"Самостоятельные части речи". 4-й класс. 4 класс части речи упражнения


Части речи. Обобщение (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе

По теме: «Части речи» (обобщение)

Подготовила

учитель начальных классов

Тихонова Кристина Андреевна

2015 г.

Тема: Части речи (обощение)

Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.

учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

-Начнем скорей урок!

II. Каллиграфическая минутка.

hello_html_m6aaa7f86.png

  1. Отгадай тему урока по первым буквам отгадок

1.Живёт спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет…. (Черепаха)

2. Буквы-значки как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называется… (Алфавит)

3. То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый… (Светлячок)

4. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь… (Тишина)

5. Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю…… (Игрушки)

6. Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: Кошка, брысь,

Потому что это… (Рысь)

7.Немытое в рот

Ни за что не возьмёт,

И ты будь таким,

Как чистюля…. (Енот)

8. Солнце глянуло сквозь щелку,

Свесив огненную…. (Челку)

9. Как это скучно -Сто лет без движеньяВ воду глядетьНа своё отраженье.Свесила ноги с обрываТакая грустная (Ива)

-Назовите тему нашего урока.

-Части речи

  1. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.

1. Запись слов под диктовку учителя.

Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.

2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.

– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?

– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.

– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.

– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.

Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:

hello_html_m79b06fe2.png

3. Группировка слов по частям речи.

– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?

– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)

– Запишите слова в три столбика по частям речи.

– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.

– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.

  1. Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.

– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)

– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)

– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

– Все ли части речи обладают этими признаками?

– Почему?

– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.

В результате работы таблица приобретает следующий вид:

Существительное

Прилагательное

Глагол

Личные

местоимения

Значение

Предмет

Признак

Действие, состояние

Указывает

на предмет

Вопросы

hello_html_m71c87bb8.png

hello_html_70f57a0.png

что делать?

что сделать?

hello_html_m620bdd9c.png

hello_html_m621ac143.png

+

измен.

+

измен.

+

измен.

+

постоян.

hello_html_5fdd9170.png

+

постоян.

+

измен.

+

измен.

в пр. вр.

+

измен.

в 3 л. ед. ч.

Склонение

+

Падеж

+

+

+

I

II

СПР.

+

hello_html_m49c1675b.png

+

измен.

в наст. и буд. вр.

+

постоян.

Время

+

  1. Упражнение в определении части речи

  1. Определи часть речи над выделенными словами

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Чем десять раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

  1. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.

Век живи – век …..

Тетрадь –…….. ученика.

Сперва аз да буки, а потом и .……….

Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не …….

Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

поздно

учись

десять

науки

зеркало

маленькое

  1. Работа с учебником.

Стр. 62 читаем правило

Стр. 63 Упражнение 130

  1. Домашнее задание: упражнение 542, с. 129; подготовиться к письму по памяти (упр. 543, с. 130).

  2. Рефлексия. Итог урока.

 О чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи  относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.

infourok.ru

Повторение по теме «Части речи», 4 класс

Место проведения: СШ №17

Провела: учитель русского языка СШ №17 Дюсембаева Г.Х.

Тема: Повторение по теме «Части речи», 4 класс

Актау 2015 г.

Тема: Повторение по теме «Части речи», 4 класс

Цели:

  • Обобщить знания учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи.

  • Способствовать развитию творческого мышления, внимания.

  • Воспитать коллективные навыки работы в группе, уважение друг к другу, взаимопонимание, любознательность.

Тип урока: урок – путешествие

Методы и приемы: активные методы обучения

Прогнозируемые результаты: дети должны научиться определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их морфологическим признакам; употреблять их в речи, свободно общаться на не родном языке.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

- Ребята, сегодня мы повторим с вами всё, что мы знаем о частях речи. Для начала я хочу вам напомнить, что мы работаем в группах. Оценивать сегодня группы будут друг друга. Перед вами лежат оценочные листы. После каждого задания одна группа оценивает знания другой по баллам, указанным в них. Не забывайте о правилах поведения в группе, о маршрутной карте. Маршрутная карта поможет вам в работе.

2. Актуализация знаний. Мотивация.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие в страну «Русская речь». Отгадайте, а на каком транспорте мы поедем?

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Ответы детей)

- Да, ребята, мы отправляемся на поезде. 1 группа – это пассажиры первого вагончика, 2 группа – пассажиры второго вагончика, 3 группа – пассажиры третьего вагончика. Пока наш паровозик набирает ход, обратите внимание на доску, здесь изображение нашего маршрута, на конечной остановке изображено яблоневое дерево, но здесь пока нет плодов. Ваши правильные ответы и будут плодами на этом дереве. Вы будете после каждого задания выходить и закреплять свои яблочки на это дерево.

Первая станция, от которой мы должны отъехать, называется «Вспомни». Для того, чтобы продолжить наш путь мы должны ответить на вопросы этой станции. За каждые правильные 2 ответа – 1 стикер.

Задание № 1.

  1. Что обозначает имя существительное? (предмет)

  2. На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)

  3. Какого рода бывают имена существительные? (мужского, женского, среднего)

  4. Что обозначает глагол? (действие предмета)

  5. На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

  6. Как пишется не с глаголами? (раздельно)

  7. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

  8. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (какой? какая? какое? какие?)

  9. На какие вопросы отвечают наречия? (как? когда?)

  10. На какие вопросы отвечают местоимения? На что они указывают? (кто? что? какой? чей? сколько?, указывают на предмет, признаки и количество)

- Итак, ребята, мы отправляемся!

3. Закрепление темы «Части речи».

Работа в группах (4 мин + 4 мин презентация)

Задание № 2. Станция «Имя существительное»

Вагончик № 1. Выпишите слова в три столбика по родам.

Комната, портрет, окно, лампа, кресло,

утюг, диван, стол, море, гитара, зал, диван.

Вагончик № 2. Напишите существительные в два столбика: в один столбик – существительные, отвечающие на вопрос кто?, в другой столбик – на вопрос что?

Дети, игрушка, бабочка, брат, книга, лейка,

лопата, тётя, фартук, щётка, ребята, кошка.

Вагончик № 3. К именам существительным в единственном числе напишите имена существительные во множественном числе.

Сосна-…,ведро-…,вода-…,лес-…,овца-…,море-…,

город-…,медведь-…,слон-…,небо-…,озеро-…,человек-…,

(После выполнения задания каждая группа презентует свою работу, закрепляет стикеры к дереву)

Учитель: Вы замечательно справились с заданием. А теперь едем дальше.

Задание № 3. Станция «Имя прилагательное»

Общее задание для всех групп: учитель загадывает загадку, а дети рисуют отгадку. Затем находят имена прилагательные

Живёт в глуши лесной

Старательный работник –

Лесной носатый плотник. (Дятел)

- Молодцы! Ребята, вы хорошо справились с заданием.

- А сейчас у нас непредвиденная остановка. Горит красный свет. Пока поедет встречный поезд, давайте, поиграем.

4. Физминутка

- Я называю слова. Если это глагол – вы хлопаете в ладоши, если нет – молчите. Кто допускает ошибку, садится и дальше в игре не участвует.

Летал, кричал, пенал, разливал,

вокзал, самосвал, поливал, носил,

лепил, крокодил, заплатил, зашёл,

осёл, привёл, протёр, шофёр, ковёр, оттёр.

- Ребята, мы продолжаем наше путешествие.

Задание № 4. Станция «Глагол»

Вагончик № 1. В каких предложениях допущены ошибки?

Нелает, некусает, а в дом непускает.

Пролетит стрела огневая, никто её не поймает.

Крыльями машет, а улететь не может.

Из какого ковша неедят и непьют,

А только на него глядят.

Вагончик № 2. Выбери нужное окончание.

