Артикуляционная гимнастика для детей 2,5 – 4 лет в стихах. Артикуляционные упражнения для детей 3 4 лет


Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет

Артикуляционная гимнастикаВ логопедической работе активно используется артикуляционная гимнастика. Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работу мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание и, соответственно, помочь правильной постановке звуков или откорректировать ошибочную.

Можно ли заниматься с детьми логопедической гимнастикой самостоятельно? В том случае, если у ребенка нет серьезных нарушений произношения, упражнения для развития артикуляционного аппарата помогут активному формированию речи. Если же родителей беспокоят какие-то проблемы, лучше предварительно проконсультироваться со специалистом. Логопед подберет нужный комплекс упражнений и даст рекомендации по коррекции.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

  1. В занятиях обязательна регулярность. Упражняться необходимо каждый день. Однако не стоит перегружать ребенка, поэтому длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Если есть возможность, можно проводить комплекс даже 2 раза — утром и вечером — но сократив время урока до 5-7 минут.
  2. Во время занятия ребенок должен сидеть за столом. Выполнение упражнений требует сосредоточенности и контроля, поэтому на бегу правильно их сделать не получится. Результат такой деятельности «на скорую руку» не только не будет положительным, но и может оказаться негативным.
  3. Для того, чтобы ребенок выполнил задачу, мог научиться контролировать мышцы речевого аппарата, ему важно видеть себя. Для этого поставьте на стол удобное зеркало.
  4. Следите за тем, чтобы каждое упражнение выполнялось правильно. Иногда можно «помочь» языку специальным логопедическим шпателем, чистой ложечкой или просто пальцем.
  5. Не забывайте о том, что негатив не мотивирует! Это вам может казаться, что сделать упражнения легко и просто. Для ребенка же они оказываются довольно сложной задачей. Обязательно поощряйте и поддерживайте его. Сделайте уроки веселой игрой. Не зря для многих подобных комплексов придуманы «сказки про язычок». Подберите подходящий стишок для упражнения или сочините интересную историю.
  6. В начале освоения каждого упражнения проводите его в медленном темпе, фиксируясь на правильности выполнения, и лишь потом предлагайте ребенку пробовать делать движения быстрее.

Важно также развитие мелкой моторики у детей от 2х лет.

Требования к занятиям для детей 3, 4, 5, 6 лет

  • В 3-4 года перед ребенком стоит самая главная задача — осознать и научиться контролировать работу речевого аппарата. Основной акцент делается на правильности выполнения. Комплекс состоит в основном из статических упражнений.
  • В 5 лет уже требуется следить за плавностью и четкостью движений, правильным переходом от одного упражнения к другому. Набирать высокий темп может пока показаться сложным. Не торопите ребенка.
  • К 6 годам осознанный контроль над мышцами артикуляционного аппарата уже вполне достижим. Дети могут выполнять упражнения в нужном темпе и удерживать правильное положение языка определенное время.

Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Упражнения для артикуляционной гимнастики

  • «Улыбка». Это база для каждого последующего упражнения. Для правильного выполнения ребенку нужно будет удерживать губы в широкой улыбке. Так давайте улыбаться! Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми.
  • «Слоник». Слоненок тянется хоботком к цветочку. Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
  • «Лопатка». Делаем широкий язычок. Немного вытянуть язык между зубов, не прижимая сильно. Сам язык должен быть расслабленным и широким. Настоящая большая лопата для уборки снега!
  • «Змея». А теперь можно превратиться в длинную змею. Язык также расположен между зубов, но теперь он должен быть напряженным и вытянутым, тонким. Пусть ребенок представит, как кончик языка тянется вперед, как у змейки. Такое положение, как и предыдущее, удерживать по 10 секунд.
  • Если упражнения хорошо освоены, предложите ребенку научиться чередовать их в определенном темпе. Вы будете чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает лопату в змейку и обратно. А может быть, вы придумаете какую-то другую историю про волшебство?
  • Переходим от статики к действиям. Делая «Улыбку» с сомкнутыми зубами под счет взрослого, ребенок должен разомкнуть зубы на пару сантиметров, то есть открыть рот. Двери открываются — двери закрываются. Придумайте, от кого запирается дверка?
  • «Вправо — влево». Язычок решил прогуляться, но не знает, куда же ему пойти. Рот приоткрыт в улыбке, язык двигается из одного угла губ к другому.
  • Ваш ребенок любит играть в футбол? Упражнение «Мяч». Пусть ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вы можете контролировать точность и напряжение языка, «толкая» щечки. Очень весело!
  • Еще одна вариация футбола — только мяч будет надувной. Научите ребенка надувать то одну щеку, то другую по очереди. Задача непростая, но для того, чтобы поднять настроение, вы можете «лопать» воздушный шарик, нажимая на надутую щеку.
  • Ох, язычок ушел гулять, но ведь он еще не умывался! Чистим язык, прокатывая его вперед-назад при сомкнутых зубах.
  • Теперь надо еще почистить и зубы — пусть язычок позаботится о них. Плавным движением слева-направо и наоборот провести языком по наружной поверхности верхних зубов, потом нижних.
  • Качаемся на качелях. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а потом — внизу, за зубами нижними. Рот полуоткрыт в улыбке.
  • Поскачем на лошадке? Все дети любят воспроизводить цоканье. Давайте соревноваться — кто дальше ускачет, вы или ваш ребенок?
  • Еще одно статическое упражнение — «Грибок». Оно хорошо растягивает короткую уздечку. Язык нужно приклеить («присосать») к верхнему небу как при цоканье лошадкой и оставить в таком положении на 10 секунд.
  • Усложняем «Грибок» — играем на гармошке. В положении «Грибка» ребенок должен двигать нижней челюстью вверх и вниз. Язык при этом не отпускаем!

Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр!

Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий.

karkusha.su

Логопедические упражнения для детей 2-4 лет

Здравствуйте, дорогие мамы и папы. С Вами Ирина Викторовна Тонконог. Я много лет проработала в д\с воспитателем и логопедом, и всегда искала пути для лучшего усвоения детьми различных знаний. Чтобы было и полезно, и весело.артикуляционная гимнастика для детей

Наши логопедические занятия с младшими дошкольниками большей частью заключаются в играх с язычком, в которых ребенок повторяет несложные движения. Малышам также полезны различные упражнения на развитие мимических мышц лица, в частности щек и губ.

Логопедических  упражнений  для  языка  и губ  существует  немного,  поэтому они  повторяются. Это  необходимо  для  того, чтобы  малыш  их  усвоил  и  делал  чётко. Просто  ребёнку  они преподносятся   по — разному.

Повторяйте  эти  игровые  упражнения  несколько раз. Все упражнения    необходимо  делать перед зеркалом и по показу взрослого. Чем младше ребенок, тем дольше их надо выполнять совместно с малышом. Обязательно  подбадривайте  и  хвалите  свою кроху.

Чтобы Вам и Вашим деткам проще было осваивать материал, я постаралась дать как можно более понятное описание упражнений. А  замечательный художник  Ольга Боронина сделала прекрасные иллюстрации к самым сложным упражнениям.

Мы очень надеемся, что благодаря описаниям и иллюстрациям, Ваши занятия с ребенком станут не только веселыми, но и эффективными. Успехов Вам!

 Комплекс №1.

  1. Язычком наш котик

Моет лапки, ротик.

(имитируем движения языком, когда кот лижет лапы и умывает рот, следите, чтобы ребенок именно имитировал их, а не по-настоящему облизывал руки)

  1. Суп он ест не за столом

Суп лакает языком.

(Наклоняем слегка голову вниз и показываем, как кот лакает из миски)

  1. Я как котик не умею,

Но об том не жалею.

( Разводим руки в стороны и покачиваем головой в отрицательном жесте)   

  1. Мой язык умеет ловко,

Вверх и вниз качаться,

упражнение Качели

(Открывает рот круглым окошечком, опускаем высунутый язычок вниз, к подбородку, затем к верхней губе. Упражнение выполняем несколько раз. Подбадривайте ребенка, похвалите язычок, попросите покачать его еще раз, потом еще).

  1. Острый носик показать

На крыльце валяться.упражнение Иголочка

 ( высунуть язык из приоткрытого рта, побуждайте кроху, чтобы кончик язычка был острым, а потом положите расслабленный язычок на нижнюю губу)упражнение Лопата

  1. Может зубки посчитать

Раз, два, три, четыре, пять!упр. Почистим зубки

  ( рот открыт широким окошечком, провести языком по нижним, затем по верхним зубам)

  1. На лошадке быстро мчится

«Цок, цок, цок!» — стучат копыца

(цокаем языком присасывая его кверху)

  1. А когда он утомиться

За забором спать ложиться.

( спрятать язычок за зубами, улыбнуться широко и показать сомкнутые зубки-«забор»)

Комплекс №2

«Болтунишка язычок»

1.Где твой болтушка язычок?

Ну-ка покажи его дружок!упражнение Иголочка

(слегка приоткрыть губы, высунуть вперед острый язычок)

  1. Пусть он на крылечке посидит,Упражнение 9. Лопата

(положить расслабленный язык на нижнюю губу)

Пусть по сторонам он поглядит.

(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)Упражнение 4 Часики

  1. Кто там распевает в вышине?

Любопытно стало язычку и мне.

Тянемся высоко-высоко…

Но не разглядели никого.упражнение Качели

          (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу)

4.Что-то под ногами прошуршало

Посмотрели вниз – нет, убежала

Это, верно, серенькая мышка,

Не успели разглядеть малышку.

(опустить язычок как можно дальше вниз)артикулярная гимнастика для детей в детском саду

  1. Ну, а это важный кот шагает,

Влево – вправо хвостиком виляет.

Мы с тобой подразнимся немножко

Язычок вильнет, как хвостик кошки.

(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)Упражнение 4 Часики

  1. Вечер. В небе звезды загораются Носик-язычок вверх поднимается,

Чтобы любоваться звезд мерцанием

Что ж, спокойной ночи, до свидания.Упражнение 8. Ротик - дверь закрыта

 (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу, а потом убрать в рот и крепко сжать губы.)

