Первая в мире железная дорога. Развитие желенодорожного транспорта. Кто придумал железную дорогу


Кто изобрел железную дорогу и почему ты должен этим гордиться

Добрый день или вечер уважаемый читатель блока! В этой статье я поведаю тебе об изобретателях паровоза и железной дороги.  Об этом я недавно рассказал своей любознательной доченьке, расскажу и тебе. Я всегда стремлюсь отвечать на её вопросы, но тут она поставила меня просто в тупик. «Кто изобрел железную дорогу?» — спросила она меня. Ответа я не знал, а сознаваться в этом мне ни как не хотелось. Я начал разбираться и нашёл ответ на вопрос моей дочери.  А тебе интересно?

Предпосылки появления железной дороги

Оказывается ещё в середине шестнадцатого века в рудниках использовались деревянные лежни для вывоза угля и руды на поверхность. Тогда в деревянные телеги впрягали лошадей. Но лежни из такого материала быстро выходили из строя. С годами объёмы выработки росли. Твёрдым топливом и рудой торговали с соседними городами и другими странами. Возникла необходимость перевозить большие грузы не только морским, но и сухопутным путём. На смену деревянным рельсам пришли чугунные. Конную тягу придумали заменить более продуктивной паровой машиной.

Изобретатели паровоза

Ты знаешь, что способ подавать воздух в печь поршневой системой, двигающейся с помощью пара, придумал в 1766 году именно русский механик Иван Ползунов? Сама машина была из дерева. Внутри неё он установил металлический котёл и два цилиндра с поршнем внутри.  В котле кипела вода и пар выталкивал поочерёдно поршни из цилиндров. Двигаясь таким образом, они раздували меха, и воздух поступал в сталеплавильную печь. Но к сожалению этот талантливый человек умер в том же году. Через 42 дня работы в машине произошла поломка. Ремонтировать было не кому, и его детище разобрали и выбросили.

Прошло ещё 18 лет, прежде чем молодой механик из Англии Джеймс Уатт усовершенствовал этот способ и построил первую паровую машину. А уже в начале девятнадцатого века появились машины на колёсах с паровым двигателем, пароходы и паровозы.

А ты знаешь, в каком году и кем был построен первый русский паровоз?  В этой статье, я расскажу тебе о Ефиме Черепанове и его сыне Мироне. Эти механики — самородки были крепостными заводчика Демидова. Трудились они на металлургическом заводе в Нижнем Тагиле. Свой паровоз и рельсовый путь в 1834 году они создали из отечественных материалов.

Изобретатели рельсового пути

Оказывается первый рельсовый путь был проложен более двухсот лет назад в 1804 году в Англии. Для облегчения труда шахтёров английский инженер Ричард Тревитик сконструировал паровую машину, которая вытаскивала вагонетки на поверхность по откаточным путям длиной 15 км. Рельсовый путь изготовили из чугуна и он оказался не достаточно прочным для столь тяжёлой машины и быстро изнашивался. Модернизировал паровоз и предложил использовать для рельсового пути более прочное пудлинговое железо — Джордж Стефансон. А ещё этот английский инженер придумал сооружать насыпи, разработал новый способ стыковки рельс.

Джордж Стефонсон — отец железной дороги.

Джордж Стефансон родился в 1781 году в английском городе Уилэме в бедной шахтёрской семье. Ты знаешь, что начать работать сортировщиком угля ему пришлось восьмилетним ребёнком? А у тебя есть дети? Ты можешь представить своего сына — первоклассника в угольной шахте с лопатой в руках.

Любознательного мальчишку заинтересовали насосы, которые откачивали из шахты воду. Эти насосы качали воду под действием паровой машины. Когда он подрос, то стал работать машинистом в угольной шахте. Умный и талантливый паренёк старательно учился, изучал паровой двигатель. И к своим 30 годам смог усовершенствовать машину, откачивающую воду на его шахте. Его сразу назначили главным инженером рудника.

А в 1812 году он начинает заниматься изобретением новых машин с паровым двигателем. Тяжёлый труд шахтёра он знал не понаслышке. Что бы облегчить шахтёрский труд он изобрёл паровую «путевую машину» и предложил её владельцам рудников. Получив одобрение и деньги, он построил в 1813 г свой первый паровоз.  В течении последующего десятилетия Стефансон занимался усовершенствованием этой модели. Трудно переоценить значение его инженерной деятельности.

Ведь это в первую очередь его заслуга, что в 1825 году открылась для перевозок первая железная дорога Стоктон -Дарлингтон, протяжённость которой 35 км. По ней и двинулся в путь первый состав, состоящий из паровоза, изобретённого и построенного Стефансоном, и шести вагонов, гружённых углём и мукой. В вагонах были установлены и скамейки для пассажиров. Свой паровоз, имеющий угольную топку, он назвал «Locomotion» («Передвижение») и стал его первым машинистом. Скорость этого грузопассажирского состава была не большая всего 8 км/час.

