Урок по русскому языку: "Неопределенная форма глагола". Рождается неопределенная форма


правила и примеры :: SYL.ru

Инфинитив – это начальное значение глагола. Особенность инфинитива в том, что она обозначает только чистое действие, не привязанное к лицу, которое его совершает, не указывает, одно или несколько лиц совершают действие, а также не дает понятия о времени совершения действия. То есть, инфинитив не имеет определенности прошедшего, настоящего или будущего времени.

Эта часть речи также носит название "неопределенная форма глагола", потому что она не характеризует никакие подробности совершаемого действия, раскрывая исключительно его изначальный смысл. Латинское слово infintus, от которого произошел этот термин, можно перевести как «неопределенный».

Неопределенная форма глагола: правила и примеры

Инфинитив может отвечать только на вопросы:

  • «Что делать?»;
  • «Что сделать?».

Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?», так как инфинитив – это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

Суффиксы инфинитива

Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:

  • -ть – рожать, вырастать, умирать;
  • -чь, – беречь, жечь, сечь;
  • -ти – нести, расти, грести.

Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся), по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:

-сь (-ся) – маяться, молиться, стеречься.

Признаки инфинитива

Инфинитив – это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы. К таким признакам причисляются переходность/непереходность, возвратность/невозвратность и совершенность/несовершенность.

Переходные и непереходные инфинитивы

Переходность глагола определяется в соответствии с наличием добавочного слова неопределенной формы глагола, обозначающего объект либо явление, на которое частично переносится действие. Непереходные глаголы состоят из одного-единственного слова, обозначающего непосредственно действие. В составе переходного инфинитива могут быть:

  • существительные либо местоимения, поставленные в винительный падеж, не имеющие предлога: делать укол, вдевать нитку;
  • существительные, поставленные в родительный падеж, не имеющие предлога, которые выражают долю чего-либо, или причастность: ждать беды, наливать воды;
  • существительные либо местоимения, поставленные в родительный падеж, в случае, если глагол имеет отрицательное изъявление: не иметь возможности, не замечать их.

Таким образом, эти слова входят в состав глагола, наполняя его смыслом, и без них теряется суть действия. Часть действия, в свою очередь, переходит на предмет или обстоятельство, придавая ему конкретную смысловую нагрузку.

Возвратные и невозвратные инфинитивы

Неопределенная форма глагола также может быть возвратной и невозвратной. Невозвратные глаголы выражают действие, совершенное кем-либо или чем-либо в отношении кого-либо и чего-либо. Возвратные выражают действие, направленное кем-либо или чем-либо на самое себя, либо означают иное другое замкнутое взаимодействие или состояние объекта и имеют на конце постфикс -ся (сь). На -ся обычно оканчивается возвратная неопределенная форма глагола. Правило гласит, что возвратные глаголы не могут быть переходными.

Примеры невозвратных инфинитивов: надевать, приспускать, подглядывать. Примеры возвратных инфинитивов: одеваться, приспускаться, прокрадываться.

Как мы видим из вышеприведенных примеров, какие-то возвратные глаголы можно получить из невозвратных путем простого добавления постфикса -ся (как в случае с парой "приспускать-приспускаться"). От этого меняется только направление действия, но генеральный смысл остается. В редких случаях, согласно правилам и нормам употребления глаголов, невозможно использовать глагол в обеих его словоформах – совершенной и несовершенной, как, например, недопустима для "надевать" возвратная неопределенная форма глагола (пример "надевать-одеваться"). "Надевать" обозначает действие, совершенное по отношению к какому-нибудь предмету либо человеку, в то время как "одеваться" может адресовываться исключительно к самому объекту, совершающему действие (он может использоваться и в других словоформах, но при условии сохранения этого возвратного значения). Несмотря на то что нечасто встречается такая ограниченная в употреблении неопределенная форма глагола, правило остается правилом. Также из некоторых несовершенных форм глаголов мы не сможем составить совершенную, исходя из их ключевого смысла, что мы можем увидеть на примере глагола "подглядывать" – нельзя подглядывать за самим собой. По тому же принципу в русском языке нет несовершенной формы глагола "прокрадываться" – нельзя "прокрадывать" что-либо.

Инфинитивы совершенного и несовершенного вида

Инфинитивы также могут быть совершенного и несовершенного вида. Неопределенная форма глагола несовершенного вида выражает действия, продолжающиеся во времени, и не имеющие конкретной привязки – это как бы вечные действия, и без дополнительных указаний в контексте она не дает нам представления о завершенности или незавершенности действия. Здесь будет уместен вопрос «Что делать?». Примеры:

  • Я буду поступать в магистратуру.
  • Я решил не поступать в магистратуру.
  • Как мне решить, – поступать в магистратуру, или нет?

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску). Здесь будет уместен вопрос «Что сделать?». Примеры:

  • После прочтения записку следовало сжечь.
  • Благодари меня за то, что тебе не пришлось сжечь эту записку.
  • Тебе дали указания сжечь записку?

