Арт терапия для беременных занятия. Арт терапия упражнения для беременных


Арт-терапия для будущих мам

В период ожидания малыша, особенно первенца, жизнь женщины меняется коренным образом. Смещаются приоритеты и цели. Обостряется чувствительность и интуиция. Раскрываются неожиданные таланты, которым не было места в мире вечной гонки за хорошим мужем, работой, карьерой. В этот период особенно важно разобраться в себе. Проникнуться новой ролью будущей мамы.

Хорошим подспорьем на пути самопознания может стать арт-терапия. Так что же это такое?

Беременность, даже запланированная и долгожданная, это всегда большой стресс для будущей мамы. Планомерное, привычное течение жизни обрывается в один миг. А впереди и радость, и страх одновременно. Эти противоречивые чувства вкупе с гормональными скачками порождают нервозность. Время от времени хочется поплакать, нередко беспокоит бессонница.

Чтобы избавиться от страхов и обрести гармонию необходимо выплеснуть все эмоции, накопившиеся внутри. Арт-терапия, как раз и представляет собой замечательный, проверенный временем, способ спроецировать и «разложить по полочкам» неконтролируемую энергию, бушующую в душе, до того, как она станет разрушительной.

Варианты арт-терапии:

  • рисование,
  • лепка,
  • работа с песком,
  • оригами,
  • бодиарт,
  • пение,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • танцы и многое другое.

Что выбрать для себя?

На этот вопрос можете ответить только вы сами. Присядьте и подумайте, что из перечисленного выше привлекает больше всего. Вспомните, какие таланты были у вас в детстве, до того, как школа и выбранные родителями секции навязали свое представление о вашем призвании. Пробуйте, экспериментируйте и не судите себя слишком строго. Смысл арт-терапии заключается не в создании шедевра, а в удовольствии, которое вы получаете на протяжении работы.

Рисование, лепка, работа с песком, бодиарт

В специальных центрах для беременных в группы арт-терапии набирают, обычно, около 5 - 10-ти женщин. Вы можете собрать такую компанию у себя дома, чтобы было веселее, или  заниматься самостоятельно.  Для работы нужны краски с кистями, большие листы бумаги (например, ватман), пластилин или глина, чистый мелкий песок и стеклянный стол, под который нужно поставить лампу. Кроме того понадобится спокойная тихая музыка и, конечно, хорошее настроение.

В начале закройте глаза и постарайтесь вспомнить, до малейших деталей, те ощущения, которые возникли в душе, кода вы впервые увидели две полосочки на тесте или маленький комочек на экране УЗИ. Затем начинайте рисовать. Сюжет вашей картины не имеет никакого значения. Главное – передать эмоции и настроение.

Очень важный момент, который на курсах будущих мам реализуется при помощи профессионального психолога – словесное описание рисунка.  Проговаривая то, что изображено на картине (скульптуре), вы учитесь выражать вербально свои чувства. Это, в свою очередь, помогает избавиться от тревожащих мыслей. Песочная терапия и лепка, кроме того, имеют еще один плюс. Такую работу очень легко изменить, переделать. Если вы чего-то боитесь и нарисовали (вылепили)  этот страх - выразите вслух свои тревоги, а затем исправьте так, чтобы картина излучала позитив. Это  поможет избавиться от тревожащих мыслей.

Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы

О благотворном влиянии музыки и танцев на здоровье будущей мамы известно каждому. Не забывайте, что пение имеет также практическое значение.  Во время родов крик делает потуги малоэффективными, а молчание провоцирует скованность мышц. Пение же облегчает правильное дыхание. Не менее позитивный эффект оказывают движения специальных танцев для будущих мам.

Желаем удачи!

lopotun.ru

Арт-терапия для беременных

Психологи говорят, что во время беременности у женщины обостряется интуиция, происходит переосмысление переживаний и чувств, открываются новые таланты. В такой ситуации быстрее понять себя и решить многие проблемы поможет арт-терапия для беременных.

Обратите внимание, что для того, чтобы заняться арт-терапией, совсем не обязательно быть художником, главное, как говориться, желание. Занятия можно проводить как самостоятельно, так и с опытным специалистом, записавшись на соответствующие курсы.

Как проводить арт-терапию для беременных

1. Начните с выбора приятной и спокойной музыки. Она поможет расслабиться и настроиться на нужный лад.

2. Определитесь со способом выражения: рисование, лепка, графика, роспись.

3. На первом занятии арт-терапии специалисты советуют поэкспериментировать с цветом. Для этого перестаньте думать о результате, главное сейчас – получить удовольствие от процесса. И начинайте «творить». Берите любые цвета и накладывайте мазки так, как захотите.

4. Оцените результат. Если вы занимаетесь с арт-терапевтом, тогда он расспросит о том, какие эмоции возникали у вас в этот момент, и с помощью наводящих вопросов поможет вам правильно направить самооценку. Вполне вероятно, что вы откроете в себе что-то новое.

Есть и другая оценка, которую можно провести самостоятельно – цветовая интерпретация. Ведь рисунок, точнее цвета, которые в нем использовались, также могут рассказать о многом. Все зависит от того, какой из цветов доминирует.

Черный. Пусть вас не пугает преобладание этого цвета. Это всего лишь изображение страха, который вас беспокоит. Но с помощью арт-терапии для беременных от него можно избавиться.

Кранный. Символизирует активность и желание перемен.

Зеленый. Может говорить о недостаточной поддержке и внимании со стороны мужа.

Синий. Показывает вашу готовность стать матерью. Специалисты обращают внимание, что этот цвет обычно появляется перед родами.

Фиолетовый. Явный признак того, что вы приняли себя в беременности, и вполне счастливы.

Арт-терапия для беременных не только поможет понять и проанализировать свои чувства, но и избавиться от страхов и волнений. Наверное, не стоит и говорить, насколько мнительны молодые мамы. А после дополнительного УЗИ или еще каких-то трудностей, чувство тревоги долго не покидает их. А ведь так важно оставаться спокойной и уверенной в себе.

Вот тут и приходит на помощь арт-терапия. Попробуйте изобразить свой страх и волнения на бумаге. Сосредоточьтесь на том, что вас тревожит, подберите цвета и формы, которые наиболее подходят к такому состоянию, и перенесите все на лист бумаги. По мере заполнения пустого пространства, придет ощущение облегчения и освобождения.

Когда рисунок будет готов, проанализируйте его. Ищите места, которые можно подправить, чтобы он перестал быть пугающим, и принимайтесь за дело.

По окончанию сеанса арт-терапии для беременных заряд бодрости, прилив сил и оптимизма вам обеспечен.

Рекомендация врачей

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

Результаты были неутешительны - самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

www.vse-pro-detey.ru

Арт терапия. Упражнения

Упражнения арт-терапии

Упражнения арт-терапии

Всем известно, что арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм  психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.

Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны – индивидуальная и групповая терапия.

Упражнения в арт-терапии выполняют функцию инструмента для исследования идей, событий и чувств, развития межличностных отношений и навыков, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах, а также для создания нового, более успешного образа самого себя.

Если говорить о групповой арт-терапии, перед началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы, которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата. Вот эти принципы:

1. Уважение к мнениям и точкам зрения других участников.

2. Каждое занятие по арт-терапии носит конфиденциальный характер.

3. Каждый участник должен внимательно слушать других выступающих.

4. При отсутствии желания принимать активное участие в выполнении  упражнения можно не принимать в нем участие.

5. Каждому из участников на сеансе арт-терапии должно быть  комфортно.

6. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего.

Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность (лепка, рисование). Эта часть составляет основу арт-терапевтической сессии (от 60 до 65 % всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения.

Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой, основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы. Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение к процессу работы (от 30 до 35 % всего времени сеанса).

Упражнения, выполняемые в группах:

1. Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение “Индивидуальное рисование” позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства участников друг с другом.Для проведения упражнения “Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения – 60 минут.

Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.

Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается.

Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки).

2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей и стимулирования человека к творческой работе.

Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя / ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения – от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы – пластилин и глина.

Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте).

Далее каждый участник из глины начинает “создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.

3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы.

Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы – цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения – 60 минут.

Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника – дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

Следующие упражнения предназначены для индивидуальной формы арт-терапии:

1. Коллаж. Коллажирование дает возможность арт-терапевту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. Основные характеристики коллажирования: делается упор на положительные эмоциональные переживания человека;  дает возможность проявить себя даже человеку, не имеющему художественных задатков; позволяет в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности человека; является очень эффективным средством работы с личностью.

Чаще всего тему выбирает арт-терапевт, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента и рисунки, выполненные им ранее.

Процесс: Клиент берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фоторгафии, и начинает создавать коллаж. Главным ограничением является… полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии клиента. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги.В конце упражнения производится анализ проделанной клиентом работы.

2. Создание скульптур из глины. Благодаря данному упражнению человек способен дать выход своим эмоциям, выразить накопившиеся в нем здесь и сейчас переживания посредством лепки из глины. Существует множество вариаций данного упражнения: изготовление глиняных сосудов; создание слепков частей тела и предметов; создание фигурок для групповых композиций; создание скульптурных изображений; изготовление оберегов и амулетов из глины; создание отпечатков предметов в глине.

3. Детская игра. Клиенту предлагается нарисовать на листе бумаги свою любимую детскую игру и придумать данному рисунку название. Казалось бы, нет ничего проще. Однако особенностью данного упражнения является необходимость выполнения рисунка рукой, не являющейся для клиента основной. Материалы для выполнения упражнения – лист бумаги (формат А3), цветные мелки, гуашь, акварель. Данное упражнение направлено на раздвигание пределов умений клиента, развитие в нем спонтанности действия, открытие новых чувств и ощущений. Помимо этого при выполнении упражнения нередко всплывают детские страхи и переживания, скрытые ранее в клиенте и мешавшие его нормальной жизнедеятельности.

После выполнения рисунка арт-терапевт проводит с клиентом анализ работы, задавая вопросы вроде: “Что вы чувствуете, глядя на рисунок?”, “Почему вы выбрали именно эту игру?”, “Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?” и т.д.

Отдельным столпом в арт-терапии стоят упражнения по работе с эффектами. Они способствуют достижению углубленного самопознания, способствуют освоению новых способов поведения в незнакомых и нестандартных ситуациях, помогают человеку легче освоить незнакомые ему ранее сферы деятельности. Данная техника работы относится к техникам анализа глубинного бессознательного, тематика работы выбирается по желанию клиента и арт-терапевта и не имеет ограничений. Основным достижением данных упражнений является их способность актуализировать сильные фантазии, переживания клиента, его страхи и чувства.

Далее вкратце рассмотрим основные упражнения по работе с эффектами, применяющиеся профессиональными арт-терапевтами в своей деятельности:

1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Пациент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом.

2. Контрастный рисунок. В одной композиции клиент должен объединить контрастные формы, цвета и стили, создав яркий рисунок. Суть заключается в том, чтобы в процессе создания рисунка кардинально поменять стратегию работы на противоположную, задействовав при создании рисунка, задействовав в процессе все известные контрасты и пути создания контрастов.

3. Упражнение “Отпечатки”. Заключается в создании рисунка при помощи отпечатка любых предметов, которые пожелает клиент. Максимально задействуется фантазия клиента. Предметами могут служить отпечатки частей тела клиента, аксессуары, одежда и т.п. Место, откуда будут эти предметы принесены, значения не имеет.

4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу клиент создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п.

5. Рисунок смешенными красками. Вначале упражнения клиент смешивает несколько густых красок наиболее нравящихся ему оттенков. Главное – дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков клиент создает рисунок.

6. Монотипии. Клиент на стекле при помощи густых красок создает изображение, после чего отпечатывает его на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

7. Техника раздувания краски. Клиент наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.

8. Чернильные пятна. Клиент берет в руки тонкий лист бумаги, капает на него несколько капель чернил и складывает пополам. Далее клиент разворачивает бумагу и наблюдает полученный образ. Результаты работы обсуждаются с арт-терапевтом.

Автор: Антон Ясырдля сайта therapy.by

www.therapy.by

АРТ ТЕРАПИЯ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ... курсы для беременных

Вот я и подумала про арт-терапию. 3. Первое занятие арт-терапии отводится на экспериментирование с цветом. Занятия арт-терапией для беременных проводят опытные психологи. Вот тут и приходит на помощь арт-терапия. Поэтому заниматься арт-терапией могут абсолютно все, в особенности беременные и вышедшие в декрет женщины. В такой ситуации быстрее понять себя и решить многие проблемы поможет арт-терапия для беременных.

Строго говоря, любую разновидность творчества – рисование, работу с глиной, вязание или пение – можно назвать арт-терапией. Само занятие рисованием для беременных на первый взгляд ничем не отличается от обычного занятия рисунком. Во многом это интуитивный акт. Кисти, краски и бумага помогают женщине подумать о своем новом состоянии, погрузиться в беременность. Он может быть любым – с сюжетом или без. Нужно просто воплотить свои эмоции в цвете и линиях.

И это дает ей возможность принять свою беременность. Перед занятием с будущими мамами беседует психолог, и в процессе общения выбирается тема, которую каждая из женщин хотела бы проработать. Недавно ходила на бесплатную встречу для беременных, очень понравилось! Каждое занятие арт-терапией для будущей мамы включает творческую часть и психологическую тему: мини-лекцию и рекомендации по книгам.

