Картина «Подсолнухи» – известный шедевр Винсента Ван Гога. Подсолнухи картины художников


Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей. – Ярмарка Мастеров

Подсолнух - излюбленная тема в живописи импрессионистов.

Натюрморт с подсолнухами Клода Моне поражает своей материальностью, правда, его материя как всегда особого рода, она изнутри пронизана воздухом, светом .Поэтому его натюрморт с подсолнухами имеет  внутреннее напряжение, что предвосхищает натюрморты Винсента Ван Гога.  Естественно предположить, что Ван Гог при своем весьма кратком пребывании в Париже видел натюрморт Клода Моне.

Подсолнухи Гогена.

Матисс не мог не написать этот чудо-цветок.Анри Матисс. Подсолнечники в вазе.

Фанцузский  живописец и коллекцонер Гюстав Кайботт (фр. Gustave Caillebotte; 1848—1894)

Подсолнухи на берегу Сены 1886 г. частная коллекция.

Ну и конечно!

Мы говорим Подсолнухи, подразумеваем Ван Гог, мы говорим Ван Гог - подразумеваем Подсолнухи))Серия картин с изображением подсолнухов стала, своего рода, символом живописи Ван Гога.Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена. "Небесный свод - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Делфтского... Мне не удается написать нечто столь же прекрасное..."

Два срезанных подсолнуха. сентябрь 1887

Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888.

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889.

Подсолнухи замечательного  русского художника Николая Фешина ( 1881 - 1955)

Последователи импрессионистов не обходят стороной этот солнечный цветкок, он притягивает художников своей красотой, теплом, светом и неиссякаемой энергией!

Гончарова Наталья Сергеевна [1881 - 1962]. Русская художница-авангардистка. Живописец, график, театральный художник.

Мой скромный вклад в эту бесконечную тему

www.livemaster.ru/item/4141775-kartiny-panno-kartina-maslom-podsolnuhi

www.livemaster.ru/item/2986765-kartiny-panno-kartina-akvarelyu-podsolnuhi

www.livemaster.ru

подсолнухи на картинах известных художников

Посмотреть на процесс создания всем известных картин — это может быть очень интересным. Поль Гоген предоставил нам такую возможность, написав Винсента Ван Гога за работой. А Ван Гог знаменит подсолнухами — их он и рисует. Сочинение о картине Портрет Ван Гога рисующего подсолнухи Поля Гогена →

Живопись нельзя нюхать.Рембрандт Харменс ван Рейн

Картина Винсента Ван Гога из цикла натюрмортов с подсолнухами — яркая, жизнерадостная, насыщенная цветом и очень «плотно» скомпонованная — а вот когда мы поместим на сайт портрет Винсента работы Гогена, вы поймете, что здесь нет никакой надуманности, но художник просто сидел перед огромным букетом и пытался уместить его на холсте :) Сочинение о картине Три подсолнуха в вазе Винсента Ван Гога →

1001kartina.su

Картина «Подсолнухи» – известный шедевр Винсента Ван Гога

Не нужно быть знатоком и искусствоведом, чтобы при слове «подсолнухи» вспомнить о знаменитой одноименной картине голландского мастера кисти Винсента Ван Гога. Серия работ с изображением этого растения стала кульминационным развитием творчества художника. Изначально картина «Подсолнухи» писалась мастером с целью украсить свое жилище в Арле, чтобы предстать в выгодном свете перед коллегой и другом Полем Гогеном. Художник и подумать не мог, что в будущем данная работа станет его визитной карточкой, а оригинал картины будет храниться в Национальном музее имени Ван Гога в Амстердаме.

Биография художника

Винсент Ван Гог был рожден в Нидерландах – стране, породившей не один десяток гениальных личностей в сфере искусства. Его отец и брат были священниками, поэтому мальчик пошел по их стопам и, окончив обучение, пошел служить в церковный приход при небольшом бельгийском городке Боринаж. Неуемная жажда справедливости и способность замечать скрытые от глаз обычных людей вещи сделали Винсента ярым борцом за справедливость. Работая и находясь в окружении умирающих от усталости и нищеты шахтеров, он просто не мог оставаться в стороне. Увидев мир в его подлинном свете, Ван Гог решает посвятить себя живописи. За неимением средств к существованию и тем более обучению, начинающий художник занимался самообразованием, лишь изредка попадая в руки профессиональных мастеров. Справедливости ради отметим, что никто из них так и не поверил в способности Винсента.

