Государственная Дума Российской Федерации. Парламент и государственная дума одно и тоже


Парламент России - это... Что такое Парламент России?


  • Парламент Республики Молдова
  • Парламент США

Смотреть что такое "Парламент России" в других словарях:

  • Парламент — это представительный коллегиальный выборный орган власти, выполняющий в системе разделения властей законотворческую функцию. Федеральное Собрание Российской Федерации парламент России, ее высший представительный и законодательный орган, который… …   Большой юридический словарь

  • Парламент (марка сигарет) — Парламент марка сигарет, принадлежащая компании Philip Morris. Главной особенностью сигарет этой марки является особый фильтр мундштук, обеспечивающий охлаждение дыма …   Википедия

  • Парламент — (parliament) Выборный орган, ответственный за принятие законов и предоставление правительству права налогообложения. Как правило, выполняет законодательную функцию и вместе с тем предоставляет правительству кадры, объединяя таким образом… …   Политология. Словарь.

  • Парламент Республики Северная Осетия-Алания — Парламент Республики Северная Осетия Алания …   Википедия

  • Парламент Чеченской Республики — Парламент Чеченской Республики …   Википедия

  • Парламент Кабардино-Балкарской Республики — Парламент Кабардино Балкарской Республики …   Википедия

  • ПАРЛАМЕНТ — (английское parliament, от французского parler говорить), высший представительный орган власти. Во многих странах парламент имеет специальное название (например, конгресс США, Федеральное собрание в России, норвежский стортинг). Впервые был… …   Современная энциклопедия

  • Парламент — (английское parliament, от французского parler говорить), высший представительный орган власти. Во многих странах парламент имеет специальное название (например, конгресс США, Федеральное собрание в России, норвежский стортинг). Впервые был… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • парламентёрский — ая, ое. parlementaire m. Отн. к парламентеру, парламентерам; принадлежащий им. Парламентерские обязанности. БАС 1. Другое обстоятельство и довольно замечательное, это прибытие на наши аванпосты, под парламентерским французским флагом,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Парламент — У этого термина существуют и другие значения, см. Парламент (значения) …   Википедия

dic.academic.ru

какая разница между Советом федерации и госдумой?

Совет Фдерации входит в состав Госдумы, а так никакой.

Дума - нижняя палата, разрабатывает и принимает законопроекты, Совет Федерации - верхняя палата, одобряет или не одобряет законопроекты, принятые Думой. Это если совсем в общих чертах. Более подробно можно в Конституции РФ посмотреть. Мдя. Прочел ответ Марьяны, стало печально. Гос. Дума и Совет Федерации вместе образуют Федеральное собрание - парламент РФ.

Согласно КОНСТИТУЦИИ РФ: Статья 11 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) , Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Глава 5. Федеральное Собрание Статья 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статья 95 1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. 2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Статья 96 1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Статья 97 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 98 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. Статья 99 1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. 2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. 3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. 4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Статья 100 1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. 2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. 3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Статья 101 1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. 2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. 3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. 4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. 5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственн

Разницы - никакой. Всем на всё наплевать Лишь бы набить свой карман благодаря "иммунитету", непотизму, лоббизму и банальному воровству.

touch.otvet.mail.ru

Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы

В России на сегодняшний день можно встретить огромное число политических партий, самые известные из которых входят в состав Государственной Думы. Наряду с данным политическим органом также функционирует Федеральное Собрание, вместе же они составляют Парламент РФ.

Совет Федерации

Советом Федерации принято называть верхнюю палату Федерального собрания (Парламент) России.

Во 2-й части 95 статьи такого весомого документа, как Конституциия РФ указано, что данный государственный объект составляют представители из всех российских субъектов (по 2 человека: один от законодательного органа, другой – от исполнительного), а также люди, назначаемые непосредственно президентом, их число не может превышать 10% от количества членов, входящих в Совет Федерации. Эти 10% составляют сотрудники законодательной и исполнительной систем государственной власти, относящейся непосредственно к субъектам Федерации.

На сегодняшний день насчитывается 170 сенаторов от всех 85-ти субъектов. С 1993 года данное количество неоднократно изменялось, что связано в свою очередь со слиянием некоторых субъектов и образованием новых.

Совет Федерации, или Палата регионов, представляет интересы отдельно взятых субъектов на уровне Федерации, он также является отражением федеративного принципа РФ. Данный государственный орган представлен в виде института консолидации и интеграции, присущего региональной политике. Он должен обеспечивать баланс во время принятия каких либо решений не только в сфере регионального интереса, но также и общефедерального, этот интерес в свою очередь направлен на осуществление главнейших целей развития государства.