Лишь незначительное число двойственных инфинитивов содержит русский язык. Неопределенная форма глагола, относящаяся одновременно и к совершенному виду, и к несовершенному, может употребляться и так и так, в зависимости от окружения, не изменяя своей словоформы. То есть, она отвечает и на вопрос «Что делать?», и на вопрос «Что сделать?». Примеры:

  • Поступило распоряжение впредь казнить всех предателей. – «Что делать?»;
  • Поступило распоряжение казнить предателя. – «Что сделать?»;
  • В деревне привыкли женить девок быстро. – «Что делать?»;
  • К осени Марфе удалось женить всех своих девок. – «Что сделать?»;
  • Сложно велеть своему сердцу. – «Что делать?»
  • Как велеть своему сердцу не любить? – «Что сделать?»
  • Исследовать пещеры – очень интересно, но, вместе с тем, опасно. – «Что делать?»
  • Завтра нам предстоит исследовать эти пещеры. – «Что сделать?»
  • Вы можете атаковать их с любой стороны, в то время как я разобью их в лоб. – «Что делать?»
  • Вы должны будете атаковать их справа, а я зайду с фланга. – «Что сделать?»

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения – либо к I, либо ко II. Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте. Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся ко второй группе: -и и на –я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и –ят.

Функция инфинитива в предложении

Глаголы, по обыкновению, выполняют в предложении функцию сказуемого. Вкупе с подлежащими они составляют грамматическую основу предложений. Однако, инфинитив, ввиду своих особенностей употребления, может выполнять в предложении совершенно разные функции. Поэтому роль любого из членов предложения в данном случае может выполнять неопределенная форма глагола. Пример употребления инфинитивов в качестве различных членов предложения:

  • Испытывать боль – значит находиться в сознании. "Испытывать боль" – подлежащее, также инфинитив входит здесь в состав составного глагольного сказуемого.
  • У него появилась непреодолимая тяга обернуться. "Обернуться" здесь выступает как определение, потому что мы можем задать вопрос «Тяга какая?»).
  • Тем не менее, он принял решение обставить все по-своему. "Обставить" здесь является дополнением, так как мы задаем вопрос «Принял решение о чем?».
  • Они остановились на ночь, чтобы передохнуть перед долгим и изнурительным восхождением. "Передохнуть" в данном случае является обстоятельством цели, потому что мы можем спросить «Остановились зачем, с какой целью?».

Морфологический разбор инфинитива в предложении

Чтобы осуществить морфологический разбор глагола в предложении, нужно определить его часть речи, генеральное грамматическое значение, задать ему вопросы, определить словоформу, указать постоянные и непостоянные морфологические признаки, а также его функцию в предложении. Так как неопределенная форма глагола не изменяется, морфологический разбор инфинитива осуществляется без указания непостоянных глагольных признаков.

www.syl.ru

как пишется слово родиться или родится????помогите плиз!!! не могу забыла

что сделать? родиться -неопределенная форма он родится-3 лицо, ед. число, будущее время

задай вопрос если в вопросе есть мягкий знак значит в слове он тоже есть

нет неправильно вы говорили что ь знак есть

"Такая мысль в здоровой голове не родится" в данном случаи без мягкого знака.

touch.otvet.mail.ru

Тема: Неопределённая форма глагола

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 21Следующая ⇒

Цель:развивать умение распознавать глаголы в неопределён­ной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте однокоренные глаголы, которые вы образовали.

— Назовите в них приставки.

III. Актуализация знаний

— Выпишите глаголы в неопределённой форме.

Спал, летать, рисует, бежал, строить, лепить, срисует, чертить, учить, проверил, шить, мечтать.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Жить да быть — ума копить.

— Найдите глаголы. Что вы можете о них сказать?

— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр.185 (с. 107).

— Прочитайте стихотворение.

— Что считал мальчик?

— Какие значения слова песок вы знаете? Назовите их.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите глаголы в неопределённой форме.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово песок в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом песок, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр.186 (с. 108).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте антонимы. Назовите части речи.

Упр.187 (с. 108).

— Прочитайте фразеологизмы.

— Объясните значение каждого выражения, выберите ответ из слов для справок.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите глаголы в каждом фразеологизме.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

2. Игра «Замени одним словом»

— Замените словосочетания глаголом в неопределённой форме.

Давать корм, дать ответ, говорить неправду, глотать воду, сделать подарок.

VIII. Рефлексия

— Спишите. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.

1) Упрямый, светлый, читать, красивая.

2) Доска, молния, доброта, сидеть.

3) Чисто, буду светить, скучно, медленно.

4) Петь, мыслить, убежал, рисовать.

— Что такое неопределённая форма глагола?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 188 (с. 108).

Тема: Число глаголов

Цель:формировать умения определять число глаголов, изме­нять глаголы по числам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся рассказывают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

— Разделите словосочетания на две группы.