Ты знаешь, по этой дороге двигаются составы и в наше время.

А уже через пять лет в 1830 году железнодорожный путь длиною в 54 км соединил города Ливерпуль и Манчестер. Очередной раз удивил мир сэр Джордж Стефансон тогда, когда создал сверхбыстрый для того времени паровоз. Его скорость достигала 50 км\ч. С этого момента возведение дорог стремительно набирало темп по всему миру. С тех пор прошло 10 этапов развития железных дорог, которые изменили мир.

Где построена первая русская пассажирская дорога?

Первая железная дорога в России появилась в 1788 году на Александрийском металлургическом заводе в Петрозаводске. Использовали её для перемещения чугунных заготовок между цехами. В то время железнодорожный путь использовалась в основном в промышленности. Были предложения от производителей паровозов об использовании их для пассажирских перевозок, но русская общественность была настроена скептически.

Прогрессивно настроенные слои общества одержали победу, и в 1934 г в Россию пригласили чешского профессора Франца Антона фон Герстнера. Он уже имел опыт строительства железной дороги в Европе. Изучив все условия, он обосновал Николаю I необходимость строительства железнодорожных путей сообщений и получил привилегию на постройку дороги между Петербургом, Царским Селом и Павловском.

Работы начали весной 1836 года с устройства насыпи и планировали завершить к 1 октября. Земляные работы пришлось вести на овражистой местности, осушать болото, строить мосты через реки. Все эти трудности задерживали постройку дороги. К установленному сроку был готов только участок между Павловском и Царским Селом. Паровозы строили в Англии и их поставку ожидали только в ноябре того года. Но 27 сентября 1836 года по новой железной дороге всё же отправился в путь первый состав. В Павловском парке собрались сотни зрителей из соседних городов и окрестностей. Состав, в котором помещалось 100 человек, тащили по рельсам  две запряжённые лошади. Таких составов было четыре. Сравни как в наше время происходит строительство железных дорог.

И, наконец, 30 октября 1837 года была назначена историческая церемония открытия движения на всей линии пути от Павловска до Петербурга длиною в двадцать семь километров.

С этого события началось стремительное развитие пассажирского железнодорожного транспорта в России. Но это, как говорят, уже другая история.

Кстати, специально для детей нашел книгу в которой все расписано простым и понятным языком, вот ссылка на нее «Тайны железных дорог», не пожалеете)

Да, и не забудьте подписаться на обновления блога)

Сергей Ткаченко

Этой статьей стоит поделится с друзьями:

myzd-life.ru

Кто, где и когда изобрел железную дорогу?

 

В 1825 году В Англии была открыта первая официальная железная дорога, (там же впервые построили первое метро). По ней двигался паровоз, который сконструировал Ричард Тревитик. Предпосылкой создания железной дороги железнодорожные пути с конной тягой. Первый паровоз же построили в 1804 году. Однако железо в тот период было слишком дорого, а паровоз весил слишком много - чугунные рельсы его не могли выдержать.

Первая железная дорога

Железную дорогу построили в северо-восточной Англии, ее протяженность составляла 40 километров. Она соединила города Дарлингтон и Стоктон на Тисе. Изначально данная дорога предназначалась для перевозки угля с шахт непосредственно с Дарлингтона к порту в Стоктоне, в котором грузили уголь на корабли.

Особенности устройство железной дороги:

1. Проект железной дороги разработал конструктор и инженер Джордж Стефенсон, который до этого уже имел опыт управления и эксплуатации железной дороги в Килингуорте.

2. На самом крутом уклоне стояли две стационарные паровые машины, которые посредством лебедки должны были придать дополнительную тягу. Однако в дальнейшем от данных машин отказались, так как паровозы продемонстрировали способность к самостоятельному передвижению поезда даже на больших уклонах.

3. Первым локомотивом стал паровоз Locomotion №1 Джорджа Стефенсона, который построен на его собственном заводе. Состав представлял пассажирский поезд, который перевозил примерно 600 пассажиров. Паровоз преодолел первые 19 километров за два часа. Первыми пассажирскими вагонами были переоборудованные вагонетки, ранее использовавшиеся для перевозки угля.

4. Эту дорогу в 1833 году продлили до Мидлсбро, что позволило ускорить перевозку угля, ведь тамошний порт имел более глубоководную гавань, чем Стоктон. Затем на дороге построили вторые пути, внедрили сигнализацию, после чего она стала образцовой при строительстве других железных дорог по Великобритании.

Стоктон-Дарлингтонская железная дорога в 1863 году была соединена Северо-Восточной дорогой, с включением в нее железнодорожных сетей Северо-Восточной дороги и Лондона.

Железная дорога в России

Вопросами прокладки первой железной дороги русское правительство озаботилось в начале 19-го века. Базой для данного направления явился Департамент водных коммуникаций, который создан в 1798 году.

