Кадриль - это живой, быстрый танец. Разновидности кадрилей. Кадриль как танцевать


Как танцевать кадриль | Школа танцев BK Dance

Как танцевать кадриль

Кадриль – танец, который должен был уметь танцевать каждый, уважающий себя молодой человек, и каждая воспитанная девушка из хорошей семьи. Исполнение кадрили было обязательным на светских раутах и балах. Со временем кадриль получила широкое распространение не только на своей родине, но и во многих странах мира.

Базовые движения

Кадриль – парный танец. Движения кадрили исполняются обоими партнерами. Кадриль имеет несколько разновидностей – круговая и угловая кадриль. Хореографический рисунок состоит из нескольких этапов, которые называются фигурами. По принципу своих движений, кадриль напоминает целую историю знакомства и развития отношений между двумя влюбленными.

Фигуры танца

Первая фигура танца называется знакомство. Парень с девушкой становятся друг к другу лицом. Девушка стоит справа от зрителей, ее партнер по левую сторону. Пара движется к центру зала, где здоровается за правую руку, после чего делается несколько вращений, с применением простых шагов, которые начинаются с пятки, далее следует тройной притоп, и партнеры расходятся.

Как танцевать кадриль

Вторая фигура – прогулочная. Партнеры движутся по кругу, делая четыре шага, которые чередуются с тройными притопами. После того, как пара прошла круг, она возвращается в исходное место. Стоя на месте, партнеры выполняют вращения, после чего руки поднимаются вверх и соединяются. Под руками одной пары проходит в танце следующие пары, и встают по своим местам, это в называеся ручеек.

Третья фигура – обход. Оба партнера одновременно делают шаги, рисуя квадрат, но при этом не обращаются лицом друг к другу. В завершении выполнения шагов, оба партнера окажутся в позиции лицом друг к другу. После выполнения последнего шага парень с девушкой берутся за руки.

Четвертя фигура. Оба партнера выполняют пружинистые движения, после чего подходят по одному шагу навстречу, ноги немного согнуты в коленях. Приблизившись, партнеры выравнивают ноги, и повторяют движения, вновь легонько согнув колени. Такие элементы танца необходимо повторить, выполняя их синхронно.

Пятая фигура – сменяющая. Девушка идет мимо своего партнера, и подходит к другому танцору, в это время партнер подходит к девушке с другой пары. Таким образом, все пары меняются своими партнерами. Совершать такую смену необходимо до тех пор, пока партнерша не воссоединится со своим первоначальным партнером.Так заканчиваеся танец.

Похожие записи:

Как танцевать в стиле «робот» Как танцевать в стиле «робот» Многие современные люди сегодня стремятся обучиться танцевальному стилю «робот». Его суть исполнения заключается в выполнении прямолинейных, суставных движений, при которых один сустав полностью изолируется от другого. Данное направление довольно редко приобретает чистое исполнение. ... Как танцевать в пуантах Как танцевать в пуантах Балет является уникальной видом классического танца. Люди, которые занимаются балетом очень стройные и кажутся хрупкими и невесомыми. Однако в действительности у них очень развиты мышцы рук, ног, а также спины, на что потрачено много усилий и годы тренировок. Очень часто ноги, у людей. ... Как придумать движения для танца Как придумать движения для танца Бывают случаи, когда есть необходимость разработать собственные танцевальные движения и скомбинировать их в один красивый танец – для вечеринок, на смотре талантов или просто себе в удовольствие. Сначала такое задание может показаться довольно сложным. Но, стоит расслабиться и отдаться во ... Как правильно фотографировать танцы Как правильно фотографировать танцыТанец бесспорно является неким движением, проявляющим чувства и отображающим иногда саму жизнь. Фотография представляет собой статичную картинку. Возможно ли совместить эти две противоположности и передать не только динамику, но и всю экспрессию движений танца. Данные фотографии очень сложно ... Как подобрать наряд для танца живота Как подобрать наряд для танца живота Восточный танец живота – само воплощение женственности, сексуальности и чувственности. Выполняя танец живота необходимо надевать специальный костюм, который подчеркивает танец, создавая единую концепцию. Классический костюм Костюм для исполнения восточных танцев должен иметь лиф, юбку до пола ...

bkdance-school.ru

Кадриль – живой быстрый танец, который нашёл своё «Я» во многих странах мира. — MyLifeDance