Льётся вода, льётся музыка, бежит мальчик, бежит время, бить по­суду, бить тревогу, растут деревья, растут года.

— По какому признаку вы разделили словосочетания? (Сло­восочетания с глаголами в прямом и переносном значении.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Плывёт, читают, звенит, играют.

— Чем они похожи? (Это глаголы.)

— Разделите слова на две группы. (1) Плывёт, звенит; 2) чи­тают, играют.)

— По какому признаку вы разделили слова? (В первой груп­пе глаголы, которые обозначают действия одного предмета, аво второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 189 (с. 109).

— Прочитайте. (Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Письмо по памяти. Взаимопроверка.)

— Прочитайте глаголы. Назовите их число.

Упр. 190 (с. 109).

— Прочитайте пары глаголов. Сравните их.

— Чем они отличаются?

— Почему у глаголов каждой пары разное окончание?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы и называют их число.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как изменяются глаголы? (По числам.)

— Что обозначают глаголы в единственном числе? (Действие одного предмета.)

— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?

— Что обозначают глаголы во множественном числе? (Дейст­вие двух и более предметов.)

— На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 191 (с. 110).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Сколько предложений в тексте?

— Прочитайте их.

— Назовите глаголы и их число.

2. Упражнение в определении числа глаголов

— Распределите глаголы в два столбика: 1) в единственном числе; 2) во множественном числе.

Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт.

VIII. Рефлексия

— Спишите, поставьте слова, данные в скобках, в нужную форму. Подчеркните все глаголы, укажите их число.

1) В труде (рождается) герои. 2) Труд (кормят), а лень (портят). 3) Язык до Киева (доведут).

— Объясните смысл этих пословиц.

— Как изменяются глаголы?

— Что обозначают глаголы в единственном и во множествен­ном числе?

— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном и во множественном числе?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах.

Тема: Число глаголов

Цель:развивать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите глаголы и их число.

III. Актуализация знаний

Зрительно-слуховой диктант

Апрель - в..сенний месяц. Весло зв..нит к..пель. Во дв..ре св..ркает мужа. В..р..бей задорно чирикает.

— Какие буквы пропущены? Объясните правописание этих слов.

— В третьем и четвёртом предложениях измените число гла­голов. Запомните первое и второе предложения.

(Учитель закрывает текст, учащиеся записывают. После предварительной подготовки учащиеся записывают третье и четвёртое предложения, изменяя число глаголов, выделяя окончания.)

— Разберите третье и четвёртое предложения по членам.

— Каким членом предложения является глагол?

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Разделите слова на две группы.

Поёт, пишем, сверкает, идут, жду, наблюдают, летят, ходишь, тает.

- По какому признаку вы разделили слова на группы? (По числам.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 192 (с. 110).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепоч­ке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

- Какие глаголы передают цвета предметов? Назовите их.

Упр. 193 (с. 110).

- Прочитайте стихотворение.

- Почему автор его так назвал?

- Подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 194 (с. 111).

- Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

- Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

- Объясните написание слов с орфограммами.

- Выполните письменные задания к упражнению.

VIII. Рефлексия

- Распределите глаголы в два столбика: 1) в единственном числе; 2) во множественном числе.

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, Проглочу,

Не помилую».

Звери задрожали,

В обморок упали.

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

К. Чуковский

- Из какого произведения эти строки? («Тараканище».)

- Назовите автора этого произведения. (К.И. Чуковский.)

- Прочитайте глаголы в единственном числе. На какие во­просы они отвечают?

- Прочитайте глаголы во множественном числе. На какие вопросы они отвечают?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Как определить число глагола?

Домашнее задание

Составить и записать четыре предложения на тему «Весна». Указать число глаголов.

Тема: Времена глаголов

Цель: дать представление о времени глаголов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте предложения.

- Назовите глаголы и их число.

III. Актуализация знаний

- Подберите к глаголам антонимы и запишите их.

Встречать, лежать, светлеть, начинать, кричать.

- Подберите к глаголам синонимы и запишите их.

Бросать, хохотать, бежать, бранить, блестеть.

- Спишите. Укажите число глаголов.

Сосенка отошла к дороге,

А мать — высокая сосна –

Следит за дочкою с тревогой,

Не заплуталась бы она.

Зовёт — протягивает ветви...

А ей соседки шелестят: —

И любопытны ж эти детки,

Увидеть сами всё хотят.

В. Кашин

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения. Начался урок.

Начинается урок. Начнётся урок.

- Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются?

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над изменением глаголов по временам

- Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время. (Светит солнце. Едут машины.)

- Напишите предложения о том, что уже произошло. (Рас­таял снег.)

- Составьте предложения о том, что произойдёт. (Скоро за­кончится урок.)

- Прочитайте глаголы из составленных предложений. На ка­кие вопросы они отвечают?

- Что можно сказать об этих глаголах?

2. Работа по учебнику

Упр. 195 (с. 111).

(Коллективное устное выполнение.)

- Прочитайте сведения о языке на с. 112.

