затруднениям?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Я горжусь»

Психолог просит учащихся закрыть глаза и представить большой лист бумаги, на котором красивыми большими буквам написано: «Я горжусь тем, что в моей семье…». После того как участники внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать, что удалось дописать.

2. Ритуал прощания

Занятие 8. До свидания!

Цель: обсуждение эффективности работы группы.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Новогодняя елка»

Все участник должны выстроить из самой группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то игрушками. Главное, чтобы все участвовали в постройке и каждый был удовлетворен своим местом. После того как елка будет построена, психолог «замораживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу.

2. Обсуждение упражнения. Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Как распределялись роли? Все ли участники довольны доставшимися ролям?

3. Упражнение «Чемодан»

Один из участников – Отъезжающий выходит из комнаты, другие начинают «собирать ему чемодан» в дорогу: пишут список положительных качеств, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет ему в преодолении трудностей, которые могут встретиться ему на жизненном пути. Но Отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге. Затем Отъезжающему зачитывается вест список. Процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

4. Обсуждение упражнения

Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжающим? Что еще вам хотелось бы взять в дорогу?

5. Упражнение «Мое будущее» .Психолог предлагает учащимся закончить предложения:

– Мое будущее видится мне… – Я жду… – Я хочу… – Я думаю… – Я планирую…– Мне хочется достичь успеха…– Для этого необходимо…– Главная сложность, с которой я столкнусь…– Преодолеть препятствия мне поможет…

6. Упражнение «Коллаж»

Подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные яркие события.

III. Заключительная часть

1. Рефлексия 

Психолог. Пришло время подвести итоги наших встреч…

Учащиеся сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы.

2. Взаимные благодарности. Учащимся дается задание выразить свою благодарность друг другу: «Я тебе благодарен за…»

3. Ритуал прощания

Список литературы:

1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2008.2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007.3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. Волгоград: Корифей, 2010.4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004.5. Королева Злата. «Говорящий» рисунок, 100 графических тестов. Екатеринбург: У – фактория, 2005.6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 20057. Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль,:Академия развития,2002.8. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести…М.: Аркти, 2007.

Цикл тренинговых занятий с подростками и учащимися, состоящими на ВШУ , по профилактике ассоциальных форм поведения:

«Жизнь прожить-не поле перейти!».

Выполнила:

педагог-психолог

МБОУ СОШ №40

г.Липецка

Кровопускова О.В.

infourok.ru

Тренинговое занятие для подростков «Я среди людей»

Тренинговое занятие для подростков «Я среди людей»

Общение - неотъемлемая часть человеческого в человеке. Потребность в общении есть у всех людей, ее неудовлетворение приводит к переживанию одиночества, неуверенности, низкой самооценке и т. д.

Задачи:

Формирование способности эффективной передачи информации

(установление контакта, навыки передачи невербальной и вербальной информации, работа с коммуникативными барьерами, роль обратной связи).

Развитие способности слушать и понимать другого человека.

Совершенствование навыков эффективного взаимодействия.

1. Игра «Грибы».

Цель: отработка навыков невербальной коммуникации.

По сигналу ведущего называющего определенное число (не более числа участников группы) должно встать столько человек сколько названо. Договариваться друг с другом нельзя.

2. Упражнение «Эффективный контакт».

Цель: навык установления контакта, вербальной коммуникации.

Тайно каждому сообщается цифра и цвет (красный или черный). Таким образом образуется две команды. Либо просто цифра – построение в шеренгу одной командой. Задача выстроиться по порядку в шеренгу от меньшей цифры к большей. Соблюдать условие – общаться только с глазу на глаз не больше 2-х человек.

3. Упражнение «Интервью».

Цель: установление контакта, развитие навыков позитивного взаимодействия.

Участникам предлагается работа в паре с соседом слева. Задача взять интервью друг у друга по схеме, дополнения приветствуются. Представить на круг своего соседа.

4. Упражнение «Крест – параллель».

Цель: знакомство с «языком жестов».