кадриль Кадриль – живой быстрый танец, который нашёл своё «Я» во многих странах мира. Несмотря на то, что «Кадриль» зародилась во Франции, она безвозвратно влюбила в себя русских танцоров. В нашей стране «Кадриль» появилась в начале 18 века. Она видоизменялась и расцветала, приобретала новые формы, движения, характер исполнения. В разных уголках России кадрили дарили новые элементы, свойственные местному менталитету и предпочтениям. «Кадриль» - парный танец, имеющий определённую композиционную структуру, которой нужно придерживаться во время исполнения. Фундаментальная композиция кадрили состоит из четырёх пар танцующих, расположенных в форме квадрата. Каждая из пар поочерёдно исполняет свой танцевальный фрагмент, а затем все пары объединяются в общую фигуру танца. «Кадриль», как правило, включает в себя от пяти до шести фигур. Построение танцевальных фигур в кадрили многообразно. Существуют сотни различных вариаций переходов и танцевальных рисунков в танце, но, несмотря на это можно выделить три группы по форме построения. Круговая форма, линейная форма (в два ряда) и квадратная форма (угловая). Для круговой формы характерны движения по кругу, в центр круга и обратно. В круговых кадрилях, как правило, учувствует чётное количество пар, от двух до шестнадцати. Пары выстраиваются в два ряда и танцуют с теми парами, которые находятся, напортив них. Здесь каждая пара либо подходит к другой паре, либо пары движутся друг на друга. Квадратные построения характерны передвижениями танцующих пар крест-накрест или по диагонали квадрата. В квадратной кадрили участвует четыре пары. Сейчас русская «Кадриль» совершенно не похожа на оригинальный французский танец, она стала своей родной зажигательной пляской, которую так сильно любит наш народ!

Смотрите видео, оценивайте статьи и оставляйте свои комментарии!

Танец "Московская Кадриль" в коллективном исполнении - смотреть видео.

Танец "Московская Кадриль" в парном исполнении - смотреть видео.

Танец "Старинная городская Кадриль" - смотреть видео.

mylifedance.ru

Мастер-класс по теме: "Сочиняем и танцуем кадриль"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Цель: Создание атмосферы творческого взаимодействия учащихся и педагога при реализации собственных танцевальных замыслов.

Задачи:

  1. Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.
  2. Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.
  3. Развить коммуникативные навыки, образное мышление при создании и постановке своих замыслов.

План занятия:

  1. Введение детей в атмосферу занятия. Поклон.
  2. Разминка.
  3. Сведения о русском народном танце “Кадриль”. Формы построения кадрили.
  4. “Круговая кадриль”. Исполнение. Разучивание танца с гостями.
  5. “Угловая кадриль”. Исполнение. Совместное сочинение детей и педагога третьей фигуры кадрили. Демонстрация вариантов. Заключительное исполнение танца.
  6. Итоговая беседа.

Ход занятия:

  1. Звучит мелодия русской народной песни “Утушка луговая”. Дети входят в класс переменным шагом, перестраиваются в линии по четыре человека, образуя рисунок танца “коробочка”. Исполняется русский праздничный поклон.
  2. Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с ребятами проведём мастер- класс для наших гостей, расскажем об одном из видов русского танца – кадрили, научим танцевать вас и попробуем себя в качестве балетмейстера.
  3. Звучит мелодия русской народной песни “Ах, вы сени, мои сени”. Исполняется танцевально-ритмическая разминка, основанная на движениях, используемых в кадрилях (притопы, дроби, хлопушки, присядка, “ковырялочка”.) Задача разминки - разогрев опорно-двигательного аппарата ребёнка, создание психологического и эмоционального настроя занятия, знакомство с основными движениями русского танца.
  4. Ученик
  5. : – Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства. Мы расскажем о кадрили. Кадриль - задорный игровой парный танец, вид русской пляски. Своё происхождение ведёт от салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа. Кадрили по форме построения бывают круговыми и квадратными (угловыми). Круговые кадрили исполняются по кругу.
  6. Звучит мелодия русской народной песни “Подгорная”. Дети исполняют круговую кадриль, затем приглашают гостей, присутствующих на мастер-классе разучить и исполнить танец вместе. (Приложение 1 см. ниже).
  7. Ученик
  8. : - Мы с вами станцевали круговую кадриль, но есть кадрили с угловой формой построения, как правило, исполняются четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Кадриль делится на фигуры, которые могут иметь различные названия: “Задорная”, “Проходочка”, “Девки нарасхват”, “Дробить” и др. Основные рисунки танца в кадрили: “Звездочка”, “Воротца”, “Прочёс”, “Уголки”. Фигуры отделяются друг от друга паузами, выкриками, дробями, взмахом платка и т.д.

Педагог: Мы исполним для вас первую, вторую и четвёртую фигуры угловой кадрили, а третью фигуру сочиним (разделившись на подгруппы) с вами.(Приложение № 2 см. ниже).

– Звучит мелодия русской народной песни “На горе-то калина”. Исполняется первая фигура - “Знакомство”.

– Звучит мелодия русской народной песни “Ой, мамка, я Ваньку люблю”. Исполняется вторая фигура - “Прогулочка”.

– Звучит мелодия русской народной песни “Ах, вы сени, мои сени”. Исполняется четвёртая фигура - “Прощальная”.