Почему подсолнухи стали центральным элементом творчества Ван Гога?

Первая серьезная работа художника была создана им по мотивам жизни в шахтерском городке и называлась «Едоки картофеля». Однако его самая известная картина – «Подсолнухи». Согласно биографическим сведениям о художнике, наиболее счастливые годы жизни приходились на период его проживания в Арле. Природа того городка, поля и бескрайнее солнце серьезно вдохновляли Винсента. Именно тогда появилась картина «Подсолнухи», за которой последовал целый цикл работ с изображением цветка в различных этюдах.

Дом в Арле был выкрашен в любимый цвет художника – желтый, который, словно рефлекс, отражается во всех значимых полотнах Ван Гога. Внутри жилища стены были белыми, что делало комнату еще более солнечной в дневное время суток. Винсент мечтал, чтобы его дом стал пристанищем для художников, которые могли бы здесь проводить творческие посиделки и работать над картинами. Юг Франции безумно вдохновлял впечатлительного голландца! Однажды Винсент ожидал в гости своего наперсника по ремеслу и хорошего приятеля Поля Гогена. Желая к его приезду украсить комнату, Винсент впервые рисует подсолнухи. Усердно работая, чтобы удивить коллегу своими творческими успехами, Ван Гог пишет вдохновенные письма брату Тео, в которых упоминает о собственной страсти к желтому и синему цвету.

В августе 1888 года Винсент Ван Гог создает пять панно с изображением подсолнухов, однако до наших дней сохранилось всего три из них, и хранятся они в Лондоне, Мюнхене и Амстердаме.

Описание картины «Подсолнухи»

С точки зрения классических канонов живописи Винсент Ван Гог не может похвастаться мастерством. Однако за годы усердного труда он выработал личную манеру письма, которая и нашла отражение в его знаменитой картине.

Картина «Подсолнухи» целиком поглощает внимание зрителя своими харизматичными и крупными мазками. Визуально ваза выглядит маленькой для огромных и строптивых подсолнухов. Что касается последних, то они будто стремятся проникнуть за рамки холста, исследуя окружающий мир и стремясь к размашистым лучам солнца. Фактура картины привлекает внимание своей рельефностью. Мазки переполнены эмоциями. Создается впечатление, будто художник торопился «излить себя» на полотно, пока его не унесло бурным фонтаном чувственного восторга.

При пристальном рассмотрении картины создается иллюзия динамичности подсолнухов, словно они колышутся на стеблях под плотным весом лепестков и соцветий.

Красивый желтый цвет

Картина «Подсолнухи» - яркое доказательство того, что для художника не имело значения, одушевлен предмет или нет. Все в мире являло для него единую материю, которая была достойна ожить под его кистью. Каждый элемент композиции Ван Гога имел свою душу, которую художник изображал с помощью цвета и интенсивных мазков.

Подсолнух в творчестве Винсента стал квинтэссенцией всего сущего. Это растение жило по законам природы и в свойственной ему манере тянулось к солнечным лучам. Не умаляло значение цветка в сознании художника и то, что он внешне напоминал солнечный диск с ниспадающими лучистыми лепестками. Ван Гог неоднократно упоминал, что именно желтый является центральным элементом симфонии цвета. Он воплощал для него радость, надежду, улыбку - комплекс чувств и эмоций, который трудно передать словами.