Три - четыре добровольца за кабинет, остальные на все вопросы водящих отвечают «да» или «нет», «нет» только на вопросы того кто сидит «нога на ногу». Добровольцам необходимо разгадать правило ответов на их вопросы. В обсуждении взаимосвязь ответа «нет» с позой «нога на ногу». Добровольцы с разными позами (руки домиком, нога на ногу, руки на колени).

5. Упражнение «Минута общения».

Цель: отработка навыков вербальной коммуникации.

Участникам предлагается пообщаться друг с другом по очереди всего минуту на заданную тему. Обсуждение трудностей в общении.

6. Упражнение «Час редактора»

Цель: формирование представлений о вербальной и невербальной информации в общении.

Предлагается текст и нужно дополнить его. В обсуждении выясняется разное понимание одной и той же информации.

Что же нам, друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей! (оригинал текста Ш. Амонашвили о школьной оценке).

7. Упражнение «На спине».

Цель: совершенствование навыка невербальной коммуникации.

Одному участнику карточку на спину с каким либо словом отвлеченного содержания «патриотизм», «свет», «зима», «выходной». Задача группы по очереди показать без слов что написано у него на спине. Задача хозяина карточки догадаться какое слово.

8. Упражнение «Диктант».

Цель: отработка навыков эффективного приема информации.

Три добровольца получают задание с изображением рисунка из геометрических фигур. Их задача – продиктовать свой рисунок оставшимся так, чтобы получились такие же рисунки. Запрещено чертить в воздухе и на листе.

Цель оставшихся - первого ни о чем не спрашивать, второго (закрытые вопросы) спрашивать так, чтобы он отвечал «да» или «нет», третьего на полную катушку. Обсуждение эффективного способа.

9. Упражнение «Фотографии».

Цель: формирование навыков конструктивного общения.

Работа в малых группах(2-3человека). Группа получает фотографию и краткую характеристику (возраст, род занятий, семейное положение, социальный статус, успехи). Описать характер человека. «Секрет» упражнения – одинаковая фотография с разными описаниями.

10. Упражнение «Собираемся в поход».

Цель: выработка навыков эффективной подачи информации.

Предлагается двум, трем участникам за дверь. Задача оставшихся купить в магазине все необходимое снаряжение и еду, но только на букву «С». Задача продавцов догадаться по какому принципу покупаются товары. Покупатели могут отвечать только «да» или «нет». Задача продавцов вежливо продать товар. Обсуждение.

11. Игра «Испорченный телефон».

Цель: исследование информационных барьеров в общении.

Ведущий предлагает сообщение с фразой и вручает листок бумаги. Первый участник должен записать это сообщение на листе бумаги соблюдая правило ни одно слово ведущего не должно повториться. Та же мысль другими словами. Время на обдумывание крайне мало. Передает следующему участнику с той же целью заворачивая предыдущий ответ «гармошкой». Сравнение первого текста с последним. Обсуждение барьеров (барьер своего словаря, барьер внимания, барьер памяти, барьер словаря собеседника).

12. Игра «Комплименты»

Цель: закрепление способов эффективной коммуникации, развитие эмпатии.

У каждого участника листок с его именем. Задача участников передавая по кругу листы написать пожелания каждому участнику. Обсуждение.

Приложение 1

Что же нам, друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!

infourok.ru

Занятие с элементами тренинга с подростками

Занятие с элементами тренинга с подростками

«Быть уверенным в себе – как же это здорово!»

Цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению)

Следует понять, что уверенность подобна деревьям - она не может сразу стать большой. Как и дереву, ей нужно время, чтобы прорасти, окрепнуть, набрать силу и, в конце концов, стать той внутренней опорой, которая позволит тебе справляться с самыми трудными и неприятными ситуациями.

И помни, что воспитание уверенности требует времени, и ускорить этот процесс очень сложно, а сломать - легко. Главное - чтобы твое движение в сторону большей и уверенности было последовательным, а его скорость может быть разной.

М. Битянова, А. Шадуров

Цель занятия: познакомить подростков с признаками, характерными для агрессивного, уверенного и неуверенного в себе человека; сформировать чувство уверенности; отработать навыки уверенного поведения.