Педагог: Предлагаю работу по группам – сочинить третью фигуру кадрили на мелодию “Барыня”. Фигура называется “Задорная”.

Дети и гости работают в группах. Звучит мелодия русской народной песни “Барыня”. Исполняются варианты сочинений. Интересный вариант разучивается всей группой. В заключении исполняется весь танец.

  1. Педагог: На данном занятии мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца кадриль, а также формами его построения, особенностями и манерой исполнения. Вы передали яркий, игровой характер русской кадрили, побывали в роли постановщика танца, проявили творчество и воображение в создании своих собственных замыслов, поделились знаниями с нашими гостями. На этом наш мастер-класс закончен.

Приложение 1.

Круговая кадриль.

Пляска- кадриль исполняется под мелодию “Подгорной”. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется парами по кругу, с последующим переходом партнёрши к другому партнёру. Исходное положение: Пары стоят по кругу, лицом по ходу движения. Правые руки подняты вверх и соединены. Левые руки открыты в сторону и соединены

1-4 такты. Все участники движутся вперёд по кругу, исполняя два простых шага с каблука и тройной притоп, начиная справой ноги, затем то же самое с левой ноги.

5-8 такты. Возвращаются назад спиной на своё место, исполняя тот же шаг.

9-12 такты. Исполнители меняются местами, руки не рассоединяют, а лишь меняют их положение. Девочки шагают с левой ноги - два шага, тройной притоп, затем возвращаются с правой ноги на своё место. Мальчики одновременно исполняют движение с правой ноги.

13-16такты. Мальчики делают соскок по второй позиции, девочки обходят мальчиков простым шагом, держась левой рукой за правую руку партнёра.

17-24 такты. Исполнители разворачиваются друг к другу лицом, мальчики спиной в круг. Хлопают в ладоши.

25-32 такты. Исполнители вращаются в парах, и партнёрша переходит к другому партнёру, стоящему следующим по кругу.

Танец повторяется несколько раз.

Приложение 2.

Угловая кадриль.

  1. Фигура. “Знакомство”. Исполняется мелодия песни “На горе-то, калина”. Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики справой стороны от зрителя, девочки – с левой. Участвуют четыре пары.

Исполнители линией идут к центру класса, здороваются правыми руками мальчик с девочкой, затем вращаются в парах и парами расходятся по углам класса.

В фигуре используются простой шаг с каблука и тройной притоп

  1. Фигура. “Прогулочка”. Звучит мелодия “Ой мамка, я Ваньку люблю”.

Танцующие парами идут по кругу, исполняя четыре простых шага и тройной притоп. Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в одну и в другую стороны. Затем парами сходятся в центр круга и расходятся на свои места.

  1. Фигура. “Прощальная”. Звучит мелодия песни “Ах, вы сени, мои сени”.

Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса, исполняют вращение в парах, затем поднимают руки, образуя воротца. Через “ручеёк” проходит четвёртая пара, и партнёры расходятся по разным сторонам – прощаются. Затем прощается третья, вторая пары. Последними уходят танцоры первой пары.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

это живой, быстрый танец. Разновидности кадрилей

Некоторые танцы мировой культуры, приобретя определенные отличительные особенности, получили массовое распространение не только на своей родине, но и за пределами ее. К таким относится и кадриль - парный танец, бывший когда-то салонным и со временем распространившийся в народе.

В движениях и в манере исполнения на сегодня произошли определенные изменения, но основные композиционные особенности этого своеобразного исторического танца сохранились до сегодняшних дней.

История танца

Немногие знают, что кадриль – это танец французский. Но есть еще одна версия, по которой он первоначально возник в конце 17-го века в Англии и имел название «контрданс». Это танец, зародившийся среди крестьянства. О происхождении названия есть и другое мнение. Суть его в том, что исполняющие располагаются друг против друга, а слово «contre» с французского языка переводится как «против». Особенно популярным он стал в исполнении нескольких пар во Франции, и название было ему дано «кадриль».Кадриль это

Танец через десятилетия стал очень популярным и появился практически во всей европейской территории, включая и Россию, где широкое его распространение началось с 19-го века. Оказавшись в непривычной атмосфере, кадриль французская вобрала в себя настоящие русские традиции. Некоторые отличия отмечались и в зависимости от географии распространения: в самых разных регионах этому великолепному танцу придавали движения, характерные лишь местным традициям. К примеру, в некоторых регионах при его исполнении присутствуют поцелуи.

Кадриль – танец, который представляли даже на ассамблеях Петра I в начале 18-го века.

Покорив посетителей высших салонов и зрителей танцевальных залов, кадриль стремительно стала распространяться в простом народе и превратилась в одну из любимых плясок.

Прежние фигуры стали перерабатываться, видоизменяться, и стали возникать новые. Все эти изменения и обеспечили этому истинно народному танцу долгую жизнь.