 

Комплекс №3

«Вот какой наш язычок».

  1. В море рыба – кит живет,

По волнам она плывет,

У нее огромный рот.  Вот такой!

( Широко  улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время)

  1. В поле мотылек живет,

Он нектар цветочный пьет

Тонким, длинным хоботком. Вот таким!

(Вытянуть губы узкой трубочкой вперед, «полюбоваться» на хоботок)

  1. Под пеньком живет змея,

Длинный хвост и голова,

Вынет, спрячет язычок…    Вот так!

( рот открыт круглым окошечком, острый язычок показываем и прячем)

  1. В роще заинька живет,

Травку, ветки он грызет,

Носик морщит он смешно.

Получилось? То-то, вот!

( морщить носик, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы,

но зубы сомкнуты)

  1. В будке Шарик наш живет,

Дом прилежно стережет,

Вертит весело хвостом.

Как? Покажем язычком! Смотри!Упражнение 4 Часики

( рот улыбается, зубы приоткрыты, острый узкий язык  быстро движется  вправо – влево)

Комплекс №4.

Здравствуй язычок.

  1. Язычок мой, здравствуй

День такой прекрасный

Открывай свое окошко.

Просыпайся понемножку.Упражнение 15 окошко

(открываем рот и делаем его окошечком, беззвучно произносим О)

  1. Сделаем зарядку,

Чтоб было все в порядке:

По –тя- ну – лись,

На – кло – ни – лись,

Влево – вправо по — вер- ну – лисьупражнение Качели

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  сначала тянется вверх, к носу, затем вниз к подбородку, а потом двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).Упражнение 4 Часики

  1. А теперь вперегонки

Побежим на завтрак мы…

( несколько раз быстро высовываем и прячем язык между слегка сомкнутыми губами)

  1. На столе лежат блины,

Очень вкусные они

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)Упражнение 9. Лопата

Мы макаем их в варенье,

Не блины, а объедение!

(Круговым движением облизываем верхнюю и нижнюю губы)19 Вкусное варенье

  1. Хочешь, в прятки поиграем?

Мы сначала убегаем…

Язычок в рот убираем,

А потом в окошко – скок

Покажем остренький носок.

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)Упражнение 3 Змея

  1. И опять он убежит

В домишке тихо посидит

Снова выглянет в окошко,

( повторяйте предыдущие движения)

 

  1. И свернется словно кошка,

На крылечке.

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)Упражнение 9. Лопата

Вот какой,

язычок мой озорной!

(широко улыбнуться себе в зеркале)

занятия с логопедом в детском саду

Комплекс № 5.

Веселая гимнастика для язычка.

Повторите с язычком наши упражнения,

Перед зеркалом садись, повторяй движения.

Ротик – дверь откроем,

( открыть рот, губы округлые)Упражнение 15 окошко

Зубки все помоем

( несколько раз провести языком по верхним,

а потом по нижним зубам)Упражнение 2. Чистим верхние и нижние зубы

Крылечко чисто подметем

( провести языком по нижней губе, слева – направо и обратно)Упражнение 12 Метла

Ляжем отдохнуть потом.

( рот открыт, круглый, расслабленный язык лежит на нижней губе)упражнение Лопата

В доме часики идут:

«Тики-таки, тики – тук».

И язык наш с ними в такт:

«Тики-так да тики – так»Упражнение 4 Часики

( рот приоткрыт в улыбке, язык двигается слева – направо, и обратно)

А теперь за стол садимся

И вареньем угостимся.

( имитируются движения, слизывания варенья с блюдца)

Рот испачкан, посмотри,

губы язычком  протри!

(круговым движением облизать губы)19 Вкусное варенье

Вечер. Солнце закатилось.

Ротик – дверка затворилась.

Спит тихонько язычок,

Ну, и ты, дружок, молчок!

артиуляционная гимнастика для дошкольников

Комплекс №6.

Машин язычок.

Язычок у Маши жил ( в данной строчке называйте имя своего ребенка)

Поиграть он с ней любил.

  1. Открывает Маша рот

Язычок гулять идет.упражнение Иголочка

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)

  1. Смотрит влево, вправо он:

Что –то там со всех сторон?

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).Упражнение 4 Часики

  1. Прыгнет ловко на качели

Вверх и вниз качается

Маша смотрит в зеркальце

Тоже удивляется.

( Язычок  опускаем вниз, к подбородку, затем поднимаем к верхней,

рот круглый- 10 – 15 сек)упражнение Качели

  1. Встали зубки ровно в ряд

      (Улыбнитесь  и покажите  сжатые  зубки, ровно и покажите  сжатые  зубки, ровно стоящие  друг  на друге).Упражнение 16 Заборчик

     Стал их язычок считать

     Сверху много, снизу много –

Снова посчитать готов он.

(Языком провести по верхним зубам слева – направо и обратно, 10-15 сек).Упражнение 2. Чистим верхние и нижние зубы

  1. А теперь он полежит…

(Рот приоткрыт, расслабленый круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)Упражнение 9. Лопата

Быстро-быстро убежит.