Ход занятия

I. Психогимнастика: «Меня зовут...» и « Я люблю себя за то, что...»Цель: создание среди подростков рабочей атмосферы.

Упражнение проводится в кругу.

Социальный педагог. Добрый день. Мы начинаем с вами новое занятие. Давайте сейчас немного разомнемся и проделаем такое упражнение: нужно будет каждому поочередно говорить две фразы: «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...».

Например: «Меня зовут наталья, я люблю себя за то, что я трудолюбивая»; «Меня зовут Никита, я люблю себя за то, что сегодня утром сделал зарядку» и т. д. по кругу.

Заметка для ведущего. Важно проследить, чтобы подростки, не отвлекались на споры и обсуждения по поводу своих высказываний. Просто высказывали их поочередно, беспристрастно и быстро. После окончания упражнения можно всех поблагодарить за то, что они успешно справились с заданием.

II. Тест «Насколько вы уверены в себе»

Ведущий. А сейчас вам предлагается ответить на вопросы теста«Насколько вы уверены в себе». Выберите для себя подходящий вариант ответа и обведите его кружочком. Постарайтесь отвечать на вопросы правдиво.

Тест «Насколько вы уверены в себе» (Прихожан А.М., 1997)

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Вы:

а) поищите удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться, и будете избегать встреч.

2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперед;

е) ждете, пока все войдут, и тогда, если, получается, заходите сами.

3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что

не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.

4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд.

5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используютвас в своих интересах:

д) нет; е)да.

6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:д) нет; е)да.

7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

б) нет; в)да.

8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы д) нет; е)да.

9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

б) нет; в) да.

10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:

д) используете эту возможность;

е) не используете.

11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

б) под любым предлогом избегаете этого;

в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих, мучительных колебаний.

12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:б) молча переживаете;

Г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.

13. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.

14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;е) молча терпите.

15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:б) глотаете про себя обиду;

д) даете ему отпор.

16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно; не знаю, что сказать;

в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.

17. Умеете ли вы торговаться:

а) да; б) нет.

18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

б) да; д) нет.

19.Вас хвалят за хорошую работу. Вы:б) не знаете, что сказать в ответ;

д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.

20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдаватьписьменный или устный экзамен:

а) устный;

б) письменный;

в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.

Социальный педагог. Теперь подсчитаем полученные баллы:

«а» - 3 балла, «б» - 0 баллов,

«в» - 5 баллов, «г» - 2 балла,

«д» - 4 балла, «е» - 1 балл.

Определите общую сумму.

Заметка для ведущего. Нужно объяснить подросткам, что о своих баллах в слух можно не говорить, поделиться может тот, кто этого захочет.

Интерппретация результатов:

менее 12 баллов - сильная неуверенность в себе.

12-32 балла - низкая уверенность в себе;

33-60 баллов - средний уровень уверенности в себе;

61-72 балла - высокая уверенность в себе;

более 72 баллов - очень высокий уровень уверенности в себе.

Ведущий. Ребята как вы думаете, кто чаще бывает увереннее взрослый или ребенок?

(И делает акцент, что чем старше человек, тем больше опыта.)

III. Ролевая игра «Я могу быть разным»

Цель: через проигрывание ситуации определить, что может чувствовать и как себя ведет подросток, когда он находится в ролях: уверенного, неуверенного или агрессивного человека.

Материалы: карточки с надписями: уверенный; неуверенный;агрессивный. Карточки с ситуациями.

Ситуация № 1. Ты не выучил урок, и тебя вызывают к доске.

Ситуация № 2. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а нужноразрешение родителей.

Ситуация № 3. Твой младший брат играет в игру на компьютере, а тебе срочно надо на нем заниматься.

Ситуация № 4. Тебе первый раз предлагают выпить, а тебе не хочется.

Ситуация №5. Тебе нравится парень (девушка), и он (она) предлагает тебе покурить «травку», а тебе это не надо.