История возникновения названия

Название танца «кадриль» явно имеет общие корни с французским «quadrille», с «cuadrilla» испанским и с «quadrum» латинским. В связи с этим и возникают сомнения по поводу страны, в которой возник этот танец.

И все же исторические источники подтверждают происхождение французское, первоначально как бального танца, образовавшегося от английского контрданса. Последний танцевали крестьяне в Англии еще в 17-ом веке, а сама кадриль уже распространилась во Франции, а затем и в других европейских странах в 18-19-ом веках.

Описание

Кадриль – живой, быстрый танец. Раньше пары располагались напротив друг друга, по четырехугольнику, и поочередно выполняли свои партии. Причем состоял танец из пяти фигур, которые всегда завершались общим движением всех пар.

Несмотря на сложность фигур, движения идеально отрабатывались и доводились до совершенства салонными танцорами.Кадриль танец

Кадриль со временем сильно изменилась, а названия движений, многие из которых исчезли, просто были заменены на цифры. Некоторые движения были упрощены.

Виды кадрили и их особенности

Народная кадриль – это танец, имеющий множество разновидностей: русская и литовская, украинская, латышская, эстонская, белорусская и даже американская. Всех их отличают разнообразие и самобытность.кадриль - живой, быстрый танец

Кроме того, могут существовать и местные варианты. Например, кадриль русская может называться уральской, московской и волжской.

Украинская кадриль сложена из множества фигур, достигающих 12-и по количеству.

Белорусская кадриль – это комплекс простоты с разнообразием построений. Общее количество фигур - от 4 до 12. Отличительным в белорусской кадрили является включение солирования, либо раздельно, либо попарно.

Русская разновидность кадрили

Следует отметить, что позже появившийся жанр частушек довольно тесно переплелся с этим веселым танцем. Как это выглядит? Исполнители во время танца могут петь частушки в любом порядке: все вместе, поодиночке или парами. Часто кадриль исполняется под многие известные песни.Русский народный танец кадриль

Русская кадриль – это танец, имеющий особенность, связанную с увеличением количества танцующих пар и с тем, что в некоторых элементах появился перепляс и каждая очередная фигура отделяется от предыдущего движения остановкой движения одновременно с музыкой.

Русская кадриль представляет следующие три группы по форме своего построения: угловые или квадратные, двухрядные или линейные и круговые.

Русский народный танец кадриль имеет несколько фигур со своими названиями: проходочка, звездочка, знакомство, воротца и пр. Они либо объявляются ведущим, либо дается притопом или платком знак для их исполнения.

Благодаря сочетанию удивительной задорности с простотой кадриль прочно обосновалась в культуре и в быту русского народа. Танец этот впитал в себя множество национальных традиций. Благодаря этому он сильно изменился, по сравнению с первоначальной его формой – кадрилью из Франции.

fb.ru

Методическая разработка постановки русского танца кадриль"Ягодки"

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детской культуры (искусств) «Радуга»

Методическая разработка русского народного танца кадриль

«Ягодки»

для детей 6 – 8 лет

Составитель:

педагог дополнительного

образования

А.А. Дубровская

г. Выкса

2016 год

hello_html_265504b0.jpg

Кадриль – живой быстрый танец, который нашёл своё «Я» во многих странах мира. Несмотря на то, что «Кадриль» зародилась во Франции, она безвозвратно влюбила в себя русских танцоров. В нашей стране «Кадриль» появилась в начале 18 века. Она видоизменялась и расцветала, приобретала новые формы, движения, характер исполнения. В разных уголках России кадрили дарили новые элементы, свойственные местному менталитету и предпочтениям. «Кадриль» - парный танец, имеющий определённую композиционную структуру, которой нужно придерживаться во время исполнения. Фундаментальная композиция кадрили состоит из четырёх пар танцующих, расположенных в форме квадрата. Каждая из пар поочерёдно исполняет свой танцевальный фрагмент, а затем все пары объединяются в общую фигуру танца. «Кадриль», как правило, включает в себя от пяти до шести фигур. Построение танцевальных фигур в кадрили многообразно. Существуют сотни различных вариаций переходов и танцевальных рисунков в танце, но, несмотря на это можно выделить три группы по форме построения. Круговая форма, линейная форма (в два ряда) и квадратная форма (угловая). Для круговой формы характерны движения по кругу, в центр круга и обратно. В круговых кадрилях, как правило, учувствует чётное количество пар, от двух до шестнадцати. Пары выстраиваются в два ряда и танцуют с теми парами, которые находятся, напортив них. Здесь каждая пара либо подходит к другой паре, либо пары движутся друг на друга. Квадратные построения характерны передвижениями танцующих пар крест-накрест или по диагонали квадрата. В квадратной кадрили участвует четыре пары. Сейчас русская «Кадриль» совершенно не похожа на оригинальный французский танец, она стала своей родной зажигательной пляской, которую так сильно любит наш народ!

Цель: Создание атмосферы творческого взаимодействия учащихся и педагога при реализации собственных танцевальных замыслов.

Задачи:

  1. Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.

  2. Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.

  3. Развить коммуникативные навыки, образное мышление при создании и постановке своих замыслов.

План занятия:

  1. Введение детей в атмосферу занятия. Поклон.

  2. Разминка.

  3. Сведения о русском народном танце “Кадриль”. Формы построения кадрили.

  4. “Угловая кадриль”. Разучивание танца. Исполнение. Совместное сочинение детей и педагога прощальной фигуры кадрили. Демонстрация вариантов. Заключительное исполнение танца.

  5. Итоговая беседа.

Ход занятия:

  1. Введение детей в атмосферу занятия. Поклон.

Звучит мелодия русской народной песни. Дети входят в зал, перестраиваются в линии по четыре человека. Исполняется русский народный поклон. 

  1. Разминка

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, сегодня я проведу мастер- класс для вас, расскажу об одном из видов русского танца – кадрили. Вы научитесь танцевать и попробуете себя в качестве балетмейстера.

Звучит мелодия русской народной песни “Московская кадриль”. Исполняется танцевально-ритмическая разминка, основанная на движениях, используемых в кадрилях (притопы, дроби, хлопушки, присядка, “ковырялочка”.) Задача разминки - разогрев опорно-двигательного аппарата ребёнка, создание психологического и эмоционального настроя занятия, знакомство с основными движениями русского танца.

  1. Сведения о русском народном танце “Кадриль”. Формы построения кадрили.

Педагог:

Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.

Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.

По форме построения можно выделить три группы кадрилей:

1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.

2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.

3. Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.

Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.

4. «Угловая кадриль». Разучивание танца. Исполнение. Совместное сочинение детей и педагога прощальной фигуры кадрили. Демонстрация вариантов. Заключительное исполнение танца.

Педагог:

Мы сейчас встанем с вами на первую, вторую и последующую фигуру угловой кадрили и проучим под счет, а финальную фигуру сочиним (разделившись на подгруппы) с вами.

Наш танец называется «Ягодки», поэтому у каждого мальчика в руках корзинка. Это будет шуточный номер, в котором мальчики встречаются и идут за ягодами, а в лесу знакомятся с девочками, гуляют с ними, а потом угощают собранным урожаем. Но, один мальчик, так гулял, что забыл ягоды собирать, девочка на него обиделась, а он не растерялся и подарил ей аленький цветочек.

Описание угловая кадриль (на мелодию «Кадриль московская):

  1. Фигура “Встреча”. Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики справой стороны от зрителя и с левой, девочки – также только ближе к зрителю. Участвуют четыре пары.

Исполнители-мальчики линией идут к центру класса, здороваются правыми руками, затем делают поклон зрителю, затем выходят в одну линию и идут вперед.

В фигуре используются простой шаг с каблука и тройной притоп

  1. Фигура «Знакомство»

Девочки обходят мальчиков и встают с правой стороны от них. Мальчики ставят корзинки и приглашают девочек потанцевать, протягивая им правую руку. Танцующие исполняют движение – приставные шаги с хлопками, затем обходят друг друга и встают в рисунок «Звездочка».

  1. Фигура «Звездочка»

Танцующие парами идут по кругу, исполняя шесть простых шагов и тройной притоп. Мальчики стоят на месте, а девочки идут к следующему партнеру.

  1. Фигура «Прогулочка».

Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в левую сторону. Затем парами, стоящими напротив друг друга сходятся по диагонали в центр круга и меняются местами, поочереди.

  1. Фигура «Заговор»

Мальчики сходятся в центр круга обычным шагом и начинают шептаться, а девочки в этот момент стоят по углам и удивляются, исполняя движения руками вправо и влево. Потом девочки подходят к мальчикам и оттаскивают их в уголочки, а сами сходятся в центр и тоже шепчутся. Мальчики стоят по углам, обидевшись.

  1. Фигура «Примирение»

Девочки подходят к мальчикам и берут их за руку. Исполняют движение вместе: ковырялочка вправо, влево, вправо и притоп. Потом мальчики делают присядку, а девочки обходят вокруг них.

  1. Фигура «Крутея»

Танцующие исполняют движение – приставные шаги с хлопками, затем обходят друг друга . Движение исполняется дважды.

  1. Фигура «Воротца»

Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса и начиная с четвертой пары – проходят через воротца, девочка встает и ждет, а мальчик идет к своей корзине и дарит девочке «Ягодку», и так далее все пары. Но у первой пары, в корзине не оказалось ягоды, поэтому девочка плачет, а мальчик достает из кепки цветок и они уходят вместе. Таким образом, последними уходят танцоры первой пары.