( Спрятать язык и закрыть ротик).

Упражнение 8. Ротик - дверь закрыта

Занимательные упражнения на развитие дыхания

Комплекс № 7

«Ах, как вкусно!»

  1. Киска молоко лакала

И усы все облизала. Ах, как вкусно!

(Языком показываем как лакает киска. Если малыш затрудняется выполнить это движение, налейте ему на блюдце каплю молока или того, что он любит. Затем движение меняется: предложите малышу облизать свои губы, как киска облизывает ротик)

19 Вкусное варенье

  1. Прилетела к нам оса,

Есть варенье со стола,

Длинным, тонким хоботком. Ах, как вкусно!

( высунуть вперед и удерживать 5-10 секунд язык)

упражнение Иголочка

  1. А зеленая лягушка,

Языком поймала мушку. Ах, как вкусно!

(Ротик улыбается, ведь у лягушки рот широкий. Должны быть видны сжатые зубы. Приоткрываем рот, вытягиваем  как можно дальше вперед язычок, а потом вновь его прячем за зубы)

Упражнение 3 Змея

  1. Наш Андрюшка – молодец

Лижет сладкий леденец. Ах, как вкусно!

( имитируем движение языка, будто облизываем леденец. можно дать малышу настоящую конфетку)

19 Вкусное варенье

  1. Губы сладкие оближем —

и повыше, и пониже!

(Облизать сначала верхние, а потом нижние зубы).

гимнастика для язычка

Комплекс № 8

Сказка про язычок.

1.Сказку я тебе дружок

расскажу про язычок.

Жил он в ротике- домишке

Шалунишка и плутишка.

( несколько раз обвести пальцем губы, легко их массируя; сначала это может делать взрослый, а потом сам малыш)

2.Утром рано он вставал,

Домик ротик открывал

( открыть рот, сделать его круглым, как бы произнося звук «А)Упражнение 15 окошко

3.И смотрел по сторонам:

Кто есть тут,

А кто есть там?

( высунуть острый язычок и повернуть его сначала влево, касаясь уголка губ, потом вправо)Упражнение 4 Часики

4.Тут гуляет Машка – кошка  «мяу!»,

(язычок снова повернуть влево, ) 

5.Там Барбос глядит в окошко «Гав – гав!»

(язычок двигается вправо)

6.Тут коза жует траву «Ме – ме!»

Там бычок ревет(Му-му!)

(язычок соответственно словам двигается влево и вправо)

  1. Всем помашет он: «Привет!»

«Здравствуй!» — слышит он в ответ.

(язычком 3-4 раза двигаем вверх — вниз)упражнение Качели

8.Язычок наш в дом идет,

И блины себе печет (Вот такие! )

( расслабленный мягкий язык кладем на нижнюю губу, округлый рот открыт)упражнение Лопата

  1. А блинов наестся он

Рот умоет

( облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю)19 Вкусное варенье

  1. А потом,

Отправляется гулять,

На лошадке поскакать.

( цокаем язычком — присасываем его к небу о отпускаем)

  1. Вечером домой вернется,

В домике своем запрется

Спать ложиться до утра

Отдохнуть и нам пора.

( ротик закрыть, глубоко вдохнуть и выдохнуть)

 Упражнение 8. Ротик - дверь закрыта

Комплекс № 9.

ПОГУЛЯЕМ!

1.Смотрит солнышко в окно

Нам гулять пора давно.

( приоткрыть рот, сделать его круглым окошечком)Упражнение 15 окошко

2.Позовем и язычок –

Выходи-ка к нам,  дружок!

( высунуть язык вперед, кончик языка острый)упражнение Иголочка

3.На крылечки полежи,

Свою спинку покажи.

( рот открыт, губы округлые, мягкий язычок лежит на нижней губе, если язык беспокойный, напряжен, пошлепайте по нему верхней губой, приговаривая «бя-бя-бя-бя»).

упражнение Лопата

4.Отдохнул он, полежал,

Влево — вправо побежал.

(рот в улыбке, язык движется от одного уголка губ к другому)Упражнение 4 Часики

5.Бегал, бегал – утомился!

На крылечке развалился…

(язык спокойно  лежит на нижней губе, как в позиции 3)Упражнение 9. Лопата

6.А потом давай скакать

Вниз да вверх, да вниз опять.

(Рот открыт широким окошечком, язык опускается к подбородку, затем поднимается к верхней губе или зубам)упражнение Качели

7.Нагулялись, наигрались,

По домам все разбежались.

( спрятать язычок и закрыть рот)Упражнение 8. Ротик - дверь закрыта

 

Комплекс № 10

«Язычок наш не скучай»

1.Язычок наш заскучал,

в дверку –ротик постучал:

(Губы сомкнуты, щеки слегка надуты)занятия в детском саду с логопедом

2.Тук, тук – гулять пустите,

Дверку-ротик отворите.