- Назовите времена глаголов. (Прошедшее, настоящее и будущее.)

- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- Что обозначают глаголы в настоящем времени?

- Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

- Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

- Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

- Что обозначают глаголы в будущем времени?

- Приведите примеры.

Упр. 196 (с. 112).(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Назовите глаголы в настоящем времени. На какие вопросы они отвечают?

- Назовите глаголы в прошедшем времени. На какие вопросы они отвечают?

- Назовите глаголы в будущем времени. На какие вопросы они отвечают?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 197 (с. 112).

- Прочитайте предложения.

— Найдите глаголы, которые употреблены в переносном зна­чении.

— Назовите время и число глаголов в каждом предложении.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

Упр. 198 (с. 113).

— Прочитайте стихотворения.

— Назовите тему этих стихотворений. (Весна.)

— Найдите глаголы. Определите их время.

— В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите.

— Подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)

VIII. Рефлексия

— Определите время глаголов.

(Учащиеся используют сигнальные карточки с буквами н, п, б.)

Зазеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит, стряхнул.

Прошедшее время — то, что прошло:

«Вчера мы писали». «Солнце ушло».

Настоящее время приходит теперь:

«Мы пишем имя». «Бегает зверь».

Будущее время ещё не пришло:

«После уроков пойдём мы в кино».

— Как определить время глагола?

— На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

— На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

— На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 199 (с. 113).

Читайте также:

  1. Exercise 1. Заполните пропуски соответствующей личной формой глагола to be.
  2. I. Выберите правильную форму глагола, согласующуюся с подлежащим. Запишите составленные предложения, переведите их на русский язык.
  3. I. Многофункциональность глагола to be.
  4. I. Перепишите следующие предложения, определите в каждом из них видовременную форму и залог глагола сказуемого (см. образец). Переведите предложения на русский язык.
  5. I. Перепишите следующие предложения, переведите их на русский язык. Определите в каждом из них видо - временную форму и залог глагола-сказуемого.
  6. Past Simple переводится глаголами несовершенного вида, прошедшего времени (что делал?).
  7. Банковская система: структура, функции, роль.
  8. Видовременные формы английского глагола в пассивном залоге.
  9. Вопросительная форма глагола to be.
  10. Выберите правильный перевод предложений, содержащих неличные формы глагола (The Infinitive, the Gerund, the Participle I, the Participle II).
  11. Глагол tobe. Понятие глагола-связки.
  12. Для усиления смыслового глагола

lektsia.com

Русский язык: глагол неопределенной формы

Образование 21 апреля 2017

Инфинитив — это неопределенная или начальная форма глагола. Казалось бы, какая простая вещь! Но и у этого языкового явления есть свои особенности и даже «подводные камни», о которых и пойдет речь далее в этой статье.

Краткая характеристика инфинитива в русском языке

Глагол неопределенной формы — это то, что мы видим написанным в словарной статье. Он не имеет наклонения, лица, числа, времени, то есть не изменен в зависимости от того, кто выполняет действие, так как такого субъекта попросту нет. Однако такой глагол все же имеет некоторые признаки - вид (совершенный или несовершенный) и спряжение (первое или второе). Кроме того, он характеризуется возвратностью или невозвратностью, а также переходностью или непереходностью.

Как понять, что глагол стоит в инфинитиве

Чтобы определить, что данная форма слова, обозначающего действие, на самом деле является инфинитивом, нужно задать к ней вопросы неопределенной формы глагола. К таковым относятся: «что делать?» (например, «читать» или «разговаривать») или «что сделать?» (например, «подарить» или «выпить»). Если глагол отвечает на них, значит, он стоит в начальной форме.

Кроме того, в инфинитиве в русском языке всегда есть суффиксы: -ть-, -ти-, -чь-, -сть- и -сти-. Стоит отметить, что некоторые лингвисты утверждают, что это окончания глаголов неопределенной формы, так как данная морфема подлежит изменению. Впрочем, споры не утихают до сих пор.

Видео по теме

Для чего используют неопределенную форму глагола

Достаточно богат на различные возможности использования инфинитива именно русский язык. Неопределенная форма глагола может быть в предложении подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, а также являться составной частью глагольного сказуемого, выражать повелительное наклонение или будущее время. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из перечисленных случаев на примерах.

Конкретные синтаксические роли глагола в начальной форме

Итак, глагол в неопределенной форме — подлежащее, если он как-либо характеризуется. Например:

  • Рисовать было смыслом его жизни.
  • Быть матерью — это смысл жизни Светланы.

В этих предложения «рисовать» и «быть (матерью)» являются подлежащими, так как это отдельные, независимые действия.

Кроме того, в предложении могут стоять два инфинитива, один из которых характеризует другой:

  • Жить, значит, любить.

Тогда здесь «жить» — подлежащее, а «любить» — сказуемое. Определяется член предложения в этом случае легко: подлежащее идет до сказуемого. Также вместо "значит" может стоять тире или слова «это», «есть» и подобные.