  1. Фигура «Прощальная».

Педагог: Предлагаю работу по группам – сочинить последнюю фигуру кадрили. Фигура называется “Прощальная”.

Дети работают в группах. Звучит мелодия. Исполняются варианты сочинений. Интересный вариант разучивается всей группой.

Все участники выходят с разных сторон на середину зала, встают в одну линию, кланяются и уходят парами, помахав зрителю рукой.

В заключении исполняется весь танец.

5. Итоговая беседа

Педагог: На данном занятии мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца кадриль, а также с формами его построения, особенностями и манерой исполнения. Вы передали яркий, игровой характер русской кадрили, побывали в роли постановщика танца, проявили творчество и воображение в создании своих собственных замыслов. На этом наш мастер-класс закончен.

В конце мастер-класса исполняется русский народный поклон .

infourok.ru

20. Кадриль, как разновидность плясовых форм танца

Происхождение кадрили от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английскому контрдансам. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские солоны многих стран, в том числе и Россию, начала распространяться и в русском народе в начале. Это произошло в XIX веке через крепостных слуг, служилых людей, которые показывали в своих деревнях новые фигуры танца. В народе кадриль десятилетиями изменялась, совершенствовалась и приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв у салонного танца лишь некоторые особенности построения и названия её, часто видоизменялась на русский лад («Кадрёлка», «Кадриль»).

Типичные черты кадрили.

  1. Танец парный.

  2. Участвуют чётное количество участников, пар.

  3. Определенная композиция обязательна для всех.

  4. Пофигурное построение в народном варианте от 3 и более.

  5. Каждую новый рисунок (фигуру) последовательно исполняют все пары (поочерёдно или одновременно).

  6. Основной ход сохраняется на все фигуры.

  7. Вся кадриль исполняется под единую мелодию или каждая фигура под свою.

  8. Манера, стиль и характер исполнения кадрили в каждой местности свой и отражает отличительные особенности жизни людей, « Что ни город – то норов, что ни деревня – то обычай».

В Ярославских сельских кадрилях чувствуется влияние города, это находит выражение и в линиях костюма и в некотором жеманстве манеры исполнения (городская купеческая манера). Калининская область славилась текстильным производством процессы выращивания и обработки породили ряд типичных движений, которые вошли в пляску, в том числе и в кадриль, здесь сильно бьют каблуки, встречается много дробей, движения резкие манера мелкая, задиристая.

  1. Встречающиеся в кадрилях кружения в паре происходит почасовой стрелки, а в общем круге против часовой стрелки.

  2. Кадриль начинается с объявления, ведущего с приглашением партнеров, заканчивается пожатием руки, поклоном, подарком.

  3. В кадрилях подчеркивается ухаживание за женщиной много провожаний, поклонов, глубокого уважения друг другу.

  4. Кадриль исполняется: а) в умеренном темпе лиричном;

б) в быстром темпе, живо, задорно.

Музыкальное сопровождение кадрили

  1. Под плясовые песни, которые поют участники и зрители.

  2. Под сопровождение инструментов гармонь, балалайку.

  3. Под песню и музыку инструментов одновременно.

  4. Появившаяся в конце XIX века частушка органично вошла в кадриль, может сопровождать всю кадриль, но чаще отдельные фигуры, которые так и называют под частушку. Поют по очереди или одновременно.

Название кадрилей

  1. От названия места проживания города или деревни (городская, Шуйская и т.д.).

  2. Название определяет построение кадрилей, например «Круговая».

  3. От количества фигур, например шестерне.

  4. От содержания или образа, например Узелок с задумкой.

Название фигур

Ярко характеризуют каждую фигуру:

  1. От характера движения («Задорная», «Крутея», «Проходочка», «дробить»).

  2. От рисунка танца («Воротца», «Звездочки», «Уголочки»).

  3. От отношения танцующих между собой («Знакомиться», «Коситься», «Девки на расхвати», со 2, с 3).

  4. От названия песен, под которые исполняются фигуры. («Сени», «Подгорка», «Барыня»).

  5. Фигуры не имеют определенного названия, а только нумерацию.

  6. В фигурах с названием. («Поцелуйчик», «Прощание», «Козенка») участники обязательно целовались, гармонист прекращает игру и после выкрика ведущего кавалер целует даму, следует поцелуй. «Козенка гармонисту» девушки целовали гармониста.

  7. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы одиночной пляски и перепляса, в которой участники показывают свое мастерство, это отразилось и в названиях фигур, например « Топотуха с переплясом »

  8. От общего содержания, образа всей кадрили, например: «Козлик», фигуры – ножки, хвостик, копытце.

Разделение фигур в кадрили

  1. Перед началом следующей паузы, остановка, как в музыке, так и в пляске.

  2. Объявление ведущем, название или порядковый номер фигуры.