Социальный педагог. Давайте сейчас сыграем в игру. Каждому из вас нужно будет сыграть в предложенной мной ситуации определенную роль (ведущий раздает всем карточки с ролями, затем зачитывает ситуацию № 1, и трое подростков обыгрывают ее 3 способами) и т. д., пока все участники не поучаствуют в игре.

Затем идет обсуждение, и делаются выводы:

  • агрессивный ведет себя грубо, нахально, нападает, угрожает,смотрит свысока и т. д.;

  • неуверенный говорит тихо, выпрашивает, смотрит умоляющим взглядом и т. д.

  • уверенный частично уступает, предлагает, действует аргументировано и т. д.

Заметка для ведущего. Далее ведущий должен акцентировать то, что:

  • агрессивный человек вызывает неприятные ощущения;

  • неуверенный в себе человек вызывает жалость;

  • уверенный в себе человек дает ощущение надежности.

IV. Психогимнастика «Точка»

Социальный педагог. Сейчас мы немного разомнемся и проделаем такое упражнение. Давайте все встанем, посмотрим на потолок, найдемточку на потолке и, глядя на нее, сядем, затем посмотрим на пол и на доску.

V. Упражнение «Помоги другу»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Ведущий. Ребята, представьте, что вы работаете на популярномIмолодежном радио, и вам позвонил подросток с проблемой, что он очень неуверенный, и просит у вас помощи и поддержки. Чтобы имему пожелали? Сейчас вам предстоит записать на листочках бумаги иодной фразой свои пожелания неуверенному подростку.

Заметка для ведущего. Сделать акцент на том, что чем большечеловек поддерживает других, тем сам становится увереннее.

VI. Психогимнастика «Вверх по радуге»

Цель: расслабление и снижение эмоционального напряжений.

Социальный педагог. Сейчас мы проделаем с вами упражнение, которое позволит немного отдохнуть и расслабиться. Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений может увеличиваться до семи раз.

VI I. Заключительный круг. «Важное»

Социальный педагог. Теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Каждый может говорить минуту или просто сказать несколько слов.

Заметка для ведущего. Заключительный круг проводится на каждом занятии. Он является абсолютно необходимым элементом, каждый из участников имеет право высказать свое мнение о прошедшем занятии. Следует поощрять ребят в откровенном высказывании своих чувств и мнений относительно того, что они слышали и делали.

VII. Прощание

Цель: создание положительного эмоционального впечатления занятия, придание завершенности.

Социальный педагог. У нас всех есть свои желания, которые обязательно должны сбыться. Давайте сейчас каждый про себя загадает свое желание, затем одновременно все поднимем руки вверх со словами «До свидания — МЫ».

kopilkaurokov.ru

Тренинговое занятие для подростков "Умеем ли мы общаться"

Разделы: Социальная педагогика

Цель: познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем.

Ход занятия: Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте, прежде всего, поговорим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

  1. не принимаю участия;
  2. кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
  3. активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

  1. нет;
  2. только если имею для этого веские основания;
  3. критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

  1. только в шутку и то если это люди не обидчивые;
  2. лишь по принципиальным вопросам;
  3. споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

  1. возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
  2. делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;
  3. прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

  1. не буду поднимать бучу из-за пустяка;
  2. молча возьму солонку;
  3. не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

  1. с возмущением посмотрю на обидчика;
  2. сухо без эмоций сделаю замечание;
  3. выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

  1. промолчу;
  2. ограничусь коротким, но тактичным комментарием;
  3. выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

  1. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;
  2. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
  3. проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г (ведущий). Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты.

Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Вызываются 2 человека – мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?

Весь класс внимательно слушает, когда мальчик и девочка выходят и встают друг напротив друга, говорят комплименты. Выигрывает тот, кто больше и красивее говорит комплименты. Социальный педагог благодарит ребят, поощряет их комплиментами.

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г ( ведущий).Умение высказать свое расположение к собеседнику – это еще не все. Молодому человеку надо уметь вести диалог, т. е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется “Культурная беседа”. Два человека садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой последний фильм посмотрел мой собеседник, и какое мнение у него сложилось об этом фильме.

Социальный педагог формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи (время диалога – 4 мин).

Когда ребята пишут на бумаге тему и цель разговора, социальный педагог с обучающимися проводит физкультурную минутку для дыхания (приглашаются два учащихся, которые показывают выполнение упражнений “Кучер” - на вдохе произносите “но-но-но…”, делаете добор воздуха и на выдохе “тпру”.

“Насос” – 1 человек качает “насос”, при этом говорит “ш-ш-ш…” резко выдыхая, а 2 надувается как шар, поднимая руки и набирая воздух, затем на выдохе произносит “с-с-с…”, опуская руки.

С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г (ведущий). В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в “Речевой этикет”.

Играют два человека.

  1. Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)
  2. Выскажите просьбу. ( Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста… Разрешите попросить вас…Не могли бы вы?.. Будьте так любезны… Будьте добры!)
  3. Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь… Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)
  4. Как принято извиняться в культурном обществе? ( Приношу вам свои извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)
  5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе ? (Не огорчайтесь…Нет повода для беспокойства…Нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо…Успокойтесь…)
  6. Есть ли у тебя запас слов благодарности ? ( Благодарю вас…Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность.)
  7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь увидеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г (ведущий). При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

Л е н а (обижена). Вчера ты, Андрей, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

А н д р е й (удивлен). А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г (ведущий). Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.)

Речевой этикет.

Используются только волшебные слова: приветствие (здравствуйте, привет, салют, доброе утро), просьбы (вы не могли бы…, пожалуйста, будьте так добры…), знакомства (разрешите познакомиться, давайте познакомимся, можно с вами познакомиться и т. д.), извинения (приношу вам свои извинения, позвольте извиниться, мои глубокие извинения…), утешения и одобрения (не огорчайтесь, нет повода для беспокойства, нет ничего плохого в том, что…, все будет хорошо), благодарность (благодарю вас, спасибо, заранее благодарен, признателен вам), прощания (до свидания, доброго пути, до завтра, всего хорошего…)

К а т я. Вовсе необязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г (ведущий). Права ли Катя?

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г (ведущий). Тебя обозвали. Твоя реакция?

  1. Не придам значения.
  2. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за “хорошие” слова).
  3. Отблагодарю тем же (обзову).
  4. Пожалуюсь старшим.

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г (ведущий). Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на три группы и посовещаемся.

(В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.)

Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректгость, неподкупность, патриотизм.

Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

Социальный педагог (ведущий). А теперь я предлагаю всем серьезное задание. В течение 5 минут 3 группы (по рядам в классе) напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, а кто-то – советы психологов…

Законы, о которых идет речь, можно обобщить и записать, например, так.

  1. Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.
  2. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.
  3. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.
  4. Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока.
  5. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.
  6. Не спорьте по мелочам.
  7. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
  8. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.
  9. Избегайте категоричности, особенно в возражениях.
  10. Ищите возможность согласиться, а не возразить.
  11. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

С о ц и а л ь н ы й  п е д а г о г (ведущий). В заключение хочу дать вам несколько рецептов поведения.

  1. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое в стороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше.
  2. Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу.
  3. В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.
  4. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.

Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к близким нам людям.

Предварительная работа

Заранее обговорили с участниками, чем они будут работать, выбрали стиль и временные рамки тренинга. Установили контакт с участниками путем искренней заботы и интереса к их проблемам.

Оставаться в рамках оговоренных зон исследования – это основа для построения доверия. Не осуждать высказывания и поведение участников, их поддержать, а не оценивать, не навязывать своего мнения. При обсуждении строим вопросы, отталкиваясь от предшествующего, обращая внимание на утверждение, успехи участников, отмечаем их достижения по ходу тренинга.

Задачи: развивать у участников уважение к другим и самоуважение, научить преодолевать внутреннее беспокойство, поддерживать друг друга, доверять и доверяться. Учить преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.

Литература:

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 320 с.
  2. Классному руководителю. Учеб.- метод. Пособие / Под ред. М. И. Рожкова.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 280 с.
  3. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост. Т. А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также