Инфинитив может быть определением, если он стоит в таком виде, например:

  • Он лег спать с твердым решением почитать завтра книгу.

Получается, что глагол «почитать» здесь отвечает на вопрос «каким?» С каким решением он лег спать? Почитать (завтра книгу). То есть глагол неопределенной формы — это определение, если он относится к существительному, которое означает необходимость, решение, желание, изъявление воли и тому подобное.

Неопределенная форма глагола также бывает дополнением, если, например, используется в такой фразе:

  • Папа попросил Лену поднять карандаш.

То есть глагол «попросил» имеет здесь полноценное лексическое значение. Оба глагола относятся к разных людям («попросил» — к папе, а «поднять» — к Лене).

Инфинитив является составной частью глагольного сказуемого, если используется с глаголом, который обозначает начало, продолжение или завершение действия, то есть имеет вспомогательное значение. Например:

  • Щенок быстро начал засыпать.
  • Учитель продолжил вести урок.

"Начал" и "продолжил" — именно такие глаголы, поэтому "засыпать" и "вести" будут частями сказуемого.

Инфинитив выражает повелительное наклонение, если используется в приказном тоне. Например, командир отряда может приказать: «Молчать!», а капитан корабля прокричать: «Свистать всех наверх!»

Начальная форма глагола выражает будущее время в предложениях, подобных такому:

  • Да, не быть Ивану летчиком!

То есть в нем должен содержаться некий оттенок досады или сожаления.

Распространенные ошибки в написании

В большинстве случаев глагол неопределенной формы — это легкая в правописании вещь, однако иногда люди все же путаются. Это происходит, когда глагол является возвратным. Попросту забывается мягкий знак перед суффиксом -ся-, поэтому получается, что глагол стоит в третьем лице и единственном числе. И иногда это очень затрудняет понимание при чтении.

Для того чтобы избежать ошибок и правильно писать суффиксы (или окончания глаголов неопределенной формы), нужно каждый раз к ним задавать мысленно вопросы: «что делать?» или «что сделать?» Если глагол явно отвечает именно на них, необходимо поставить мягкий знак. Например, в последнем слове в предложении "Петя собирается сегодня выспаться" ставится мягкий знак, так как Петя собирается что сделать? Выспаться.

Таким образом, глагол неопределенной формы — это достаточно интересная и важная часть языка, которую можно использовать в разных случаях, главное — их хорошо усвоить.

Источник: fb.ru Новости и общество Английские сокращения в русском языке: бтв, афк, офк - это...

Американцы известны своей тягой к сокращению слов. Обусловлено это, как правило, тем, что у них порой не бывает времени на долгие нудные разговоры, и для более быстрого обмена информацией некоторые слова сокращаются. ...

Образование Что такое обращение в русском языке? Виды и формы обращений в русском языке

Одним из важнейших элементов в любой национальной культуре считается речевой этикет. В языке, его устойчивых конструкциях, отражается богатейший опыт народа, неповторимость его традиций, обычаев, условий и образа жизн...

Образование Грамматические категории глагола в русском языке. Глагол в предложении

Когда мы хотим охарактеризовать определенное действие или состояние предмета в устной речи, мы используем глагол. Глагол в предложении описывает действие предмета, пребывание его в определенном состоянии и тому ...

Образование Роль глагола в речи. Части речи в русском языке - глагол: значение и употребление

Роль глагола в речи важна необычайно, без него наша речь немыслима. Существительные дают предметам, идеям и событиям имена, прилагательные описывают их свойства. А глаголы, подобно живой воде, вдыхают жизнь в окружающ...

Образование Что такое неопределенная форма глагола? Глаголы-инфинитивы в русском языке

Морфология русского языка многоаспектна и интересна. Она изучает особенности частей речи, их постоянные и изменяемые признаки. В статье подробно рассматриваются глаголы-инфинитивы.ИнфинитивНе каждому и...

Образование Видовые формы глаголов в русском языке

Глагол, как и любая самостоятельная часть речи, имеет ряд морфологических признаков. Одним из таких постоянных признаков глагола является вид.Вообще, наличие категории вида характерно для славянских языков. Вид...

Домашний уют Значение слов в русском языке. Остов - это....

Русский язык считается одним из самых сложных и непонятных в мире. Зачастую иностранцев приводит в ступор обилие схожих по смыслу, но разных по звучанию слов. Такое количество синонимов вызывает затруднение с понимани...

Здоровье Почему неопределенная форма глагола так называется? Куда "наклоняется" глагол?

Хотите, я научу вас быстро определять, в какой форме стоит глагол? Это несложно, нужно только знать определенный алгоритм.

Образование Таблица "Три формы глагола в английском языке". Глаголы правильные и неправильные

Английский язык - язык исключений, где при изучении нового грамматического правила студенты сталкиваются с десятком но, при которых это правило не действует. Одно из этих правил - использование неправильных глаголов в...