Руководить строительством железной дороги, которую следовало проложить между Царским Селом и Санкт-Петербургом, было поручено Францу Герстнеру, австрийскому инженеру.

Особенности устройства железной дороги в России:

1. Франц Герстнер предполагал, что ширина колеи в 1435 мм, которая была принята в Европе, слишком мала для постройки правильной конструкции вагонов и паровозов. Именно поэтому Царскосельскую железную дорогу строили с колеей в 1829 мм.

Франц Герстнер, конструктор железной дороги в России

2. Практически вся дорога приобреталась за границей: были куплены крепления, стрелочные переводы и рельсы.

3. Царскосельская железная дорога первоначально была проложена до Царского села от Санкт-Петербурга, а позже ее продлили до городка Павловска. В результате общая протяженность трассы составила примерно 27 километров.

4. Первая пробная поездка между Павловском и Царским селом поезда с конной тягой была организована 27 сентября 1836 г.

5. Торжественное открытие движения Санкт-Петербург - Царское Село случилось 30 октября 1837 г. Сам Герстнер стал машинистом первого поезда, состоявшего из восьми вагонов и паровоза «Проворный». Средняя скорость движения поезда составила 32 км/час, а время поездки равнялась примерно 42 минуты.

6. Вагоны напоминали различного вида повозки, поэтому они назывались «дилижансы», «берлины», «шарабаны». Всего к открытию российской дороги поступили 6 паровозов, а также 19 грузовых и 44 пассажирских вагонов, которые закупили у Бельгии и Англии. Паровозы производились на основе применявшихся в Европе паровозов, однако в конструкцию были внесены существенные изменения, которые связаны с увеличенной шириной колеи.

Царскосельская железная дорога в качестве самостоятельной просуществовала лишь до 1897 года, затем ее включили в число Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, к тому же ее перешили на колею в 1524 мм.

 ideaИнтересные факты о железной дороге:

  • -Железные дороги в России каждый год перевозят 1 миллиард 300 миллионов пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 15 раз в год.
  • -Транссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной в мире. Её длина почти 9.300 километров.
  • -Cтанция «Половина» это самая середина Транссиба. От этой станции одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока.
  • -После открытия первой железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) первые трое суток проезд был бесплатным. Потому что никто не хотел ехать на этой «страшной штуке».
  • -В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».
  • -Несколько лет назад между Парижем и Венецией начал курсировать специальный "поезд любви". В купе такого поезда: VIP-обслуживание, есть телевизор, душевая кабина и специальная двуспальная полка.
  • -Однажды в турне по Швейцарии отправился поезд, на котором ехали сливки швейцарского общества: министры, депутаты, почетные граждане и т.п. По случаю торжества поезд был составлен из одних вагонов-ресторанов. Но организаторы не учли маленького нюанса: в швейцарских вагонах-ресторанах нет туалета. Поэтому когда поезд подошел к станции, собравшиеся встречать его местные жители, были очень удивлены: почетные гости сыпанули из дверей вагонов как горох.
  • -Японская фирма "Тошиба" построила поезд на магнитной подушке. Поезд способен развивать скорость в 517 км/час.
  • -Однажды группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги. И в итоге вынесла решение, что рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а... из золота.
  • -Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах следовали в передней части состава и были снабжены жесткими скамьями. Но пассажиры чаще ездили под скамьями. Потому что у этих вагонов не было крыши, и пассажиры прятались от непогоды и искр.
  • -В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 км на ней нет ни одного поворота.
  • -В ближайшем будущем в России могут появиться двухъярусные пассажирские вагоны. Такие вагоны будут гораздо экономичнее для железной дороги и гораздо комфортабельнее для пассажиров. В каждом купе такого вагона имеются душ, туалет и кондиционер.
  • -Самый длинный грузовой состав в мире курсировал в Советском Союзе по маршруту Экибастуз — Урал. Поезд длиной 6,5 километров перевёз 42.000 тонн угля в 440 вагонах.
  • -В начале 90-х гг. была известна такая афёра: африканцу обещали эмиграцию в Европу, забирали оговоренную сумму, привозили в Москву (тогда это было просто и дешево). А затем этого африканца сажали в поезд, заверив, что это поезд в Германию. Но на самом деле это был поезд метро, который двигался по кольцевому маршруту. Бедняга мог ехать очень долго.
  • -Специалисты советуют в целях безопасности, при покупке билетов отдавать предпочтение центральным вагонам. В случае аварии они страдают меньше, чем головные или хвостовые. А также лучше выбирайте сидячие места против движения поезда. Кстати,согласно статистике, поезда в 45 раз безопаснее автомобилей
  • -Максимальная скорость на рельсовом пути зафиксирована на отметке 985 км/ч! Именно такую скорость развила во время эксперимента платформа с ракетным двигателем в штате Нью-Мексико (США)

 

В следующих статьях вы сможете узнать о том, кто придумал стекло и зонт. 23.09.2018

www.qhhq.ru

Первая в мире железная дорога. Развитие желенодорожного транспорта

На сегодняшний день на территории ведущих стран мира проложено почти миллион километров железнодорожных путей. Придумано множество разработок по усовершенствованию железнодорожного транспорта: от поездов, двигающихся от электричества, до составов, которые двигаются на магнитной подушке, не касаясь рельсов.