Даже спустя годы, когда художник покинул свой желтый домик в Арле и переместился на улицы Парижа, в своих картинах он при малейшем намеке на желтый цвет старался его размножить, придать ему объема. Все работы Ван Гога, в том числе и его знаменитая картина «Подсолнухи», переполнены страстью и избытком чувств. Художник намеренно упрощал форму предметов, акцентируя внимание на их цветовой характеристике. Его палитра желтого цвета выглядит так, словно каждый раз, прежде чем нанести мазок, он широко раскрывал глаза и смотрел вглубь солнечного диска, исследуя всю полноту света.

fb.ru

описание и фото :: SYL.ru

Недолгую жизнь – всего тридцать семь лет - прожил Винсент Ван Гог. На художественное творчество ему было отведено только десять лет. Тем не менее он оставил огромное творческое наследие, среди которого есть место всему: портретам, автопортретам, пейзажам, натюрмортам. Картина «Подсолнухи» – не единичное явление, а составляет целый цикл. В нем одиннадцать полотен. Часть из них мы рассмотрим. Перед вами произведение, которое написал Ван Гог, – «Подсолнухи», фото картины из серии, созданной в Арле в августе-сентябре 1888 года.

Краткая биография

За год до рождения Ван Гога у его родителей родился сын Винсент, который умер в младенчестве. Второй сын, которого теперь почитают как гениального художника, получил имя умершего брата, потому что родился так же, как и он, 30 марта. Возможно, это оказало влияние на психику ребенка, а затем и взрослого человека.

Во всяком случае, мальчик рос угрюмым и нелюдимым. Не окончив школу, он начал заниматься семейным делом: продажей картин. Любя живопись, он бросает торговлю, в которой Ван Гог получил материальную независимость, и устремляется в неведомое. Он начинает заниматься живописью, даже не зная основ рисунка. Картины не продаются, а вызывают резкое неприятие. Он уезжает к брату Тео в Париж, знакомится с современными художниками, много работает над собой, делая копии с работ известных мастеров, и параллельно пишет свои работы. В это время с его картин исчезают землистые цвета, палитра становится яркой и радостной. Появляется первая картина «Подсолнухи».

Парижский период, 1887 год

Во время пребывания в Париже создано немало работ, и все они написаны сериями: автопортреты, шесть полотен «Башмаки». Вырабатывается стиль, который позже назовут постимпрессионизм. Нас же интересует картина «Подсолнухи».

Ван Гог увлекся срезанными, увядающими, брошенными цветами. В серии четыре картины. Каждая достойна отдельного рассмотрения. Первые три картины – это исследование предмета. Но мы обратим внимание на четыре крупных подсолнуха – сочетание предшествующих работ. Эти цветы изображены почти в натуральную величину. Здесь Ван Гог не украшает вазой свои подсолнухи. Фото картины показывает 4 головки, которые потом пойдут на семена. Эти увядающие цветы заполняют все полотно. Он исследует контрасты синего и оранжевого, красного и зеленого, желтого и фиолетового, стремясь привести к гармонии крайности. Эта картина «Подсолнухи» наполнена теплыми и холодными цветами. Именно эти контрасты искал художник, а не серую гармонию. Мазки идут во всех направлениях, и пространство, в котором размещены головки цветов, сознательно не определено художником. Это произведение – одна из вершин его парижского периода. Сейчас эта картина находится в музее Крёллер-Мюллер в Оттерло.

Заболевание

Ван Гог был тяжело болен. По поводу его психиатрического заболевания мнения современных врачей почти не расходятся – шизофрения. Единственно, какой вопрос может вызвать споры: какая из ее форм была у живописца? Болезнь многообразна и коварна. До двадцати семи лет Ван Гог перенес несколько тяжелых депрессий, вызванных неурядицами в личной жизни: ни с одной из возлюбленных он не смог создать семью. В Париже живописец пристрастился к абсенту. Так он пытался заглушить непонимание со стороны зрителей и художников и полное отсутствие заработка. Его картины не находили покупателей, и материально он мог рассчитывать только на помощь младшего брата, который безмерно любил Винсента.

Пристрастие к абсенту

Неумеренное употребление абсента – напитка многих художников во Франции – привело Ван Гога к печальным результатам. Абсент, напиток на основе полыни и спирта, сначала считался лекарством. Потом художники стали прибегать к нему как к галлюциногену, вызывающему творческие прорывы. По характеру действия он приближался к марихуане. У художника проявились повышенная возбудимость, нарушение координации, тремор, изменилось видение цвета. Преобладающим стал желтый.