У двери стоял (о, а, и) маленький ребёнок.

В шкафу стоял (о, а, и) хрустальная посуда.

Среди грядок стоял (о, а, и) соломенное чучело.

На полке стоял (о, а, и) разные книги.

Вагончик № 3. Спишите текст. Вместо точек вставьте нужные глаголы.

На реке.

Летом Саша … в деревне. Он часто … на реку. Там он …, … рыбу. Один раз Саша … большую щуку.

Слова для справок: ходить, поймать, купаться, жить, ловить.

5. Рефлексия. Защита постеров.

6. Итог урока. – Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке? (Ответы детей)

Вы показали прекрасные знания по теме «Части речи». Показали как хорошо умеете работать в группах. Посмотрите сколько яблок на дереве. Это результаты ваших знаний. Наше путешествие завершилось. Но части речи с нами не прощаются, а говорят до свидания, до новых встреч. Потому что мы ещё не раз встретимся с ними, узнаем о них много нового и интересного.

Группам спасибо за работу.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Как я провёл летние каникулы».

kopilkaurokov.ru

Урок-конкурс "Части речи", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели урока: повторить, систематизировать знания учащихся о частях речи, активизировать мысль детей.

Задачи:

1. Повторение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе).

2. Развитие познавательного процесса, внимания, мышления, воображения, памяти, речи; формирование навыков обобщения материала в координатно-матричной системе.

3. Воспитание культуры организации учебной деятельности; экономическое воспитание; профориентация учащихся.

4. Формирование умения работать в сотрудничестве.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, метод проекта, технология моделирования.

Структура урока.

-Сегодня урок русского языка пройдет в необычной форме - форме КОНКУРСА.

Конкурс - смотр кого-либо, чего-либо, дающий возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.

Для этого нам необходимо создать конкурсную комиссию, которая определит победителей и вручает соответствующие документы. Итак, начнем.

К нам поступил заказ от учащихся 4-х классов на составление матрицы по изученным частям речи. С победителями конкурса будет заключен контракт.

Контракт - письменный договор, соглашение со взаимными обязательствами заключивших его сторон.

Задача участников конкурса - к выполнению заказа подойти ответственно.

В ходе конкурса за каждый правильный ответ вы будете получать бонусы, количество которых будет подсчитывать конкурсная комиссия. И по количеству набранных вами бонусов будет вам предоставлено право выбрать часть речи, на которую вы составите матрицу, т. е. выполните заказ.

Открыли тетради, записали число, классная работа и наши новые слова, с которыми мы познакомились.

Начинаем наш конкурс, а помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

1 задание. Каждая команда должна доказать свою способность участвовать в конкурсе. Капитаны выбирают листок с заданием. Используя все буквы, составьте слово-название своей команды.

О Т К И З Н А

Р Е Г М И О Т А

(ЗНАТОКИ)

(ГРАМОТЕИ)

КИНУМИ

(УМНИКИ)

- Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать следующий конкурс.

2 задание. Конкурс "Заработай бонус".

1. В данном конкурсе в диалоге каждая команда в качестве одного шага имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя друг друга.

Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ?

Игра "Что лишнее?"

-мышь, тишь, ёрш, тушь -луч, дочь, меч, грач -рожь, чиж, стриж, нож

- Какая это орфограмма?

-На доске предложение. Прочитайте. Из каких частей речи оно состоит?

Олень - _______, _______ животное с ________ рогами.

Как украсить предложение?

Олень - красивое, стройное животное с ветвистыми рогами.

Запишите предложение, определите род, число, падеж имен существительных.

2. Следующая часть речи - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Что вы знаете о нем?

Игра "Назови одним словом".

-тополь, клён, берёза, ель - ДЕРЕВЬЯ

-волк, лиса, заяц, медведь - ЖИВОТНЫЕ

-брусника, земляника, черника - ЯГОДЫ

Подберите к ним как можно больше прилагательных и запишите их в тетрадь.

МОЛОДЦЫ.

3. Следующая часть речи ГЛАГОЛ. Что вы знаете о глаголе?

Работа с пословицами.

Друг познаётся в беде.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Определите форму глагола. (3 ЛИЦО, ЕД. ЧИСЛО.)

Объясните пословицы.

И если вы будете дружно, слаженно работать в своей группе, то вы легко справитесь с работой, контракт на которую вы выиграли.

(Подсчёт бонусов. Выбор контрактов.)

4. А теперь ваше главное задание - выполнение заказа на составление матрицы на данную часть речи.

Самостоятельная работа учащихся.

Защита своих работ.

5. - На сегодня наша работа завершена. Я благодарю всех участников. А сейчас самое приятное - вручение командам-участницам дипломов за участие в данном конкурсе. Хочу сказать, что на свою матрицу вы можете получить патент на использование вашего изобретения. А точное значение слова патент вы найдёте дома и на следующем уроке мне расскажете.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Самостоятельные части речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема урока разбирается деятельностным методом. Ребята делятся на группы и готовят сообщения о частях речи применяя алгоритм разбора и пользуясь дополнительными информационными источниками. Физминутка и закрепление материала проходит в игровой форме. Презентация помогает лучшему восприятию учебного материала. Во время самопроверки теста формируются навыки самооценки и самоанализа. Домашнее задание способствует закреплению материала и развитию речи учащихся.

Цель: обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи.

Задачи

  • Совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам.
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа.
  • Развивать внимание, мышление, речь, коммуникативные УУД.

Тип урока – урок путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, Презентация, тетради, орфографические словари, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок.

– Я желаю вам успешной работы, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и  пожелайте друг другу удачи.

 Слайд 1

II. Минутка каллиграфии.

– Чтобы правильно и красиво писать в тетради проведем минутку каллиграфии. – Для лучшего результата, давайте разбудим свои пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

*Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать.

– Запишите правильно, аккуратно, соответствуя правилам каллиграфии:

Число, месяц. Ниже «Классная работа». Обратите внимание на буквы  К, п, р, б и соединения букв  кл, ая, от. Не забываем о наклоне.

На доске образец написания. 

– Подчеркните лучшие буквы.

– Скажите, для чего мы повторили написание букв и соединений? (Работали над совершенствованием почерка)

III. Словарная работа

Работа с орфографическим словарем:

1. Запишите трехсложное неизменяемое слово с удвоенной согласной – Какие слова записали? (медленно) Аналогично. 2. Запишите двусложное слово, в котором ударение падает на гласную в первом слоге, обозначающее, признак предмета  (желтый, русский, черный) 3. Запишите слово, которое нельзя разделить для переноса (язык, класс, овес, обед, орех) 4. Слово, обозначающее количество предметов с мягким знаком показателем мягкости согласного звука (одиннадцать) 5. Слово с парной согласной в слове (народ, город, салазки) 6. Слово с непроизносимой согласной в слове (лестница, праздник, чувство) 7. Имя собственное (Москва, Кремль, Алла, Анна, Кирилл) 8. Слово, в котором букв больше, чем звуков (язык, заяц, расстояние) 9. Запишите слово, обозначающее действие предмета (жужжит, пошел) 10. Отгадайте загадку:

Ходит город-великан На работу в океан.

– Молодцы! – Это слово корабль. – Подберите родовое понятие к слову корабль. – Корабль – это транспорт. – Для чего он предназначен? – Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде. – Сформулируйте определение слова корабль? – Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.

Слайд 2

 – Какие бывают корабли? – Ещё бывают космические корабли. На них люди летают в космос.

Слайд 3

– Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании? – В слове корабль непроверяемая безударная гласная о, на конце ь. 

Слайд 4  

 – Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

– Какие знания применили? Что повторили?

IV. Актуализация знаний, целеполагание

– Прочитайте еще раз записанные слова. – На какой вопрос отвечает слово корабль? Что оно обозначает? Какой частью речи является? (Слово «корабль» отвечает на вопрос: что? Оно обозначает предмет. Значит, это имя существительное.) – Определим части речи у других словарных слов… (корабль, желтый, жужжит, одиннадцать, медленно…)

– К какой группе относятся эти части речи?  (Это самостоятельные части речи) Какая еще часть речи относится к данной группе? (Местоимение)

Слайд 5:

Самостоятельные части речи

– Определите тему урока. – Сформулируйте цель урока. (Тема нашего урока «Самостоятельные части речи».Обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи)

Слайд 6

V. Работа над новой темой

Слайд 7

– Сегодня мы будем путешествовать на волшебном корабле по стране «Части речи» и побываем в первом большом городе – «Самостоятельные части речи». – Сколько районов в этом городе? (6) 

Слайд 8

– Назовите главные признаки самостоятельных частей речи. (Имеют лексическое значение и изменяют грамматическую форму, играют синтаксическую роль в предложении) – Какая часть речи отличается от других? Чем? (Это Наречие – оно не изменяет форму)

Работа в группах (деление на группы проходит вначале урока, дети выбирают один из предложенных шести цветов)

– А теперь вы попробуйте сами рассказать о каждой части речи. Для этого разобьемся на группы в зависимости от цвета. Каждая группа подготовит сообщение о своей самостоятельной части речи по плану. Если возникнет проблема, пользуйтесь справочной литературой (справочник для учащегося, учебник). Распределите во время подготовки кто и о чем будет рассказывать по плану. 

Время на подготовку – 7-10 минут

* Ребята записывают ответ письменно на предложенных листах бумаги, которые затем вывешиваются на доске.

Слайд 9

План

  1. На какие вопросы отвечает. Что обозначает?
  2. Как изменяется?
  3. Какую роль играет в предложении?
  4. Примеры (Составить и записать предложения)

Вот мы в 1 районе. Здесь живут Имена существительные. Познакомимся с их обычаями. И Т. Д.

Защита групп – (появление на доске информации о частях речи)

Слайды 10-12

* В ходе защиты учитель оценивает общую работу групп.

– Какие умения развивали? – Все ли получилось так, как вы задумывали? – Что не получилось? – Почему? Что надо было сделать иначе?

VI. Физминутка – закрепление изученного материала

– Мне хочется, чтобы вы подружились с жителями города. Предложим им поиграть.

«Игра на внимание»

На доске подсказки движений:  Слайд 13

Имя существительное   хлопаем Имя прилагательное      руки на поясе Глагол                             шагаем Местоимение                 приседаем Числительное                 руки вверх Наречие                          крутим головой 

Учитель читает стихотворение и с ребятами проверяет правильность определения частей речи.

* Можно под музыку. *

 Слайд 14

Если ветер злющий кружит, Застеклились за ночь лужи, А  меня упаковали В сто одёжек неуклюжих, На деревьях, сверху Кружева да бахрома, Это значит – на снежинках Опустилась к нам ЗИМА.

Проверим, хорошо ли мы запомнили наших друзей!

VII. Самостоятельная работа

Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.

Тест

1. У  какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

А) конники – имя существительное Б) двинулись – глагол В) медленно – прилагательное

2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный…

А) глаголом Б) именем прилагательным В) наречием

3. В предложении  «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:

А) числительным Б) прилагательным В) местоимением

4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?

А) потом, мы, второй, он Б) сам, весь, этот, себя В) мой, мал, твой, ваш

5. Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в каждой группе:

А) лосенок, стрекоза, деревня, поет, гриб Б) веселый, радость, солнечные, теплая В) пять, одиннадцать, сорок восемь, мы

6. Соотнеси (соедини стрелками)части речи с грамматическими формами:

А) -ая,-яя, -ой, -ый, -ое, - ее, -ой, -ие, -ые                            1. Имя существительное Б) -ет, -ут, -ют, -ешь                                                                2. Имя прилагательное    В)  -а. –я, -о,  -е ,  -ь, -,                                                        3. Глагол

Проверка

Слайд 15

VIII. Самоанализ

Слайд 16

Оцени как ты выполнял(а) задание, закрасив кружок рядом с его номером:

Зеленым – легко, без затруднений; Желтым  – с некоторыми затруднениями; Красным – самостоятельно с заданием не справился(лась).

– Устраивает ли тебя твоя оценка? Что нужно исправить, чтобы ее повысить?

* Индивидуальная работа предлагается 2, 3 учащимся на карточках.

Задание: Буратино вставил пропущенные буквы в словах и определил самостоятельные части речи. Необходимо найти и исправить ошибки Буратино.

Текст

У нас(м) жывет(гл.) лосенок(сущ.) Рыжик(сущ.). Он(сущ.) совсем(н) крошечный(гл.). На голаве(сущ.) торчят(гл,) два(числ.) остреньких(прил.) уха(сущ.). У него(м) пушистый(прил.) хвостик(сущ.), круглые(сущ.), как пугофки(сущ.) гласки(сущ.). Мы(м) его(сущ) очень(н) любим(гл). 

Наше путешествие закончилось.

IX. Итог урока

Слайд 17

– По каким признакам определяем часть речи? (Вопросу, лексическому значению, грамматической форме, синтаксической роли в предложении)

Рефлексия

– Какое задание вам больше всего понравилось? – Что было легко? Что показалось трудным? – Всем спасибо за активную и плодотворную работу на уроке!

X. Домашнее задание

– Составить рассказ (стихотворение) о зиме, используя самостоятельные части речи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Обобщающее повторение по теме «Части речи» 4 класс

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Части речи».

Цель урока: совершенствовать знания учащихся об особенностях изученных частей речи – имён существительных, имён прилагательных, глаголах

Задачи урока:

1). Совершенствовать умение уч-ся сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их.

2). Совершенствовать умение в употреблении различных частей речи в предложениях, текстах.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Словарная работа

-в какой из строчек все существительные?

-выпишите

Автобус, восток, багаж

-прилагательные

чёрный, хороший, прекрасный

глаголы

желтеть, желать. сверкать

Тема урока « Части речи»

3.Сообщение цели урока

Сравнить существенные признаки изученных частей речи, уметь распознавать их и употреблять в предложениях и текстах.

4. Работа по теме урока. Имя существительное

-Давайте вспомним, какие знаете части речи.

-Что вы знаете об имени существительном

(Что называется именем существительным? На какие вопросы отвечает? Что обозначает имя существительное? Изменяется по.... Роль в предложении.)

( Дети, поднимая руки, рассказывают об этой части речи)

Заполняем таблицу

Упражнение в определении грамм. признаков сущ.

На экране слова.

На какие группы можно разделить слова?

-На какие 3 группы можно разделить?( по склонениям)

-Какие слова относятся к 1,2,3 склонению?

Малина, морковь, лимон, огурец, фасоль, помидор, слива, жимолость, вишня

Запишите слова в 3 столбика

Проверка

-Для чего нам нужно знать склонение сущ.?(писать безударные окончания )

Работа над предложением ( по составу, определить падежи сущ.)

-Записать по диктовку

В солнечном луче на ветке гигантской ели заиграли капли росы

-Какое это предложение? ( простое, повествовательное, распространённое)

-Назовите существительные.

-Объясните написание окончаний.

-Разобрать по членам предложения и частям речи

-Какими членами предложения могут быть существительные( подлежащим, дополнением, обстоятельством)

5.Работа над именем прилагательным

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны

Я украшаю вашу речь

Меня вам нужно знать, беречь.

-о какой части речи идёт речь? (прилагательное)

-выпишите номера утверждений, где верно указаны признаки прилагательных

1.Обозначает признак предмета

2.Изменяется по числам, по падежам, по лицам

3.Часть речи

4.Бывает мужского, женского и среднего рода

5.Его падеж , число, род зависит от имени существительного

6.В предложении чаще всего выполняет роль определения

Проверка: 1,3,4,5,6

-Назовите словосочетания в предложении (сущ+прил)

-Определите род, число и падеж.

Упражнение в подборе антонимов

-Дополните пословицы подходящими по смыслу прилагательными

-Какие это прилагательные ( антонимы)

-Запишите, определите падеж

....друг, лучше.....двух

… дело лучше … безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Тайное, явным, маленькое, большого, старый, новых, смелого, трусливого

Заполняем таблицу

7.Работа над глаголом.

Замени крылатое выражение близким по значению словом (работа в парах)

Бить баклуши

Вешать нос

Воды в рот набрать

Клевать носом

Морочить голову

(обманывать, бездельничать, унывать, молчать, засыпать)

Проверка

-Какой частью речи вы заменили крылатые выражения. (Глаголами).

-Что можно сказать об этих глаголах?

Что ещё знаете о глаголе?(работа в парах)

Выполнить тест

. а) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».

б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».

2. а) Глаголы изменяются по временам.

б) Глаголы не изменяются по временам.

3. а) В предложении глагол чаще всего является обстоятельством.

б) В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

4. У глаголов II спряжения 2-го лица окончания:

а) -ешь, -ете;

б) -ишь, -ите.

5. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы:

а) что делает? что сделает?

б) что делать? что сделать?

6. В неопределенной форме после буквы ч:

а) не пишется ь;

б) пишется ь.

7. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:

а) по лицам и числам;

б) по родам и числам.

8. Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед -ся:

а) ь пишется;

б) ь не пишется.

9. Укажите, в каких словах пишется окончание -ет:

а) гон..; в) леч..;

б) сине..; г) стел.. .

10. Укажите, в каких словах пишется окончание -ешь:

а) леч..; в) се..;

б) дыш..; г) гон.. .

Самооценка

Заполняем таблицу

Спишите текст. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму настоящего времени, выделите окончания, укажите спряжение.

(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина.

Таблица частей речи и их грамматических признаков

doc4web.ru

Существительное

Прилагательное

Глагол

ЗНАЧЕНИЕ

Предмет

Признак

предмета

Действие, состояние

ВОПРОСЫ

К

ТО?

Ч

ОЙ?

АЯ?

КАК ОЕ?

ИЕ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧИСЛО

изменяется

изменяется

изменяется

РОД муж.

Жен.

Ср.

постоянный

изменяется

Изменяется в прош. вр. ед.ч.

СКЛОНЕНИЕ

+

--

--

ПАДЕЖ

+

+

--

спряжение

--

--

+

лицо

--

--

+

Изменяется

в наст. и буд. врем.

ВРЕМЯ

--

--

+

Обобщение по теме "Части речи" 4 класс

4. Актуализация знаний

а) Организация работы

-У нас в гостях сегодня 3 королевы – королева имён существительных, королева имён прилагательных, королева глаголов. Они пришли к нам на урок, чтобы помочь нам обобщить знания о жителях своих королевств. Они пришли не с пустыми руками, а захватили уставы своих королевств и задания, которые помогут вам развивать умения применять изученные правила. А что такое устав? (в словаре краткое определение слова устав – свод правил) (слайд 6)

-Я прошу вас взглянуть на уставы и прочитать нам их.

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.

-Можете ли вы это сделать? В чём проблема? (пропущены слова)

-Оказывается, самые важные слова из уставов исчезли, необходимо их восстановить.

- Как легче справиться с трудным заданием? (работая в группе)

-Давайте повторим правила работы в группе (правила на столах каждой группы) Приложение 4

Правила работы в группе:

  1. Выбрать, кто будет читать задание, и записывать общее решение.

  2. Подумать самостоятельно.

  3. Выслушать точку зрения каждого.

  4. Выбрать правильный вариант.

  5. Выбрать выступающего и его помощника или помощников.

Работа в группах – восстанавливают тексты уставов.

б) Обобщение знаний об имени существительном

Отчитывается группа помощников королевы имён существительных, читают устав.

-В каких случаях, правописание падежных окончаний имён существительных вызывают трудности? (безударные)

Задания от королевы всему классу:

Задание №1.

-Списать словосочетания, определив склонение и падеж существительных, вставить пропущенные окончания. (слайд 7)

-рассказать бабушк.. -

-из соседней деревн.. -.

-лежать в постел.. -

-сменили к весн.. –

-побывал на спектакл.. -

-Проверка. Сравнивают свои записи со слайдом и объясняют, почему слово имеет такое окончание (слайд 7)

-рассказать бабушке -1скл., Д.п.

-из соседней деревни -1 скл., Р.п.

-лежать в постели -3 скл., П.,п.

-сменили к весне -1 скл., Д.п.

-побывал на спектакле -2 скл., П.п.

Задание №2

- Работая в группах, разберите имена существительные по составу и поберите к схеме своё слово: (слайд 9)

1 группа – подводник, березонька, загадка, (корень, суффикс, окончание).

2 группа – подушка, осинник, подарок, (корень, суффикс, окончание).

3 группа – подруга, записка, подъезд, (корень, суффикс, окончание).

Проверка: выходят по 1 человеку из группы к доске и записывают разбор. Совместно рассматриваем правильность выполнения задания, делаем исправления.

в) Обобщение знаний об имени прилагательном

Устав читают помощники королевы имён прилагательных.

Задания от королевы

Задание №1

Она предлагает выполнить его в парах, работая по очереди. Королева напоминает, чтобы выполнить правильно задание, надо помнить из устава про род имён прилагательных.

(Работа в парах проводится на заготовленных бланках) Приложение 5 Впишите пропущенные окончания, указав число, род и падеж имён прилагательных.

Проверка (пары подписывают листочки и обмениваются с другой парой и осуществляют взаимопроверку, выставляют оценку, затем сверяют с образцом ответов, предложенных учителем, выставляют повторно оценку (работу проверяют чернилами двух цветов – листочки сдают)) (слайд 10)

число

род

падеж

На старом болоте

Ед.

Ср.

П.

Мудрыми советами

Мн.

-----

Т.

В прекрасную царевну

Ед.

Ж.

В.

Отважная девочка

Ед.

Ж.

И.

Из королевского дворца

Ед.

М.

Р.

От доброй феи

Ед.

Ж.

Р.

К снежной королеве

Ед.

Ж.

Д.

Физминутка

г) Обобщение знаний о глаголе

Устав читают помощники королевы глаголов.

Вопросы классу: -Как по неопределённой форме глагола определить спряжение?

-Перечислите глаголы исключения. (2спр. - Видеть, смотреть, слышать, дышать, обидеть, ненавидеть, держать, вертеть, гнать, зависеть, терпеть. 1спр. – Брить, стелить.)

Задания от королевы Задание №1 Игра «Найди глаголу своё место». Королева приготовила для вас таблицу и слова – глаголы. Таблицу нужно заполнить глаголами. Приложение 6

Ученикам выдаётся таблица и набор слов, которые они должны распределись по ячейкам.

Проверка: каждая группа зачитывают свои ответы

Задание №2 -А как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени? Найдите в тексте глаголы и поставьте их в форму прошедшего времени. Определите род. Объясните написание суффикса. (устно) (слайд 11)

Дети смотрят телевизор. Куда ты гонишь гусей? Зима стелет снежный ковёр. Парикмахер бреет бороду. Туристы пилят и колют дрова. Учитель скажет, когда приходить. Коля клеит обои. Ветер колышет знамёна. Больной тяжело дышит. Корабль держит путь в порт. Девочка пишет письмо. Ответ зависит от решения.

multiurok.ru


Смотрите также