Образование Интегрированный урок - это... Интегрированный урок русского языка

Россия играет важную роль на международной арене, что сказывается не только на экономике и политике, но и на образовании. Адаптация под мировые стандарты должна начинаться со школьной скамьи. Данное направление требуе...

monateka.com

Русский язык: глагол неопределенной формы

Инфинитив — это неопределенная или начальная форма глагола. Казалось бы, какая простая вещь! Но и у этого языкового явления есть свои особенности и даже «подводные камни», о которых и пойдет речь далее в этой статье.

Краткая характеристика инфинитива в русском языке

Глагол неопределенной формы — это то, что мы видим написанным в словарной статье. Он не имеет наклонения, лица, числа, времени, то есть не изменен в зависимости от того, кто выполняет действие, так как такого субъекта попросту нет. Однако такой глагол все же имеет некоторые признаки - вид (совершенный или несовершенный) и спряжение (первое или второе). Кроме того, он характеризуется возвратностью или невозвратностью, а также переходностью или непереходностью.

Как понять, что глагол стоит в инфинитиве

Чтобы определить, что данная форма слова, обозначающего действие, на самом деле является инфинитивом, нужно задать к ней вопросы неопределенной формы глагола. К таковым относятся: «что делать?» (например, «читать» или «разговаривать») или «что сделать?» (например, «подарить» или «выпить»). Если глагол отвечает на них, значит, он стоит в начальной форме.

Кроме того, в инфинитиве в русском языке всегда есть суффиксы: -ть-, -ти-, -чь-, -сть- и -сти-. Стоит отметить, что некоторые лингвисты утверждают, что это окончания глаголов неопределенной формы, так как данная морфема подлежит изменению. Впрочем, споры не утихают до сих пор.

Для чего используют неопределенную форму глагола

Достаточно богат на различные возможности использования инфинитива именно русский язык. Неопределенная форма глагола может быть в предложении подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, а также являться составной частью глагольного сказуемого, выражать повелительное наклонение или будущее время. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из перечисленных случаев на примерах.

Конкретные синтаксические роли глагола в начальной форме

Итак, глагол в неопределенной форме — подлежащее, если он как-либо характеризуется. Например:

  • Рисовать было смыслом его жизни.
  • Быть матерью — это смысл жизни Светланы.

В этих предложения «рисовать» и «быть (матерью)» являются подлежащими, так как это отдельные, независимые действия.

Кроме того, в предложении могут стоять два инфинитива, один из которых характеризует другой:

  • Жить, значит, любить.

Тогда здесь «жить» — подлежащее, а «любить» — сказуемое. Определяется член предложения в этом случае легко: подлежащее идет до сказуемого. Также вместо "значит" может стоять тире или слова «это», «есть» и подобные.

Инфинитив может быть определением, если он стоит в таком виде, например:

  • Он лег спать с твердым решением почитать завтра книгу.

Получается, что глагол «почитать» здесь отвечает на вопрос «каким?» С каким решением он лег спать? Почитать (завтра книгу). То есть глагол неопределенной формы — это определение, если он относится к существительному, которое означает необходимость, решение, желание, изъявление воли и тому подобное.

Неопределенная форма глагола также бывает дополнением, если, например, используется в такой фразе:

  • Папа попросил Лену поднять карандаш.

То есть глагол «попросил» имеет здесь полноценное лексическое значение. Оба глагола относятся к разных людям («попросил» — к папе, а «поднять» — к Лене).

Инфинитив является составной частью глагольного сказуемого, если используется с глаголом, который обозначает начало, продолжение или завершение действия, то есть имеет вспомогательное значение. Например:

  • Щенок быстро начал засыпать.
  • Учитель продолжил вести урок.

"Начал" и "продолжил" — именно такие глаголы, поэтому "засыпать" и "вести" будут частями сказуемого.

Инфинитив выражает повелительное наклонение, если используется в приказном тоне. Например, командир отряда может приказать: «Молчать!», а капитан корабля прокричать: «Свистать всех наверх!»

Начальная форма глагола выражает будущее время в предложениях, подобных такому:

  • Да, не быть Ивану летчиком!

То есть в нем должен содержаться некий оттенок досады или сожаления.

Распространенные ошибки в написании

В большинстве случаев глагол неопределенной формы — это легкая в правописании вещь, однако иногда люди все же путаются. Это происходит, когда глагол является возвратным. Попросту забывается мягкий знак перед суффиксом -ся-, поэтому получается, что глагол стоит в третьем лице и единственном числе. И иногда это очень затрудняет понимание при чтении.

Для того чтобы избежать ошибок и правильно писать суффиксы (или окончания глаголов неопределенной формы), нужно каждый раз к ним задавать мысленно вопросы: «что делать?» или «что сделать?» Если глагол явно отвечает именно на них, необходимо поставить мягкий знак. Например, в последнем слове в предложении "Петя собирается сегодня выспаться" ставится мягкий знак, так как Петя собирается что сделать? Выспаться.