Арль, август-сентябрь 1888 года

Перебравшись в солнечный Прованс на берега Роны в Арле, Ван Гог мечтал создать коммуну художников. Он бежал от страданий, которые выпали на его долю. Вместе с ним находился друг Гоген. Здесь все располагало к творчеству, чтобы передать суть местной природы. Свои натюрморты с подсолнечниками Ван Гог наполнил солнцем юга и желтым цветом. Первая из серии картина маслом «Подсолнухи» получилась на бирюзовом, как небо Арля, фоне. Живописец создал серию меньше чем за неделю, потому что работал с одержимостью. Стояла ветреная погода, и он работал в помещении. В глиняный горшок с зеленой поливой Ван Гог поставил только три цветка. На коричневом столе играют и переливаются бирюза фона и желтизна цветов. Они еще умещаются на полотне. Второй натюрморт тоже – с тремя цветками в вазе на королевском синем фоне и двумя подсолнухами, лежащими на столе, был уничтожен американцами во время бомбардировок Японии. Следующим он написал букет из четырнадцати цветков на бледном зелено-голубом фоне, и он сохранился и экспонируется в Новой Пинакотеке Мюнхена. Четвертый вариант находится в Лондоне. Его голубые очертания – дань уважения к Гогену. Яркие солнечные краски Ван Гога никто покупать не собирался.

Больница

Сначала художника покинул Гоген, оставив друга один на один с его демонами. Затем 22 декабря 1888 года он получил письмо от обожаемого брата Тео с известием, что тот собирается жениться. Это был сильный удар по психике. Художник был в полном отчаянии, что брат не будет с ним близок, как прежде. В тот же вечер он отрезал у себя кусок уха, отмыл себя от крови, перевязал, завернул кусочек мочки в газету и подарил на память о себе девушке легкого поведения. Когда она вскрыла подарок, то упала в обморок, а ее хозяйка настояла, чтобы Ван Гога поместили в психиатрию. Подлечив, насколько это было возможно в то время, его выпустили. Он снова принялся за работу, окружив себя любимыми подсолнухами.

Арль, январь 1889 года

Художник делает все новые и новые натюрморты, старясь убежать от галлюцинаций, навязчивого бреда параноидальных фантазий. Преодолевая туман безумия, он создает свои три самых значительных натюрморта. Теперь они находятся в Филадельфии, Амстердаме и Токио.

Ван Гог, «Подсолнухи»: описание картины Токийского музея

Художник набрасывается на холст, быстро прописывает фон и начинает выдавливать из тюбиков толстым слоем краски, подправляя их не кистью, а мастихином. Цветы становятся объемными, рельефными, шероховатыми и не желают помещаться на полотне. Пятнадцать голов, змеевидно покачиваясь, стремятся выйти за рамки картины. Насыщенные оранжевые и желтые тона «горят» на холсте. Художник разместил их хаотично, стараясь затянуть в этот магический буйный мир всякого, кто бросит взгляд на натюрморт. Среди них и настоящие подсолнухи, и их мутанты, которых легко определить. На них нет привычных лепестков, и они имеют вид помпонов. В самый центр художник помещает цветок с алой, как кровь, сердцевиной, как будто предчувствуя свой скорый кровавый конец. От полотна идет невероятная, одушевленная цветами энергия художника, который вкладывал в цветы свою страдающую душу. Ван Гог не мог не следовать за их самостоятельной жизнью. Цветы управляли им, поворачивая свои головы к солнцу, к радости, по которой истосковалась больная душа художника. Но радость ему не давалась, драма заполняла его целиком. Описание картины «Подсолнухи» будет неполным, если не сказать о том, что было после того, как распустились на его полотнах подсолнечники, собравшие в себе радость и горечь мира.