Формирование Совета Федерации происходит исключительно по непартийному принципу. Его представители не могут создавать ни фракций, ни различного рода партийных объединений.

Деятельность Совета Федерации осуществляется постоянно. Заседания проходят ежемесячно, не менее 2-х раз и являются основной рабочей формой парламента.

Парламент собирается для заслушивания указов и посланий Президента, выступлений глав других государств, а также дипломатов и Конституционного суда РФ.

Рабочая деятельность членов Совета Федерации осуществляется на постоянной основе. Сами члены данной палаты Парламента обладают политической неприкосновенностью. Их не имеют права:

  • Задерживать.
  • Арестовывать.
  • Подвергать досмотру их личное имущество.

Исключение составляет лишь тот факт, если член Парламента будет непосредственно пойман на месте преступления, в таком случае он становится фигурантом преступления, будь оно уголовное, политическое, либо экономическое.

Полномочия:

  1. Изменение территориальных границ среди субъектов Федерации.
  2. Утверждение президентского указа в государстве о необходимости введения чрезвычайного положения.
  3. Назначение выборов на должность Президента РФ.
  4. Отрешение руководителя государства в порядке импичмента (для этого должны быть выдвинуты необходимыеобвинения).
  5. Назначение и отставка Генерального Прокурора государства и так далее.

Государственная Дума

Нижняя палата Федерального Собрания, более известная, как Государственная Дума считается высшим органом законодательной власти в РФ, наравне с Советом Федерации. Ее правовой статус подкреплен 5-й статьей Конституции.

Данный государственный орган является выборным. Выборы осуществляются посредством тайного голосования. Срок действия – 5 лет.Государственная Дума была сформирована еще в период правления печально известного венценосного монарха Николая II Романова. После событий Февральской революции 1917 года она была устранена за ненадобностью и заменена Временным Правительством.

Она снова получила важное государственное значение в период президентства Бориса Ельцина, который возродил Думу в 1993 году.

В состав современной Государственной Думы входит 450 депутатов, первая половина из которых выбирается из кандидатов одномандатных округов в один тур, вторую составляют политические партии РФ, перешедшие порог в 5% по результатам всероссийского голосования.

Депутатом данного законодательного органа может стать любой гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста, он имеет личное право участвовать в выборах. Депутатов избирают сроком на 5 лет.

Государственная Дума формируется исключительно по итогам выборов, порядок проведения которых устанавливает ряд федеральных законов.

Полномочия:

  1. Отстранения Президента от занимаемого кресла путем предъявления ему ряда обвинений.
  2. Заслушивание правительственных отчетов о решении государственных вопросов.
  3. Назначение и смещение председателя Счетной палаты и так далее.

Общее между Советом Федерации и Государственной Думой

  1. Один и тот же человек не может одновременно быть выбранным в Совет Федерации и Государственную Думу.
  2. Обладают неприкосновенностью.
  3. Имеют право повлиять на работу Президента.

Отличие Совета Федерации от Государственной Думы

  1. Президент не имеет права распускать Совет Федерации, в отличие от Думы.
  2. Совет Федерации – государственный орган, членов которого назначают, в Думу – выбирают.
  3. Депутат – должность выбираемая раз в 5 лет, сенатор – постоянная.
  4. Совет Федерации подчиняется с точки зрения законотворчества Государственной Думе.
  5. Деятельность депутатов заключается в постоянном рабочем функционировании, кроме их профессиональной деятельности они не имеют права более ничем не заниматься.
  6. Верхняя и нижняя палаты Парламента различаются имеющимися у них компетенциями.

vchemraznica.ru

Государственная Дума Российской Федерации - это... Что такое Государственная Дума Российской Федерации?

Госуда́рственная Ду́ма [1] (кратко — Госду́ма) — одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

Правовой статус Государственной Думы (обычно рассматривается как нижняя палата российского парламента) определён в главе 5-й Конституции Российской Федерации[2].

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. [3] Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы — 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет[4].

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007.

Работу думы возглавляет председатель думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной Думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы.

Полномочия Государственной думы

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и дает право выносить Постановления по ним:

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции Российской РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной Думе соответствующего права.[5]

Роспуск Госдумы

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность председателя правительства или выразила недоверие правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый и последний годы своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Структура

Аппарат Госдумы

Аппарат Государственной Думы — постоянно действующий орган Государственной Думы, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе, Совета, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, его первых заместителей и заместителей, Руководителя и работников Аппарата Государственной Думы.