Таким образом, глагол неопределенной формы — это достаточно интересная и важная часть языка, которую можно использовать в разных случаях, главное — их хорошо усвоить.

fb.ru

Урок по русскому языку: "Неопределенная форма глагола"

Разделы: Начальная школа

Цели:

1. Познакомить детей с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. 2. Учить выделять глаголы неопределённой формы в контексте, образовывать от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени. 3. Прививать любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина.

1. Учитель читает строки из произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Три девицы под окном, пряли поздно вечерком: “Кабы я была царица, говорит одна девица, То на весь крещёный мир приготовила б я пир”. “Кабы я была царица- говорит её сестрица, То на весь бы мир одна наткала я полотна”.

Учитель: “Из какого произведения эти строчки? Кто автор. Сегодня на уроке мы будем обращаться к отрывкам из сказок А.С.Пушкина”.

2. Учитель раздаёт ученикам печатные тексты.

В море остров был крутой, Не привальный, не жилой. Он лежал пустой равниной, Рос на нём дубок единый, А теперь стоит на нём Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами, А сидит в нём князь Гвидон, Он прислал тебе поклон. Царь Салтан дивиться чуду, Молвит он: “Коль жив я буду, Чудный остров навещу, У Гвидона погощу”. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят его пустить Чудный остров навестить.

Учитель: “Прочитайте, скажите, из какой сказки этот отрывок? Найдите выделенное предложение, прочитайте его, назовите задания, которые можем выполнить”.

Ученик: “Мы можем списать это предложение, разобрать по членам предложения, назвать части речи, объяснить орфограммы”.

Ученики выполняют предложенные задания.

3. Работа с текстом.

Учитель: “Найдите выделенные слова. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Докажите. Что можем определить у глаголов?”

Ученик: “Определяем время глагола, если настоящее или будущее - определяем лицо и число, а если прошедшее- число и род в единственном числе”.

4. Самостоятельная работа.

Один ученик работает за доской, чтобы можно было проверить выполненное задание.

Результат работы на доске: лежал- пр. в. Ед. ч. М.р.

Стоит- нас. В. Ед.ч. 3 л. Сидит- нас.в. ед.ч. 3 л. Прислал- пр.в. ед.ч. м.р. Пустить- ?

Учитель: “В чём затруднение?”

Ученик: “Не могу определить время, так как не подходит ни один вопрос, не могу определить число и лицо”.

Учитель: “Как бы вы назвали такие глаголы? Тема нашего урока:Глаголы неопределённой формы [инфинитив]. Сделайте вывод, что это за глаголы?”

Ученик: “Глаголы неопределённой формы не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам.”

Учитель: “Прочитайте вывод в учебнике на странице 46. Что можно добавить к тому, что мы уже сказали?”

Ученик: “Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? Или что сделать? И имеют суффикс -ть или – ти”.

5. Физминутка.

Один ученик показывает движение, остальные ученики повторяют его и называют глагол неопределённой формы.

Что делать? Прыгать, жалеть, рисовать, обнимать, вытирать, наклонять и т.д.

6. Учитель предлагает ученикам задание: найти в тексте и подчеркнуть глаголы неопределённой формы.

Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны…

Как услышал царь-отец, Что донёс ему гонец, В гневе начал он чудесить И гонца хотел повесить…

Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять.

Учитель: “От глаголов “погулять”, “пострелять” образуйте настоящее, прошедшее, будущее время”.

Ученики выполняют задание:

Н.в. гуляю, стреляю.

П.в. погулял, пострелял.

Б.в погуляю, постреляю.

7. Задания на закрепление материала:

От существительных образуйте глаголы неопределённой формы:

Коса-… обед-… игра-… бег-… пила-…. рисунок-…

Составьте из частей слова глаголы неопределённой формы:

Приставка: по, вс, при.

Корень: порх, черн, сматр.

Суффикс: е, ну, ива.

Окончание: ть, ть, ть.

8. Домашнее задание.

Подобрать и записать 5 предложений с глаголами неопределённой формы, используя фразеологизмы и пословицы.

Например:

Бить баклуши. Встать с левой ноги. Задирать нос.

Жить - Родине служить.

9. Итог урока.

Какое задание на уроке было самое интересное?

Что нового узнали на уроке?

Закончите фразу глаголом неопределённой формы:

Больше всего я люблю [что делать?] …

Спасибо за урок, мне приятно было с вами работать, мыслить, учиться.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель: знакомство с правописанием глаголов в неопределённой форме

Задачи:

  • познакомить с вопросами, суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола;
  • развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;
  • развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы ; развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к русскому языку и слову.

Организационный момент.

Мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием Речь. Мы находимся в области, которая называется Морфология (наука, изучающая части речи).

Сегодняшний урок я предлагаю начать с пословиц, выбрав одну из них девизом сегодняшнего урока. (Презентация. Слайд 2)

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Мудрым никто не родился, а научился.

Актуализация знаний.

