Разбор слова по звукам. Схемы и примеры. Как разделить на звуки слово


что это и как правильно его делать :: SYL.ru

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки. С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью. Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться. Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета). 3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка). 5) Ставится ударение в схеме.6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

www.syl.ru

Фонетический разбор слова (онлайн)

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка.

Фонетический разбор (разбор под цифрой 1) – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

Запомни!

А

О

У

Ы

Э

Л

М

Н

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

 

 

 

 

Ъ

Я

Ё

Ю

И

Е

 

 

 

 

 

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

Ь

А О У Ы Э - указывают на твердый согласный звукЯ Ё Ю И Е - указывают на мягкий согласный звук

[Л] [М] [Н] [Р] [Й'] - непарные звонкие согласные звуки[Х] [Ц] [Ч'] [Щ'] - непарные глухие согласные звуки

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] - парные звонкие согласные звуки[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] - парные глухие согласные звуки

[Ж] [Ш] [Ц] - ВСЕГДА твердые звуки[Ч'] [Щ'] [Й'] - ВСЕГДА мягкие звуки

[Р] [Р'] [Л] [Л'] [М] [М'] [Н] [Н'] [Й'] - сонорные согласные

Ъ Ь - звука не дают

Я Ё Ю Е - дают 2 звука, если

В начале слова

Яблоко, Ёж, Ель

После гласной

какаЯ, знаЮ

После Ъ, Ь

вьЮга, подъЕзд

План разбора

1. Правильно записать данное слово. 2. Поставить ударение. 3. Записать справа транскрипцию слова, разделить его на слоги. 4. Охарактеризовать все звуки, записывая их сверху вниз: &nbsp&nbsp&nbsp4.1. ударный-безударный для гласных; &nbsp&nbsp&nbsp4.2. звонкий-глухой (пара), твёрдый-мягкий (пара) для согласных; &nbsp&nbsp&nbsp4.3. указать, какой буквой обозначен каждый звук. 5. Подсчитать количество звуков и букв.

Примеры

Морко'вь1 - [маркоф'], мор-ковь.М [М] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный), сонорный. о [а] – гласный, безударный. р [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный), сонорный. к [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный). о [о] – гласный, ударный. в [ф'] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный). ь —————————– В слове 7 букв и 6 звуков.

Люблю'1 - [л'убл'у], люб-лю.Л [Л'] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный), сонорный. ю [у] – гласный, безударный. б [б] – согласный, звонкий (парный), твердый (парный). л [л'] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный), сонорный. ю [у] – гласный, ударный. —————————– В слове 5 букв и 5 звуков.

Фонетический разбор слова онлайн

Инструкция. Данная программа имеет существенные недостатки. В частности, это разбор слова "как есть", т.е. при вводе слова молоко будет выдана транскрипция [м о л о к о], вместо [м а л а к о']. Поэтому вводите слово по звукам. Например: "рИбина", "АПщение", "кАрова".

Введите слово:

Нравится

Комментарии:

Добавить комментарий

yznaika.com

Разбор слова по звукам. Схемы и примеры

В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с различными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и методам образования. Малыши обучаются разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. Также создавать многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в младшей школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому большому разделу языкознания – фонетике. Окончанием его исследования является разбор слова по звукам. Почему конкретно с фонетики начинается серьёзное и глубочайшее знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, при этом не только лишь российского, а хоть какого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических способностей и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что конкретно включает он в себя, и что необходимо знать школьникам, чтоб удачно управляться с заданиями фонетического нрава? Во-1-х, отлично ориентироваться в слоговом членении. Во-2-х, разбор слова по звукам не может выполняться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабеньких и сильных позиций. В-3-х, если оно (слово) включает йотированные, мягенькие либо твёрдые элементы, двойные буковкы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера употребляется для обозначения того либо другого звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация либо ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими отлично исследованы (хотя обозначенные определения и не упоминаются в учебниках, все же, детки знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может выполняться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает простых правил транскрипции. Потому учитель должен серьёзно и трепетно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Теоретические советы

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом тщательно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится символ «тире», после этого она пишется опять, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Потом открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Дальше под вариантом транскрипции необходимо пропустить строку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буковкы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная черта. В конце разбора проводится маленькая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буковкы и звуков в слове.

