Картотека на тему "Артикуляционная гимнастика". Артикуляционное упражнение улыбка


Картотека на тему "Артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика

Карточка 1

«Рыбка шевелит губами» 

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

hello_html_1781a602.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 2

«Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

hello_html_m6cb3bd23.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 3

«Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.            

(удерживать до 10).

hello_html_m22dd7818.png

Артикуляционная гимнастика

Карточка 4

«Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

hello_html_m18d0a074.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 5

«Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

hello_html_me655510.png

hello_html_56338a0e.png

Артикуляционная гимнастика

Карточка 6

«Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

hello_html_2e3d587c.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 7

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

hello_html_m7c73e7ae.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 8

«Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

hello_html_m7625deff.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 9

«Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

hello_html_6fe66ea6.png

Артикуляционная гимнастика

Карточка 10

«Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

hello_html_5b139119.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 11

«Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

hello_html_m37dc6e81.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 12

«Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

hello_html_556abebc.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 13

«Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

hello_html_4864f7f2.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 14

«Непослушный язычок» 

Цель: развитие артикуляционного аппарата, расслабление мышц языка

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

hello_html_21e6cdde.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 15

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

hello_html_41a9541a.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 16

«Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

hello_html_m1208a4b7.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 17

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

hello_html_me655510.png

Артикуляционная гимнастика

Карточка 18

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

hello_html_7a5c2d4e.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 19

«Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

hello_html_7013a4a6.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 20

«Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

hello_html_2947c4e0.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 21

«Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

hello_html_m174e40cc.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 22

«Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

hello_html_m10ed4918.gif

Артикуляционная гимнастика

Карточка 23

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

hello_html_m5309b066.png

Артикуляционная гимнастика

Карточка 24

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

hello_html_74b13ee3.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 25

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

hello_html_m2e66f83e.png

Артикуляционная гимнастика

Карточка 26

«Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

hello_html_m7b7b4150.gif

Артикуляционная гимнастика

Карточка 27

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

hello_html_4ad939a8.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 28

«Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

hello_html_maa787c4.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 29

«Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

hello_html_78d143bd.gif

Артикуляционная гимнастика

Карточка 30

«Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

hello_html_m43e6f83c.gif

Артикуляционная гимнастика

Карточка 31

«Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

hello_html_38d1d9aa.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 32

«Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,положить широкий язык на нижнюю губу.

hello_html_m4f96fad8.gif

Артикуляционная гимнастика

Карточка 33

«Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

hello_html_4dca4ecb.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 34

«Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

hello_html_m73217159.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 35

«Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

hello_html_499d4623.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 36

«Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

hello_html_m7ccfa0b.png

Артикуляционная гимнастика

Карточка 37

«Лягушка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки.

hello_html_m49487c07.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 38

«Хоботок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

hello_html_33f9b502.gif

Артикуляционная гимнастика

Карточка 39

«Горка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

hello_html_m18282550.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 40

«Чашечка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

hello_html_m7bb134f9.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 41

«Грибок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

hello_html_m38f5285b.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 42

«Домик»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

hello_html_7d8dde76.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 43

«Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

hello_html_m1dabf224.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 44

«Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд..

hello_html_4450aa91.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 45

«Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд..

hello_html_m10345882.png

Артикуляционная гимнастика

Карточка 46

«Бульдог»

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

hello_html_31d28228.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 47

«Хомячок»

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд..

hello_html_69570a3b.jpg

Артикуляционная гимнастика

Карточка 48

«Парус»

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд..

hello_html_46fe90d3.jpg

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика // Будем говорить правильно. Блог логопеда-дефектолога // Эксперты для мам // Все, что ищут мамы

Дата добавления: 03.04.2015, 00:00:00

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об артикуляционной гимнастике. Что же это такое? Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя перед зеркалом, чтобы визуально контролировать выполнение упражнений. Существует множество вариантов артикуляционной гимнастики, например, в виде сказок, стихотворений и т.д.

Здесь же мы приведём комплекс универсальных упражнений для губ и языка.

1."Улыбка" ("заборчик") Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

2. «Трубочка» («хоботок») Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2. 3. «Домик открывается»(бегемотик) Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами или на нижней губе. 4. «Любопытный язычок» Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз. 5. «Язык здоровается с подбородком» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз. 6. «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке во время выполнения этого упражнения следует проглаживать язычок шпателем по направлению от уздечки к кончику по нижней стороне языка) В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели». 7. «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд. 8. «Бульдог» Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд. 9. «Хомяк» Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд. 10. «Кружок» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» - правая щека – «обезьянка» – левая щека и т.д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону. 11. «Накажем непослушный язычок» Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..». Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка. 12. «Чистим зубы снаружи» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим» и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз. 13. «Покусаем язычок» Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение, одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад. Это упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка. 14. «Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. 15. «Дуем на лопаточку» Вывести язык в положение «Лопаточка» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ваты. Модно «порисовать» зондом для постановки свистящих звуков желобок по центру языка. Упражнение хорошо готовит язык к постановке свистящих звуков. Его следует выполнять после того, как получилась «лопаточка» 16. «Горка» («мостик») 17. «Ветерок дует с горки» Поставить язычок в положение «горка», а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук С. 18. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны) Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. 19. «Катушка» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. 20. «Жуем блинчик» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз. 21. «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение 10 «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. 22. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. 23. «Ступеньки» Чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд. 24. «Фокус» Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Упражнение отлично помогает научиться говорить шипящие и звуки «Р», «Л». 25. «Не разбей чашечку» Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд. 26. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает подъем языка вверх для шипящих и соноров. 27. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо. 28. «Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий Р. 29. «Лошадка» Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 30. «Грибок» Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 секунд. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки. 31. «Гармошка» Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок». В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку. 32. «Кучер» Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами. Наденьте маску. Ребенок здорово плюется во время выполнения этого, подготовительного к звуку «Р», упражнения. 33. «Иголочка» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10. 34. «Маятник» Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы. 35. «Индюк» («болтушка») Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»). 36. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3 секунды. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок». Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками. 37. «Пароход» Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: « ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец! Это упражнение является базовым для постановки звука Л. Успехов!

Читайте так же:

Рекомендации при задержке речевого развития

Почему ребенок плохо говорит?

Речевое развитие

Задержка речевого развития

 

предыдущая ← Ctrl → следующая

www.xn--38-8kci8bmh2b4b.xn--p1ai

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений для речевых органов. Ее цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно два раза: в утренние часы и после дневного сна. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – 5 минут.

Комплекс артикуляционной гимнастики разрабатывается в соответствии с разрабатываемым звуком (см.приложение). В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических.

Статические упражнения

1. «Улыбка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

hello_html_m1741f6fd.png

2. «Трубочка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

hello_html_m3bad330b.png

3. «Хоботок»

Цель: развивать подвижность губ.

Описание упражнения: губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении 10 секунд. Повторить 3-4 раза.

4. «Лопаточка» (блинчик)

Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти. Повторить 3-4 раза.

hello_html_3cfdb2a3.png

5. «Иголочка»

Цель: развивать умение напрягать мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть узкий язык изо рта, не касаясь губ. Затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

6. «Сердитая кошечка»

Цель: развивать подвижность мышц спинки языка.

Описание упражнения: Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко

рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 3-4 раза.

hello_html_10c35b83.png

7. «Желобок»

Цель: вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Описание упражнения: высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза.

8. «Парус»

Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

hello_html_m97faa67.png

9. «Чашечка»

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился).

Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

hello_html_m60ece852.png

10. «Заборчик»

Цель: развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Описание упражнения: зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

Динамические упражнения

11. «Утиный клювик»

Цель: развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

Описание упражнения: губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения. Повторить 3-4 раза.

12. «Шторки»

Цель: развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

Описание упражнения: рот прокрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 3-4 раза.

13. «Лошадка»

Цель: учить растягивать подъязычную связку языка.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык. Повторить 3-4 раза.

14. «Грибок»

Цель: учить растягивать подъязычную связку языка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу. Повторить 3-4 раза.

hello_html_4f825934.png

15. «Маляр»

Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до пяти. Повторить 3-4 раза.

hello_html_m53504b13.png

16. «Дятел»

Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 5-7 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Затем постучать по-другому: «Д-дд, Д-дд...» (выделенный звук произносится сильнее).

А потом вот так: «дд-Д, дд-Д...». Выполнять 5-7 секунд. Повторить 3-4 раза.

hello_html_648fc23d.png

17. «Утюжок»

Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

Описание упражнения: рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки за верхними зубами: влево-вправо. Выполнять 3-4 раза.

18. «Комарик 1»

Цель: учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.

Описание упражнения: верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка, приводит его в движение – язык дрожит. Выполнять 3-4 раза.

19. «Расческа»

Цель: активизировать мышцы кончика языка.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.

hello_html_786d3229.png

20. «Качели»

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх-вниз).

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 3-4 раза.

hello_html_11b315d8.png

21. «Ежик»

Цель: укреплять боковые мышцы языка.

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт. Повторить 3-4 раза

hello_html_1ef70b72.png

22. «Часики»

Цель: развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа - налево).

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 3-4 раза.

hello_html_m5a3fdae6.png

23. «Покусывание кончика языка»

Цель: активизировать мышцы кончика языка.

Описание упражнения: улыбнуться и покусать кончик языка. Выполнить упражнение 3-4 раза.

24. «Чистим зубки»

Цель: развивать движения узкого кончика языка в верхнем и нижнем положении.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (3-4 раза). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 3-4 раза.

hello_html_6874435d.png

25. «Вкусное варенье»

Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Затем улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком только верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 3-4 раза.

hello_html_45100232.png

26. «Индюк»

Цель: развивать кончик языка языка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была... Повторить 3-4 раза.

hello_html_m5b8f6701.png

27. «Настроение»

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки (хорошее настроение).

Затем губы складываем трубочкой. Мимика помогает принять рассерженный вид. Выполнять 3-4 раза (в конце обязательно улыбнуться).

28. «Комарик 2»

Цель: разрабатывать подвижность губ.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 5-7 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

hello_html_17e2aeeb.png

29. «Мотор»

Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-7 секунд.

А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН - дын, дын; ДЫН - дын, дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 3-4 раза.

30. «Печем блинчики»

Цель: разрабатывать подвижность губ и кончика языка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя....

Приложение

  1. Отработка звуков «С» и «З» - упражнения 1,4,7,10,12,23,28

  2. Отработка звуков «Ц» - упражнения 1,4,6,7,23,24,27,28

  3. Отработка звуков «Ш» и «Ж» - упражнения 2,3,9,11,13-16,20,21,23,25-30

  4. Отработка звуков «Щ» - упражнения 1-4,9,12,15-17,20,23,25-27

  5. Отработка звуков «Ч» - упражнения 2,4,9,15-17,25,27-30

  6. Отработка звуков «Р» - упражнения 1,2,8,9,13-20,27-30

  7. Отработка звуков «Л» - упражнения 1,2,5,8,13,19-22,26-30

  8. Отработка звуков «К» и «Г» - упражнения 1,6,24,27

infourok.ru


Смотрите также