Список литературы необходимый для подготовки к ЕГЭ по литературе*. Литература с нуля


Экспресс-подготовка к ЕГЭ по литературе за 3 месяца для самых ленивых

Скоро состоятся первые экзамены: география и.. то, ради чего вы все здесь собрались, – литература! Сейчас я поделюсь с вами всеми мыслями и материалами, которые помогут вам подготовиться за оставшееся время. Кто еще сомневается, что не сможет сдать на хорошие баллы? Подняли свои клювы и приоткрыли их, чтобы внимательно начать поглощать представленную ниже информацию.

 

0. Вступление

Вспомню и перескажу для начала вам свою историю. Так вот, в 2011 году мне предстояло сдавать экзамены. Я жутко ленился, впрочем, как и многие из вас, никаких репетиторов у меня не было и сайта 5литра.ру, разумеется, тоже не было.

Время от времени заглядывал в книжечки, с тоской пролистывал их. Но тут, примерно в марте, когда уже за окном действительно можно было наблюдать весеннюю погоду, с нами провела вразумительную беседу директор школы. Сказать, что она нас сильно разозлила, заразила трудом – это, значит, не сказать ничего. Речь, которая прозвучала из ее уст, не была какой-то особенной или слишком строгой – нет, она просто дала понять нам со всей серьезностью, что наше привычное «авось» в данном случае с вероятностью близкой к 100% здесь не прокатит. Разумеется, почти в каждом из нас появился тот самый страх – страх, который движет нами, тот подсознательный процесс, заставляющий выводить из режима сна наши ресурсы. И мы взялись за работу.

Я бы с большой радостью попробовал выступить перед вами с подобными словами, потому что устная речь все же имеет значительно больший эффект, но я постараюсь компенсировать недостатки письменной речи тем, что дам вам рецепт, который внесет в ваш небольшой хаос, немного светлых и свободных зон.

1. Расставляем приоритеты и все точки над i

Итак, осталось 3 месяца на подготовку. Если у вас действительно всё плохо с литературой или вы считаете, что знаний не хватит, чтобы справиться с экзаменом хотя бы на 60 баллов, то в первую очередь настоятельно рекомендую переосмыслить вашу текущую подготовку. Определитесь четко с набором экзаменов. Готовьтесь по тем трём ключевым, которые вам необходимы. Если вы рассматриваете какие-то иные варианты поступления, где нужны другие экзамены, то вам надо сбавить обороты по всем фронтам, кроме ключевого. Если вы рассматриваете литературу как ключевой экзамен, то и уделите ей большую часть своего оставшегося времени. Я в своё время сдавал 5 экзаменов, кроме математики и русского языка у меня была литература, английский и информатика. Примерно перед Новым годом я определился с тем, куда буду поступать, поэтому сосредоточился на работе с русским языком и литературой. По остальным экзаменам были лишь точечные занятия, не более.

Избавьтесь от всего ненужного, сосредоточьте своё внимание на чем-то одном и действуйте.

2. Распределяем время. Контролируем себя

В последнее время через мои руки прошло немало книг по тайм-менеджменту, саморазвитию и мотивации. Чтобы начать успевать делать большее за это же время, вам в первую очередь необходимо начать с контроля времени.

Заведите 2 блокнота:

В рамках короткой статьи все эти процессы и советы описывать придётся долго, поэтому обратитесь к хорошим первоисточникам: Яна Франк «Муза и чудовище» (тайм-менеджмент), Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».

Нам свойственно откладывать всё на последний день, а потом в ужасе и панике пытаться в аврале освоить какой-то материал, написать или сделать что-либо. Не загоняйте себя в угол. Хотя бы кратко ознакомьтесь с предложенными книгами (дурного я вам не посоветую).

3. Упрощаем и сокращаем = оптимизируем

Не так давно я публиковал список произведений, которые должны быть прочитаны в первую очередь. С учетом всех ужимок и сокращений я постарался составить такой список текстов, который в первую очередь должен вам будет помочь в написании части С (чтоб была база тем для сопоставления). Большая часть произведений, которые не попали в список, были написаны в XX веке. В экзамене по литературе ХХ век представлен не так сильно. В частности, литература этого периода в С5 представлена сочинением по выбору – С5.3.

Итак, список литературы(оптимизированный).

Что делать, если я всё равно не успеваю прочесть даже это? Или что делать, если я читал эти произведения достаточно давно и многое забылось?

В таком случае рекомендую прибегнуть к такой схеме «восстановления» текста:

1. Читаем биографию писателя (пытаемся понять, найти причины, которые побудили к написанию произведения). Это нужно для того, чтобы вы могли вжиться в исторический контекст. Понять откуда писатель брал материал для произведения. Настоятельно рекомендую хорошо поработать над этим моментом.

2. Анализ произведения – выискиваем поднятые темы, проблемы, узнаем информацию о героях.

3. Открываем учебники Б. Бугрова, М. Голубкова «Русская литература XIX-XX века в 2 томах». Вдумчиво, не торопясь, читаем текст.

4. Краткие содержания – изучив детально исторический контекст, темы, проблемы, художественные образы, только сейчас можно приступить к сюжетной части произведения. Если вы пойдете наоборот, то велика вероятность того, что ранее прочитанный вами сжатый сюжет вовсе не отложится в памяти.

4. Часть В, теория

Не надо вам скачивать большие объёмы теоретических статей, не надо заходить на отдельные сайты по теории литературы. Просто решайте на сайте тесты. Каждый день в течение оставшегося времени прорешивайте хотя бы по одному тесту.

В конце статьи еще будут советы по изучению теории.

Теории, которая представлена в ЕГЭ по литературе, немного. У вас быстро отложатся в голове формулировки вопросов. Никаких трудностей здесь не должно возникнуть. Если они и будут, то вся необходимая теория в удобной и доступной форме представлена на сайте – можете к ней обращаться.

5. Часть С: С1-С4

Ничто не вызывает такой ужас и страх, как работа над частью С. Сейчас я вновь озвучу ключевые моменты, которым рекомендую следовать при написании.

1. Приступайте к написанию не сразу, а спустя небольшое время после того, как вы прочли произведение (нужно «переварить» произведение). Затем откройте список вопросов. Выберите самый простой.

2. В С1 и С3 необходимо отвечать сразу же на поставленный вопрос. Например, нам дан вопрос по отрывку из Н.В. Гоголя «Ревизор»: Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы? Прямо и отвечаем, перефразировав вопрос: «Приведенная сцена играет ключевую роль в развитии сюжета пьесы, потому что.. во-первых,..» и т.д. Несмотря на то, что я всегда рекомендую в первую очередь следить за тем, чтобы не скатываться на общую проблематику произведения, данный вопрос подразумевает заглянуть вперед, то есть выйти за рамки только данного фрагмента. Поэтому внимательно читайте формулировки вопросов. Выделяйте ключевые слова, они обязательно должны прозвучать в вашем ответе.

3. В С2 и С4 начинать свой ответ необходимо схожим образом. Но только здесь нам нужно вспомнить, в каких еще произведениях нашла своё отражения указанная тема или проблема. Укажите не только авторов и названия произведения, но и напишите, что роднит их между собой.

4. Про 5-10 предложений всё-таки не так просто написали, хотя и идут с пометкой: «указание на объем условно». Завершите ответ одним небольшим предложение: короткий итог сказанному.

По лирике есть несколько хороших таблиц. Они облегчат вашу жизнь:

1. Характерные черты в творчестве поэтов (С4).

2. Сопоставление лирических тем в С4.

Если у вас существуют проблемы с пониманием лирического произведения, воспользуйтесь методикой построчного пересказа.

Надо ли учить стихи?

Тут всё зависит, разумеется, от того, на какие баллы вы в итоге рассчитываете. Если ориентируетесь на 50-60 баллов – можно сильно не усердствовать. Хотя бы помнить по несколько строк из стихотворения. Если нацелены на результат от 70 и выше баллов, то следует учить. Почему? Потому что ничто так не помогает в анализе лирического произведения, как познание его содержания. Прочитав один раз стихотворение, вы с большой вероятностью его не поймете. А задания С3, С4 призваны проверить, насколько вы понимаете затронутые темы, идеи, ключевые образы. Ничто так ярко не подтверждает ваше суждение, как короткая, ёмкая цитата.

На экзамене вы будете ограничены временем. Долго думать у вас не получится.

Всё-таки главное не выучить стихотворение, а понять его. Зри в корень.

6. Часть С – С5

Уже столько материалов написано на тему, как писать сочинение, но стоны всё равно продолжаются.

В одном из своих последних материалов я достаточно подробно разобрал технологию написания части С5: «Простой рецепт: как укладываться в необходимый объем (200 слов)».

Но существует еще одна проблема, которой ранее я не касался: «Цитаты в сочинении. Как их запомнить?»

Для начала обратимся к критериям. Внимательно перечитаем тот пункт, по которому проверяется привлечение текста произведения:

3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

2

в) текст привлекается только как пересказ изображенного

1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

Тут есть 2 пути:

1. Мы заходим, например, на Викицитатник или на сайт «Эпиграфы.ру». Покупаем картон (плотная бумага). Режем квадратики размером 5х5 или 6х6 (зависит от вашего почерка). Затем пишем на квадратике цитату, автора, название произведения, если цитата принадлежит литературному герою – укажите его имя. Создайте не менее 10 карточек к произведению. Цитаты должны быть яркие, короткие. Признак хорошей цитаты: прочитав ее, сразу вспоминаешь откуда она и кто ее автор. Каждый день, отправляясь куда-либо, берите часть карточек с собой: сегодня карточки по одному произведению, завтра следующие и т.д. Повторяйте содержимое карточек в любую свободную минуту.

2. Но есть и второй путь. Он для тех, кто не привык ставить перед собой большие задачи: ничего не делать. Да, вы не ослышались. Если держать в уме, что вы всё-таки помните сюжет произведений, то вы сможете хотя бы немного привлечь текст с помощью пересказа. Но всё должно быть в разумных пределах. Правда, по критерию «Обоснованность привлечения текста произведения» вы можете рассчитывать максимум на 1 балл.

ВАЖНО:

Выдержка из Спецификации (официальная документация к ЕГЭ по литературе): «Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям ХХ в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению».

То есть, вам следует отрабатывать произведения какого-то одного временного промежутка. И делать карточки с цитатами по тем произведениям, которые туда попадают. Логично? Думаю, да.

Хорошо, но с чего мне начать?

Итак, впереди почти 90 дней – этого времени вполне достаточно для того, чтобы успешно подготовиться и сдать минимум на 60-70 баллов.

1. Скачайте и распечатайте в 2 экземплярах сокращенный список литературы. Считаем количество произведений, которые не прочитаны вообще – выделяем их красным цветом. Приступите к их прочтению в первую очередь. Произведения, которые были прочитаны, но прочитаны достаточно давно и вы чувствуете, что плохо их помните – выделите желтым цветом. На втором листе с произведениями выделяйте по ходу вашей подготовки «восстановленные» и только что прочитанные произведения зеленым маркером. Так вы наглядно будете видеть ваш процесс подготовки. Информация о том, каким образом «восстанавливать» произведения дана выше. За 90 дней ваш лист должен стать полностью зеленым.

2. Каждый день решаем по 1 тесту до тех пор, пока не убедитесь в знании теории. В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест – сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в тест.

Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Освежите.

3. Делаем карточки с цитатами. Носим их с собой. Учим везде: в дороге, в столовой, в кровати и т.д.

4. Учим стихи. В предложенном сокращенном списке все стихи можно не учить. У каждого автора выберите хотя бы по 2-3 стихотворения. Что-то вы учили ранее, поэтому просто повторите их. Таким образом, у вас получится примерно 30 стихотворений. Год назад, когда проходил в университете курс литературы второй половины XIX века, выучил за 2 месяца без каких-либо проблем 30 стихотворений. Учил в свое удовольствие, целенаправленно не выделял отдельные часы, а просто повторял их в свободное время.

5. «График 3 на 1». У всех вас получился «разного цвета» список литературы, поэтому давать рекомендацию, сколько отводить времени на каждодневное чтение я не могу. Но чтобы не переутомлять себя, предлагаю следующее: 3 дня занимаетесь по 2-2,5 часа в сутки, на 4й день отдыхаете от литературы вообще (даже от карточек, но стихи можете повторять).

6. Так как перед вами стоят 2 наиболее важные задачи – прочитать произведения и наработать навык написания части С, поэтому и сделайте на это основной упор. Заведите, если еще этого не сделали, тетрадь для сочинений. Пишите часть С в указанные трехдневные циклы хотя бы по 30 минут в день (минимум). На сочинение С5, конечно, будет уходить больше времени, но за 90 дней поставьте себе цель написать САМОСТОЯТЕЛЬНО минимум 10 сочинений. Отправляться на экзамен с непрочитанными произведениями – большой риск, поэтому сведите свои риски к минимуму.

Загляните в «Методические рекомендации по части С».

Вместо заключения. Призыв к действию

Глубоко вдохните и выдохните. Теперь главное – начать, сделать первый шаг. А потом пойдет практически само собой. Вам только нужно заставить себя перебороть свой страх, сомнения и неуверенность и, сделав несколько шагов по горячим углям, оказаться в конце дымящейся дорожки.

Понятно, что решение за вами. Можете не готовиться, сдать и жить себе дальше, терзаясь потом сожалениями о том, какой интересной и замечательной могла бы быть ваша жизнь.

Столкнувшись с какой-то особенно трудной, устрашающей задачей, я задаю себе вопрос: «Что станет возможным, если я это сделаю?» А если говорить конкретно о нашей ситуации, какие вузы откроются перед нами, имея желаемое количество баллов?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно всего лишь сделать первый шаг. Остальное уже сейчас прекрасно дорисует ваше воображение.

Появилась ли сейчас представление о том, что необходимо делать и как готовиться?

Ваше настольное пособие

Специально для тех, кто предпочитает печатное слово, я разработал методичку, в которой собрал все необходимые материалы для работы над частью С. Туда вошла и эта статья.

Скачать методичку.

Григорий Харин

5litra.ru

Подготовка к ЕГЭ по литературе онлайн » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

Здравствуй, уважаемый посетитель нашего сайта. Вы находитесь на странице, на которой представлены ссылки, ведущие на материалы подготовки к ЕГЭ по литературе онлайн. А что делать, если я только что определился с тем, что буду сдавать ЕГЭ по литературе? С чего мне начать? Для этого мы написали Вам основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе, основные этапы - в экстренных случаях, когда до экзамена остается не так много времени, а если у вас его еще хватает, то тогда предлагаем вам детальный план подготовки на протяжении учебного года.

Что мы для Вас предлагаем:

1. Вся необходимая теория литературы (теория изложена самым наглядным способом: таблицами и схемами, так что изучение литературы пройдет гораздо интереснее, а ранее плохо запоминающиеся термины и понятия запомнятся вам быстрее).

2. Словарь литературных терминов (он включает в себя все самые распространенные термины теории литературы).

Все необходимые литературные термины в формате .doc

3. Биографии писателей (биографии писателей для подготовки к ЕГЭ по литературе знать просто обязательно, так как в заданиях части С, где необходим анализ литературного произведения, зачастую нужно использовать и факты биографии того или иного писателя, чтобы как можно глубже раскрыть тему и идею)

4. Тесты ЕГЭ по литературе онлайн (мы также предоставляем Вам уникальную возможность прорешать большое количество онлайн тестов прямо на сайте, всё это бесплатно. По зарегистрированным пользователям ведется детальная статистика, поэтому просим пройти быструю регистрацию. В случае споров и вопросов можно быстро решить любой вопрос.).

5. Сочинения С5 на отлично. Дабы не смущать вас нашими сочинениями по литературе, они, несомненно, хороши, но мы подобрали для вас сочинения С5, написанные непосредственно по критериям. Представленные сочинения оценены максимальным количеством баллов!

6. Анализ сочинений С5 с комментарием экзаменатора, подробный анализ работ, взятых с ЕГЭ по литературе. Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.

7. Библиотека (которая включает в себя все необходимые произведения с краткими комментариями непосредственно о произведении, героях, затронутых темах и другую полезную информацию)

8. Цитаты из книг (зачем они? Да все просто, времени на то, чтобы заново прочитать какое-либо произведение зачастую не хватает, поэтому, прочитав подборку цитат к произведению, Вы сможете закрыть некоторые свои пробелы по тому или иному произведению. Но мы Вам все-таки рекомендуем прочитывать все произведения полностью.)

9. Задания части С и В, которые разбиты по авторам.

10. Полезные сайты мы всегда рады сотрудничеству. Если вы хотите обменяться ссылками, то пишите сюда [email protected]

11. Книги для подготовки к ЕГЭ по литературе (Купить на OZON.ru)

От автора.

Все материалы публиковались с одной лишь целью: помочь выпускникам сдать ЕГЭ по литературе как можно лучше, а может и на все 100 баллов. Мы даем Вам эту возможность, и очень надеемся, что этой возможностью вы воспользуетесь сполна. Так что, не теряйте время, а готовьтесь уже сейчас.

Мы люди, поэтому нам свойственно совершать ошибки, и мы в этом плане не исключение. Просим Вас, дорогие друзья, сообщать нам о замеченных ошибках как можно скорее.

Все советы, отзывы, пожелания и рекомендации высказывайте на странице для отзывов.

5litra.ru

Подготовка к ЕГЭ по литературе: с чего начать?

Литература не случайно считается одним из самых сложных предметов для сдачи в форме ЕГЭ. Выпускнику, планирующему сдавать этот экзамен, предстоит работа с довольно большим объёмом информации.

Во-первых, придётся перечитать (а кому-то – прочитать впервые) прозаические и стихотворные произведения, включённые в кодификатор. Во-вторых, необходимо хорошо усвоить сведения по теории литературы. В-третьих – нужно научиться писать сочинения, которых на ЕГЭ по литературе будет целых пять: четыре «маленьких»  (5-10 предложений) письменных ответа на вопросы по фрагментам произведений и одно «большое» сочинение на литературную тему (не менее 200 слов). Кроме того, желательно в процессе подготовки к экзамену выполнить как можно больше тестовых заданий, подобных тем, которые будут предложены на экзамене.

Как показала практика, успешно сдают ЕГЭ по литературе те выпускники, которые много занимались самостоятельно. Каким бы опытным ни был ваш учитель литературы или репетитор, тексты произведений он за вас не прочитает и свою светлую голову вам не отдаст. А значит, не обойтись без самостоятельных занятий. С чего начать? Прежде всего, запаситесь терпением, настойчивостью, а главное – книгами и учебниками.

Пособия для подготовки к ЕГЭ по литературе

Несмотря на обилие пёстрых обложек и многообещающих заголовков, качественных пособий для подготовки к ЕГЭ по литературе не так уж и много.

Рекомендуем проверенные временем пособия Е.Л. Ерохиной. Оптимальный вариант – сборник тематических тестовых заданий. Заказать его можно, к примеру, здесь: http://topbooks.com.ua/egje-2015—literatura—tematicheskie-testovye-zadanija.htm. Автором разработана уникальная и, как оказалось, эффективная методика повторения теоретико-литературного  материала. Книга поможет вам спланировать самостоятельные занятия и подготовиться к экзамену по литературе даже в сжатые сроки.

Ещё одно полезное и достаточно качественное пособие – книга Е.В. Михайловой под названием «ЕГЭ 2015. Литература. Сдаём без проблем!» Это своеобразный учебник для подготовки к ЕГЭ по литературе, включающий тематические тесты, авторские задания тренировочного характера и необходимый теоретический материал. Заказать пособие рекомендуем здесь: http://topbooks.com.ua/egje-2015—literatura—sdaem-bez-problem.htm. Книга, судя по отзывам выпускников прошлых лет, вполне оправдывает своё оптимистичное название.

Подготовка к ЕГЭ по литературе – тот случай, когда нужно периодически возвращаться к тому, что отработано на предыдущих занятиях. Термины, факты, имена литературных героев и даже названия произведений нередко стираются из памяти выпускников уже через несколько недель, а то и дней после изучения. Советуем делать пометки и краткие записи-комментарии прямо в пособии и время от времени перечитывать их. Понятно, что книги в электронном формате для таких целей почти непригодны, поэтому лучше пользоваться бумажными версиями пособий.

Как самостоятельно готовиться к ЕГЭ по литературе?

ЕГЭ по литературе – экзамен, включающий несколько аспектов, и при подготовке к нему желательно не упустить ничего. Составьте чёткий план самостоятельных занятий. Направления работы должны быть такими:

Чтение текстов художественных произведений. Список книг, рекомендованных к прочтению, представлен в кодификаторе, который скачивается вместе с демоверсией ЕГЭ по литературе на сайте ФИПИ. Читайте внимательно, вдумчиво, размышляйте над прочитанным. Заведите читательский дневник и записывайте туда наиболее важные цитаты, имена героев произведения и пр.

Изучение теоретико-литературных понятий. Их список найдёте в том же кодификаторе, а токование – в пособии Е.Л. Ерохиной или Е.В. Михайловой. Старайтесь понять и осмыслить термины, запомнить не только их определения, но и примеры использования.

Выполнение тренировочных тестовых заданий. В процессе подготовки к ЕГЭ по литературе желательно проработать как можно больше тестов – из различных пособий, сборников, открытого банка заданий ЕГЭ по литературе на сайте ФИПИ. Обязательно сверяйтесь с ответами, анализируйте допущенные ошибки.

Обучение написанию сочинений (в соответствии с требованиями к развёрнутым ответам на ЕГЭ по литературе). С тремя предыдущими пунктами вы вполне справитесь самостоятельно, а вот учиться писать сочинения лучше под руководством учителя или репетитора. Если помощи педагога нет, внимательно изучите критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (они изложены в демонстрационном варианте ЕГЭ) и старайтесь писать свои сочинения в строгом с этими требованиями.

И в заключение – главное: настройтесь на успех, не опускайте руки и не паникуйте, если какая-то тема даётся слишком трудно. Регулярные занятия рано или поздно дадут хороший результат, и вы окажетесь в числе тех, кто сдал ЕГЭ по литературе успешно.

Читайте на сайте: 

Как подготовиться к ЕГЭ с нуля?

Сочинения выпускников в формате ЕГЭ

bacenko.ru

Как сдать ЕГЭ по литературе, если ничего не читала

16 апреля 2017

Маша Сергеева

Студентка факультета журналистики Маша Сергеева дает ценные советы, проверенные на собственном опыте.

ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий. 

Приложить усилия, конечно, придется, но можно и схитрить:

  1. Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
  2. Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
  3. Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
  4. Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
  5. Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
  6. Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть фильмы, снятые по классике. Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.

Лайфхаки от студентов журфака:

«Я сдал ЕГЭ на 85 баллов, занимаясь всего два месяца. Главный секрет в изучении структуры.

Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.

Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.

«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.

«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы. Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее. За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела» – Аня.

«Я считаю, что мой успех заключается в "репетициях". Нередко непривычные условия вгоняют человека в ступор.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ дома за чашкой чая и сдача экзамена в нервной обстановке среди посторонних людей очень отличаются. Поэтому попробуй хотя бы несколько раз написать тренировочные задания в неудобной обстановке, засекая время.

Для кого-то это может быть шумное кафе, а для кого-то даже метро» – Даша.

«Готовясь к ЕГЭ за короткий срок, увы, информация укладывается хуже, не так размеренно. Поэтому моей проблемой стало то, что имена и фамилии всех героев перемешались в кучу. Во время экзамена я не могла вспомнить даже свою... Так что я настоятельно рекомендую еженедельно проговаривать имена главных героев из каждого произведения, чтобы точно не забыть и не перепутать» – Таня.

Вот видишь, это реально! Только теперь нельзя терять ни дня, возьмись за учебу сегодня, и все обязательно получится. При правильном планировании времени процесс подготовки превратится в удовольствие. Удачи!

Поделись с друзьями:

www.ellegirl.ru

Личный опыт как сдать ЕГЭ по литературе на 90

Пришло время готовиться к ЕГЭ по литературе. Выпускницы-2017 дали большое количество советов по подготовке. Если последовать им, удастся сдать на высокий балл экзамен и поступить туда, куда хотите.

В ТЕСТЕ ПОПАЛСЯ ВОПРОС, КОТОРОГО Я ВООБЩЕ НИКОГДА И НИГДЕ НЕ ВСТРЕЧАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ

Юлия Бакланова, 91 балл

У меня были дополнительные занятия, которые, в основном, состояли из проверки ранее написанных работ: я и еще парочка человек вслух читали свои сочинения, а затем мы разбирали с учительницей наши ошибки. Таким образом, мы набивали руку, заполняли наши папки готовыми работами (чтобы возвращаться к ним и перечитывать), выделяли лучшие черты и идеи, а также учились находить ошибки у себя и других. Еще я пошла на курсы по литературе. Они были лекционными. Мы заново проходили всю программу (помните «Слово о полку Игореве»?), составляли конспекты по произведениям и их авторам. Основными плюсами подготовительных курсов (не считая самого процесса) я могу назвать общение с единомышленниками (это очень сильно раскрепощает и, если честно, повышает уровень работ, так как ты регулярно находишься в группе знающих людей) и новый взгляд на литературу. Я искренне не терпела Гоголя, но после лекции по нему даже полюбила. И, конечно, не обошлось без самоподготовки: анализ произведений, решение тестов, написание сочинений. Прочитав (или НЕ прочитав) произведение, я начинаю составлять вспомогательные заметки по нему: автор, годы написания, сюжет, герои, важные детали, цитаты.

Всю работу я писала в напряжении (даже плакала от страха). В тесте попался вопрос, которого я ВООБЩЕ НИКОГДА И НИГДЕ не встречала при подготовке, 9 задание попалось неприятное (что уж говорить о 17). Поэтическая часть была для меня самой легкой и быстрой.

Я не советую покупать множество пособий, так как они могут пылиться без дела у вас на полке. Выберете себе подходящий справочник и сборник заданий — уже отличный набор.

Не любите «Кому на Руси жить хорошо»? Все равно готовьтесь тщательно и к этому произведению. Не любите «Мертвые души»? Все равно готовьтесь тщательно и к этому произведению. Не любите «Тихий Дон»? Стоит ли повторять? Все то же самое. Не пишите маленькие сочинения на черновиках, их нужно сразу в чистовик. Иначе вы потратите время, которое могли бы уделить большому сочинению. Запоминайте детали и цитаты. Учитесь рассуждать. Любите «лить воду»? Делайте это максимально аккуратно, не отходя от темы. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ФОРМУЛИРОВКУ ЗАДАНИЙ. ПЕРЕЧИТАЙТЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ. В большинстве случаев ошибки появляются из-за невнимательности. Перед тем, как сдать работу, посидите спокойно минуту, освободите голову от размышлений. Минута прошла? Проверьте на свежую голову работу, вероятно, вы найдете ошибки, которые ранее не заметили.

УЧАСТВУЙТЕ В ПРОФИЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ 

Александра Шеляхина, 96 баллов

Первым делом я открыла кодификатор и полностью изучила его. Следует распечатать его и выделить для себя то, что уже прочитано и изучено, что забыто и то, что вы видите впервые. Все лето перед десятым классом я настраивала себя на подготовку, составляла примерные планы работы и читала тексты людей, которые уже успешно сдали этот экзамен. Весь десятый класс я посещала уроки литературы в школе (их у меня было 5 в неделю, поскольку мой класс был гуманитарным) и в полном объеме выполняла домашнее задание: читала оригиналы текстов, писала сочинения, учила стихи. Именно тогда я познакомилась с произведениями Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, Ф.М.Достоевского, И.А. Гончарова. Такие произведения как «Война и мир», «Преступление и наказание», «Гроза», «Бесприданница», «Дама с собачкой» заставили меня полюбить литературу всей душой. Тогда я научилась обращать внимание на детали в произведениях, знания которых необходимы школьникам, выбравшим к сдаче ЕГЭ по литературе.  Отсюда вытекает второй совет: полюбите литературу всей душой.  С каждым днем становилось все страшнее: времени мало, а материал, который нужно пройти, почти не уменьшился. И отсюда вытекает третий «лайфхак»: ничего не бойтесь, не сомневайтесь в себе, верьте в свои силы и идите до победного конца.  Вплоть до мая 10 класса я занималась сама по учебникам. Ко всему этому я читала сочинения других выпускников на сайтах и каждую неделю решала минимум по три теста. В мае 10 класса я начала ходить к репетитору по литературе, который оказал на меня огромное влияние в подготовке. С учительницей я занималась раз в неделю по полтора часа и всегда выполняла гораздо больше, чем она задавала. Мне говорили: напиши 2 мини-сочинения, а на следующий урок я приносила 5 таких сочинений и еще 2 больших.

Тогда я продолжила изучать кодификатор, конспектировать основные моменты, выписывать имена главных, второстепенных и внесценических героев из каждого произведения, составляла тематическую таблицу по стихотворениям всех поэтов, данных в кодификаторе, делала карточки с цитатами.

Утром я с легкостью поднялась с кровати, быстро собралась и продолжила повторять. То же самое я делала и в школе, пока ждала нашего выхода к ППЭ, где должен был проходить экзамен. Все преподаватели говорили мне, что это бесполезно, все равно ничего не запомню, только запутаюсь, однако я продолжала читать цитаты, повторять основных имена героев и анализы произведений. Когда я дрожащими руками открыла тексты своих работ, то обнаружила вопросы именно по тем произведениям, которые я повторила буквально за час до входа в аудиторию. Но здесь меня ожидал неприятный сюрприз: формулировка 9, 16,17 вопросов значительно отличалась от тех, которые я встречала в пробных вариантах. Тогда, оглядев всех, кто присутствовал в аудитории, я поняла, что не только меня привели в испуг тексты заданий. Вопросы были другими, но пришлось подстраиваться под них. Будьте уверены в своих силах, не бойтесь трудностей и не жалейте своего времени на подготовку. Постарайтесь успокоиться в аудитории, не смотрите на других и четко следите за временем.  В первую очередь, выучите все термины, они пригодятся вам.  Делайте шпаргалки – это поможет вам закрепить изученный материал. Однако не стоит их брать на сам экзамен, поскольку времени у вас будет и так мало. Во время изготовления «шпор» вы итак выучите их содержание. Лично так было со мной.  Читайте. Читайте всегда и везде. Нет возможности читать – слушайте аудиокниги или стихи. Вы должны выучить весь кодификатор, поскольку вопросы могут быть совершенно непредсказуемы.  Учите стихи. Сдавайте их в школе. Делайте анализы.  Перед тем, как писать сочинение, изучите биографию писателя. Не обязательно запоминать все события их жизни, лучше сделайте акцент на интересные моменты, например, на любовные истории, переезды, ссылки. Тогда, при изучении их творчества вы уже будете улавливать предпосылки написания произведения, понимать основную проблему.  Пишите. Пишите как можно больше и чаще. Если вам не нравится тема, то изучайте ее еще подробнее, вместо того, чтобы пропустить ее. Помните, что попасться на экзамене может все, что угодно.  Если есть возможность ходить к репетитору, используйте ее. Эксперт ЕГЭ поможет вас избежать речевых и логических ошибок в сочинениях, а также поможет разобраться с трудными моментами и решить сложные вопросы.  Не буду учить плохому, но скажу по своему опыту. До февраля 11 класса я пыталась сделать все домашнее задание по школе, а на это уходило много времени. Так что постарайтесь уделять больше времени именно тем предметам, по которым вы будете сдавать экзамен.  Расширяйте кругозор. Важно быть умным человеком и образованным во всех сферах. Очень жаль, что никто не дал мне такой совета в 10 классе. Я искренне считала, что школьных знаний будет достаточно в жизни (наивно), но это не так.  Если вы пишите не очень быстро, то пишите сразу на чистовик: лучше сдать работу с многократными зачеркиваниями, чем половину 17 сочинения.  Участвуйте во всевозможных профильных олимпиадах. При подготовке к ним вы изучите множество полезных материалов. 

Фото из Instagram @

5uglov.ru

Программа ЕГЭ по литературе - материалы для подготовки к ЕГЭ по Литературе

Минимальная Программа курсов подготовки к ЕГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий.

Темы занятий соответствуют Кодификатору ЕГЭ по литературе.

Обратите внимание на объем того, что нужно прочитать и освоить. Начинайте готовиться заранее.

1. Требования к выполнению тестов ЕГЭ по литературе: структура, типы заданий, формы бланков. Пособия и учебники.

Общие понятия курса:Художественная литература как искусство слова;Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества;Художественный образ. Художественное время и пространство;Содержание и форма. Поэтика;Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Проверка знаний учащихся (первичный тест).

2. Основные понятия теории литературы.Литературные роды: эпос, лирика, драма;Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.Сюжет. Композиция.Антитеза.Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.Лирическое отступление.Конфликт.Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.Пафос. Фабула.Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.Сказ.