Пример 1-ый

Как всё это смотрится на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём сначала пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность осознать многие аспекты. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара — [б], жесткий;
  • о – [а] – это гласный звук, безударный;
  • к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара — г], твёрд.;
  • р – [р] — звук согласный, сонорный, потому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;
  • в – [в] – звук этот согл., является гулким, пара его — [ф], твёрдый;
  • а — [а´] – гласный звук, в ударной позиции;
  • л – [л] – это звук согл., относится к сонорным, потому непарн., твёрдый;
  • о – [а] – согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их стопроцентно совпадает.

Пример 2-ой

Поглядим, как произвести разбор слова «друзья» по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Сейчас записываем в транскрибируемом виде: [друз’й’а´]. И анализируем:

  • д – [д] – согласный, он гулкий и является парным, пара — [т], твёрдый;
  • р – [р] – согл., гулкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у – [у] – гласный, безударный;
  • з – [з’] – согл., является гулким, имеет глухую пару — [с], мягенький и тоже парный: [з];
  • ь – звука не обозначает;
  • я – [й’] – полугласный, гулкий всегда, потому непарный, всегда мягенький;
  • [а´] – гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буковка Я после мягенького знака обозначает два звука.

Пример 3-ий

Показываем, как надо делать разбор слова «язык» по звукам. Метод вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й’изы´к]. Разберите фонетически:

  • я – [й’] – полугласный, гулкий, непарный всегда, только мягенький;
  • [а] – этот звук гласный и безударный;
  • з – [з] – согл., гулкий, парный, пара — [с], твёрдый;
  • ы – [ы´] – гласный, ударный;
  • к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает поэтому, что буковка Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Поглядим, как смотрится разбор слова «белка» по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Сейчас затранскрибируйте: [б’э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:

  • б – [б’] – согл., гулкий, парный, [п], мягенький;
  • е – [э´] – гласный, ударный;
  • л – [л] – согл., сонорный, непар., в этом случае твёрдый;
  • к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а – [а] – гласный, безударный.

В данном слове однообразное количество букв и звуков – по 5. Видите ли, создавать фонетический разбор этого слова довольно легко. Принципиально только уделять свое внимание на аспекты его произношения.

Пример 5-ый

Сейчас давайте создадим разбор слова «ель» по звукам. Пятиклассникам это должно быть любопытно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из 1-го слога, что тоже не по привычке ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л’]. Сейчас произведем анализ:

  • е – [й’] – полугласный, гулкий, непарный, мягенький;
  • [э´] – гласный, ударный;
  • л – [л´] – согласный, сонорный, потому непарный, в данном слове мягенький;
  • ь – звука не обозначает.

Таким макаром, в слове «ель» 3 буковкы и 3 звука. Буковка Е обозначает 2 звука, т. к. стоит сначала слова, а мягенький символ звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из различного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая собственных школьников, должен стараться наполнить их словарный припас соответственной терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует именовать их сонорными, попутно указывая, что они всегда гулкие и поэтому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только гулкий, и по этому параметру примыкает к 4 предшествующим. Более того, ранее числилось, что этот звук относится к согласным, но его справедливо именовать полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше уяснить их? Запишите с детками предложение : «Мы не узрели подругу». В неё и входят все сонорные.

Особенные случаи разбора

Для того чтоб верно найти фонетическую структуру слова, принципиально уметь в него вслушаться. К примеру, словоформа «лошадок» будет иметь таковой вид в транскрипции: [лашыд’э´й’], «дождик» — [до´щ’]. Разобраться без помощи других пятиклассникам с такими и схожими вариантами достаточно трудно. Потому учитель должен на уроках стараться рассматривать достойные внимания примеры и уделять свое внимание учеников на некие языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздничек», «дрожжи», т. е., содержащих двойные либо непроизносимые согласные. На практике оно смотрится последующим образом: празд-ник, [пра´з’н’ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на продолжительность звука. Неординарна здесь и роль буковкы И. Тут она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Зачем слово непременно необходимо транскрибировать? Фонетический анализ помогает узреть графический вид лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово смотрится в собственной звуковой оболочке. Какова вообщем цель такового разбора? Она состоит не только лишь в сопоставление языковых единиц (буковкы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буковка обозначает различные звуки. Так, обычно считается, что в российском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Но в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из 2-ух и поболее корней. К примеру, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такая: [тр’иох’а´д’ирный’]. Как лицезреем, ударный здесь звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение — тоже вопрос достаточно непростой для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует малышей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так именуемые обыкновенные случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько труднее для малышей другая ситуация. К примеру, в слове «голубая» наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как разделять на слоги подобные варианты. Следует им разъяснить, что и здесь правило остаётся постоянным:си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

tipsboard.ru

Как делать звуко-буквенный анализ. Методика фонетического разбора с примерами на Kak-Legko.ru

Звуко-буквенный анализ принято называть фонетическим. Он заключается в том, чтобы разделить заданное слово по слогам, поставить правильно ударение, выписать звуки, соответствующие буквам слова так, как они слышатся при произношении, и затем охарактеризовать отдельно каждый из них по установленной схеме. Причем звуков может быть больше, чем букв, а может быть и меньше. При этом, в разных областях страны результаты разбора одного и того же слова окажутся разными, поскольку произношение у жителей разных регионов иногда существенно отличается.

Необходимо:

— тетрадь;— карандаш и ручка.

Инструкция:

  • Прежде, чем разобраться с тем, как сделать звуко-буквенный анализ, вспомним правила разбора. Итак, во-первых, производится орфографическая запись слова. Затем оно делится на слоги, ставится ударение. Третьим пунктом идет расставление переносов. Далее в столбик выписываем фонетическую транскрипцию слова, каждый звук характеризуем. После этого подытоживаем количество звуков и букв и отмечаем моменты, когда они не совпадают.
  • Поскольку звуко-буквенный анализ базируется на разборе характеристик звуков, вспомним некоторые важные моменты. Во-первых, буквы бывают гласные и согласные. Гласных букв в русском языке 10: «а», «о», «у», «ы», «э», «я», «ё», «ю», «и», «е». Гласными являются звуки: «а», «о», «у», «ы», «э», «и». Они бывают ударные и безударные. Буквы «я», «ё», «ю» и «е» имеют двойное звучание, если стоят впереди слова, после мягкого или твердого знака и после гласного звука. Именно поэтому остальные буквы и звуки – согласные. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Так, «й», «л», «м», «н», «р» — всегда звонкие, а «х», «ц», «ч», «щ» — всегда глухие. Звуки «ж», «ш», «ц» всегда твердые, а «й», «ч», «щ» всегда мягкие. Кроме этого, согласные звуки образуют шесть пар звонких и глухих согласных: «б-п», «в-ф», «г-к», «д-т», «ж-ш», «з-с».
  • В качестве примера приведем звуко-буквенный разбор слова «приятели», который наглядно покажет, когда количество звуков больше, чем количество букв:

    Деление по слогам: при-я́-те-ли (в слове имеется четыре слога, ударение падает на второй слог)

    Перенос: при-я-те-ли

    п [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный.р [р] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.и [и] – гласный, безударный.я [й] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.—[а] – гласный, ударный.т [т] – согласный, глухой, мягкий, парный.е [е] – гласный, безударный.л [л] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.и [и] – гласный, безударный.

    В слове 8 букв и 9 звуков. Несовпадения: буква «я» обозначается двумя фонемами: «й» и «а».

  • Разбор слова «дробь» является ярким примером случаев, когда напротив – количество звуков меньше, чем количество букв:

    Дробь (в слове одна гласная, а потому в ней один слог, и переносу слово не подлежит)д [д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный.р [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный.о [о] – гласный, ударный.б [п] – согласный, глухой, мягкий, парный.ь– не звука.В слове 5 букв и 4 звука. Несовпадения: буква «б» слышится как «п», а буква «ь» не имеет звучания.

  • И, наконец, фонетический разбор слова «похлебка» докажет, что бывает и полное соответствие количества букв и звуков:

    Похлебка. Деление по слогам: по-хле-бка(в слове имеется три слога, ударение падает на второй слог)Перенос: по-хлеб-кап [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный.о [а] – гласный, безударный.х [х] – согласный, глухой, твёрдый, непарный.л [л] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.ё [о́] – гласный, ударный.б [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный.к [к] – согласный, глухой, твёрдый, парный.а [а] – гласный, безударный.В слове 8 букв и 8 звуков. Несовпадения: буква «о» обозначает звук «а», буква «ё» имеет звучание «о», а буква «б» — «п».

  • Приведенные примеры показывают, как делать звуко-буквенный анализ, принятый в средних общеобразовательных учреждениях. Как видно, ничего трудного в этом процессе нет, главное – опыт, знание правил и внимательность. В любом случае, всегда можно обратиться за помощью к справочникам по русскому языку. В частности, это могут быть и справочные интернет-источники, например, http://www.gramota.ru, а также онлайн-сервис фонетического разбора слов http://slovonline.ru/slovar_el_fonetic.

kak-legko.ru