Одни изобретения прочно вошли в нашу жизнь, другие же так и остались на уровне планов. Например, разработка локомотивов, которые двигались бы на атомной энергии, но из-за высокой опасности для экологии и больших финансовых затрат их так и не построили.

Сейчас разрабатывается первая в мире железная дорога для гравитационного поезда, который будет двигаться за счет своей инерции и силы тяжести.

У железнодорожного транспорта большой потенциал. Изобретаются все новые и новые способы передвижения по железной дороге, несмотря на то, что, кажется, в этой области все уже давно изобретено.

Зарождение железнодорожного транспорта

Самые первые железные дороги стали появляться в середине 16 века по всей Европе. Это нельзя было назвать железнодорожным транспортом в полной мере. По путям ездили вагонетки, которые тянули лошади.

первая в мире железная дорога

В основном такие дороги использовались на разработках камня, в рудниках и шахтах. Сделаны они были из дерева, и лошади могли перевезти по ним груз весом намного больше, чем по обычной дороге.

Но у таких рельсовых путей был существенный недостаток: они быстро изнашивались, и повозки сходили с путей. Для того чтобы уменьшить износ дерева, стали применять чугунные или железные полосы для укрепления.

Первые железные дороги, рельсы которых сделаны полностью из чугуна, стали использовать только в 18 веке.

Первая железная дорога общественного пользования

Первая в мире железная дорога для перевозок пассажиров была построена в Англии 27 октября 1825 года. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон, и изначально предполагалось, что по ней будут перевозить уголь из шахт в порт Стокона.

Проектом железной дороги занимался инженер Джорж Стефенсон, который уже имел опыт эксплуатации и управления железными дорогами в Килингуорете. Чтобы начать строительство дороги, пришлось ждать одобрения парламента целых четыре года. У нововведения было много противников. Владельцы лошадей не хотели лишаться своего дохода.

первые железные дороги

Самый первый состав, который перевозил пассажиров, был переоборудован из вагонеток для угля. А в 1833 году для быстрой перевозки угля дорогу достроили до Мидлсбро.

В 1863 году дорога вошла в состав Северо-Восточной железной дороги, которая и по сей день находится в эксплуатации.

Железная дорога под землей

Первая в мире железная дорога, которая проходила под землей, стала прорывом в сфере общественного транспорта. Первыми построили ее англичане. Необходимость в подземке появилась в тот момент, когда жители Лондона в полной мере познакомились с пробками на дороге.

В первой половине 19 века на центральных улицах города возникали скопления различных повозок. Поэтому решили «разгрузить» транспортные потоки за счет создания тоннеля под землей.

Проект лондонского подземного туннеля был изобретен французом Марком Изамбаром Брюнелем, который проживал в Великобритании.

Строительство тоннеля завершилось в 1843 году. Сначала он использовался лишь как пешеходный переход, но позже родилась идея метрополитена. И 10 января 1893 года состоялось торжественное открытие первой подземной железной дороги.

первая вмире железная дорога

На ней использовалась паровозная тяга, и длина путей составляла всего лишь 3,6 километров. Среднее количество перевозимых пассажиров составляло 26 тысяч человек.

В 1890 году произошла модификация составов, и они стали двигаться не на паровой тяге, а на электричестве.

Магнитная железная дорога

Первая в мире железная дорога, по которой поезда двигались на воздушной подушке, была запатентована в 1902 году немцем Альфредом Зейденом. Попытки возведения были предприняты во многих странах, но первая была представлена на Международной выставке транспорта в Берлине в 1979 году. Проработала она всего лишь три месяца.

Поезда по магнитной железной дороге передвигаются, не касаясь рельсов, и единственная тормозящая сила для состава – это сила аэродинамического сопротивления.

царскосельская железная дорога

На сегодняшний день поезда на магнитной подушке не могут конкурировать с железной дорогой и метрополитеном, потому что, несмотря на высокую скорость передвижения и бесшумность (некоторые поезда могут развивать скорость до 500 км/ч), имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, потребуются большие финансовые вливания для создания и обслуживания магнитных дорог. Во-вторых, поезда на магнитной подушке. В-третьих, электромагнитное поле наносит большой вред окружающей среде. И, в-четвертых, у магнитной железной дороги очень сложная путевая инфраструктура.

Во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, планировали создание таких дорог, но позже отказывались от этой идеи.

Железные дороги в России

Впервые в России предшественницы полноценных железных дорог были применены на Алтае в 1755 году - это были деревянные рельсы на рудниках.