(Выходит ребёнок, изображающий часть речи.)

Сегодня нас ждёт встреча с частью речи, которая расскажет о себе сама.

– Что вы больше всего любите делать? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и частицу НЕ. – Какими необыкновенными талантами обладаете? – Могу путешествовать во времени.

Как выдумаете, кто перед нами? Да, это наш знакомый-незнакомец – глагол.

Почему я так назвала эту часть речи? Предлагаю вам вспомнить всё, что мы знаем о глаголе. (Слайд 3)

1. Что обозначает глагол? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Как изменяются глаголы? 4. В каком времени могут находиться? 5. Что знаем о правописании глаголов? 6. Как называется начальная форма глагола?

Вывод по таблице на экране.

Перед нами в таблице то, что мы уже знаем о глаголе

Формулирование темы урока.

Что объединяет слова, записанные на доске?

(Поёт, будет рисовать, играл, красить, готовит, ел, пойдёт, строить.)

Запишите глаголы в тетрадь в 3 столбика в зависимости от времени глагола.

Какие 2 слова не использовали? Почему?

Определите время глаголов? Число? (Нельзя.)

Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число?

Какова же тема урока? (Глаголы неопределённой формы.) (Слайд 4)

Говоря о глаголах неопределённой формы, на какие вопросы вы хотели бы для себя ответить, что хотели бы узнать? (Слайд 5, 6, 7)

Хочу узнать:

1. Почему так называется глагол? 2. Вопросы глагола 3. Особенности написания.

Это – задачи, которые стоят перед нами на этом уроке.

Решение поставленных задач.

а) На какой вопрос мы уже ответили в ходе сегодняшнего урока? (Слайд 8)

Физминутка “Повтори действия”

Я называю глаголы, а вы должны изобразить действия, которые они обозначают:

Плавать, прыгать, вязать, спать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать.

б) Запишем глаголы, стоящие в неопределённой форме, вместе с вопросами:

что делать?– красить, строить; что сделать?– покрасить, построить.

Вывод: глаголы н.ф. могут отвечать на вопросы что делать? Что сделать? (слайд 9)

Физкультминутка “Не ошибись”.

Если среди слов, которые я буду называть, вы услышите глагол, стоящий в неопределённой форме, хлопните в ладоши.

(Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, беречь, стеречь.)

в) Обратили ли вы внимание на то, какими сочетаниями букв заканчивается написание глаголов, стоящих в неопределённой форме? (Несколько глаголов на карточках перед детьми.) (-ть, -чь,-ти)

Проблемный вопрос.

– А как будут называться сочетания _-ть, -ти, -чь на конце глаголов неопределённой формы? – Проведём исследование, работая в парах

Это окончание? Что нужно сделать, чтобы определить окончание в слове? (Изменить слово.)

Тогда что это? (Дети испытывают затруднение.)

Проверим наши предположения по учебнику. (Читают правило.)

Вывод: мы думали, что эти сочетания являются окончанием, а на самом деле оказалось, что это – суффиксы.

Какова ещё одна особенность разбора по составу глаголов неопределённой формы?

(Слайд 9)

Первичное закрепление.

Замените выражение глаголом, стоящим в неопределённой форме и разберите его по составу:

держать язык за зубами – (молчать) пропустить мимо ушей – (прослушать) клевать носом – (дремать) вставлять палки в колёса – (мешать)

Игра “Добавь словечко”. Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть? (Глагол в неопределённой форме.) Отгаданные слова записываем в тетрадь. (Слайд 10, 11, 12)

В школу чтоб не опоздать Надо нам пораньше..............встатьЧтобы чистыми нам быть Руки и лицо …...................помытьЧтобы на каток пойти Надо нам коньки................найтиПосадила мама в печь Пироги с капустой …........пеЧЬ.

Физкультминутка для глаз.

Работа по развитию речи.

Глаголы хотят раскрыть нам ещё один секрет: когда употребляется глагол ЕСТЬ, а когда– ПОКУШАТЬ? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы должны ответить: “Я уже покушал” или “Я уже поел”?

Оказывается, при подлежащем Я глагол КУШАТЬ лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания.

При Я лучше использовать формы глагола ЕСТЬ: ем, ел, поел, буду есть

А с местоимениями ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ глагол надо употреблять глагол ПОКУШАТЬ.

Придумайте предложения, в которых встречались бы эти глаголы

Подведение итогов урока.

Вспомните, какова была тема нашего урока?

Удалось ли нам найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока? (Слайд 13)

Почему так называется глагол?

На какие вопросы могут отвечать?

На что указывают сочетания букв -ть, -чь, -ти, стоящие в конце глаголов?

Чем они являются в словах?

Попробуйте представить в виде схемы вывод по теме нашего урока. (Слайд 14)

Рефлексия.

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложенные мною предложения. (Слайд 15)

Мне удалось…………….

Меня удивило……………

Я могу похвалить себя за………….

Приложение 1.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai