Слова-омонимы в контенте сайта. Омонимы схема


Слова-омонимы в контенте сайта

Рейтинг сайта в поисковике по конкретным запросам сильно зависит от качества его контента. Кроме того, на основе контента поисковик может распознавать тематику сайта, выделять основные ключевые слова и фразы, используемые на нем.

Однако при индексировании какой-либо страницы сайта поисковик обязательно наткнется на слова-омонимы, в результате чего могут произойти ошибки в выставлении рейтинга для данной страницы по определенным группам запросов.

Слова-омонимы – это слова, которые при полностью одинаковом написании обладают различным смысловым значением. К омонимам можно отнести такие слова, как «коса» (инструмент и сплетение волос), «рысь» (вид бега и животное), «тройка» (цифра, отметка и, к примеру, тройка лошадей) и так далее.

Такие слова одинаково пишутся и могут восприниматься роботами поисковых систем в совершенно случайном значении. То есть вы используете слово в одном значении, а поисковик понимает его совершенно по-другому.

Если ваш сайт нацелен на получение прибыли, то желательно использовать в контенте как можно меньше слов-омонимов. Ведь при большом количестве этих слов на них наверняка будут приходить люди с поисковиков. Некоторые из этих посетителей придут на сайт в надежде найти здесь что-то другое.

Соответственно, данные посетители не будут являться целевыми, они будут случайными. А случайные посетители обычно не приносят сайту прибыли. К примеру, на вашем сайте продается такой инструмент, как коса (ей косят траву). Описательный контент оптимизирован под данное ключевое слово. При этом на сайт могут приходить посетители, которых интересует не инструмент, а прическа.

Понятно, что эти посетители ничего покупать у вас не будут. Кроме омонимов существуют слова-омофоны. Они обычно одинаково звучат, но могут различаться в написании на 1-2 буквы, а также иметь разное смысловое значение. К примеру, «лук» и «луг». Есть слова-омографы.

Они одинаковы в плане написания, но отличаются ударением.

К примеру, «мука», «замок». Если переставить ударение в этих словах с одного слога на другой, то смысл сильно изменится. Существуют слова-омоформы. Они также пишутся одинаково, но при этом относятсяк разным частям речи. К примеру, слово «дуло» может использоваться в словосочетании «дуло пистолета», а также во фразе «с улицы сильно дуло».

В первом случае слово будет существительным, во втором – глаголом.

Для поисковика довольно сложно определить истинное значение таких слов. Иногда значение определяется верно (в этом случае обычно анализируется весь текст страницы и на его основании поисковик принимает решение о том, что именно означает данное слово). Если сказать проще, то слово анализируется в контексте окружающего его контента.

advego-pro.ru

Лексические омонимы. Примеры лексических омонимов

Омонимия – это достаточно распространенное явление практически в каждом языке. Она характеризуется наличием идентичных слов, которые, однако, имеют разное значение. Особенного внимания заслуживают лексические омонимы. Примеры показывают, что именно этот тип является наиболее распространенным и активным. Это явление обогащает язык, делая его более художественным и образным.

Понятие

Под омонимами понимают одинаковые морфемы, слова и другие лексические единицы, которые имеют разное значение. Подобный термин часто путают с многозначными словами или паронимами, однако по своим функциям и характеристикам это совсем другие категории.

Термин имеет греческое происхождение и был введен Аристотелем. Дословно понятие обозначает “одинаковый” и “имя”. Омонимы могут как присутствовать в рамках одних частей речи, так и проявляться в разных.

Омонимия и полисимия

В языкознании по отношению к одинаковым словам одной части речи существует два разных понятия. Речь идет о полисемии и омонимии. Первое понятие подразумевает наличие одинаковых слов, имеющих разное значение, однако, которые имеют общее историческое происхождение. Например, если рассматривать слово “эфир” в двух его значениях. Первое – это органическое вещество, а второе – телевидение или телевещание. Значение слов разное, однако оно образовалось от одной общей лексической единицы, а именно от греческого термина, который дословно обозначает “горный воздух”.

Что касается омонимии, то здесь речь также идет о разных значениях слов, однако при этом отсутствует их историческая связь, а идентичное написание является случайным совпадением. Например, слово “бор”, которое имеет два значения: химический элемент и сосновый лес. Между этими словами отсутствует какая-либо связь, и даже сами лексические единицы пришли в русский язык разними путями. Первое – персидское, а второе – славянское.

Некоторые лингвисты, однако, смотрят на это по-другому. В соответствии с этим, полисимия – это если два слова имеют общий смысловой оттенок и лексическое значение. Омонимы подобного смысла не имеют. При этом неважно историческое происхождение слова. Например, слово “коса”. Связывающим элементом является то, что две лексических единицы описывают что-то длинное и тонкое.

Классификация

С учетом лексики, морфологии и фонетики, омонимия может быть следующей:

  • Лексические омонимы. Примеры слов: ключ (как родник и как инструмент для открытия дверей), мир (отсутствие войны и вся планета) и др.
  • Омонимы морфологического или грамматического типа, которые также известны как омоформы.
  • Фонетические, или омофоны.
  • Графические, или омографы.

Также различают полные и неполные омонимы. В первом случае слова совпадают во всех своих формах, а во втором – только в некоторых.

Отличия лексических омонимов от других типов

Лексические омонимы часто путают с другими типами данной категории, однако они имеют отличительные характеристики и свою специфику:

  • Что касается омоформ, то у них присутствует совпадение написания или звучания только в нескольких определенных формах. Например, слово “дорогой”, которое обозначает прилагательное мужского и женского рода: “дорогой учебник” и “подарить цветы дорогой женщине”.
  • Омофоны отличаются идентичным произношением, но различным написанием лексических единиц, чего не имеют лексические омонимы. Примеры: глаз – глас, мокли – мог ли и др.
  • Отличия характерны и для омографов. Под этим понимают слова, которые имеют одинаковое написание, но разное произношение. Этим не обладают лексические омонимы. Примеры предложений с словом “замок”: 1. Она открывает дверной замок. 2. Король и королева поехали в свой замок.

Эти явления в языке используются в разнообразных лексических целях, начиная с выразительности и богатства художественной речи и заканчивая каламбурами.

Особенности лексических омонимов

Данный тип омонимии характеризуется совпадением лексических единиц во всех их формах. Кроме того, принадлежность к одной части речи – это обязательный атрибут, которым обладают лексические омонимы. Примеры: график – как план и как художник.

Различают два типа подобных лексических омонимов:

  • Полные или абсолютные. Характеризуются совпадением всех морфологических и грамматических форм. Например, клетка (птичья и нервная), лавка (торговая и скамья) и др.
  • Частичные или неполные лексические омонимы. Примеры: такт (как чувство меры и как музыкальная единица).

Независимо от типа, данное явление появляется в силу определенных причин.

Способы появления

Лексические омонимы возникают в языке в силу разных причин:

  • Расхождение значений одной лексической единицы настолько далеко, что она уже не воспринимается как одно слово. Например, месяц (часть года и небесное тело).
  • Совпадения национальной лексики и заимствований. Например, клуб (в русском языке – масса пыли или дыма; в английском – общественная организация или собрание людей).
  • Совпадение слов, которые были заимствованы из разных языков. Например, кран (от голландского языка – трубка, которая позволяет заливать жидкость; от немецкого – особый механизм для подъема грузов).

Омонимы в языке появляются не сразу. Чаще всего для этого нужно много времени, а также определенные исторические условия. На начальном этапе слова могут быть немного похожими по звучанию или написанию, однако в связи с изменениями структуры языка, в частности его морфологии и фонетики, лексические единицы могут становиться омонимами. То же касается и расщепления значений одного слова. В процессе исторического развития пропадает связывающий семантический элемент между трактовками слова. В силу этого из многозначных лексических единиц образуются омонимы.

Омонимия – это активное явление практически в любом языке мира. Оно характеризуется наличием слов с одинаковым написанием или звучанием, однако с разным значением. Омонимы, в частности именно лексические их типы, меняют язык, делая его более образным и художественным. Данное явление возникает в силу разных причин, чаще всего исторических или структурных, и имеет свои особенности и характерные признаки в каждом конкретном языке.

fb.ru

Омонимы. познакомить учащихся с понятием омонимы

Тема: Омонимы.

Цель: познакомить учащихся с понятием омонимы. Задачи:

1) научить отличать омонимы от многозначных слов, познакомить с понятиями: омофоны, омографы, омоформы ;

2) формировать умения отличать омонимы от многозначных слов, узнавать их в тексте;

3) развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать внимание к грамотной речи, к каждому слову.

Оборудование:

1). Записи на доске.

2). Схема «Виды омонимов», страничка из словаря С.И. Ожегова.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Сообщение темы урока: -Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием омонимы. Цель урока-знать, что такое омонимы, научиться отличать омонимы от многозначных слов, ознакомиться с понятиями омофоны, омографы, омоформы.