В 1788 году в Петрозаводске построили первую железную дорогу для заводских нужд. А для пассажирских перевозок в 1837 году появилась железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село. По ней ходили составы на паровой тяге.

железная дорога санкт петербург царское село

Позже, в 1909 году, Царскосельская железная дорога вошла в состав Императорской ветки, которая соединила Царское Село со всеми линиями Санкт-Петербургской железной дороги.

fb.ru

Первая железная дорога в мире (Англия): строительство, история ее создания и дальнейшее развитие.

Первая в мире железная дорога на паровой тяге, предназначенная как для перевозки грузов, так и пассажиров появилась в Англии и соединила города Дарлингтон и Стоктон. Но это была далеко не самая первая из железных дорог, если говорить вообще. В статье мы постараемся разобраться с этим вопросом немного более подробно и рассказать, краткую предысторию возникновения первых железных дорог и поездов, а также, немного осветить ранний период их развития.

 

Прообразом железных дорог можно считать каменную дорогу войлок для перетаскивания кораблей через Коринфский перешеек, построенную еще в древней Греции. В дороге были сделаны глубокие желоба (прообраз рельс), которые служили направляющими.

10

Более современные рельсовые пути появились в связи с развитием горнодобывающей промышленности. Так, в 16-ом веке, в Англии и Германии стали использовать деревянные рельсовые пути и вагонетки, для перевозки угля, руды и других полезных ископаемых. Эти вагонетки еще точно нельзя назвать «железными» дорогами, хотя бы потому, что они были деревянными! 🙂

Подобные вагонетки было широко распространены в Англии аж до 18-го века, пока их не вытеснили железные дороги.

Первая железная дорога, не из дерева и расположенная не в шахте, а на поверхности, появилась между 1603 и 1604 годами и соединила Strelley и Wollaton. Эта дорога, хотя и была расположена на поверхности, но тоже использовалась, для доставки грузов из шахт Strelley в Wollaton. Длина ее составляла всего 3 км.

В России первая железная дорога появилась в Петрозаводске и использовалась для нужд Александровского завода.

Из рудников и шахт, эта технология распространилась и на пассажирские перевозки. Сначала появились пассажирские дороги с конной тягой. Первой была дорога Уондсвортом и Кройдоном построенная в 1801 году в Англии.

1804 году Ричард Тревитиком создал первый паровоз, но первая железная дорога способная выдержать паровоз открылась только в 1825 году. Она соединила угольные шахты Дарлингтона с городом Стоктон на реке Тис. Длина дороги 40 км. Она предназначалась, как для перевоза пассажиров, так и для вывоза угля с шахт Дарлингтона.

История строительства железной дороги Стоктон-Дарлингтон.

02

Паровоз «Ракета» Стефенсона.

06

Создание первой в мире железной дороги не было очень легкой задачей. Создатель самого лучшего на тот момент локомотива — Джордж Стефенсон, убедил в целесообразности этого проекта богатого промышленника Эдварда Пиза. Вместе, им пришлось еще четыре года ждать, пока не удалось получить разрешение на строительство у парламента. У новшества было много противников, начиная от владельцев лошадей, которые до этого хорошо зарабатывали на перевозках угля и заканчивая местными фермерами.

03

05

Не смотря на все преграды, 27 сентября 1825 года 33 вагона отправились в первый рейс из Дарлингтона в Стоктон. Поезд двигался со скоростью 8 км/час и кроме 600 пассажиров, привез 12 вагонов угля.

04

Интересный факт: эта железная дорога и на сегодняшний день рабочая.

В 1830 году провели дорогу которая соединила промышленный центр Манчестер с портовым городом Ливерпуль (56 км). Дальнейшее развитие было подобно взрыву, до 1840 года в Великобритании было уже 2390 км железных дорог.

В США первая железная дорога общественного назначения появилась в 1830 году в штате Мэриленд (Baltimore and Ohio Railroad). До 1840 года США обогнали Великобританию и проложили 4,4 тыс. км. железнодорожных путей.

С 1865 года, после окончания гражданской войны, в США начинается «Золотой век» железных дорог. С 1816 по 1916 год сеть железных дорог выросла в невиданных масштабах с 35 000 до 254 000 миль!

Можно было бы еще долго рассказывать, про историю развития железных дорог или про реакцию на появление поездов людей или про смешные на сегодняшний день опасения противников ее строительства, но об этом в другой раз. Добавим только, что заказ билетов на поезд, и сегодня остается очень востребованной услугой. А поезда, хоть и уступили часть своих позиций автомобильным дорогам и другим средствам передвижения, все же остаются популярным транспортом.

Видео: Паровоз в наши дни.

1895 First films Lumiere Brothers’ Первый фильм Прибытие поезда. Только не надо стрелять по монитору ;-))

webmandry.com

Кто придумал железную дорогу - Разное

20.05.2017 13:41 531

железная, дорога, кто, придумал

 

Кто придумал железную дорогу.