(Толкнуться языком сначала в одну щеку, потом в другую)Упражнение 6. Вкусная конфета

  1. Носик острый покажу,

влево,вправо погляжу.упражнение Иголочка

(Рот в улыбке, зубы раздвинуты, качаем языком влево-вправо)Упражнение 4 Часики

4.Цок, цок, цок – кто это мчится?

Лошадь- звонкие копытца!

(Попросить малыша поцокать, показать, как у лошади стучат копытца)

  1. Пинь-пинь-пинь! Кто там поет?

Носик вверх язык загнет,

На ветвях сидит синичка,

песню распевает птичка.

(Рот полуоткрыт в улыбке, язык поднимается к верхней губе, если  получается, то к носу, и удерживается так некоторое время)

  1. Буль –буль-буль – чей голосок?

Вниз посмотрим – ручеек!упражнение Качели

( Рот в том же положении, язык опускаем вниз, касаясь подбородка)

  1. Вверх – на птицу,

вниз на водицу!

( несколько раз, покачиваем языком вверх- вниз, слова также повторяются 4-5 раз)упражнение Качели

  1. Язычок мы покачали

и немножечко устали,

Язычок ушел поспать

Мы тоже будем отдыхать.

(прячем язычок, закрываем ротик)

Упражнение 8. Ротик - дверь закрыта

Вот такие вот у нас веселые комплексы артикуляционной гимнастики. А еще у нас  в детском саду есть комплексы пальчиковых игр для малышей 3-5 лет. Посмотрите, это тоже очень интересно!

detochki-doma.ru

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет: упражнения

Дом и семья 14 апреля 2017

Уже в семье начинает закладываться речевое развитие ребенка. Задача близких людей – создавать условия, при которых ребенок легко сможет приобретать речевые навыки. Недостатки развития могут привести к неспособности выражать собственные мысли, к плохой школьной успеваемости. Если ребенок плохо владеет речью, как правило, он плохо учится. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет поможет в игровой форме учиться разговаривать, правильно произносить звуки.

артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это целый комплекс упражнений, направленных на то, чтобы помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, выработать точность положения языка, губ в произношении определенного звука. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет тренирует органы звукопроизношения. В психическом развитии малыша речь играет огромное значение. По качеству произношения в целом можно судить об общем развитии. Дети 2-3 лет достигают пика развития речи, они уже могут произносить простейшие звуки, как глухие, так и звонкие Х, В, Ф, Г, Д, К, Н, О. Уже в 3-4 года становятся доступными звуки С, Э, Л, Й.

Физиологически малыши не сразу становятся готовыми к произношению сложных звуков, поэтому им нужно тренировать язычок. Взрослые должны помочь в пополнении словарного запаса. Нужно вести с ребенком беседу, и он предложениями должен рассказывать о своей семье, о погоде, о том, что он делает. Освоить азы произношения звуков поможет артикуляционная гимнастика. Фото детей подтверждают, что счастливы малыши, только когда имеют полноценное общение как с другими сверстниками, так и с взрослыми. Речь в формировании взаимоотношений играет главнейшую роль. Она не может быть врожденной способностью и требует постоянного развития.

Условием становления звукопроизношения является слаженная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти).Главной целью любой артикуляционной гимнастики считается выработка полноценных движений, навыков правильных произношений звуков, укрепление мышц речевого аппарата.

артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Рекомендации по проведению занятий

Если у ребенка есть сложности со звукопроизношением и ему предстоят занятия с логопедом, занимаясь артикуляционной гимнастикой, он быстрее подготовит свой речевой аппарат к произношению самых сложных звуков. Также четкий проговор различных звуков – основа при обучении письму. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей выполнять нужно, соблюдая некоторые рекомендации:

• На начальных этапах занятий все упражнения выполняются очень медленно, лучше делать это перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свои действия. Задавайте малышу наводящие вопросы: что делает язычок? Где он сейчас находится? Что делают губы?

• Далее темп может быть увеличен, упражнения можно выполнять под счет. Обязательно следите при этом, чтобы присутствовала плавность и точность в движениях, иначе теряется смыл.

• Заниматься лучше по утрам и вечерам, минут по 5-7. Время занятий зависит от усидчивости малыша. Занятия не должны быть навязанными.

• В возрасте 3-4 лет следите за тем, чтобы усваивались основные движения.

• В возрасте с 4 до 5 лет повышаются требования – движения должны становится более плавными и четкими, без подергиваний.

• В возрасте с 6 до 7 лет дети должны выполнять все в быстром темпе, при этом уметь удерживать язычок на некоторое время без изменений.

Следует напомнить, что артикуляционная гимнастика только готовит речевой аппарат к произношению звуков, она не сможет заменить занятий с логопедом!

артикуляционная гимнастика для детей в стихах

Видео по теме

Упражнения на звуки С, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает в себя комплекс на произношение свистящих звуков С, Ц, З.

«Заборчик». Улыбнуться и показать ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повтор 5 раз.

«Слоник». Зубы сжать, а губы в это время вытянуть вперед трубочкой. Держать до 7 секунд. Повтор 4-5 раз.