-А сейчас запишем в тетрадях дату и тему урока.

3. Синтаксическая «пятиминутка». Повторение. -А сейчас небольшое задание на повторение. На доске записаны предложения. ( Учитель читает). Ваша задача- составить схемы этих предложений в тетрадях. Учитель читает выразительно (на доске) : 1). Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. 2). Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает. (Два ученика по очереди выходят: находят главные члены, строят схемы предложений). -Найдите в предложениях слова с переносным значением?

2 2 1 1 1 2

(Улыбнулись, растрепали, шёлковые косы, солнце мигает, иней сверкает, сонные берёзки)

1 2

-Определите, к какому виду тропов относятся эти слова: метафора, олицетворение, сравнение? 4. Объяснение нового материала: § 66, упр.336.

-Послушайте стихотворение В.Лифшица. Подумайте, сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?

Учитель читает выразительно: Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу: бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

Беседа:

-Сколько же предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?

(Два предмета: ручей и ключи от дверей). -Одинаково ли пишутся разные по значению слова «ключ» из стихотворения Лифшица?

(Одинаково).

-Какой частью речи являются оба эти слова?

(Имена существительные).

-Запишем слова в тетради и на доске. Как напишем слово «ключ»?

(Без ь знака, т.к. это существительное м.р., 2 скл., в слове ручей орфограммы нет).

-Предположим, что это многозначное слово – «ключ».Тогда сравним, как в толковом словаре объясняется значение этих слов.

-Посмотрите, у вас на парте «Страничка из словаря С. Ожегова».Прочитаем, как дано значение слова «ключ».

(Дети читают значения). -Видим, что значение этих слов дано в разных словарных статьях. Значит, слова «ключ» в значении ручей и ключ от двери- это не многозначное слово. -Почему же лексическое значение слов «ключ» в значении ручей и ключ от двери дано в разных словарных статьях?

(Значение этих слов совершенно разное).

-Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ОМОНИМАМИ. Учитель показывает на альбомном листе: ОМОНИМ – ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ «ОМОС», ЧТО ЗНАЧИТ ОДИНАКОВЫЙ, И «ОНИМА» - ИМЯ. -Обратимся к учебнику: §66, стр. 135. Чтение определения на стр.135 с примерами из словаря. (Демонстрация словаря омонимов с комментарием учителя). -Познакомимся с различными видами омонимов.

(На столах у каждого лежит схема, которую комментирует учитель).

ВИДЫ ОМОНИМОВ ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ (полные) различаются (различаются (различаются значением

различаются значением и значением и и грамматическими

значением. ударением). написанием) признаками).

Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),

родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием

почитать ребёнка) . пила (глаг.).

книгу.

Комментарии учителя: -Мы познакомились с омонимами, называются они полными, т.к. одинаковы по звучанию и по написанию. -Омографы – это частичные омонимы, греч. слово графо – пишу, вам известно по слову орфография. Их называют графическими омонимами. -Омофоны – это частичные омонимы, которые звучат одинаково , но пишутся по-разному. Их называют фонетическими омонимами. -Омоформы - это омонимичные формы, слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Их называют грамматическими омонимами.

5. Закрепление.

1). Выполнение упражнения по учебнику: -Обратимся к учебнику, найдём упр. 345 на стр. 135. Чтение задания упражнения учеником. -Прочитаем предложения под цифрой 1 . (Читает ученик). -Какие омонимы встретились? (Скосил). -Какие словосочетания с этими омонимами запишем?

Учитель записывает на доске:

Скосил траву, скосил глаза. -А дальше выполните самостоятельно в тетрадях. (Через 2-3 минуты учитель спрашивает 2-х учеников). Зачитываются предложения: Косяк лошадей, косяк двери.

Заплетала косу, точил косу, песчаную косу.

2). - Посмотрите на доску. Определите, какие два омонима «скрыты» в словах ? (устно): На доске: Простой, тушить, наряд, кружки, заяц. (Простой: 1).Несложный. 2).Простой механизм.

Тушить: 1).Тушить пожар. 2).Варить капусту.

Наряд: 1).Наряд девочки. 2).Наряд вне очереди.

Кружки: 1).Кружки из бумаги. 2).Кружки для чая.

Заяц: 1).Животное. 2).Безбилетный пассажир.). -Нет ли среди данных слов частичных омонимов? Посмотрите схему. (Кружки- омографы, простой- омоформы). 3). Проверочный срез. (На отдельных листочках). -Посмотрите, на доске стихотворение. Учитель выразительно читает: Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

-Выпишите из стихотворения на листки словосочетания с омонимами (полными) так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.

(Через 3-4 минуты учащиеся сдают листочки).

6. Итог. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово? 7. Домашнее задание: § 66, упр.336. -Выучите определение в учебнике, выполните упражнение по заданию учебника.

Оценки. -Урок окончен. Спасибо.

СХЕМА

ВИДЫ ОМОНИМОВ ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ (полные) различаются (различаются (различаются значением

различаются значением и значением и и грамматическими

значением. ударением). написанием) признаками). Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),

родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием

почитать ребёнка) . пила (глаг.).

книгу.

СТРАНИЧКА ИЗ СЛОВАРЯ С. И. ОЖЕГОВА 1

КЛЮЧ 1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.

Запереть на ключ.

2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, приведение в действие механизма.

Ключ для часов. Гаечный ключ.

3. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь.

Ключ к разгадке тайны.

4. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.

Музыкальный ключ.

5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения.

Под ключ (строить, сдать здание, сооружение, строение) - в полной готовности. Сдать дом под ключ.

2

КЛЮЧ

Вытекающий из земли источник, родник. В овраге бьют ключи.

www.birmaga.ru

Омонимы

Омонимы (от греч. homos - Одинаковый и греч. onyma - Имя) - это слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное значение. В народе омонимы часто не отличаются от омографов и омофонов.

Омонимы появляются вследствие:

  • звуковых изменений в слове в процессе развития языка;
  • смысловых изменений в слове в процессе развития языка;
  • случайного совпадения звучания слова родного языка и заимствованного из другого языка;
  • случайного совпадения звучания формы разных слов.

Различают омонимы:

  • полные (абсолютные) - омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, ключ (от замка) - ключ (источник), рукав (элемент одежды) - рукав (реки).
  • частичные - омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Так, слово кадры, значит состав работников, употребляется только во множественном, а слово кадры, значит отдельные сцены или эпизоды из кинофильма, снимки на кинопленке, является формой множественного числа существительного кадр.

Группы частичных омонимов

  • Омофоны (фонетические омонимы) - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (стать по три - потри; вверху - в горе).
  • Омографы (графические омонимы) - это слова, которые одинаково пишутся, но фонетически отличаются. В украинском языке они обычно отличаются только ударением (поезд - поезд; замок - замок, братья - братья).
  • Омоформ (грамматические омонимы) - это слова, звучание которых совпадает лишь в отдельных грамматических формах (положить в телегу - вез дрова; желтое поле - поле город).
  • Омоморфемы (омонимичных морфемы) - морфемы, совпадающие в написании и произношении, но имеют разные грамматические значения (чистый стал (ок) - стал, как вкопанный).

Внешне омонимия подобная полисемии (многозначности). Однако по своему содержанию и происхождению это разные явления.

Каждое переносное значение многозначного слова обязательно так или иначе связано с его первоначальным значением: очаг - 1) куча дров, что горит, 2) место, где раскладывали огонь, 3) своя дом, семья (в древности близкие люди собирались вокруг очага) 4) центр, сосредоточение чего-либо.

Омонимы семантической общности имеют: балл (оценка), бал (вечер с танцами), состояние (корпус человека), состояние (положение), состояние (стоянка), состояние (механизм, прокатный стан).

Лексические омонимы делятся на полные (абсолютные) и неполные (частичные).

Полные омонимы совпадают во всех грамматических формах:

  • Балка (деревянный или металлический брус), балка (овраг): оба существительные во всех падежах единственного и множественного числа имеют одинаковые формы.
  • Точить (делать острым), точить (цедить): оба глагола изменяются совершенно одинаково.
  • Моторный (быстрый), моторный (связанный с мотором): оба прилагательные одинаково изменяются по родам, падежам и числам.

Неполные омонимы совпадают только в части грамматических форм:

  • Барашки (молодые бараны) - имеет все формы единственного и множественного числа, барашки (пена на гребнях волн) - имеет только формы множественного числа.
  • Запад (одна из четырех сторон света) - имеет формы только единственного, мероприятие (действие для достижения какой-то цели), запад (спуск небесного светила за горизонт) - имеют и формы единственного и множественного числа.
  • Слить (вызвать злость), слить (полить): у них все другие формы различны, кроме форм прошедшего времени и сослагательного наклонения.

Неполными омонимами также совпадения отдельных форм разных частей речи: а) существительных и видименникових наречий: кружка (вокруг) и кружка (родительный падеж существительного кружок) стороной (не напрямую) и стороной ( творительный падеж существительного сторону) б) существительных и звукоподражательных выкриков: рип (скрип - скрип дверей) и рип (резкий звук от трения - двери рип) стук (удар - послышался стук) и стук (резкий звук удара - что-то в окно стук ) в) другие случайные совпадения: мать (родной человек) и мать (владеть чем-то), когда (в какое время) и когда (повелительное наклонение глагола колоть) им (первое лицо единственного числа настоящего времени глагола есть) и им (дательный падеж местоимения они).

В языке омонимы чаще появляются в результате заимствований. Есть два случая звуковых соответствий таких слов:

а) звуковой совпадение заимствованного слова с украинскими: ил (мелкие частицы в водоемах) и ил (название животного, заимствованная из латинского языка) клуб (масса шарообразной формы) и клуб (название организации, заимствована из английского), как (наречие) и как (название животного, заимствованная из тибетской)

б) звуковой совпадение разных заимствованных слов: гриф (мифическое существо, с греческого), гриф (часть струнного музыкального инструмента, с немецкого) и гриф (штемпель на документе, с французского) метр (мера длины, с греческого), метр (стихотворный размер, с греческого) и метр (учитель, с французского) кран (трубка с закривкою, с голландского) и кран (механизм для подъема грузов, с немецкого)

nado.znate.ru

Омонимия | Энциклопедия от А до Я вики

Омонимы лук и лук

Омонимы (от греч ὁμός одинаковый и ὄνομα имя) — слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение. Впервые термин омоним ввёл знаменитый греческий учёный Аристотель.

Содержание

[развернуть]

    Группы омонимовПравить

    Омонимы делятся на:

    • Настоящие омонимы — слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения
    • Омофоны — слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разные лексические значения
    • Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разные лексическое значения
    • Омоформы — слова с разным лексическим значением, совпадающие в определюнной форме

    Омонемия морфемПравить

    Помимо слов-омонимов существуют и морфемы-омонимы. Чаще всего такими морфемами оказываются корни и окончания.

    Примеры русских слов-омонимовПравить

    ОмонимыПравить

    • Лук в огороде и гибкий лук
    • Ключ от двери и ключ в лесу

    ОмофоныПравить

    • Плывёт плот [плот] и созрел плод [плот]
    • Ловкий кот [кот] и Сложный код [кот]
    • Ядовитый гриб [грип] и Эпидемия гриппа [грип]

    ОмографыПравить

    • Замок рыцаря и Замок от двери

    ОмоформыПравить

    • Прозрачное стекло и Стекло с крыши
    • В днище течь и Течь по камням

    Примеры английских слов-омонимовПравить

    ОмонимыПравить

    • the table on a wall (таблица на стене) и table in the room (стол в комнате)

    Омофоны Править

    • it's night [найт] (сейчас ночь) и knight [найт] is reading (рыцарь читает).

    Омоформы Править

    • here is water (там вода) и she water flowers (она поливает цветы)

    Примеры морфем-омонимовПравить

    ОмонимыПравить

    КорниПравить
    • Корень вод в слове вода и корень вод в слове водитель
    • Корень гор в слове гореть и корень гор в слове гора
    ФлексииПравить
    • Флексия а словах мн.ч. (дома) и Флексия а в словах Р.п. (рыбака)

    ОмофоныПравить

    ПрефиксыПравить
    • Префикс пре в слове преграда и префикс при в слове приближение

    ru.azenciclopedia.wikia.com

    Омонимы. познакомить учащихся с понятием омонимы

    Тема: Омонимы.

    Цель: познакомить учащихся с понятием омонимы. Задачи:

    1) научить отличать омонимы от многозначных слов, познакомить с понятиями: омофоны, омографы, омоформы ;

    2) формировать умения отличать омонимы от многозначных слов, узнавать их в тексте;

    3) развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать внимание к грамотной речи, к каждому слову.

    Оборудование:

    1). Записи на доске.

    2). Схема «Виды омонимов», страничка из словаря С.И. Ожегова.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово. Сообщение темы урока: -Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием омонимы. Цель урока-знать, что такое омонимы, научиться отличать омонимы от многозначных слов, ознакомиться с понятиями омофоны, омографы, омоформы.

    -А сейчас запишем в тетрадях дату и тему урока.