Занятия арт-терапией — это настоящий подарок для беременной мамы,это ответ на новые вопросы и возможность приятно провести время, создавая арт-объекты своими руками. Творческие занятия для беременных — это уже хорошо известный и подтвержденный способ улучшения самочувствия и настроения, контакта с миром и ребенком, снятия страхов и тревог.

Психолог, изучает арт-терапию в Рижском университете им. Страдиня, предоставляет групповые и индивидуальные консультации, используя методы арт-терапии. Используя материалы арт-терапии, у участниц группы будет возможность проявить, познакомиться и понять разные эмоциональные состояния в творческой атмосфере. Упражнения арт-терапии помогают Вам раскрыть свои творческие способности, научиться воспринимать материнство через творчество, создать благоприятную атмосферу для появления на свет малыша.

Ощущение безграничного счастья в считанные секунды может смениться подавленностью и отчаянием. Под арт-терапией подразумевается лечение искусством, облегчение психологического и эмоционального здоровья человека посредством творчества.

Самые распространенные виды арт-терапии

Он существует в режиме «здесь и сейчас». Арт-терапия во время беременности поможет отключиться от всего негативного и займет руки и голову. Беременная женщина и плод представляют собой один организм, одно целое. А значит, эмоции, переживания и восприятие мира мамы и ребенка связаны. Применение арт-терапии во время беременности имеет высокую эффективность в борьбе со страхами и тревогами. Существует множество видов арт-терапии, из которых можно выбрать что-то одно, либо попробовать всего понемногу.

Женщина может выбрать любое занятие по вкусу и способностям. К тому же, арт-терапия для беременных является лучшей альтернативой ежедневному длительному просиживанию за компьютером. Такие занятия не только улучшают настроение, но и позволяют усвоить те знания и навыки, которые пригодятся в будущем для раскрытия творческих способностей вашего ребенка. В каждом городе существуют специальные программы по арт-терапии, где участники получают мотивацию к действиям и анализируют собственные результаты.

Арт-терапия для беременных. Творческие занятия для будущих мам. Индивидуальный курс «Мой новый мир»

2. Определяется вид арт-терапии: лепка, рисование, роспись, графика. Если занятия проводятся не самостоятельно, а с арт-терапевтом, он поинтересуется о том, какие эмоции посещали вас в этот момент. Смысл арт-терапии не в результате, а в процессе, который поможет вам разобраться в себе. И, конечно, самый идеальный вариант — это получение удовольствия от своих действий.

Чем может помочь арт-терапия при беременности?

Беременная не будет ощущать себя одинокой, ведь рядом женщины, которые понимают ее состояние и находятся в похожей ситуации. Обратите внимание, что для того, чтобы заняться арт-терапией, совсем не обязательно быть художником, главное, как говориться, желание.

1. Начните с выбора приятной и спокойной музыки. Если вы занимаетесь с арт-терапевтом, тогда он расспросит о том, какие эмоции возникали у вас в этот момент, и с помощью наводящих вопросов поможет вам правильно направить самооценку.

Фиолетовый. Явный признак того, что вы приняли себя в беременности, и вполне счастливы. Ко второй половине ХХ века увлекательность и полезность подобного времяпровождения была доказана и применительно к беременным женщинам. Наиболее популярно у беременных рисование. Смысл арт-терапии состоит в том, чтобы наладить контакт со своим внутренним „я”, выразить в творчестве собственные эмоции и переживания.

Начала с того, что скачала 2 часа классической музыки. Есть еще идеи – купить бумагу и краски и рисовать под эту музыку. Не важно что и как, главное – позитивные эмоции и творческий настрой. Ведь в процессе такой деятельности вы успокаиваетесь и концентрируетесь на процессе, забыв про все неприятности.

Вы можете совсем не уметь рисовать, высококлассная техника здесь и не требуется. Обычно для таких занятий рисованием набирается группа из 6-8 будущих мам. Занятие длится 2-2,5 часа. Все это время звучит спокойная, расслабляющая музыка. После того, как рисунки готовы, мамы должны рассказать присутствующему на занятии психологу, что на них изображено, а он поможет им проанализировать рисунок.

Эмоциональная подготовка к родам с помощью арт-терапии

Так женщина учится выражать словами свои чувства и страхи. Работа с таким материалом как песок сама по себе гармонизирует и успокаивает. Рисовать песком нужно также как и красками, то есть интуитивно. Поначалу женщина просто садится и хаотично создает и «стирает» что-то на своем столе. Затем у нее начинает вырисовываться нечто – лицо, фигура, предмет, пейзаж или абстракция.

Итак, приступаем к арт-терапии в своей уютной квартире. Занятия по арт-терапии — это место и время, чтобы делиться, чувствовать, переживать, проявлять себя творчески. Если Вы ищете подарок для беременной, то занятия арт-терапией могут стать креативным и полезным вариантом порадовать будущую маму и ребенка.

Сегодня популярно:

  • Грудина и ребра — этоСоединения ребер с грудиной и art. sternoclavularis получают питание из a. thoracica interna. По нижнему краю своей внутренней поверхности тело ребра имеет продольную борозду ребра (sulcus […]
  • Медицинский центр «Профессор» в ТомскеВ 2010 году Алена Левко закончила международный факультет управления Томского государственного университета по специальности менеджер. С 1 июня клиники Сибирского государственного […]
  • Пустышка и грудное вскармливаниеКогда ребенка переодевают. И еще одно но. Ребенок старше 2х месяцев в ситуации, когда мамы нет, может отказаться от пустышки. Ребенку пора спать - укачиваем с пустышкой. Ребенок […]

isewabolut.ru

Арт терапия для беременных занятия



Арт-терапия возникла сравнительно недавно, в первой трети двадцатого столетия, а сегодня стремительно и активно методы арт-терапии набирают обороты. Слово «арт» обозначает творчество, так что фактически арт-терапию можно называть терапией с помощью творчества.

Творческая терапия как метод психологической коррекции с успехом применяется для лечения детей, взрослых и стариков и задействует рисование, лепку, плетение, танцы или сочинение в качестве основных приемов.

Что же такое настоящая арт-терапия, и зачем она нужна? Занятия «лечебным творчеством» применяются очень широко и в самых разных случаях достигают положительного эффекта. Широко применяется арт-терапия для подростков, детей, для беременных женщин. Она используется на психологических консультациях, при психотерапевтическом лечении, во время реабилитации после травм – как физических, так и психологического характера.

Методики арт-лечения очень эффективны для снятия стресса, борьбы с депрессией, апатией, фобиями, агрессией. Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу.