  3. Ведущий показывает начало каждой фигуры взмахом платка, притопом, дробным ключом или хлопком.

  4. Все участники хлопают в ладоши.

  5. Баянист дает перед каждой фигурой аккорд или проигрывает вступление.

  6. В кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна непрерывная мелодия так же идет разграничения. В них названия или номера выкрикиваются в момент перехода от одной фигуры к другой. Если кадриль хорошо срепетирована, то обходятся без объявлений.

  7. Часто окончание каждой фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами всех исполнителей одновременно.

  8. В кадрилях может встречаться в момент прогулки, отдыха. Плясать перестают, игра становится тише, пары прогуливаются, ведут беседы. По окончанию, кто-нибудь из участников или ведущий оповещает об этом.

Форма построения: Кадрили бывают квадратные, линейные, круговые

Квадратная (угловая) кадриль

Квадратную кадриль называют по-разному, часто «угловая», иногда - «на четыре стены» или «по углам».

Любое название уже само определяет построение кадрили. Эта группа кадрилей, как правило, исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, напротив неё по диагонали третья, слева от первой пары вторая, напротив неё четвёртая пара. Движение и переходы пар в этой группе кадрилей происходят по диагонали или крест-накрест.

Поэтому количество пар, участвующих в пляске, должно быть не больше и не меньше четырёх, поскольку при таком движении иное количество пар принять участие в кадрили не может.

Квадратные или угловые кадрили пляшут по всей России, но чаще всего они встречаются в её центральных областях (Московской, Тверской, Тульской, Рязанской). На средней Волге (в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской и Самарской областях). А также в Пензенской и Тамбовской областях.

В квадратных кадрилях встречается много различных построений и переходов пар, например:

а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;

б) две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются местами; две другие пары или стоят на месте, или кружатся;

в) две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или меняются местами;

г) две противоположные пары сходятся в центре, и парень одной пары передаёт другому парню свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними.

Как эти, так и другие перестроения, и переходы часто можно встретить в квадратных кадрилях, исполняемых в различных областях. Но, несмотря на схожесть рисунка, они резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере, присущей только той местности, в которой бытует данная кадриль.

В Тверской области большинство кадрилей быстрые, с многочисленными мелкими дробными движениями, с показом своего мастерства – техники исполнения. Также в Тверской области, как ни в какой другой, в кадрилях распространён поцелуй. Фигуры с поцелуем в тверских кадрилях называются «Казенка», «Прощальная», «Пряда».

Угловые кадрили тульской области более степенны, нежели тверские кадрили, хотя в основе их также лежит скользящий шаг.

В ряде фигур кадрилей Саратовской и Самарской областей встречаются хлопушки, исполняемые парнями и девушками или только девушками. Но хлопушки, как правило, бывают не во всех фигурах кадрили, а лишь в некоторых или даже в одной из фигур.

Квадратные кадрили встречаются и на Урале. Парни во время пляски очень обходительны с девушками и внимательны к ним. В некоторых кадрилях пары берутся не за руки, а за концы платков или за мизинцы.

Линейная (двухрядная) кадриль

В линейном (двухрядном) построении «улицей» могут участвовать четыре, шесть, восемь и более пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив неё, вторая пара и т.д.; таким образом, слева от зрителя все нечётные, справа все чётные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Пары идут друг на друга одновременно, или одна пара подходит к другой, и это главное в композиции линейной кадрили. Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях и на просторах улицы.

Исполнение кадрили двумя парами называется «малой кадрилью» и является самостоятельной своеобразной формой исполнения русской кадрили. Но часто во время исполнения к пляшущим подстраиваются новые пары, но обязательно в обе линии.

Линейная (двухрядная) кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего она встречается в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской областях, на Урале, в Сибири и на Нижней Волге, в Астраханской области.

Линейным кадрилям присущи свои различные перестроения и переходы пар, например:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит на своё место;

б) пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте. Подойдя к противоположным парам , участники образуют кружочки, которые движутся против хода часовой стрелки.

в) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять и из парней.

г) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «Воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «Воротиками» проходит уже другая линия.

Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой - девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки, являясь первой фигурой кадрили. Такое начало можно видеть в «Зеленгинской» (Астраханская область), и «Воленской» (Ярославская область).

Есть кадрили, где обе линии состоят из одних девушек. Такое построение встречается в кадрилях Новосибирской области, Московской области.

Манера исполнения линейных кадрилей очень разнообразна. Так, большинство кадрилей Ярославской и Ивановской областей исполняется в умеренном темпе, в них подчёркнуто ухаживание за девушками, много провожаний, элегантных поклонов. Девушки пляшут скромно, изящно. В этих кадрилях подчёркивается глубокое взаимное уважение друг к другу.

В Чухломском районе Костромской области танцуют «Ножкинскую кадриль». Пляшут без единого стука, без единого притопа. Основной ход – шаркающий шаг на высоких полупальцах.

Большинство кадрилей Астраханской области исполняется живо, задорно, в быстром темпе. Много притопов, пристуков, прихлопов, соскоков. Характерно уважительное отношение к девушкам. Основной ход с разнообразными движениями рук и положением корпуса.

Много различных кадрилей бытует на Среднем Урале: и быстрые, и медленные. Во многих кадрилях встречаются хлопки. Очень большое количество фигур построения.

По окончании кадрили принято благодарить девушек подарками.

Круговая кадриль.

В круговой кадрили, как правило, участвует чётное количество пар, чаще всего четыре или шесть, реже восемь. Но бывают и исключения, когда в кадрили пляшет нечетное количество пар.

Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведется по движению часовой стрелки. Первая пара всегда находится слева от зрителя.

Круговые кадрили пляшут во многих областях России, но чаще они встречаются в Московской, Самарской областях, на Урале и в Сибири.

В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, против движения часовой стрелки, иногда по движению часовой стрелки, а также к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнёров. Или же наоборот;

б) парни девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнёров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга, образуя «звёздочку» или круг; совершив полный поворот, возвращаются на свои места;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; Совершают обход со своим партнёром правым или левым плечом вперёд.

Круговые кадрили могут исполняться простым, шаркающим и переменным шагами, в зависимости от существующих местных особенностей и традиций.

Своеобразны по исполнению круговые кадрили Самарской области. Парни пляшут в пиджаках. У девушек много переходов исполняемых с различными положениями рук.

В Сибири, в Томской области встречаются круговые кадрили. Исполняются они под гармошку, и обязательно с сопровождением частушками. Все частушки поются в довольно быстром темпе, живо, весело, с огоньком.

Фигуры не имеют определённого названия, а идут под порядковыми номерами.

Кадрили, как правило, пляшут парами - парень и девушка, но встречаются кадрили, которые исполняются парами, состоящими из девушек или молодых женщин. Партнёрши - задушевные подруги.

Сценическая обработка кадрили

  1. Разворот танца на зрителя.

  2. Отбор лучших характерных композиционных рисунков.

  3. Усложнить технический ряд (усложнить технику исполнения).

  4. Обязательная передача, манеры исполнения.

  5. Ограничить рамки времени.

  6. Отработать, придать отточенность.

  7. Кадриль исполняется от собственного «Я» или в образе. Ошибка современных балетмейстеров привносить подражательность манерность, какую-то манерную типажность, якобы присущую кадрили. И тогда получаются одинаковые кадрили, где юноши в традиционных фуражках с цветками, а девушки жеманные. Все это дурной вкус.

  8. Сценическая жизнь кадрили возможна лишь при непрерывном развитии сценического действия, т.е. при наличии бессюжетной драматургии.

  9. Создание у зрителей ощущения, что танец рождается сейчас в живом творчестве исполнителей. Это залог успеха любой постановки в форме пляски.

studfiles.net

Русский народный танец кадриль - движения, видео

Танец кадриль  быстрый, живой вид народного танца. Танец имеет веселую форму с участием взаимодействия между несколькими танцорами.

Характеристики кадрили:Танец кадриль характеризуется четырьмя парами, или восемь танцоров. Четыре пары расположены в форме квадрата, каждая пара формирует одну из сторон квадрата. Две пары, называются «головная пара», две другие «пары на стороне». Каждый танец начинается и заканчивается в оригинальном каре.Во время исполнения  кадрили, используют микрофон, чтобы вести танцоров через последовательность шагов в такт музыке , на различные шаги, вращения, повороты, и изменения партнёров.История кадрили:Кадриль как танец возникла из танцев 17 века, главным образом, из кадрили и танца Моррис. Кадриль популярна  в Англии, Франции и Европе, танец также имеет корни в Соединенных Штатах. Кадриль была определена в качестве официального танца в 19 штатах США.

Кадриль звонки:Термин «кадриль» обычно ассоциируется с живым абонентом. Вызывающий должен создавать логические последовательности танца, или звонков, которые соответствуют ожиданиям и способностям танцоров.»Вызов» является именем конкретного движения танца. Обычно вызовы состоят из от 4 до 32 пунктов, или этапов. Последовательности вызова могут быть длинными или совсем короткими.

Танцевальная музыка в кадрили:Танцевальная музыка в кадрили меняется в зависимости от типа выполнения кадрили. Традиционный танец кадриль, как правило, сопровождается живой акустической музыкой. Традиционной танцевальной музыкой страны, такие как ирландская приспосабливаются к народной музыки, и часто эта музыка предпочтительнее. Современная танцевальная музыка для кадрили включает в себя различные типы музыки, включая поп, кантри, рок и бродвейские мюзиклы. Музыка, как правило, быстрее и часто меняется.

www.alldanceworld.ru