    3. Синтаксическая «пятиминутка». Повторение. -А сейчас небольшое задание на повторение. На доске записаны предложения. ( Учитель читает). Ваша задача- составить схемы этих предложений в тетрадях. Учитель читает выразительно (на доске) : 1). Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. 2). Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает. (Два ученика по очереди выходят: находят главные члены, строят схемы предложений). -Найдите в предложениях слова с переносным значением?

    2 2 1 1 1 2

    (Улыбнулись, растрепали, шёлковые косы, солнце мигает, иней сверкает, сонные берёзки)

    1 2

    -Определите, к какому виду тропов относятся эти слова: метафора, олицетворение, сравнение? 4. Объяснение нового материала: § 66, упр.336.

    -Послушайте стихотворение В.Лифшица. Подумайте, сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?

    Учитель читает выразительно: Шёл я с сумкой за плечом,

    Вижу: бьёт в овраге ключ.

    Наклонившись над ключом,

    Уронил я в воду ключ.

    Шарю я в ключе по дну,

    Над водою спину гну.

    Если ключ я не найду,

    Как домой я попаду?

    Беседа:

    -Сколько же предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?

    (Два предмета: ручей и ключи от дверей). -Одинаково ли пишутся разные по значению слова «ключ» из стихотворения Лифшица?

    (Одинаково).

    -Какой частью речи являются оба эти слова?

    (Имена существительные).

    -Запишем слова в тетради и на доске. Как напишем слово «ключ»?

    (Без ь знака, т.к. это существительное м.р., 2 скл., в слове ручей орфограммы нет).

    -Предположим, что это многозначное слово – «ключ».Тогда сравним, как в толковом словаре объясняется значение этих слов.

    -Посмотрите, у вас на парте «Страничка из словаря С. Ожегова».Прочитаем, как дано значение слова «ключ».

    (Дети читают значения). -Видим, что значение этих слов дано в разных словарных статьях. Значит, слова «ключ» в значении ручей и ключ от двери- это не многозначное слово. -Почему же лексическое значение слов «ключ» в значении ручей и ключ от двери дано в разных словарных статьях?

    (Значение этих слов совершенно разное).

    -Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ОМОНИМАМИ. Учитель показывает на альбомном листе: ОМОНИМ – ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ «ОМОС», ЧТО ЗНАЧИТ ОДИНАКОВЫЙ, И «ОНИМА» - ИМЯ. -Обратимся к учебнику: §66, стр. 135. Чтение определения на стр.135 с примерами из словаря. (Демонстрация словаря омонимов с комментарием учителя). -Познакомимся с различными видами омонимов.

    (На столах у каждого лежит схема, которую комментирует учитель).

    ВИДЫ ОМОНИМОВ ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ (полные) различаются (различаются (различаются значением

    различаются значением и значением и и грамматическими

    значением. ударением). написанием) признаками).

    Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),

    родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием

    почитать ребёнка) . пила (глаг.).

    книгу.

    Комментарии учителя: -Мы познакомились с омонимами, называются они полными, т.к. одинаковы по звучанию и по написанию. -Омографы – это частичные омонимы, греч. слово графо – пишу, вам известно по слову орфография. Их называют графическими омонимами. -Омофоны – это частичные омонимы, которые звучат одинаково , но пишутся по-разному. Их называют фонетическими омонимами. -Омоформы - это омонимичные формы, слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Их называют грамматическими омонимами.

    5. Закрепление.

    1). Выполнение упражнения по учебнику: -Обратимся к учебнику, найдём упр. 345 на стр. 135. Чтение задания упражнения учеником. -Прочитаем предложения под цифрой 1 . (Читает ученик). -Какие омонимы встретились? (Скосил). -Какие словосочетания с этими омонимами запишем?

    Учитель записывает на доске:

    Скосил траву, скосил глаза. -А дальше выполните самостоятельно в тетрадях. (Через 2-3 минуты учитель спрашивает 2-х учеников). Зачитываются предложения: Косяк лошадей, косяк двери.

    Заплетала косу, точил косу, песчаную косу.

    2). - Посмотрите на доску. Определите, какие два омонима «скрыты» в словах ? (устно): На доске: Простой, тушить, наряд, кружки, заяц. (Простой: 1).Несложный. 2).Простой механизм.

    Тушить: 1).Тушить пожар. 2).Варить капусту.

    Наряд: 1).Наряд девочки. 2).Наряд вне очереди.

    Кружки: 1).Кружки из бумаги. 2).Кружки для чая.

    Заяц: 1).Животное. 2).Безбилетный пассажир.). -Нет ли среди данных слов частичных омонимов? Посмотрите схему. (Кружки- омографы, простой- омоформы). 3). Проверочный срез. (На отдельных листочках). -Посмотрите, на доске стихотворение. Учитель выразительно читает: Смотрит зайка косой,

    Как девчонка с косой

    За речною косой

    Травы косит косой.

    -Выпишите из стихотворения на листки словосочетания с омонимами (полными) так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.

    (Через 3-4 минуты учащиеся сдают листочки).

    6. Итог. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово? 7. Домашнее задание: § 66, упр.336. -Выучите определение в учебнике, выполните упражнение по заданию учебника.

    Оценки. -Урок окончен. Спасибо.

    СХЕМА

    ВИДЫ ОМОНИМОВ ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ (полные) различаются (различаются (различаются значением

    различаются значением и значением и и грамматическими

    значением. ударением). написанием) признаками). Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),

    родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием

    почитать ребёнка) . пила (глаг.).

    книгу.

    СТРАНИЧКА ИЗ СЛОВАРЯ С. И. ОЖЕГОВА 1

    КЛЮЧ 1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.

    Запереть на ключ.

    2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, приведение в действие механизма.

    Ключ для часов. Гаечный ключ.

    3. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь.

    Ключ к разгадке тайны.

    4. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.

    Музыкальный ключ.

    5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения.

    Под ключ (строить, сдать здание, сооружение, строение) - в полной готовности. Сдать дом под ключ.

    2

    КЛЮЧ

    Вытекающий из земли источник, родник. В овраге бьют ключи.

    birmaga.ru

    Омонимы

    Тема: Омонимы.

    Цель: познакомить учащихся с понятием омонимы.

    Задачи:

    1) научить отличать омонимы от многозначных слов, познакомить с понятиями: омофоны, омографы, омоформы ;

    2) формировать умения отличать омонимы от многозначных слов, узнавать их в тексте;

    3) развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать внимание к грамотной речи, к каждому слову.

    Оборудование:

    1). Записи на доске.

    2). Схема «Виды омонимов», страничка из словаря С.И. Ожегова.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово. Сообщение темы урока:

    -Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием омонимы. Цель урока-знать, что такое омонимы, научиться отличать омонимы от многозначных слов, ознакомиться с понятиями омофоны, омографы, омоформы.

    -А сейчас запишем в тетрадях дату и тему урока.

    3. Синтаксическая «пятиминутка». Повторение.

    -А сейчас небольшое задание на повторение. На доске записаны предложения. ( Учитель читает). Ваша задача- составить схемы этих предложений в тетрадях.

    Учитель читает выразительно (на доске) :

    1). Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

    2). Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.

    (Два ученика по очереди выходят: находят главные члены, строят схемы предложений).

    -Найдите в предложениях слова с переносным значением?

    2 2 1 1 1 2

    (Улыбнулись, растрепали, шёлковые косы, солнце мигает, иней сверкает, сонные берёзки)

    1 2

    -Определите, к какому виду тропов относятся эти слова: метафора, олицетворение, сравнение?

    4. Объяснение нового материала: § 66, упр.336.

    -Послушайте стихотворение В.Лифшица. Подумайте, сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?

    Учитель читает выразительно:

    Шёл я с сумкой за плечом,

    Вижу: бьёт в овраге ключ.

    Наклонившись над ключом,

    Уронил я в воду ключ.

    Шарю я в ключе по дну,

    Над водою спину гну.

    Если ключ я не найду,

    Как домой я попаду?

    Беседа:

    -Сколько же предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?

    (Два предмета: ручей и ключи от дверей).

    -Одинаково ли пишутся разные по значению слова «ключ» из стихотворения Лифшица?

    (Одинаково).

    -Какой частью речи являются оба эти слова?

    (Имена существительные).

    -Запишем слова в тетради и на доске. Как напишем слово «ключ»?

    (Без ь знака, т.к. это существительное м.р., 2 скл., в слове ручей орфограммы нет).

    -Предположим, что это многозначное слово – «ключ».Тогда сравним, как в толковом словаре объясняется значение этих слов.

    -Посмотрите, у вас на парте «Страничка из словаря С. Ожегова».Прочитаем, как дано значение слова «ключ».

    (Дети читают значения).

    -Видим, что значение этих слов дано в разных словарных статьях. Значит, слова «ключ» в значении ручей и ключ от двери- это не многозначное слово.