Болезнь и смерть

Болезнь прогрессировала. Жители Арля требовали, чтобы он покинул их город. Ван Гог уехал в 1890 году под Париж. Гуляя в полях с этюдником и красками, он неожиданно решил застрелиться. Пуля прошла ниже сердца, но спустя полтора дня он скончался. Тео всего на полгода пережил любимого брата, скончавшись от нервного расстройства.

www.syl.ru

Цветы солнца в живописи современных художников

Подсолнухи – цветы солнца. И лично у меня именно они больше всего ассоциируются с летом, до которого остались считанные дни. Если у вас в городе дождь – забудьте о нем и посмотрите эти прекрасные картины:

Ирина Алекс

Художник Юрий Арсенюк

Художник Ahmad Haraji из Ирана

Анна Хомчик

Алексей Антонов

Художница Anca Bulgaru

Британская художница Триша Хардвик (Trisha Hardwick)

Александр Сергеев

Валентина Валеева

Christopher Ryland (Великобритания)

Современный бразильский художник Jorge Maciel

Александр Сергеев

Корейский художник Lee Yong Su

Художник Anca Bulgaru

Mary Kay West

Жанна Сидоренко

Олег Тимошин «В солнечном окружении»

Mary Kay West

Художник Ольга Воробьева

Анна Хомчик

В.Мириевский

imhomir.com

Картина «Подсолнухи» Ван Гога. Описание картины

Общеизвестно, что шизофреники неравнодушны к желтому цвету. Точно также общеизвестно, что Ван Гог был неравнодушен к цветам, в частности, к подсолнухам. Он считал его «своим» и, напрочь не обращая внимания на диагностированную шизофрению, считал, что этот солнечный цветок символизирует благодарность, признательность и олицетворяет надежду. Возможно, последнее как раз было тем, что было так необходимо бывшему дилеру-голландцу, слегка повернутому на религии.

У Ван Гога картин с подсолнухами целых два цикла – парижский и арльский. Он писал эти желтые цветы с таким же упоением и старанием, «с каким марселец уплетает свою буйабесс», работая с ними рано поутру, поскольку вяли они очень быстро. В Париже художник создал две картины с лежащими цветами, а в Арле работ стало уже четыре, только срезанные цветы стояли в вазах.

Самыми известными стали «Подсолнухи» 1888 года, написанные в Арле – они вызывают множество дискуссий, считаясь одновременно из самых прекрасных произведений живописи, ставших для художника своего рода брендом. Проведите небольшой эксперимент: скажите «Подсолнухи» – вспомните Ван Гога, скажите «Ван Гог» – вспомните «Подсолнухи». Картина настолько знаковая для него, насколько Джоконда знаковая для Да Винчи, Венера – для Боттичелли и Мадонна – для Рафаэля.

Работая над «Подсолнухами», которые должны были украшать дом Поля Гогена в Арле, Ван Гог применил свою любимую технику импасто. Он владел ей лучше, чем остальные живописцы. Используя кисть и нож-мастихин, художник создал потрясающе объемный эффект, такой, что цветы кажутся живыми, выступающими из самой картины. Шероховатая поверхность и рельефный рисунок «Подсолнухов» появились благодаря нанесению густого слоя краски ножом для изображения темных цветов и необработанных кистью цветов снизу. Оттенков желтого Ван Гог добивался, смешивая сырую сиену с желтым кадмием. Вот почему картина «пылает желтым цветом» и одновременно дышит жизнью. Вот почему так явственно проступают признаки расстройств психики художника.

Тем не менее, идея картины с подсолнухами в вазе на столе заключалась в том, чтобы добиться игры различных оттенков желтого. А цвет, как известно, Ван Гог чувствовал по-особенному. Любой оттенок краски ассоциировался у него с целой цепочкой визуальных образов, переживаний и раздумий, каждым мазком он начинал говорить. Он повествовал о своем желании попасть на юг, в «желтый домик», где можно получить от солнца не только тепло и энергию, а и радостные добрые эмоции.

Лето в Арле ознаменовалось для художника «желтой нотой»: он писал и закат, и огни города, и снопы соломы, но подсолнухи вобрали в себя все те оттенки желтого, которых так не хватало душевнобольному человеку. Их сочные стебли, охристо-рыжевато-оранжево-солнечные цветы словно издают свечение, правда, очень тусклое, но все же свечение.