Руководители Аппарата Государственной Думы

  • Войков Андрей Иванович (1994—1996)
  • Трошкин Николай Никитич (1996—2002)
  • Лоторев Александр Николаевич (2002—2005)
  • Чернявский Валентин Семенович (2005—2007)
  • Сигуткин Алексей Алексеевич (с 2007)

Председатели Госдумы

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Государственная Дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)

  • Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — постановление Государственной Думы № 8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР)

Государственная Дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)

Государственная Дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)

  • Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной Думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат

Государственная Дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)

Государственная Дума V созыва (с 24 декабря 2007 г.)

Комитеты и комиссии Госдумы

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 4 созыва «Единая Россия» руководила всеми 29 комитетами ГД.

К полномочиям комитетов относятся:

  • вносение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;

осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

  • подготовка проектов постановлений Государственной Думы;
  • подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
  • подготавка в соответствии с решением палаты запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы подготовка проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • организуация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний;
  • заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • анализ практики применения законодательства.

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва.

Депутатские объединения

К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным округам. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Согласно постановлению Думы от 29 декабря 2003 года, регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России».

В Госдуме пятого созыва, избранной 2 декабря 2007 года, четыре партии сформировали свои фракции: «Единая Россия» (315 чел.), КПРФ (57 чел.), ЛДПР (40 чел.), «Справедливая Россия» (38 чел.).

Основные парламентские фракции

Фракции Госдумы прежних созывов

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

1.Федеральное Собрание – парламент рф.

Федерального Собрания Российской Федерации – парламент – это общегосударственный, представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим, представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Следовательно к признаками российского парламента можно отнести: парламент является представительным учреждением; парламент представляет законодательную власть.

В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания Российской Федерации основана на следующих принципах:

1) Конституция РФ закрепляет порядок избрания депутатов Федерального Собрания и компетенцию его палат;

2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом, путем их избрания осуществлять государственную власть;

3) Федеральному Собранию принадлежит право принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;

4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;

5) Федеральное Собрание сдерживает деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших судебных органов Российской Федерации.

Осуществление всех этих положений на практике должно привести к тому, что Федеральное Собрание не только выражает волю народа, но и осуществляет эту волю в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому подконтрольно.

Функции российского парламента:

-осуществление законодательной деятельности, т.е. принятие законов;

-участие в назначении высших должностных лиц;

-контроль за деятельностью Президента РФ;

-контроль за деятельностью Правительства РФ

-решение внешнеполитических вопросов РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их место жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:

– посланий Президента РФ;

– посланий Конституционного Суда РФ;

– выступлений руководителей иностранных государств.

В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;

2) связанные с организацией деятельности палат;

3) по принятию федеральных законов.

studfiles.net

Ответы@Mail.Ru: Парламентом РФ называется:

Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации) , Парламент Российской Федерации. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции Российской Федерации. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации) . Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации) . Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Государственная Дума и Совет Федераций!

нижняя палата Федерального собрания (450) Федеральное собрание - Парламент (95)

Парламент в РФ Единая Вертикаль Представительной Власти по Конституции 1993 года . Федеральное Собрание; Областное /республиканское/ Собрание; Городское Собрание ; Районное Собрание; Сельское /поселковое/ Собрание.

Верхняя палата - это Совет Федерации Нижняя палата - Это Государственная Дума РФ

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Вот тут почитайте интересно <a href="/" rel="nofollow" title="50381549:##:index.php?newsid=13">[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

touch.otvet.mail.ru

Государственная Дума и ее полномочия

⇐ ПредыдущаяСтр 87 из 135Следующая ⇒

Врамках Федерального Собрания на Государственную Думу факти­чески ложатся более значительные законодательные нагрузки, чем на Со­вет Федерации. В определенной мере это оправдано тем, что согласно Конституции депутаты Государственной Думы «работают на профессио­нальной постоянной основе». Они не могут в период осуществления сво­их депутатских полномочий одновременно находиться на государствен­ной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, «кроме пре­подавательской, научной и иной творческой деятельности» (п. 3 ст. 97).

Кроме того, депутат Государственной Думы «не может быть в одно и то же время депутатом иных представительных органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления», а также членом Совета Федерации (п. 2 ст. 97).

Наряду с законодательными функциями депутаты Государственной Ду­мы занимаются и другими видами парламентской деятельности, решая от­несенные к исключительному ведению нижней палаты вопросы.

Среди них: дача согласия Президенту РФ на назначение Председате­ля Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назна­чение на должность и освобождение от должности председателя Цен­трального банка России, председателя Счетной палаты и половины соста­ва ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека; объявле­ние амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отре­шения его от должности.