    -Почему же лексическое значение слов «ключ» в значении ручей и ключ от двери дано в разных словарных статьях?

    (Значение этих слов совершенно разное).

    -Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ОМОНИМАМИ.

    Учитель показывает на альбомном листе:

    ОМОНИМ – ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ «ОМОС», ЧТО ЗНАЧИТ ОДИНАКОВЫЙ, И «ОНИМА» - ИМЯ.

    -Обратимся к учебнику: §66, стр. 135.

    Чтение определения на стр.135 с примерами из словаря.

    (Демонстрация словаря омонимов с комментарием учителя).

    -Познакомимся с различными видами омонимов.

    (На столах у каждого лежит схема, которую комментирует учитель).

    ВИДЫ ОМОНИМОВ

    ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ

    (полные) различаются (различаются (различаются значением

    различаются значением и значением и и грамматическими

    значением. ударением). написанием) признаками).

    Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),

    родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием

    почитать ребёнка) . пила (глаг.).

    книгу.

    Комментарии учителя:

    -Мы познакомились с омонимами, называются они полными, т.к. одинаковы по звучанию и по написанию.

    -Омографы – это частичные омонимы, греч. слово графо – пишу, вам известно по слову орфография. Их называют графическими омонимами.

    -Омофоны – это частичные омонимы, которые звучат одинаково , но пишутся по-разному. Их называют фонетическими омонимами.

    -Омоформы - это омонимичные формы, слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Их называют грамматическими омонимами.

    5. Закрепление.

    1). Выполнение упражнения по учебнику:

    -Обратимся к учебнику, найдём упр. 345 на стр. 135.

    Чтение задания упражнения учеником.

    -Прочитаем предложения под цифрой 1 . (Читает ученик).

    -Какие омонимы встретились? (Скосил).

    -Какие словосочетания с этими омонимами запишем?

    Учитель записывает на доске:

    Скосил траву, скосил глаза.

    -А дальше выполните самостоятельно в тетрадях.

    (Через 2-3 минуты учитель спрашивает 2-х учеников).

    Зачитываются предложения:

    Косяк лошадей, косяк двери.

    Заплетала косу, точил косу, песчаную косу.

    2). - Посмотрите на доску. Определите, какие два омонима «скрыты» в словах ? (устно):

    На доске:

    Простой, тушить, наряд, кружки, заяц.

    (Простой: 1).Несложный. 2).Простой механизм.

    Тушить: 1).Тушить пожар. 2).Варить капусту.

    Наряд: 1).Наряд девочки. 2).Наряд вне очереди.

    Кружки: 1).Кружки из бумаги. 2).Кружки для чая.

    Заяц: 1).Животное. 2).Безбилетный пассажир.).

    -Нет ли среди данных слов частичных омонимов? Посмотрите схему.

    (Кружки- омографы, простой- омоформы).

    3). Проверочный срез. (На отдельных листочках).

    -Посмотрите, на доске стихотворение. Учитель выразительно читает:

    Смотрит зайка косой,

    Как девчонка с косой

    За речною косой

    Травы косит косой.

    -Выпишите из стихотворения на листки словосочетания с омонимами (полными) так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.

    (Через 3-4 минуты учащиеся сдают листочки).

    6. Итог.

    -Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    -Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово?

    7. Домашнее задание: § 66, упр.336.

    -Выучите определение в учебнике, выполните упражнение по заданию учебника.

    Оценки.

    -Урок окончен. Спасибо.

    СХЕМА

    ВИДЫ ОМОНИМОВ

    ОМОНИМЫ ОМОГРАФЫ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ

    (полные) различаются (различаются (различаются значением

    различаются значением и значением и и грамматическими

    значением. ударением). написанием) признаками).

    Почитать Географический Полоскать бельё, Острая пила (сущ.),

    родителей, атлас, яркий атлас. поласкать с удовольствием

    почитать ребёнка) . пила (глаг.).

    книгу.

    СТРАНИЧКА ИЗ СЛОВАРЯ С. И. ОЖЕГОВА

    1

    КЛЮЧ

    1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.

    Запереть на ключ.

    2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, приведение в действие механизма.

    Ключ для часов. Гаечный ключ.

    3. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь.

    Ключ к разгадке тайны.

    4. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.

    Музыкальный ключ.

    5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения.

    Под ключ (строить, сдать здание, сооружение, строение) - в полной готовности. Сдать дом под ключ.

    2

    КЛЮЧ

    Вытекающий из земли источник, родник.

    В овраге бьют ключи.

    kzdocs.docdat.com