Что интересно, Ван Гог отрицал, будто бы «Подсолнухи» он писал с натуры. Напротив, художник говорил, что бесы шепчут ему на ухо свои признания, заставляют его что-либо делать. Он же им вовсе не противиться, поступая так, как они хотят и изображая то, чего они просят. Например, цветы, которые не похожи на растения, а больше напоминают многоглавых змей. Это не зритель смотрит на подсолнухи, а подсолнухи глядят на него, манят в свою фантастичную и хаотичную вселенную, заставляя протянуть руку и немного поправить их в вазе. Хотя потрескавшийся глиняный кувшин вазой назвать весьма сложно.

Картина «Подсолнухи» удивительным образом сочетает в себе докучливую простоту, хандру и однообразие, а с другой стороны, заключает в себе столько бурлящих эмоций, что ярко-желтый цвет невольно овладевает сознанием человека. Тем более, что Ван Гог хочет и умеет правильно расставлять цветовые акценты. В частности, к ним можно отнести красное пятно – серединка головки одного из подсолнухов, которая несколько странно смотрится на полотне без резких переходов. Этот дисгармоничный штрих – не что иное, как реальность, сумевшая вырваться из царства бесов, и желающая воцариться в сознании художника.

В «Подсолнухах» визуально нарушены пропорции: кувшин, в котором они стоят, не соответствует размеру цветов, он даже кажется легче. Подсолнухам, напротив, тесно не только в вазе, а и на холсте. Их листья и соцветия словно пытаются упереться в край картины и, оттолкнувшись от рамы, вырваться наружу. Выдавленными прямо из тюбиков красками Ван Гог создает рельефную шероховатую картину, словно олицетворяющую его неистовые чувства и порывы творчества.

«Подсолнухи» Ван Гога – это живые цветы с их энергией, изображенной вибрирующими мазками кисти: их соцветия, полные сил, сгибаются от собственной тяжести, стебли поражают своей гибкостью, движением, пульсацией и энергией. Растения словно проживают миллионы жизней: от только начавшего распускаться цветка до увядающего осенью подсолнуха.

Это вполне закономерно для Ван Гога, который не видел принципиальных различий между живыми и неживыми материями. Он умел чувствовать в природе душу, улавливать ее настроение и испытывать такие же эмоции. Художник считал, что «душа» подсолнуха созвучна его мировоззрению: она живет в гармонии с ритмами космоса, поворачивал свой стебель за солнцем и воплощал связь человеческого земного и космического духовного начал.

Удивляться тут, в принципе, нечему. «Подсолнухи» Ван Гога – это языческие солярные мотивы, цикличность природы, за которой наблюдает небесное светило. Его цветы имеют разнообразные оттенки, он играет с фоном и подбирает различные образы для передачи насыщенного желтого цвета. В письмах брату художник говорит о том, что хочет написать подсолнухи в виде витража готического храма.

Эту идею Ван Гог не воплотил, но картина «Подсолнухи» сегодня известна как квинтэссенция человеческого существования. Его цветы распускаются, цветут и умирают, подобно людям, они сияют, подобно звездам и отражают неустанный и вечный круговорот Вселенной, который будет длиться тысячелетиями.

Общеизвестно, что шизофреники неравнодушны к желтому цвету. Точно также общеизвестно, что Ван Гог был неравнодушен к цветам, в частности, к подсолнухам. Он считал его «своим» и, напрочь не обращая внимания на диагностированную шизофрению, считал, что этот солнечный цветок символизирует благодарность, признательность и олицетворяет надежду. Возможно, последнее как раз было тем, что было так необходимо бывшему дилеру-голландцу, слегка повернутому на религии.

У Ван Гога картин с подсолнухами целых два цикла – парижский и арльский. Он писал эти желтые цветы с таким же упоением и старанием, «с каким марселец уплетает свою буйабесс», работая с ними рано поутру, поскольку вяли они очень быстро. В Париже художник создал две картины с лежащими цветами, а в Арле работ стало уже четыре, только срезанные цветы стояли в вазах.