 Железная дорога - это одно из самых больших достижений человечества. Она имеет огромное значение в жизни людей. Кто же придумал и сделал реальным это чудо изобретение?

Самые первые железные дороги появились в Европе еще в середине XVI (16) века. Конечно они были совсем не похожи на современные. Такие дороги чаще всего использовались в рудниках и шахтах на разработках камня.Они были сделаны из дерева, и по ним лошади могли перевезти груз весом намного больше, чем по обычной дороге. 

Однако, у таких рельсовых дорог был один, но очень существенный недостаток: они быстро изнашивались, из-за чего вагонетки сходили с путей. И чтобы уменьшить износ деревянных рельсов их придумали покрывать чугунными или железными полосами. А первые железные дороги, рельсы которых были сделаны полностью из чугуна, начали использовать только в XVIII (18) веке.

Первый паровоз был построен еще в 1804 году. Это был Locomotion №1 Джорджа Стефенсона, построенный на его собственном заводе. Состав представлял из себя пассажирский поезд, который мог одновременно перевозить около 600 пассажиров.Скорость у него по современным меркам была очень маленькая - первые 19 километров он преодолел за 2 часа.

Однако железо в те времена было слишком дорого, а паровоз весил слишком много - чугунные рельсы его не могли выдержать. Поэтому, вместо привычных нам поездов, по рельсам ездили тогда вагонетки, которые тянули лошади.

Самая первая в мире железная дорога предназначенная для перевозки пассажиров была построена в Англии 27 октября 1825 года. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон. По ней двигался паровоз, который сконструировал Ричард Тревитик.

Изначально предполагалось, что по этой дороге будут перевозить уголь из шахт в порт Стоктона. Поэтому самый первый пассажирский состав был переоборудован из вагонеток для транспортировки угля.

Проект этой железной дороги разработал инженер Джорж Стефенсон, который к тому времени уже имел опыт эксплуатации и управления железными дорогами в Килингуорете. 

Но поскольку у нововведения на тот момент было много противников (владельцы лошадей не хотели лишаться своего дохода), прежде чем начать строительство, пришлось сначала целых четыре года ждать одобрения английского парламента. 

Сначала, это выглядело так: на самом крутом уклоне стояли две стационарные паровые машины, которые посредством лебедки должны были придать дополнительную тягу. Однако в дальнейшем от данных машин отказались, так как паровозы оказались способны самостоятельно двимгать состав даже на больших уклонах.

 

В 1833 году для более быстрой перевозки угля эта дорога была достроена до Мидлсбро.А еще через 30 лет, она вошла в состав Северо-Восточной железной дороги, которая работает и по сей день.

В России о постройке первой железной дорогизадумались в начале XIX (19) века. Она должна была соединять Царское Село с Санкт-Петербургом. Руководить строительством был назначен  австрийский инженер Франц Герстнер.

 

Поскольку Герстнер предполагал, что принятая в Европе ширина дорожной линии равная 143,5 сантиметров, слишком мала для постройки правильной конструкции вагонов и паровозов. Именно поэтому Царскосельскую железную дорогу строили с колеей в 182,9 сантиметров.

Большинство деталей, необходимых для постройки дороги были куплены за границей, в том числе крепления, стрелочные переводы и даже рельсы.

 

Первоначально, Царскосельская железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского села. Позднее ее продлили до городка Павловска. В результате общая протяженность железнодорожной трассы составила примерно 27 километров.

Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Павловском и Царским селом состоялась 27 сентября 1836 г. А еще через год 30 октября 1837 года, произошло торжественное открытие движения Санкт-Петербург - Царское Село. 

Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов был Франц Герстнер. Средняя скорость движения поезда составила 32 км/час, а продолжительность поездки была равна примерно 42 минутам. Вагоны поездов в то время напоминали повозки разных видов, поэтому они назывались «дилижансы», «берлины» и «шарабаны». 

Всего к открытию первой российской дороги в Бельгии и Англии было закуплено 6 паровозов, а также 19 грузовых и 44 пассажирских вагона. 

Позже Россия сама освоила производство паровозов. Делалось это на основе европейских машин, однако в конструкцию были внесены существенные изменения, связанные с разницей в ширине колеи.

В наше время по железным дорогам курсируют сверхбыстрые современные поезда, скорость которых доходит почти до 600 км/ч.

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

yznavaika.ru

Первая в мире железная дорога

Самая первая железная дорога в мире, предназначенная для использования паровых двигателей, соединила угольные шахты, расположенные неподалёку от английского населённого пункта Шилдон, с городами Стоктон-на-Тисе и Дарлингтон. Её официальное открытие состоялось в 1825 году. Экономический смысл этого проекта заключался в оперативной доставке угля из шахт в порт для погрузки на морские корабли. Перевозки по первой железной дороге в мире быстро превратились в весьма прибыльный бизнес. Коммерческая выгода стала причиной постройки дополнительной линии до порта Мидлсбро. На ранних этапах эксплуатации первой в мире железной дороги составы с углём приводились в движение паровыми локомотивами, а пассажирские вагоны тянули лошади.