Для каких бы целей ни применялись те или иные виды современной арт-терапии, она всегда дает результат и, что характерно, не имеет нежелательных побочных эффектов. Огромное отличие арт-техники еще и в том, что для лечения человек не обязан коммуницировать, он проявляет свое «Я» в образах через визуальное искусство, а не через общение. А для очень многих людей в стрессовом состоянии это крайне важно. Такое лечение не вызывает у человека никакого сопротивления, оно всегда добровольно и полностью безопасно.

Рекомендуем: Как научить ребенка выражать свои эмоции?

В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества. Возникающий и все больше растущий интерес к этой методике расширяет ее границы, и если раньше к арт-терапевтическим упражнениям можно было отнести в основном изобразительное искусство, то на сегодняшний день «инструменты» лечебного искусства очень разнообразны. В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:

  • Рисование, живопись.
  • Лепка, скульптура.
  • Плетение, мандала.
  • Скрапбукинг, коллажирование.
  • Фотография.
  • Моделирование.
  • Шитье, вязание, рукоделие.
  • Танцевальная терапия.
  • Пение (музыкальная терапия).
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Актерская игра, пантомима.
  • Написание прозы или стихов.
  • Сочинение сказок (сказкотерапия).

Цели арт-техник – это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает!

Как это работает

Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.

У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии – это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста!

Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию. Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения. Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.

Рекомендуем: Что такое агорафобия?

Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим. Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами. За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.

На первом этапе самое важное – начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все. Если это рисование – следует просто взять краски и рисовать, не важно – что и как. Человек «отключается» и рисует цветные линии, пятна, узоры, неясные формы, а не что-то конкретное. В этом процессе ребенок или взрослый расслабляется, его нервная система постепенно нормализуется.

Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись.

Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.

На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить то, что его тревожит (страх, проблему), в абстрактной или конкретной форме. Если это, скажем, песочная или глиняная арт-терапия, рисование, живопись – можно визуализировать проблему, вылепив или нарисовав свой страх, изобразив всю ситуацию в красках.

Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям. Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой.

Рекомендуем: Как научиться ценить себя?

Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.

Можно пририсовать собаке розовые крылышки и придумать, будто она не лает, а поет песенку. Сделать так, чтобы страх обернулся обратной стороной и пугающее стало смешным и забавным. Важно, чтобы борьба со страхом (или другой проблемой) была не агрессивной – нельзя, чтобы ребенок нарисовал, будто он бьет собаку или причиняет ей какой-либо вред, так как этот подход не поможет, а лишь усугубит проблему.

Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.

Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!

Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством. Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.

Важнейшее условие любого направления арт-терапии – это творить, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, и сосредоточивать внимание исключительно на процессе, а не на результате.

Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.

С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.

Упражнения

Есть множество прекрасных упражнений из арт-терапии, которые можно выполнять самостоятельно, прямо дома. Вы можете провести небольшое занятие для своего ребенка или заняться ими сами, для своей пользы. Приготовьте все необходимые материалы, постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!

1. Поскольку основная функция арт-терапии – менять внутреннее состояние от плохого к позитивному, улучшать психическое здоровье и гармонизировать внутреннее состояние, то можно прямо сейчас, самостоятельно попробовать простое упражнение, которое поднимает настроение. Это занятие по арт-терапии хорошо для детей и взрослых, оно помогает улучшить настроение и «подружиться» с собой.

Понадобится лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Задание – нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен или линий, может – пейзаж, образ, животное, предмет. Все, что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.

Рекомендуем: Значение понятия амбивалентность

После того как рисунок будет готов, задача – сделать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!

2. Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Это упражнение поможет разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.

Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется. Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все, что угодно. Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.

3. Очень эффективный вид арт-терапии – это сказкотерапия. Сочинение сказки – метод, который может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии подходит для пожилых людей, взрослых, детей и подростков, он широко применяется в психологии.

Рекомендуем: Как понять себя — что я хочу от жизни?

Необходимы ручка и бумага, спокойная обстановка, тишина и уединение. Нужно расслабиться, отпустить все мысли и придумать главного героя. Затем описать его: кто он, как и где живет, о чем мечтает. Придумать ему друзей или семью, а может, он будет одинок. Затем сочинить «завязку», то есть с чего начинаются приключения. Пусть фантазия «несет» вас, не сопротивляйтесь и пишите все, что придет на ум!

Наверняка придумается противник, главный злодей, и помощники, как в любой сказке. За что будет бороться герой или чего искать? Обязательное условие – это хороший финал. После того как сказка будет готова, можно приступать к анализу.

Дело в том, что подсознательно главный герой всегда отражает то, каким мы видим или хотим видеть себя, а все события – сценарий нашей собственной жизни. Подкорректируйте сказку, сделайте образ героя более позитивным, а финал – волшебным. Так вы настроитесь на другой сценарий своей жизни, и сами не заметите, как она начнет меняться наяву!

Приемы арт-терапии для детей просты в применении, а эффекта достичь можно легче и быстрее, потому что детям не кажется, что рисование или сочинение сказок – это ерунда. А вот арт-терапия для людей взрослых иногда может быть встречена с недоверием, ведь нам кажется, что это – безделье, занятие ерундой и пустая трата времени. Важно настроить себя, выделить время для этого занятия и попросту позволить себе немного отдохнуть, уделив внимание своему внутреннему миру.

Волшебный эффект от арт-терапевтических методик заключается в том, что мы сами не замечаем, как меняемся изнутри, а потом результат дает о себе знать! Самые разные направления современной арт-терапии работают эффективно, и процесс трансформации идет, когда мы заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта.

Работать над собой – это просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души – и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить! Автор: Василина Серова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

Похожие новости:

  • Рецепты с баклажанами на сковороде рецепты
  • Делаем резинки своими руками
  • Лоскутное постельное белье своими руками
  • Состав пластификатора для тротуарной плитки своими руками
  • Дом музыки схема светлановского зала
  • teknoland.ru

    Арттерапия для беременных — курсовая работа

    yaneuch.ru

     

    Первым термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арттерапия – это форма психотерапии, специализирующаяся на искусстве. Она возникла в контексте психоаналитических идей Фрейда и Юнга: ведь свобода самовыражения и использование воображения позволяют столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное человека [18].

    Арттерапия может быть как основным методом терапии, так и вспомогательным. В любом случае у нее существует два механизма воздействия. Во-первых, искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктирирование самим человеком. Творчество – это одно из средств преодоления страха, возникшего в связи с внутренним конфликтом. Во-вторых, арттерапия, будучи полноценным творческим актом, приносит автору удовольствие. Человек выражает свои переживания более спонтанно и произвольно, не заботясь о художественных достоинствах своих работ. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые раскрываются в процессе работы.

    По мнению Киселевой М.В., арт-терапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, т. е. метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность [7].