Самыми известными стали «Подсолнухи» 1888 года, написанные в Арле – они вызывают множество дискуссий, считаясь одновременно из самых прекрасных произведений живописи, ставших для художника своего рода брендом. Проведите небольшой эксперимент: скажите «Подсолнухи» – вспомните Ван Гога, скажите «Ван Гог» – вспомните «Подсолнухи». Картина настолько знаковая для него, насколько Джоконда знаковая для Да Винчи, Венера – для Боттичелли и Мадонна – для Рафаэля.

Работая над «Подсолнухами», которые должны были украшать дом Поля Гогена в Арле, Ван Гог применил свою любимую технику импасто. Он владел ей лучше, чем остальные живописцы. Используя кисть и нож-мастихин, художник создал потрясающе объемный эффект, такой, что цветы кажутся живыми, выступающими из самой картины. Шероховатая поверхность и рельефный рисунок «Подсолнухов» появились благодаря нанесению густого слоя краски ножом для изображения темных цветов и необработанных кистью цветов снизу. Оттенков желтого Ван Гог добивался, смешивая сырую сиену с желтым кадмием. Вот почему картина «пылает желтым цветом» и одновременно дышит жизнью. Вот почему так явственно проступают признаки расстройств психики художника.

Тем не менее, идея картины с подсолнухами в вазе на столе заключалась в том, чтобы добиться игры различных оттенков желтого. А цвет, как известно, Ван Гог чувствовал по-особенному. Любой оттенок краски ассоциировался у него с целой цепочкой визуальных образов, переживаний и раздумий, каждым мазком он начинал говорить. Он повествовал о своем желании попасть на юг, в «желтый домик», где можно получить от солнца не только тепло и энергию, а и радостные добрые эмоции.

Лето в Арле ознаменовалось для художника «желтой нотой»: он писал и закат, и огни города, и снопы соломы, но подсолнухи вобрали в себя все те оттенки желтого, которых так не хватало душевнобольному человеку. Их сочные стебли, охристо-рыжевато-оранжево-солнечные цветы словно издают свечение, правда, очень тусклое, но все же свечение.

Что интересно, Ван Гог отрицал, будто бы «Подсолнухи» он писал с натуры. Напротив, художник говорил, что бесы шепчут ему на ухо свои признания, заставляют его что-либо делать. Он же им вовсе не противиться, поступая так, как они хотят и изображая то, чего они просят. Например, цветы, которые не похожи на растения, а больше напоминают многоглавых змей. Это не зритель смотрит на подсолнухи, а подсолнухи глядят на него, манят в свою фантастичную и хаотичную вселенную, заставляя протянуть руку и немного поправить их в вазе. Хотя потрескавшийся глиняный кувшин вазой назвать весьма сложно.

Картина «Подсолнухи» удивительным образом сочетает в себе докучливую простоту, хандру и однообразие, а с другой стороны, заключает в себе столько бурлящих эмоций, что ярко-желтый цвет невольно овладевает сознанием человека. Тем более, что Ван Гог хочет и умеет правильно расставлять цветовые акценты. В частности, к ним можно отнести красное пятно – серединка головки одного из подсолнухов, которая несколько странно смотрится на полотне без резких переходов. Этот дисгармоничный штрих – не что иное, как реальность, сумевшая вырваться из царства бесов, и желающая воцариться в сознании художника.

В «Подсолнухах» визуально нарушены пропорции: кувшин, в котором они стоят, не соответствует размеру цветов, он даже кажется легче. Подсолнухам, напротив, тесно не только в вазе, а и на холсте. Их листья и соцветия словно пытаются упереться в край картины и, оттолкнувшись от рамы, вырваться наружу. Выдавленными прямо из тюбиков красками Ван Гог создает рельефную шероховатую картину, словно олицетворяющую его неистовые чувства и порывы творчества.

«Подсолнухи» Ван Гога – это живые цветы с их энергией, изображенной вибрирующими мазками кисти: их соцветия, полные сил, сгибаются от собственной тяжести, стебли поражают своей гибкостью, движением, пульсацией и энергией. Растения словно проживают миллионы жизней: от только начавшего распускаться цветка до увядающего осенью подсолнуха.