Предыстория

Подземные шахты в окрестностях Шилдона существовали с давних времён. До появления первой в мире железной дороги уголь вывозили на телегах. В самом начале 19-го столетия возник проект постройки канала, который мог стать решением транспортной проблемы, но воплотить этот замысел не удалось. Основным препятствием стало несогласие Джона Скотта, пэра Англии и второго графа Элдона. В соответствии с составленным инженерами планом, канал предполагалось провести через его земельные владения.

Зарождение идеи

Проект строительства первой железной дороги в мире был представлен британскому парламенту для утверждения в 1821 году. Основным инвестором стал коммерсант Эдвард Пиз, вложивший в это предприятие огромную по тем временам сумму в семь тысяч фунтов стерлингов. Будучи самым крупным акционером, он оказывал существенное влияние на процесс сооружения первой в мире железной дороги. Проект получил одобрение парламента и короля, однако в тексте официального разрешения на строительство отсутствовало упоминание использования паровых локомотивов.

Джордж Стефенсон

Главный инвестор и вдохновитель проекта первой в мире железной дороги стремился найти наиболее компетентного специалиста, способного воплотить в жизнь передовые для начала 19 века технологии. Он остановил свой выбор на Джордже Стефенсоне, талантливом инженере, уже имевшем опыт конструирования паровых двигателей. Для руководства проектом создали особый комитет, члены которого были назначены собранием акционеров. Основные инвесторы предприятия принадлежали к христианскому протестантскому движению квакеров. В их число входил и Эдвард Пиз, которого впоследствии назвали "отцом первой в мире железной дороги". Из-за конфессиональной принадлежности авторов проекта рельсовый путь Стоктон-Дарлингтон также известен как "квакерская линия".

Джорджу Стефенсону помогал в работе над составлением планов его сын Роберт. Инженер внёс ряд предложений, призванных способствовать реализации задачи, довольно сложной по меркам той эпохи. Например, он рекомендовал использовать для изготовления рельс ковкий сорт железа. В 1822 году собрание акционеров официально назначило Стефенсона главным инженером. В соответствии с окончательным вариантом проекта, протяжённость первой в мире железной дороги должна была составить около 40 километров. Расстояние между рельсами - четыре фута и восемь дюймов (1,42 метра). Стефенсон активно выступал за эксплуатацию паровых локомотивов и сумел убедить акционеров в перспективности этой идеи. В 1823 году британский парламент дал специальное разрешение на использование "самоходных машин".

Открытие

Эдвард Пиз и Джордж Стефенсон вместе основали первый в истории завод по строительству локомотивов. Он располагался в городе Ньюкасле. 16 сентября 1825 года первый локомотив с паровым двигателем покинул стены завода. Вскоре он был представлен широкой публике.

Стоимость создания первой железной дороги в мире сильно превысила изначальные расчёты. Компания была вынуждена взять краткосрочный кредит на 60 тысяч фунтов стерлингов. Акционеры надеялись на то, что проект в скором времени начнёт приносить прибыль, которая даст возможность вернуть огромный долг. Первая железная дорога в мире была построена в 1825 году. Её официальное открытие состоялось 27 сентября. Локомотив, тянувший за собой 21 вагон, отправился в путь около 7 часов утра. Впереди поезда скакал всадник с флагом. В оборудованном сиденьями составе находилось от 450 до 600 пассажиров. На некоторых участках пути поезд развивал скорость до 24 километров в час.

Первое испытание не обошлось без технических неполадок. Поезд сделал вынужденную остановку продолжительностью в 20 минут из-за того, что у вагона, в котором ехали представители компании и инженеры, отвалилось колесо. Ещё полчаса пришлось потратить на ремонт парового локомотива. Поезд преодолел расстояние в 14 километров и был встречен восторженной толпой в 10 тысяч человек в Дарлингтоне. Это путешествие в общей сложности заняло два часа. Владельцы предприятия сочли открытие удачным и организовали праздничный банкет.

Эксплуатация на ранних этапах

Когда появилась первая железная дорога в мире, финансовая ситуация компании, которая её построила, оставляла желать лучшего. Предприятие находилось под бременем долгов и не могло привлечь новых кредитов. Начало функционирования дороги стало ключом к решению финансовых проблем. К 1827 году компания выплатила долги. Курс её акций быстро поднялся со 120 до 160 фунтов стерлингов. Компания начала получать прибыль, которую можно было инвестировать в развитие первой в мире железной дороги.

На ранних этапах рельсовый путь использовался исключительно для транспортировки угля. За первые три месяца эксплуатации объём перевозок составил 10 тысяч тонн. Применение паровых двигателей увеличило количество поставляемого угля и спровоцировало значительное падение его рыночной цены. В скором времени объём перевозок достиг 52 тысяч тонн в год.

Рентабельность

Первые локомотивы не отличались надёжностью. Источником проблем часто становились их чугунные колёса. Регулярный ремонт отнимал много времени и требовал дополнительных финансовых расходов. В ранний период паровые локомотивы были менее выгодны в экономическом смысле, чем лошади. Однако по мере решения технических проблем их рентабельность повысилась. В 1828 году собранию акционеров был представлен доклад, в котором утверждалось, что применение паровых двигателей уменьшает расходы на транспортировку в два раза. Однако часть пассажирских поездов по-прежнему использовала конную тягу.

Основание Мидлсбро

Бизнес по перевозке угля, ставший главным источником прибыли железнодорожной компании, нуждался в дальнейшем развитии и расширении. Порт Стоктона не мог вместить достаточное количество кораблей. Один из инженеров компании предложил построить новую ветку до Мидлсбро. Этот план получил одобрение со стороны Джорджа Стефенсона и собрания акционеров. Глубоководный порт Мидлсбро мог значительно ускорить процесс доставки угля. До появления железнодорожной ветки в этой местности находилось только несколько жилых домов. Превращение Мидлсбро в важный транспортный узел стало причиной возникновения города. В настоящее время его население насчитывает 174 тысячи человек.

Усовершенствования

Железная дорога постоянно модернизировалась. В 1832 году были построены вторые пути. Примерно в то же время прекратилось использование конной тяги для пассажирских составов. Паровые локомотивы заменили лошадей. Было введено расписание движения поездов и сигнализация, впоследствии ставшая общепринятой на всех железных дорогах Великобритании. Постепенно возрастала мощность локомотивов. В 1839 году средняя скорость пассажирских поездов составила 35 километров в час. Количество рейсов между Стоктоном и Дарлингтоном достигло шести в сутки. Ежегодно услугами железной дороги в среднем пользовались 200 тысяч пассажиров. Началось разделение вагонов на три класса, в зависимости от которых устанавливалась стоимость проезда. В 1863 году линия Стоктон-Дарлингтон стала частью Северо-восточной железной дороги Великобритании.

www.syl.ru

Первая Железная дорога - Кто придумал?

Уже была изобретена паровая машина, по улицам двинулся первый паровой экипаж, были проложены первые рельсовые пути. Оставалось только соединить все вместе. В 1804 г. в Англии открылась первая железная дорога: паровоз, сконструированный Ричардом Тревитиком. Тащил по откаточным путям длиной в 15 км вагонетку с 10 тоннами железа и 70 рабочими.

 

Отец железной дороги

Потребовалось еще много изобретательности, инженерного искусства и пропагандистской работы, прежде чем скептически настроенная общественность поверита в железную доро1у как надежный вид транспорта. Зато, когда в 1825 Г. впервые было открыто ре1улярное пассажирское железнодорожное сообщение между станциями Стоктон и Дарлиштон на расстояние 25 км. это вызвало бурю ликования. Ширина колеи на этой дороге, построенной Джорджем Стефенсоном - 1,435 и - стала стандартной для всей европейской железнодорожной сети. В 1829 г. на гонках локомотивов в Рэйнхиле под Ливерпулем победила стефенсоновская «Ракета». Тем самым был отобран локомотив, которому предстояло через год возить составы по первой крупной железнодорожной ветке Ливерпуль-Манчестер.

Быстрое распространение жд перевозок

В следующие десятилетия росли размеры, мощность, скорость и надежность локомотивов. По всей Европе возникали железнодорожные линии по английскому образцу: во Франции в 1832 г., в Бельгии и Германии - в 1835 г. В России первая линия Санкт-Петербург -Царское Село протяженностью 26.7 км открылась в 1837 г. В США также лихорадочно прокладывались рельсы: в 1869 г. открылась первая железная дорога, связавшая западное и восточное побережья.

Нарастание темпа

В 1930-е гг. паровозы стали сменяться электрическими и дизельными локомотивами. До 1939 г. Великобритания, Германия и США соревновались в создании самых быстрых и лучших в мире поездов. После Второй мировой войны началась эпоха скорехтного сообщения: в 1955 г. французский электровоз продемонстрировал рекордную скорость 331 км/ч. В 1964 г. в Японии между Токио и Осако начал курсировать «Шинканзен». а в 1981 г. открылась первая линия французского ТЖВ» на участке «Париж-Лион. Немецкий «ИЦЕ» присоединился к ним в 1991 г. В России первый скоростной поезд ЭР-200 Москва-1lei ербург начал Движение 1 марта 1984 г.

1879 г.: Вернер фон Сименс сконструировал первый электровоз, получающий ток от собственного контактного рельса. 1912 г.: на Прусско-Гессенской государственной железной дороге пущен первый дизельный локомотив. 1934 г.: Герман Ксмпср получает патент на электромагнитную подвесную железную дорогу.

 

23.09.2018

mjjm.ru