Упражнения «Заборчик» и «Слоник» чередуются. При этом нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Чистим зубки». Улыбаясь, широко открыть рот. Язычок за зубами двигается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, потом по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Больной пальчик». Слегка зажать губами высунутый кончик язычка, выдыхать воздух так, чтобы он проходил посередине – дуть на палец. Вдох глубокий, плавный выдох. Повтор 4-5 раз.

«Горка». Показать зубки, широко улыбнуться. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживать положение до пяти. Повтор 5 раз.

«Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальчиком, сдерживая сопротивление язычка. Удержаться до пяти. Повтор 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет подразумевает повторение упражнений «Заборчик» и «Слоник» и дополнительно включает следующие:

  • «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнесим «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.
  • «Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.
  • «Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.
  • «Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

артикуляционная гимнастика для детей 3 лет

Упражнения на звуки Л, Р

Повторить упражнения «Заборчик» и «Слоник». Затем чередовать эти два упражнения.

Повторить упражнение «Чистим зубки».

Повторить упражнение «Вкусное варенье».

«Маляр». Рот широко открыть. Язычок – это кисточка. Красим потолок (небо) – двигаем язычком вперед, назад, влево, вправо. Кисточка не должна отрываться от потолка. Язычок не выскакивает за зубки. Повтор 6 раз.

«Лошадка». Рот чуть приоткрыть, показать зубы, улыбнуться. Начинаем цокать языком попеременно быстро - медленно. Делаем для отдыха короткие паузы. Язык присасывается к небу, затем шлепается вниз. При этом нижняя челюсть не двигается.

«Грибок». Рот приоткрыть, показать зубки. Цокнуть языком, а затем присосать его к небу, удерживать до 10 секунд. Уздечка – ножка гриба, язык – шляпка. Повтор 3 раза.

«Гармошка». Повторяем «Грибок», при этом удерживая язык, открываем широко рот, после чего сжимаем зубы. Чередуем. Повтор до 8 раз.

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста очень важна для развития и становления артикуляционного аппарата. В игровой форме выполняйте с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Растирайте и похлопывайте щечки. Аккуратно покусывайте их изнутри. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Сытый хомячок». Губы сомкнуть, а зубы разжать. Набрать воздуха, щеки надуты. Сначала обе, потом поочередно. Удерживать по 5 секунд.
  • «Голодный хомячок». Все наоборот. Щечки втягивать внутрь, можно помогать руками.
  • «Лопнул шарик». Глубоко вдохнуть, губы сомкнуты. Щеки раздуть и хлопнуть по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Птенчик». Рот широко раскрыть, набрать воздуха, как бы зевая. Следите, чтобы язык был расслаблен. Полный выдох. Повтор 3 раза.

«Слоник». Вдохнуть, вытянуть губы и на выдохе произносить «у-у-у-у…». Держать до 5 секунд. Повтор 3 раза.

артикуляционная гимнастика для детей средней группы

Упражнения для нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для детей 3 лет включает в себя упражнения для подвижности нижней челюсти:

  • «Птенец». Открывать, закрывать широко открытый рот. При этом губы улыбаются, а «птенчик»-язычок сидит за нижними зубами. Выполнять упражнение ритмично под счет.
  • «Акулы». Приоткрыть рот. На счет «один» - челюсть вправо, «два» - на место, «три» - челюсть влево, «четыре» - на место», «пять» - челюсть вперед, «шесть» - на место. Движение выполнять очень плавно и медленно.
  • Имитируем жевание с открытым, потом с закрытым ртом.
  • «Обезьянка». Открыть рот, челюсть тянется вниз, одновременно язык максимально вытягивается вниз.
  • «Силач». Открыть рот. Представить, что на бороде висит груз. Закрываем рот, представляя сопротивление. Расслабиться. Повторить. Можно создавать препятствие руками.

артикуляционная гимнастика для языка для детей

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка для детей представлена следующими упражнениями:

  • «Лопатка». Малыш видит картинку с лопатой. Приоткрывает рот в улыбке. Широкий язык держится на нижней губе. Держать язычок 30 секунд, нижнюю губу не поджимать.
  • «Чистим зубки». Рот слегка открыт, улыбаемся. Кончиком язычка проводим изнутри по зубкам, отдельно дотрагиваемся до каждого. Сначала в одну сторону. Отдохнули. Теперь в другую.
  • «Часики». Малыш видит изображение часов с маятником. Рот широко открыт. Языком поочередно касаться одного уголка рта, затем другого. Нижняя челюсть - неподвижна.
  • «Лошадка». Щелкать язычком, как лошадка копытцами. Начинать упражнение медленно, ускоряя темп (лошадка поскакала быстрее). Работать должен только язык, челюсть не движется. Можно придерживать подбородок руками. Повторить 6 раз.
  • «Поймать мышку». Открыть рот, улыбнуться. Язык лопаткой положить на нижней губе. Произнося «а-а-а-а...», аккуратно прикусить кончик язычка. Мышка попалась. Повтор 5 раз.
  • «Орешки». Рот закрыт. С напряжением касаемся язычком внутренней стороны щек. То справа, то слева. При этом удерживать положение по 5 секунд. Пальчиками снаружи контролировать движения, придерживать язык. Повтор 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. На игре построено множество методик по обучению. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многими преподавателями используется артикуляционная гимнастика для детей в стихах и сказках. Малыши с удовольствием включаются в игру.

«Сказка о Язычке». Жил в своем домике Язычок. Кто знает, что это за домик? Отгадайте.

В этом домике красные двери,

А рядом с ними - белые звери,

Эти зверушки очень любят плюшки.

Кто догадался? Этот домик – наш ротик.

В домике двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рот).

Озорной Язычок на месте не сидит, часто выбегает из своего домика (язычок высунуть).

Вышел Язычок погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язычок ежится (свернуть трубочкой), зашел в домик, закрыл дверь (спрятать язык, губы закрыты).

На дворе стало пасмурно, забарабанил дождь. (Бьем по зубам языком, произнося при этом «д-д-д-д...»).

Дома Язычку не скучно. Он напоил молоком котенка. (Открыть рот, водим языком по верхней губе). Котенок облизнулся и сладко зевнул. (Провести языком по губам и широко раскрыть рот).

Язычок взглянул на часики «тик-так». (Рот открыт, язык кончиком дотрагивается поочередно до уголков рта). Котик свернулся в клубок и уснул. «Пора спать», - решил Язычок. (Спрятать язык за зубами и сомкнуть губы).

артикуляционная гимнастика для детей младшей группы

Младшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы состоит из самых простых упражнений. В 1 младшей у детей еще не сформированы шипящие, сонорные, свистящие звуки. Основной задачей здесь является овладеть движениями органов артикуляционного аппарата. Нужно развивать слуховое внимание, высоту, силу голоса, длительность вдоха и выдоха, уточнять произношения звуков «му-му», «ква-ква», «тук-тук» и т.д.

2 младшая группа знакомится с более сложными движениями артикуляционного аппарата. Улыбаются губки, обнажаются зубки, язычок поднимается вверх, удерживается, двигается из стороны в сторону. Применяются упражнения «воздушная струя» для дыхания, для движения губ «хоботок», «улыбка», «заборчик», для языка – «лопатка», «часики», «маляр», «лошадка».

Средняя группа

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы закрепляет полученные упражнения. Вводятся новые понятия – верхняя, нижняя губа, нижние, верхние зубы. Уточняются движения языка, он делается узким и широким. Учимся правильно произносить сонорные, шипящие звуки. Требования к артикуляционной гимнастике повышаются.

Старшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в старшей группе закрепляет весь пройденный материал. Дети знают понятие о спинке языка. Все упражнения выполняются плавно, четко. Органы артикуляции быстро должны переключаться с одного упражнения на следующее, при этом должны устойчиво удерживаться какое-то время. Преподаватель строго следит за правильным исполнением. Движения должны становится со временем четкими, отработанными, легкими, привычными. Проводить занятия можно в любом темпе.

Подготовительная группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в подготовительной группе уточняет все движения языка. Используются упражнения на дифференциацию разнообразных звуков. В это же время у ребенка развивается фонематический слух. Чаще использовать в занятиях сказки, дети быстро осваивают правильные действия. В игре звуки преображаются и лучше ложатся на слух. Дети с удовольствием сами становятся героями сказочных сюжетов.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Чистоговорки для детей 3-4 лет в детском садуДом и семья Чистоговорки для детей 3-4 лет в детском саду

Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. С ребятами должны заним...

Развивающие задания для детей 3-4 летДом и семья Развивающие задания для детей 3-4 лет

Ребенок 3-4 лет растет и меняется очень быстро. На этом этапе большое значение имеет развитие речи, мышления, памяти, логики. Прогресс стимулирует чтение книг, игры, рисование, лепка. Даже обычные повседневные разгово...

Как составить список книг для детей 3-4 лет?Дом и семья Как составить список книг для детей 3-4 лет?

Любовь малыша к чтению педагоги и психологи советую прививать не то что с раннего детства, а с нахождения в утробе. Уже тогда можно читать добрые сказки вслух, ведь малыш улавливает мамин голос, равномерность и тембр ...

Занятия для детей 3-4 лет в детском саду. Занятия для детей домаДом и семья Занятия для детей 3-4 лет в детском саду. Занятия для детей дома

Три года. Малыш уже значительно подрос. И сам он считает себя взрослым. Ведь его речь хорошо развита. Он полностью открыт для познания мира, овладения знаниями и новыми умениями. Малыш чувствует уверенность в своих си...

Загадки про лес для детей 3-4, 5-6 лет и учащихся начальных классовДом и семья Загадки про лес для детей 3-4, 5-6 лет и учащихся начальных классов

Огромную роль в воспитании детей играют загадки про лес. В первую очередь, они расширяют кругозор малышей, давая им важные знания об окружающем мире. Во-вторых, загадки про лес воспитывают в подрастающем поколении люб...

Логоритмика для детей 5-6 лет: упражнения. Упражнения и занятия по логоритмике для детей 4-5, 5-6, 6-7 летДом и семья Логоритмика для детей 5-6 лет: упражнения. Упражнения и занятия по логоритмике для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим и логоритмическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбир...