Это вполне закономерно для Ван Гога, который не видел принципиальных различий между живыми и неживыми материями. Он умел чувствовать в природе душу, улавливать ее настроение и испытывать такие же эмоции. Художник считал, что «душа» подсолнуха созвучна его мировоззрению: она живет в гармонии с ритмами космоса, поворачивал свой стебель за солнцем и воплощал связь человеческого земного и космического духовного начал.

Удивляться тут, в принципе, нечему. «Подсолнухи» Ван Гога – это языческие солярные мотивы, цикличность природы, за которой наблюдает небесное светило. Его цветы имеют разнообразные оттенки, он играет с фоном и подбирает различные образы для передачи насыщенного желтого цвета. В письмах брату художник говорит о том, что хочет написать подсолнухи в виде витража готического храма.

Эту идею Ван Гог не воплотил, но картина «Подсолнухи» сегодня известна как квинтэссенция человеческого существования. Его цветы распускаются, цветут и умирают, подобно людям, они сияют, подобно звездам и отражают неустанный и вечный круговорот Вселенной, который будет длиться тысячелетиями.

5sec.info

Все «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — EA Culture

Национальная галерея Лондона с 25 января по 27 апреля 2014 г. предлагает своим посетителям уникальную возможность увидеть воссоединение двух знаковых картин Винсента Ван Гога: «Подсолнухи».

Будет представлена возможность сравнить любимые шедевры. Одна картина «Подсолнухи» принадлежит Национальной галерее Лондона, другая — музею Ван Гога в Амстердаме.

Поль Гоген. Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи, 1888

Эти картины являются двумя из шести оставшихся версий подсолнухов в вазе.

«Подсолнухи» — название двух циклов картин всемирно известного нидерландского художника постимпрессиониста Ван Гога (1853-1890). Первая серия была выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам подсолнухов.

Вторая серия картин выполнена через год  на юге Франции в городе Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Серия датируется 1888 годом, когда Ван Гог покинул Париж, чтобы спокойно заняться творчеством. Фасад дома, который арендовал  художник, был желтым, как и палящее солнце Средиземноморья юга Франции. В ожидании своего друга художника Поля Гогена Ван Гог создает серию картин «Подсолнухи», которыми планировал украсить комнату Гогена. Совместная работа художников продлилась два месяца и закончилась нервным срывом  Ван Гога, когда он повредил себе ухо.

В августе 1888 года Ван Гог нарисовал  всего четыре картины из этой серии:  первую вазу с 12 подсолнухами на зеленовато-голубом фоне, которая сейчас находится в Новой Пинакотеке Мюнхена в Германии.  Вторая ваза с 15 подсолнухами на желтом фоне, которая будет демонстрироваться в Лондоне. Затем — ваза с 3 подсолнухами на бирюзовом фоне, которая находится в частной коллекции в США.  И ваза с 5 подсолнухами на колевско-синем фоне, которая накануне капитуляции Японии была уничтожена в пожаре во время американских бомбардировок. Эта картина была куплена Който Ямато в 1921 году, и дважды выставлялась на выставках в Японии.

Три картины «Подсолнухи» были созданы в январе 1889 года. Ваза с 15 подсолнухами, находится в музее Ван Гога в Амстердаме Нидерланды и будет представлена на выставке в Лондоне. Ваза с 15 подсолнухами, находящаяся в музее искусств Токио, и ваза с 12 подсолнухами, хранящаяся в музее искусств в Филадельфии США.

Источник: Nationalgallery

Винсент Ван Гог. Посолнухи, август 1888. Национальная галерея, ЛондонВинсент Ван Гог. Посолнухи, январь 1889. Музей Ван Гога, АмстердамВинсент Ван Гог. Посолнухи, август 1888. Новая Пинакотека, МюнхенВинсент Ван Гог. Посолнухи, август 1888. Частная коллекция, СШАВинсент Ван Гог. Посолнухи, август 1888. Погибла в пожаре при бомбардировкеТокио в 1945 годуВинсент Ван Гог. Посолнухи, январь 1889. Музей искусств Филадельфии, СШАВинсент Ван Гог. Посолнухи, январь 1889. Сомпо мемориальный музей искусств Сейджи Того, Токио

eaculture.ru