По каждому из вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, она принимает постановление большинством го­лосов от общего числа депутатов Государственной Думы, «если иной по­рядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации» (пп. 2, 3 ст. 103).

Подготовка и рассмотрение на заседаниях Государственной Думы во­просов, отнесенных к ее ведению, обеспечивается работой как отдельных ее депутатов, так и создаваемых ею органов (Советом Государственной Думы, комиссиями, комитетами, подкомитетами) и депутатскими объе­динениями (фракциями и депутатскими группами). Ведение заседаний Государственной Думы и ведание ее внутренним распорядком возлагают­ся на Председателя Государственной Думы и его заместителей, избирае­мых из ее состава.

Согласно Конституции РФ Государственная Дума избирается сроком на 5 лет. Однако возможно досрочное прекращение ее полномочий Пре­зидентом РФ. Это возможно, во-первых, после трехкратного отклонения ею представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Прави­тельства РФ. В этом случае Президент РФ единолично назначает Предсе­дателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. А во-вторых, в случае повторного в течение трех месяцев выражения недоверия Государственной Думой Правительству. В сложив­шейся ситуации Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу. В данном случае инициатива рассмотрения вопроса о доверии Правительству РФ должна исходить от Государственной Думы.

Однако подобная инициатива может исходить и от самого Прави­тельства РФ. Председатель Правительства РФ может поставить перед нижней палатой вопрос о доверии Правительству РФ. В случае отказа Го­сударственной Думой в доверии Правительству РФ Президент РФ дол­жен в течение семи дней принять решение об отставке Правительства РФ либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выбо­ров. Дата выборов назначается с учетом того, чтобы вновь избранная Го­сударственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после рос­пуска прежней Государственной Думы.

Государственная Дума не может быть распущена в связи с трехкрат­ным отказом в утверждении кандидатуры Председателя Правительства РФ или недоверием Правительству РФ, если после ее избрания не про­шло одного года. Она не может быть распущена, кроме того, в период рассмотрения выдвинутого против Президента РФ обвинения, «до при­нятия соответствующего решения Советом Федерации» (п. 4 ст. 109), в период действия на всей территории страны военного или чрезвычай­ного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. 308

Совет Федерации — верхняя палата российского парламента

Большими полномочиями в российском парламенте наряду с его нижней палатой — Государственной Думой пользуется и его верхняя па­лата — Совет Федерации.Правовой основой формирования и деятельно­сти Совета Федерации является Конституция РФ и Закон о порядке фор­мирования Совета Федерации от 5 августа 2000 г.

В соответствии с этими актами Совет Федерации, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, формирует­ся одновременно на выборной основе и путем назначения. Председатель в Совете Федерации от законодательного собрания субъекта Федерации избирается этим представительным органом на срок его полномочий. Что же касается представителя в Совете Федерации от исполнительной власти субъекта, то он назначается указом или постановлением высшего должностного лица субъекта Федерации с последующим утверждением этого назначения законодательным собранием.

Для организации и проведения работы Совета Федерации членами этой палаты формируются ее внутренние органы: Совет палаты, комите­ты, подкомитеты и комиссии. Для ведения заседаний и поддержания внутреннего распорядка Совета Федерации из его состава избирается Председатель палаты и его заместители.

Основными полномочиями Совета Федерации являются законода­тельные полномочия. В осуществлении законодательных функций собст­венно и заключается назначение Совета Федерации как одной из палат главного законодательного органа страны — парламента. Однако обяза­тельному рассмотрению в Совете Федерации подлежат не все, а лишь не­которые законы, принятые Государственной Думой. А именно законы, касающиеся: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сбо­ров; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова­ния, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы России и е) войны и мира (ст. 106). Данные и все иные законы в полном объеме рассматриваются лишь в нижней палате парламента — Государственной Думе, которая в этом смысле доминирует в законода­тельном процессе, осуществляемом в рамках российского парламента.

Законодательная деятельность Совета Федерации сочетается и до­полняется другими видами деятельности и его соответствующими полно­мочиями. Среди них полномочия, связанные с утверждением изменения границ между различными субъектами Российской Федерации; утвержде­нием указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного поло­жения; с решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; с назначением выборов Прези­дента РФ и отрешением его от занимаемой должности; с назначением на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; с назначением на должность и осво-

бождения от должности Генерального прокурора России, заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По каждому из этих вопросов, отнесенных Конституцией РФ к веде­нию Совета Федерации, как и в Государственной Думе, принимается со­ответствующее постановление. Для его принятия требуется большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

mykonspekts.ru