    Киселева М.В. выделяет следующие  виды арттерапии:

    Музыкальная терапия:

    • слушание музыки;
    • восприятие музыки;
    • музицирование;
    • вокальная терапия;
    • дыхательная терапия,
    • музыкально-творческая деятельность;
    • формулы музыкального самовнушения

    Фольклорная терапия:

    • художественно-творческая деятельность;
    • коллективное творчество;
    • импровизация

    Сказкотерапия:

    • музыкальные образы сказочных героев;
    • сказочные темы и сюжеты в музыке

    Танцевально-двигательная терапия:

    • движения под музыку;
    • пластическая импровизация;
    • танцы

    Цветотерапия и терапия изобразительным искусством:

    • цвет, его влияние на самочувствие;
    • разноцветные физкультминутки;
    • произведения изобразительного искусства (сенсибилизация, синестезия)

    Драматерапия:

    • инсценирование песен;
    • постановка музыкальных спектаклей

    Выготский Лев Семенович до второй половины 20-х гг. занимался проблемой восприятия искусства. Выделял в эмоциональной сфере индивида, воспринимающего то или иное произведение искусства, два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетической реакции, внутреннего очищения, сильного эмоционального потрясения, вызванного не реальными событиями жизни, но их символическим отображением [4; 15].

    Таким образом, арттерапия позволяет:

    - «Выпустить пар» - то  есть, дать социально приемлемый  выход агрессивности и другим  негативным чувствам.

    - Облегчить процесс терапии.  Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать в процессе вербальной коррекции, поскольку невербальное общение лучше ускользает от цензуры сознания.

    - Проработать мысли и  чувства, которые человек привык  подавлять. Иногда невербальные  средства являются единственно  возможными для выражения сильных  переживаний.

    - Сконцентрировать внимание  на ощущениях и чувствах. Арттерапия дает хорошую возможность для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями.

     

      1. Музыкальная терапия

     

    Мир музыки – совершенно необычайный и волнительный. В  последнее время интерес к  музыке объясняют и ее благотворным влиянием на организм и лечебным эффектом. Развитие науки позволило ученым исследовать физиологические реакции, возникающие в организме в  ответ на музыку, дать научное обоснование  музыке, как средству против стрессов и усталости, повышающему жизненный  тонус, работоспособность и иммунитет  человека.

    О лечебных свойствах музыки было известно давно. В VI в. до н.э. великий древнегреческий мыслитель Пифагор применял музыку в лечебных целях. Он проповедовал, что здоровая душа требует здорового тела, а то и другое – постоянного музыкального воздействия, сосредоточения в себе и восхождения к высшим областям бытия. Ещё более 1000 лет назад Авиценна в качестве лечения рекомендовал диету, труд, смех и музыку.

    Древнегреческий врач Гален  тоже рассматривал музыку как лекарство, а Кассиодор, писатель и приближённый короля остготов, утверждал, что музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти [10].

    Жорж Санд писала композитору  Джакомо Мейерберу о том, что музыка лечит её от депрессии лучше, чем доктор. Наши соотечественники врачи-психиатры С.С.Корсаков и В.М.Бехтерёв отмечали благотворное влияние музыки на больных с неврозами и некоторыми психическими заболеваниями [8].

    Исследуя влияние музыки на людей с больной психикой, профессор  М.П.Кутанин отмечал, что после концерта (проведённого в стенах больницы) поведение больных заметно менялось в лучшую сторону. «Это были как бы новые люди – настолько сильным было воздействие на них музыки»,- писал он [11].

    Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Напротив же, когда музыка раздражает, пульс учащается, а сила сердечных сокращений становится слабее.

    Ведущий российский музыкотерапевт Шушарджан С.В. считает, что термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой» [16].

     Существует много определений  понятия «музыкальной терапии». Значительная часть ученых (Ворожцова О.А., Петрушин В.И. и др.) считают ее вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы (Евдокимова Ю., Завьялов В. Ю., Шошина Ж. и др.) определяют музыкальную терапию как:

    • системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства [1;2];
    • средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма [5];
    • средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы [6;14];
    • одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь [12;15;17].

    По мнению Медушевского В.В., музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [11].

    Средства арттерапии способствуют гармонизации личности с природой и социальной средой. Дело в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно научить человека чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.

    Современная музыкальная  терапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно, разные биохимические процессы. Кроме тональности, на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения. По мнению В.И. Петрушина, сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения [13]. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозировано «тренировать» эмоциональный мир человека. Поэтому музыкотерапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так и музицирования.

    Таким образом, слушание музыки, её восприятие, музицирование, музыкально-творческая деятельность– составляющие музыкальной терапии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ

     

    2.1.Арттерапия  для беременных

     

    Беременность – уникальный, неповторимый (ведь именно такой беременности уже не будет), а также прекрасный период жизни женщины. Но быстрый  темп нашей жизни часто захватывает  в водоворот событий, не давая  возможности остановиться и насладиться  настоящим моментом. Более того, ощущая груз ответственности за свой новый статус, за своего ребенка, часто  накапливается напряжение, которое  может сказываться и на физическом самочувствии женщины.

    Исследования врачей и  психологов (таких как Энтони Джеймс Ди Каспер, Жан Пьер Леканю, Берни Дэвлина и многих др.) показали, что ребенок уже внутри утробы чувствует, буквально "считывает" все переживания, эмоции и мысли матери. Поэтому, если будущая мама большую часть времени пребывает в позитивном эмоциональном состоянии, можно быть спокойным за настроение ребенка [4].

    Многие психологи (М.Л. Лазарев, Джанет ДиПетро, Уильям Файлер и др.) говорят, что во время беременности у женщины обостряется интуиция, происходит переосмысление переживаний и чувств, открываются новые таланты. В такой ситуации быстрее понять себя и решить многие проблемы поможет арттерапия для беременных [19].

    Для того чтобы заняться арттерапией, совсем не обязательно быть художником, главное, как говориться, желание. Занятия можно проводить как самостоятельно, так и с опытным специалистом, записавшись на соответствующие курсы.

    Психолог-эволюционист Хайделайз Альс определяет арттерапию для беременных как невербальный способ выплеснуть неуемную энергию, которая бушует без полезного вектора и может стать разрушительной. Арттерапией может быть рисование, занятия с перкуссией, танцы или музицирование [20].

    Арттерапия используется как средство общения терапевта с клиентом на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Методика арттерапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своих произведениях, то есть – спонтанно. Однако, есть и другое мнение специалистов, использующих арттерапию в своей работе, они считают, что искусство обладает целительным действием само по себе. Во-первых, это созерцание предметов искусства и прослушивание музыки, а во-вторых, это сам процесс их создания, творческая деятельность: рисование, лепка, пение, сочинение музыки, и т.д.

    Во время беременности психика женщины претерпевает значительные изменения. Будущая мама начинает на какие-то события реагировать более  эмоционально и чутко. У нее обостряется  чувство прекрасного и она особенно тонко начинает чувствовать свою связь с природой. Все существо беременной сосредотачивается на мыслях о будущем малыше, (в медицине этот феномен называется «доминанта беременности»), такое состояние обеспечивается действием огромного количества гормонов, которые «помогают выбирать» оптимальные условия для развития ребенка. Однако зачастую, ежедневные бытовые заботы и суматоха окружающего мира блокируют сигналы организма будущей мамы, и сознание упрямо отметает послания глубинных, самых мудрых структур психики. Здесь-то как раз на помощь и приходит арттерапия, которая помогает воссоединиться со своим внутренним пространством, погрузиться в свои внутренние ощущения и отдаться стихии материнства.  Рисование, лепка, составление коллажей помогает визуализировать свои ощущения, а значит сделать их частью реальности будущей мамы. При этом могут выплывать наружу возможные негативные нюансы, которые, обретая форму и цвет, становятся доступными для сознательной их проработки самой мамочкой, а ведущий арттерапевтического занятия поможет найти ресурсные аспекты для этого. Распевание колыбельных помогает погрузиться в грядущее материнство, настроиться на проникновенное интуитивное общение с ребенком, раскрыть недра свой души навстречу ему, опять же материализовать и закрепить свой теперешний и будущий статус Мамы. Кроме того, беременная женщина имеет колоссальный творческий потенциал, который непременно реализуется, если будет иметь свою точку приложения, а точнее пространство материнской любви. Когда мама поет, вибрации ее голоса проникают в околоплодное пространство, резонируя в водах, таким образом, даже на совсем небольшом сроке малыш в буквальном смысле может купаться в волнах материнской любви. Исполненная с чувством колыбельная наполняет лучезарной любовью саму маму и обогащает ее внутренний мир, любовь, такая необходимая и реальная, обретает одну из форм своего материального воплощения и передается растущему внутри мамы ребеночку. Приготовление приданого для будущего малыша и изготовление игрушек для него, являются опять же материализацией любви матери. Ведь эти вещи обретают свое законное место в жилище, им отводится определенное пространство, а значит для малыша, который должен появиться на свет уже имеется место в этом мире. Мир ожидает появления конкретного ребеночка, мир добр и наполнен любовью мамы, которую она вложила в реальные вещи, сделанные своими руками, специально для него.

    В заключении отметим, что  арттерапия в период беременности способна:

    1. Гармонизировать душевные переживания и эмоциональное состояние;
    2. Сосредоточиться на уникальном состоянии беременности;
    3. Раскрыть творческий потенциал будущей мамы;
    4. Настроиться на интуитивное и проникновенное общение с будущим ребеночком;
    5. Материализовать и развить материнские чувства;
    6. Определить, обозначить и нейтрализовать возможное эмоциональное напряжение мамы;
    7. Помочь создать пространство для ребенка в реальном мире, наполненное светом любви;
    8. Помочь снять страх родов и закрепить представление об их позитивном варианте.

     

    2.2.Музыкальная  терапия для беременных

     

    Будущей маме просто необходима музыка. Расслабиться или ободриться, избавиться от депрессии и некоторых  болезней помогут беременной женщине  мелодии и звуки. А малышу они  помогут почувствовать любовь, нежность, поддержку и знания о том, что  внешний мир ему не враждебен.

    Сравнительно недавно исследователями (Уильяма Залленбаха, Джули Менелла и др.) было обнаружено, что человеческий организм воспринимает музыку уже в эмбрионе. В Японии были выпущены пластинки с записями естественных шумов организма беременной женщины: шум протекающей по артериям крови, ритмичные удары сердца и т.д. Когда новорожденный начинал плакать, достаточно было включить пластинку, как он успокаивался и засыпал [4].

    Звуки сердечных сокращений матери успокаивают ребенка и  убаюкивают его. Будущая мама вставляла пластинки в проигрыватель, укрепленный на поясе вокруг живота, и проигрывала малышу несколько ритмов сердцебиения. При музыкальном стимулировании в мозге увеличивалось количество гормонов, способствующих росту нейронов. Такие малыши, прошедшие музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями, социальной ориентированностью и опережением физического и речевого развития.

    Некоторые исследователи (такие как Коваленко, Добряков, Грехем, Оден и др.) утверждают, что музыка периода барокко стимулирует альфа-волны, ритм головного мозга, связанный с бодрствованием и ощущением спокойствия [21]. Самыми знаменитыми композиторами периода барокко считаются Бах, Боккерини, Телеман, Вивальди и Гендель, а сочинения Моцарта и Гайдна относят к эпохе классицизма. В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться.

    Существует специально разработанная  система музыкального воздействия  на малыша и будущую маму, куда включена и музыкальная терапия. Она одобрена Минздравом России в 1995 году и успешно  применяется.

    Во многих странах Западной Европы и США стали организовываться и обрели большую популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии, Швейцарии, Германии. К настоящему времени музыкальная терапия получила распространение во всем мире, где она уже с середины ХХ ст. развивается как отдельная индустрия.

    Педиатр из Университета Аляски Уильям Залленбах отмечает, что в последний триместр беременности плод способен танцевать-ритмично двигать руками и туловищем, вращаться в такт музыке, у него увеличивается частота сокращений сердца и количество движений.

    Группа профессора Дэвида Джеймса из королевского медицинского центра при Ноттингемском университете продемонстрировала, что при проигрывании песен Глена Миллера у плода в последний триместр беременности увеличивалась частота сокращений сердца и количество движений. Аналогичные результаты получили канадские ученые из Королевского университета и больницы города Кингстон при проигрывании колыбельной Иоганнеса Брамса [21].

    Еще несколько десятилетий  назад знаменитый французский акушер Мишель Оден в своей клинике организовывал хоры акапелла (без сопровождения) из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. И в результате этого на свет появлялись более спокойные и крепкие малыши. Музыкальные терапевты особенно указывают на пользу пения, так как орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные частоты этих звуков [21].

    Теперь будущим мамам  надо подумать о песенном репертуаре, в котором обязательно должны быть колыбельные песни. Колыбельные  несут и самой маме покой, хорошее  настроение, необычные первые материнские  чувства, гармонизируют все окружение  жизни женщины и ребенка. Не забудьте перед сном спеть ребенку колыбельную  песню, поговорить с ним, а если ему  споет что-нибудь и папа, пользы для  малыша будет во стократ больше.

    В Харьковской филармонии проводится ряд концертов под  названием «Эффект Моцарта», который основывается на благотворном воздействии прослушивания классической музыки беременными женщинами. Музыканты уже провели девять концертов, на которых исполняли произведения Моцарта, Шопена, Вивальди и Гайдна. Совсем недавно филармония защитила авторское право давать концерты специально для беременных.

    Программу каждого концерта музыканты составляли совместно  с медиками, причем специалисты рекомендовали  исключить из программы произведения немецкого композитора Баха, поскольку  были отмечены негативные реакции младенцев  в утробе на симфонии Баха [20].

    Так как разная музыка по-разному  влияет на организм человека, то в лечебных целях понадобится музыка для  глубокого расслабления. Кроме этого, специалисту – музыкальному терапевту  – важно знать о Ваших особенностях психики и нервной системы, музыкальных  предпочтениях и способностях к  расслаблению. Глубокое расслабление – это время, специально отведенное для этого, удобная позиция, специально подобранная музыка и, конечно, правильный настрой. Во время родов владение своим телом может оказать  женщине неоценимую роль. Полноценный  отдых между схватками и умение снимать мышечное и психологическое  напряжение во время них позволит сохранить силы для потуг и  провести этот период с максимальной пользой для малыша. Если мама раньше занималась психоаутотренингом, арттерапией, музыкальной терапией и т.д., то время родов мышцам ее тела будет привычно слушаться команд, они отчасти автоматически будут реагировать на боль в трудно переживаемых ситуациях. Важно знать, что музыка используется не только для расслабления, но и для активного слушания. Малыш слушает специально подобранную музыку с различными солирующими инструментами разного настроения, темпа и тембра.

    Тем самым эти полезные уроки будут способствовать развитию у ребенка памяти, эмоциональной  отзывчивости и физической крепости. А главное, вы дадите себе и ребенку радость и взаимного общения и любви, на чем и основывается пренатальное воспитание.

     

    ЧАСТЬ 2. Практические исследования в области арттерапии для беременных

     

    Арттерапия имеет   много преимуществ, благодаря своей невербальной природе. Для нее не нужны специальные навыки. С помощью универсальных арттерапевтических методов можно избавиться от лишних переживаний, расслабиться, и насладиться периодом беременности. Не секрет, что становление ребенка начинается задолго до его рождения. Поэтому занятия арттерапией способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию малыша.

    Нами были проведены исследования беременной (21-22 неделя беременности) на основе использования арттерапевтических методов.

    Первым экспериментом  было рисование под звуки музыки, используя технику релаксации. Сначала  испытуемой нужно было расслабиться, прислушаться к себе, заглянуть «внутрь  себя», уделить внимание своему эмоциональному состоянию, а затем, используя цвет, формы, линии, символы изобразить свой внутренний мир. В качестве музыкального сопровождения мы выбрали композиции японского музыканта-мультиинструменталиста Kitaro («Planet», «From Astral» и др.). Эта музыка помогала расслабиться, как бы погружаясь в состояние медитации. По окончании занятия у беременной наблюдался заряд бодрости, прилив сил и оптимизма.

    Вторым экспериментом  явилось прослушивание звуков природы  в записи. Беременной предложили лечь и расслабиться (см. приложение 1). После чего испытуемая  на средней громкости в наушниках прослушала три композиции продолжительностью 7, 15, 39 минут. Звуки леса, озера, осени, ветра, птиц, дельфинов (см. приложение 4) помогли окунуться в мир природы и перенестись в эту атмосферу. Затем будущая мама приложила наушники к животу и дала прослушать композиции малышу, который через несколько минут начинал толкаться в разных местах. В результате у беременной улучшалось настроение, общее состояние. Это занятие  помогло погрузиться в мир природы, уйти от проблем реальности, снять эмоциональную напряженность и получить радость от общения с будущим ребенком.

    Ни для кого не секрет, что у беременных есть свои страхи. Будущие мамы склонны к мнительности, у них появляются необоснованные тревоги. Мы предложили нашей испытуемой нарисовать свои страхи.  Попросили сосредоточиться на переживании, почувствовать, где в теле живет беспокойство, найдите именно тот цвет и ту форму, которые наиболее подходят для этого состояния. Затем перенести все на белый лист бумаги. Постепенно заполняя пустое пространство, беременная заметно начала успокаиваться, затем внимательно исследовала готовый рисунок и видоизменила его, чтобы он утратил пугающие очертания. После такого сеанса будущая мама ощутила прилив сил, оптимизма и заряд отличного настроения. И это означает, что все проблемы преодолимы (см. приложение 5).

    Следующим экспериментом  явилась техника изготовления куклы  из ниток. Беременная наматывала некоторое  количество шерстяной пряжи на картон, затем, обрезав в одном месте  нить, разделяла голову, руки и ноги, закрепляя нитью. Завершающим этапом был контакт с малышом. Самый удивительный и неповторимый момент: будущая мама  клала свою куклу на живот, и ребенок отвечал движением, именно в куклу. Никогда пластмассовая игрушка не заменит куклу, которую мама создала своими руками. Она наполнена искренними эмоциями, теплом рук и символичным содержанием – уникальным, персональным и с любовью.

    В результате такой арттерапевтической работы у испытуемой появился новый опыт взаимодействия с малышом. После таких занятий, беременная, наполненная удовольствием, спокойствием и доверием к себе, еще долгое время находилась в ресурсном гармоничном состоянии.

    В заключении можно сказать, что эксперименты на основе использования  арттерапевтических методов помогли беременной принять новый образ своего меняющегося тела, наладить контакт с ребенком в настоящий момент, получить психологический настрой на благополучные роды, обрести способность безусловного принятия будущего ребенка, овладеть приемами релаксации, освоить способы самоподдержки, улучшить внутрисемейные отношения, снизить уровень тревожности (страхов), сделать более осознанной новую социальную и психологическую роль родителя.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Арттерапия – собирательный термин для обозначения совокупности видов терапии искусством. Наряду с тем, что она позволяет каждому самовыразиться через творчество, она выступает и как средство эмоционального воспитания и образования.

    Арттерапия становится эффективным методом лечения неврозов, которые сегодня всё больше поражают общество. Растут нервно-психологические нагрузки и перегрузки. Поэтому сегодня человек должен владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Именно неумение жить в современном, сложно организованном обществе приводит сегодня многих людей к различным формам отклоняющегося поведения. Нужно всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является арттерапия.

    Занимаясь арттерапией во время беременности, можно:

      • научиться получать удовольствие от уникального состояния беременности;
      • принять и полюбить себя в этом состоянии и в новой роли мамы;
      • лучше понять собственные переживания и эмоции;
      • снизить уровень тревоги;
      • избавиться от страха родов и закрепить представление об их позитивном варианте;
      • настроиться на интуитивное, эмоциональное общение с ребенком;
      • получить удовольствие от творчества и самореализации.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Блаво, Рушель. Новый путь к самоисцелению. — Новосибирск, 2002.- 132с.
    2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. — М., 1985. - 182с.
    3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога., 1998 г./Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
    4. Джанет Л. Хопсон «Современная психология». – 1998 г. (перевод Кампс Т.) (Текст взят с сайта: www.u-mama.ru)
    5. Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия: Что? Зачем? Как? // Музыкальная Академия. — 1993. — № 1. — С. 178-183.
    6. Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков. – Киев: ,1990. – 227 с.
    7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
    8. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – СПб: ТЦ Сфера, 2002. – 156 с.
    9. Кондаков И.М. Психологический словарь. М., 2000 г.
    10. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии. – СПб., 2003. – 277 с.
    11. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 254 с.
    12. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. — М., 1999. – 165 с.
    13. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М.: Владос, 2000. – 176 с.
    14. Побережная Г. Музыка в детской душе. — Киев, 2007. – 163 с.
    15. Шошина Ж. О музыкальной терапии //Психология процессов

    художественного творчества. — М.: Наука, 1984. — С.215-219

    1. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998 (Текст взят с сайта: http://autist.narod.ru/musikter.htm)
    2. Юсфин А. Г. «Музыка — сила жизни». — СПг.: ООО «Аюрведа Плюс». — 2006 (Текст взят с сайта: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3839626/)
    3. Арттерапия [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.medportal.gomel.by/art-therapy.html
    4. Курс «Арттерапия для беременных» [Электронный ресурс] Режим доступа http://semya-ua.com/rodi-podgotovka-kiev/art-terapiya-dlya-beremennykh.html
    5. Арттерапия и беременность [Электронный ресурс] Режим доступа http://mama.ua/art-terapiya-dlya-beremennyih-8236/
    6. Музыкальная терапия для будущих мам [Электронный ресурс] Режим доступа www.vokrugsveta.ru/../490/

     

     

     

     

     

    Музыка и арт-терапия для беременных

    Содержание статьи:

    Психологи и врачи утверждают, что творчество и искусство очень полезны для беременных. Арт-терапия давно стала неотъемлемым способом релаксации и расслабления будущих мам. Само понятие «арт-терапия» пришло к нам из Британии. В 1938 году британский художник А. Хилл открыл, что творческие занятия положительно сказываются на эмоциональном состоянии больных, избавляя их от переживаний и помогая быстрее справиться с болезнью. Во второй половине двадцатого века полезность и увлекательность данного метода была доказана и стала применяться к беременным женщинам.

    Искусство для беременных

    Арт-терапия для беременных

    У беременных мамочек самое популярное – это рисование. Причем рекомендуется использовать любые материалы, а изображать все что хочется. В групповых занятиях предлагается истолковывать свои, либо чужие рисунки, но самое главное в данной методике – попытаться выразить себя. Не следует стесняться своих желаний. Если вам вдруг захочется рисовать пастелью, то смело приступайте. Захотелось разукрасить стекло на комнатной двери – вперед. Главное в методе арт-терапии – это налаживание контакта со своим «я» в творческом процессе выражая свои переживания и эмоции. 

    Рисование - лучший способ понять себя

    Боди-арт для беременных

    Одной из разновидностей рисования является боди-арт. Во время создания позитивных ярких картинок на своем округлевшем животике у мам возникают приятные эмоции. Конечно, в этот процесс можно привлечь и папу, что позволит наладить прямой контакт с малышом после его рождения. Необходимо правильно выбирать краску, чтобы она не смогла навредить маме и малыша. Лучше всего подойдет детский или театральный грим, так как он создан специально для применения на коже, то он эластичен и безопасен, не будет пачкаться, и не потечет. 

    Боди-арт для беременных

    Есть и профессиональные краски для боди-арта, продаются они в специальных магазинах, но стоят они дорого. Можно использовать и свою собственную косметику, ведь вы в ней уверенны и она точно не навредит. Например, для контура можно использовать карандаш для глаз или губ, рисовать при помощи губной помады и теней. Можно рисовать все, что вам поднимает настроение – ромашки, радугу, смешных смайликов, солнышко, арбуз и другие образы, влияющие на вас позитивно. Следует не забывать общаться с малышом во время творческого процесса, можно рассказывать происходящее. Не забудьте сфотографироваться на память. Через несколько лет кроха с большим интересом будет смотреть на ваше совместное творчество.

    Главное позитив!

    Беременность и музыка

    Еще в конце девятнадцатого века было доказано, что музыка способна вызвать отклик в душе человека и оказать сильное влияние на психо-эмоциональное состояние. Уже во втором триместре беременности малыш может слышать музыку. Через эндокринную систему и нейроны звуки оказывают влияние на развитие органов ребенка. Например, на работу желудка и кишечника, или на тонус мышц. Известно, что фортепианная музыка Моцарта всего за десять минут повышает IQ до девяти единиц, не зависимо нравится классика или нет.

    Полезные композиции:

    • Для хорошего настроения произведения в быстром темпе аллегро модерато или аллегро -  Моцарт, Чайковский, Шуберт, Бах, Вивальди;
    • Для обретения спокойствия и снятия напряжения – Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната», Бах «Итальянский концерт», Брамс «Колыбельная» и Дебюсси «Лунный свет»;
    • Хороший сон обеспечат – пьесы Чайковского, Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия»;
    • Чтобы голова не болела – Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже», Лист «Венгерская рапсодия».
    Можно совместить боди-арт и классическую музыку

    Кто не любит классику, можно...

    В том случае, если классика вас вообще не интересует, то можно попробовать заменить ее современными, спокойными, релаксирующими инструментальными композициями, ориентируясь на свои ощущения. Конечно, необходимо исключать быстрые ритмичные мелодии на большой громкости. В третьем триместре беременности вы можете напугать малыша агрессивными звуками, он может неудачно шевельнуться, либо вовсе перевернуться не в то положение, которое необходимо. Не следует думать, что в наушниках вам удастся лучше донести мелодию до малыша. Ребенок способен слышать своими органами чувств, то есть снаружи. В случае если вам так больше нравиться, то никто не запрещает. Если захотите, то можно начать петь самой. Например, многочасовое пение рекомендовали беременным женщинам еще в Древнем Китае. Знайте, что для малыша нет более приятных звуков, чем колыбельная напетая вами. 

    Только хорошая музыка Вывод:

    Будущая мама может заняться любым творческим процессом, каким она захочет. Необходимо только прислушаться к себе и почувствовать то, что вам интересно, нет необходимости стесняться и непременно попробуйте. Возможно, это станет вашим хобби на всю жизнь. А с крохой ваша жизнь непременно изменится.

    www.perfectmama.ru


    Смотрите также