3. Основные понятия теории литературы.Деталь. Символ. Подтекст.Психологизм. Народность. Историзм.Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.Звукопись: аллитерация, ассонанс.Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).Активизация знания текстов.

«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.

4. Классицизм в русской литературе XVIII века. Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».Основные понятия теории литературы.Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.

5. Русская драма эпохи классицизма. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.

6. Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятий "герой", "главный герой", "система персонажей".

7. Анализ фрагментов текста комедии Грибоедова «Горе от ума».Понятие «Литературная критика».Статья Гончарова «Мильон терзаний». Задания С1-С2.

8. Контрольная работа №1.Основные понятия теории литературы.Древнерусская литература.Литература эпохи классицизма.

9. Романтизм. Лирика В. А. Жуковского.Элегия «Море», баллада «Светлана».Средства художественной выразительности.Образы и образное мышление как основа литературного творчества.Романтизм и реализм.Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Погасло дневное светило...», «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю».

10. Стихотворения А. С. Пушкина:«Няне», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «..Вновь я посетил…».Поэма «Медный всадник».

11. Художественные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Автор и его герои.Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.Статья Белинского.

12. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».Обобщение понятия «эпические жанры».Поэзия М. Ю. Лермонтова. «Песня … про купца Калашникова».

13. Поэзия М. Ю. Лермонтова.Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Поэма «Мцыри».

14. Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Система образов в романе.Понятие «психологизм».Роль портрета и пейзажа.

15. Н. В. Гоголь.Поэма «Мертвые души» – особенности жанра и композиции.Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя.

16. Н. В. Гоголь.Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

17. Контрольная работа №2.Литература 1-й половины XIX в.

18. А. Н. Островский.Драма «Гроза». Особенности жанра драмы.Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».Статья Писарева «Мотивы русской драмы».

19. Лирика А. А. Фета:«Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

Лирика Ф. И. Тютчева:«Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б. « («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

20. Стихотворения Н. А. Некрасова:«Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

21. Жанровые разновидности русского романа:Роман-диспут И. С. Тургенева «Отцы и дети».«Календарный» роман И.А. Гончарова «Обломов».

22. М. Е. Салтыков-Щедрин.Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города» (обзорное изучение).

Н. С. Лесков.«Левша». «Несмертельный Голован».

23. Ф. М. Достоевский«Преступление и наказание».Тематика и проблематика романа. Психологизм Достоевского.Христианская символика в романе.Система художественных образов романа: «двойники» героя, роль «снов».

24. Л. Н. Толстой«Война и мир». Роман-эпопея.Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.25. Контрольная работа № 3. Литература 2-й половины XIX в.

26. Понятие «модернизм».И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».А. П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».А. М. Горький «Старуха Изергиль».

27. Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад» и драма А. М. Горького «На дне».Серебряный век русской литературы.Активизация знаний о литературных размерах. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

28. Основные поэтические течения серебряного века.

А. А. Блок.Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

О. Э. Мандельштам.Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А. А. Ахматова.Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

В. В. Маяковский.Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

Б. Л. Пастернак.Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

С. А. Есенин.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!. «, «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М. И. Цветаева.Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

29. Проза XX века.

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ-эпопея «Судьба человека».

М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

А. П. Платонов. Рассказ «Юшка».

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

30. Тема войны у А. Т. Твардовского.Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Обзор литературы второй половины ХХ века (краткие сведения).

Проза второй половины XX века (обзорно).Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.

Поэзия второй половины XX века (обзорно).Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.

Драматургия второй половины ХХ века (обзорно).А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

31. Контрольная работа № 4. Литература XX в.

32. Итоговое занятие: вопросы и ответы, уточнение недопонятого, финальное тестирование.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

ЕГЭ по литературе список произведений

Даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного текста. «Без чтения нет настоящего образования, – говорил своему сыну А.И. Герцен, – нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания.

Все эти произведения можно скачать одним архивом. Там всё аккуратно разложено по папкам и в хронологическом порядке. Формат fb2.

Если у вас нет электронного ридера, то ваш админ настоятельно рекомендует заказать здесь эту читалку или эту.

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"

В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"

А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про ... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."

Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"

Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"

И.А. Гончаров роман "Обломов"

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".

А.Н. Островский пьеса "Гроза"

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» 

В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"

М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

*Данный список взят из кодификатора ЕГЭ 2014 года с официального сайта ФИПИ. fipi.ru Стоит заметить, что он не изменился по сравнению с кодификатором за 2012 год

Читайте больше.

И не забывайте про варианты ЕГЭ онлайн у нас на сайте

Какие произведения нужно прочитать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по литературе 2014, Где найти примерный список произведений, который нужно прочитать, чтоб подготовиться к ЕГЭ по литературе, Что прочитать, чтобы подготовиться к ЕГЭ, Примерный список необходимой литературы, для подготовки к сдачи ЕГЭ по литературе 2014

5litra.ru