Возрастные особенности детей 3-4 лет: консультация для родителейДом и семья Возрастные особенности детей 3-4 лет: консультация для родителей

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общ...

Аппликации для детей 3 лет. Аппликации из бумаги для детей 2-4 летДом и семья Аппликации для детей 3 лет. Аппликации из бумаги для детей 2-4 лет

На занятиях с бумагой одними из любимых дел для малышей являются аппликации. Для детей 3 лет очень важно научиться выполнять простые операции с ножницами, выполнять работу в соответствии с поставленным перед ними зада...

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду в стихах. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенкаДом и семья Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду в стихах. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Любая мама переживает о развитии своего ребенка и старается найти оптимальную методику для своего малыша. Дети пяти лет еще не обладают большой усидчивостью, поэтому все нужно преподносить в очень увлекательной и лучш...

Задания для детей 5, 4 лет разного видаДом и семья Задания для детей 5, 4 лет разного вида

Характер человека, его умственные способности, креативность, фантазия, логика, смекалка складываются из того, что он получил в течение жизни. Еще в раннем возрасте, до школы, родители занимаются с ребенком дома либо о...

monateka.com

Артикуляционная гимнастика для детей. | Дети Дома

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет лучше проводить в форме своеобразной игры – сказки о Язычке. Это в ненавязчивой, весёлой форме даёт возможность ребёнку тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребёнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка.

Варианты сказок могут быть различными, родители могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

— персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

— движения языка должны соответствовать определённому артик. упражнению;

— действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;

— выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

— прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.

У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.

Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?

Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)

А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)

Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо.

А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.)

Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.

Вот и вся сказка про Веселого Язычка.ВТОРАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.

Догадайся, что это за домик.

В домике этомКрасные двери,Рядом с дверямиБелые звери.Любят зверюшкиКонфеты и плюшки.Догадались? Этот домик — рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

Третья Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери.А кто живет в этом домике?В этом домике, дружок,Живет Веселый Язычок.Ох, и шустрый он мальчишка,И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Стрелочка».)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.Смотрит влево, смотрит вправо…А потом опять вперед,Тут немного отдохнет.

(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,А на улице тепло.Язычок наш потянулся,Широко нам улыбнулся,А потом пошел гулять,На крылечке загорать.

(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,На качели побежал.Вверх взлетел он смело…Но пора за дело.(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,Чтобы починить забор.Быстро взялся он за дело,И работа закипела.(Упражнение «Заборчик».)

Гвозди, молоток и клещи —Нужные плотнику вещи.Молоток стучит «тук-тук!»,Язычку он лучший друг.(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.Обновить заборчик надо.Стала кисточка плясать,Наш заборчик не узнать. (Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.Отдыхать он может смело,— Я с лошадкой погуляю,На гармошке ей сыграю.Погоняю я в футболИ забью в ворота гол.Очень сложная задача —Загонять в ворота мячик.(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,Язычок пошел домой.Дверь он запер на замок.Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Четвертая Сказка про Язычок.

Твой весёлый Язычок.Чтоб он ловким был, умелым,Чтобы слушался тебя,Каждый день зарядку делайПеред зеркалом, шутя!Наша сказка – вам подсказка,Ведь зарядку каждый деньДолжен делать непослушный Язычок,Забыв про лень.Вот проснулся ЯзычокВыглянул в окошко.Видит: спинку выгнулаРозовая кошка.(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.)Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,Взял топорИ пошел чинить забор.(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 — -10.)

Стучит молоточек

вот забит гвоздочек.Светит солнышко с утра

– в гости к тётушке пора!(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков «дддд» и «тттт»)

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,Блинчики с макомК обеду печёт.Кашку сварила, чай заварила,Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить «пя – пя – пя»)

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,И копытами лошадка —Цок, цок, цок, цок, цок,.В горку медленно идёт:Цок цок цок цок цок.А с горы стрелой несётся:Цок – цок – цок – цок – цок.(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее).

Тётушка племянничка

Весело встречает.Чай ему с вареньемТут же предлагает.Ах, какое вкусное,Сладкое варенье,Да и каша манная –Просто объедение –Ням – ням – ням – ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.Индюшачьей речиНикто не понимает.На качели индюкиВесело кивают.Покататься Язычку«Блл, бллл!» – предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание «Бл – бл – бл» («болтушка»)).

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!Поиграем в паровозикИ поулыбаемся:»И – у! И – у! И – у!»(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.)

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариковПокатать комариков!Надуваем шарики:«Садитесь, комарики!»(Предложить ребёнку длительно произносить звук «шшш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.)

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.Из щёчки в щёчку покататьЕго не каждый мог.(Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.)

Ой, потемнело

Все вокруг,Сильный вихрьПоднялся вдруг.Язычок затрепетал,Задрожал и затрещал:Бррр – бррр – бррр…

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.)

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;Пя – пя – пя – пя – пя – пяОтдыхаем все, друзья!(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: » пя – пя – пя». Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Источник

detidoma.net


Смотрите также